Правовая охрана товарного знака
На территории Российской Федерации действует национальное законодательство, а именно – Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регламентирует процедуру получения прав, использования прав и защиту прав на товарные знаки и знаки обслуживания (торговые марки).
В соответствии с данным законодательством, обладателем исключительного права на товарный знак (торговую марку) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся предпринимателем, не имеет возможности стать собственником товарного знака (торговой марки) на территории Российской Федерации.
Процедура оформления и подача материалов заявки на регистрацию товарного знака (торговой марки) проходит в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Для чего необходимо право на товарный знак?
Представьте себе ситуацию, когда предприятие продолжительное время успешно работает под незарегистрированным названием, производит хороший товар или оказывает высококачественные услуги под незарегистрированным товарным знаком.
В этом случае это предприятие рискует стать жертвой недобросовестной конкуренции, так как любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать его товарный знак на себя и, присвоив тем самым не только репутацию, но и его торговую марку. При этом новоявленный "собственник" будет иметь право привлечь истинного владельца товарного знака к гражданской или уголовной ответственности.
Помимо вышесказанного, возможна противоположная ситуация, когда предприятие в своей коммерческой деятельности использует товарный знак, принадлежащий другому лицу. В этом случае оно, может быть и неосознанно, рискует стать нарушителем прав законного собственника этого товарного знака со всеми вытекающими последствиями, включая обязанность возместить нанесенные незаконным использованием убытки.
Наконец, рассмотрим более чем реальный случай, когда после нескольких лет работы на рынке компания, в силу внутренних противоречий, делится на несколько фирм или предприятий, занимающих одну нишу рынка. Так часто бывшие партнеры по бизнесу превращаются в конкурентов. При этом каждый из них считает себя правопреемником и претендует на уже известный потребителям товарный знак, торговую марку, логотип запомнившийся слоган и т.п.
Во всех описанных случаях расходы материальные и моральные, связанные с восстановлением справедливости, могут оказаться несоизмеримо большими, чем затраты, требующиеся для своевременной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ, удостоверяющие Ваши права законного владельца на товарный знак.
Право на товарный знак охраняется Четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицами.
Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.
Нарушением права владельца товарного знака признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях к продаже товаров;
в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Ответственность за незаконное использование товарного знака (торговой марки).
Нарушение исключительных прав владельца товарного знака, влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 1515 Части четвертой ГК РФ защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушений или взыскания причиненных убытков осуществляется следующим образом:
Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Экономическое значение торговой марки
Товарный знак, как объект исключительного права, имеет самостоятельное экономическое значение, так как становится ценным объектом собственности. Стоимость товарного знака может постоянно возрастать, так как определяется многочисленными условиями: периодом существования на рынке, территорией реализации товара, активностью восприятия, запоминаемостью, узнаваемостью, эффектностью рекламы и другими факторами.
Вы можете использовать Ваш товарный знак для:
маркировки им своих товаров и услуг
рекламы
продажи
предоставление в пользование
внесения в уставной капитал
постановки на баланс предприятия
Кроме того, потребители больше доверяют стабильным фирмам. Недаром в последнее время все чаще в рекламе используется предупредительная маркировка "R" и "ТМ", которая указывает, что товарный знак зарегистрирован, а фирма, маркирующая этим знаком свои товары и услуги, пришла на рынок не на один день.
Зарегистрированный товарный знак – это мощное оружие в конкурентной борьбе, сжато и лаконично создающее отличительный образ товаров и услуг фирмы в сознании потенциального потребителя.
Порядок регистрации товарного знака (торговой марки) в России
Для регистрации товарного знака необходимо подать заявку в Государственное патентное ведомство РФ.
Поступившей в Патентное ведомство заявке присваивается регистрационный номер, после чего проводится формальная экспертиза заявки.
Формальная экспертиза включает проверку содержания заявки, оплаты пошлин Этот срок может быть продлен в случае, если заявителю будет направлен запрос экспертизы. Заявитель должен ответить запрос экспертизы в течение двух месяцев с момента его получения.
При положительном результате формальной экспертизы заявителю направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с уведомлением о дате поступления заявки и дате приоритета товарного знака.
Далее проводится экспертиза заявленного обозначения, включающая: проверку товарного знака на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации и проверку по иным основаниям для отказа в регистрации в соответствии со ст. 1483 Четвертой части ГК РФ, включающую:
поиск тождественных и сходных ранее зарегистрированных товарных знаков;
определение степени сходства заявленного и выявленных в процессе поиска обозначений;
однородность заявленных товаров и услуг, товарам и услугам, для которых зарегистрированы выявленные товарные знаки
В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения заявителю могут быть направлены запросы для уточнения материалов заявки или решения вопросов, обусловленных выявлением сходных товарных знаков или обозначений, ранее заявленных на регистрацию.
В Законодательстве о товарных знаках не регламентирован срок рассмотрения заявки.
На практике он составляет 12–15 месяцев.
Т.е. по истечении 12–15 месяцев с даты подачи заявки Патентное ведомство выносит решение о регистрации, либо об отказе в регистрации товарного знака.
В случае вынесения положительного решения, после оплаты пошлины. Выдача свидетельства производится через 1 месяц после поступления в Патентное ведомство документа, подтверждающего оплату пошлины. Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет. Срок действия Свидетельства может многократно продлеваться.
Ускорение процедуры регистрации товарного знака
УСКОРЕННАЯ – Срочная экспертиза заявленного обозначения проводится только в отношении заявок, которые планируется подать на международную регистрацию по процедуре Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему.
Для проведения ускоренной экспертизы по заявке на регистрацию товарного знака нужно: Подать заявку на регистрацию товарного знака в ФИПС. После проведения формальной экспертизы заключить договор с ФИПС на оказание услуг по проведению ускоренной экспертизы. Подписанный договор нужно направить в ФИПС вместе с платежным документом, подтверждающим оплату соответствующих тарифов. После получения уведомления о предполагаемом принятии решения о регистрации товарного знака направить в ФИПС международную заявку. Одновременно с подачей международной заявки нужно оплатить международную пошлину за подачу заявки в ВОИС на международную регистрацию.
Срок регистрации товарного знака при ускоренной экспертизе составляет не более 6 месяцев с даты подачи заявки.
Свидетельство на товарный знак является документом, удостоверяющим приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Регистрация товарного знака действует на всей территории РФ в течении 10 лет. Этот срок может быть неоднократно продлен при уплате соответствующей пошлины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|