|
Психофизиологические основы восприятия цвета
Цветовая гамма рекламного сообщения не менее важна при позиционировании и выведении товара на рынок, чем логотип фирмы или её слоган. В «фирменном стиле» цвет играет существенную роль. Он влияет на положение товара на рынке, и его используют как орудие в конкурентной борьбе.
Более 90% информации человек получает с помощью зрения. Посредством зрения мы определяем форму предмета, объем, глубину пространства, количественную и качественную характеристики света и цвета. [7, c.93].
В фирменном стиле цвет играет особо важную роль. Он настолько серьезно влияет на положение товара на рынке, что его используют как мощное орудие в конкурентной борьбе. Известно, что существуют стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем на наши чувства. Ассоциации, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается уже символически [6, с.174–175].
Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Они вызывают различные психические реакции у человека. К субъективным относятся национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции региона, возраст, пол, культурный уровень индивидуума, род профессиональной деятельности, особенности нервно–психического склада субъекта. Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие.
Объективные свойства цвета и реакции, которые они вызывают:
Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее психическая реакция человека на него.
Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма разнообразные, неустойчивые и относительно слабые реакции.
Наиболее однозначно человек реагирует на температурные, весомые и акустические ассоциации. Самые различные группы людей оценивают эти качества цвета в основном одинаково [8, с. 90 – 92].
Каждый из цветов вызывает определенные ощущения, ассоциации, чувства.
Красный цвет воспринимается как резкий, возбуждающий. Он ассоциируется с огнем, связывается с сильными чувствами, учащает ритм дыхания и способствует повышению кровяного давления. Красный цвет–символ власти и величия. Люди, любящие красный цвет, склонны к риску и авантюрам, например к азартным играм. Благодаря этому красный цвет широко используется в игорных домах.
Оранжево–красный цвет – яркий, ассоциирующийся с солнцем, несет заряд энергии.
Оранжевый цвет воспринимается как напряженный, динамичный, ассоциируется с закатом, вызывает чувство беспокойства, легкого возбуждения. Физиологи отмечают, что оранжевый цвет ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.
Желто–оранжевый блестящий цвет на блестящей поверхности ощущается как накал, ассоциируется с восходом солнца, золотом, чувством счастья, жизнелюбия.
Желтый цвет воспринимается как теплый, ассоциируется с весной, чувством надежды. Физиологи и медики отмечают, что желтый цвет стимулирует умственную деятельность. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и в итоге может действовать подавляюще на психику. Как отмечал Гете в своих исследованиях цвета, незначительные примеси в желтом цвете вызывают отвращение и неудовольствие.
Зеленый цвет уравновешивает эмоции, предельно материален и действует успокаивающе. Глаза отдыхают, а внимание обостряется.
Голубой и синий цвета обманчивы. Так, при лунном свете трудно определить размеры и формы предметов. Эта часть спектра расслабляет мускульную энергию, и не только глазных, но и сердечных мышц, поэтому время как бы замедляется, так же как и физиологические процессы.
Многие солидные фирмы стремятся внушить клиентам доверие, демонстрируя серьезность, надежность. Этому отчасти способствует синий цвет. Недаром многие банковские интерьеры и даже костюмы служащих часто выдержаны в сине–лиловой гамме.
Синий цвет часто выбирается как нейтральный фон текстовой информации, которая рассчитана на быстрое прочтение. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека и увлекает взгляд в глубину. Гете часто называл синий цвет «чарующее ничто». У многих народов синий символизирует небо и вечность, истину, мечту и тоску по идеалу [9, с.100–101].
Значение восьми цветов по М. Люшеру: Человек, выбирающий серый на первую позицию хочет отгородиться от всего стеной, чтобы оставаться свободным от любых обязательств и ни во что не быть вовлеченным и таким образом защитить себя от любого внешнего влияния и воздействия. Такой человек не склонен к деятельности, он изолирует себя от непосредственного участия в том, что должен делать, выполняет все машинально, механически.
В тесте темно–синий цвет символизирует полное спокойствие. Его созерцание оказывает успокаивающее воздействие на ЦНС. Тело настраивает себя на релаксацию и восстановление, так что потребность в этом цвете повышается в периоды болезни и истощения. В психологическом плане также усиливаются чувствительность и ранимость. Темно–синий, как и все основные цвета, является цветовым представлением базовой биологической потребности: физиологически – в спокойствии, психологически – в удовлетворенности, причем удовлетворенность представляет собой сумму спокойствия и удовлетворения. Синий символизирует связи, которые человек выстраивает вокруг себя, объединение и чувство принадлежности к группе. Синий, как ослабленная чувствительность, является предпосылкой умения сопереживать, эстетических переживаний и медитативной созерцательности.
Темно–синий обладает значительной глубиной и объемностью (особенно его предпочитают полные люди) и символизирует завершенность и удовлетворенность. Когда на первую позицию выбирается синий, у человека есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии и удовлетворенности, либо существует физиологическая потребность в отдыхе, разрядке и возможность восстановлении сил. Всякий, кто отдает предпочтение синему, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений, в которой события идут и развиваются плавно в более или менее привычном направлении, среды, в которой его взаимоотношения с окружающими безмятежны и свободны от разногласий. Если синий на первой позиции выбран сам по себе, а не в качестве компенсации, то он означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом жизни заниматься честно, не нарушая моральных норм. Человек испытвает потребность чувствовать, что он может доверять свои друзьям и близким.
Зеленый в тесте содержит в себе немного синего. Он является тестовым цветом, представляющим физиологическое условие «гибкого напряжения». Психологически он выражает себя как волевой акт в работе, как упорство и настойчивость. Поэтому сине–зеленый является выражением твердости, постоянства и, прежде всего, способности выстоять перед изменениями. Он указывает на постоянство воззрений, так же как и на константность самосознания, и ставит высокую оценку Я во всех формах самообладания и самоутверждения, ибо самообладание расценивается как повышение и безопасности, и самоуважения. Отсюда мы можем видеть, что человек, который помещает зеленый на первую позицию, хочет повысить уверенность в своей ценности посредством настойчивого отстаивания своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь некоторого идеализированного представления о себе или ожидая признания со стороны других людей, уважения к тому, чем обладает, будь то материальное состояние, физическое превосходство, образование или некие культурные достижения. Но прежде всего человек, выбирающий зеленый, хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды, хочет чувствовать, что все его поведение оправдано тем, что он – носитель основных и непреложных принципов. В результате он возводит себя на пьедестал и приобретает склонность морализировать и поучать других. Каждый, кто ставит зеленый на первую позицию, хочет производить впечатление. Для него важно, чтобы его признавали, важно сохранять свой образ действия и поступать по–своему, вопреки возможной оппозиции и сопротивлению.
Красный в тесте, с примесью желтого, который придает ему оранжевый оттенок, представляет психологическое состояние расходования энергии. Он увеличивает пульс, кровяное давление и частоту дыхания. Красный является выражением жизненной силы, нервной и гуморальной деятельности, и поэтому он имеет значение желания и всех форм потребностей и стремлений. Красный – это стремление получать результаты, добиваться успеха. Это жадное желание иметь все то, что придает глубину бытию и полноту переживаниям. Красный – это импульс, воля к победе и все формы жизненной энергии и силы, от сексуальной потенции до революционных преобразований. Это побуждение к активному действию, к спорту, борьбе, соперничеству, эротике и плодотворной инициативе. Красный – «волевой толчок», или «сила воли», в отличии от «гибкости воли» зеленого.
Красный в символической форме соответствует цене победы, творческому свету, который воспламеняет человеческий дух, сангвиническому темпераменту и мужественности. Тот, кто помещает красный на первую позицию, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущение полноты бытия. На то, какую именно форму приобретает эта активность – совместного предприятия, лидерства, творческих усилий, роста и развития, эротизма, сексуального домогательства или плотских страстей, очень волнующей и чрезмерной активности, – будет указывать в основном цвет, составляющий одну группу с красным.
Желтый – самый светлый цвет в тесте, и его действие веселое и жизнерадостное. Красный цвет плотнее и гуще желтого, он является стимулирующим. Желтый светлее красного и не такой плотный, он в большей степени суггестивный, чем стимулирующий. Например, несмотря на то, что желтый цвет повышает кровяное давление, пульс и частоту дыхания сходным с красным образом, его действие, однако, заметно менее стабильно, чем действие последнего. Основными чертами желтого являются его яркость, отражательная способность, лучезарность и необоснованная жизнерадостность. Желтый выражает несдержанную экспансивность, расслабленность или разрядку. Как противоположность зеленому, в котором вызванное напряжением сокращение может даже привести к судорогам или спазму, желтый выражает разрядку и расширение мышц. В психологическом плане разрядка означает освобождение от бремени, проблем, беспокойства или ограничений.
Желтый символически соответствует приему солнечного тепла, возвышенному сиянию чаши Грааля, духу жизнерадостности и счастью. Если желтый цвет ставится на первую позицию, то это говорит о желании освободится и о надежде на большее счастье или ожидание его и подразумевает некоторый незначительный или крупный конфликт, от которого необходимо избавиться. Эти поиски счастья во всех бесчисленных сферах – от сексуальных до философских, предлагающих просвещение и способы достижения совершенства, всегда устремлены в будущее. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающему и еще несформированному.
Фиолетовый является смесью красного и синего. И хотя является самостоятельным и определенным цветом, он сохраняет часть свойств обоих, как красно–синяя смесь, несмотря на утрату ясности целей двух цветов. Фиолетовый пытается объединить импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего, становясь образцом «идентификации». Эта идентификация является чем–то вроде мистического союза, причем высокая степень восприимчивости близости приводит к полному слиянию субъекта и объекта, так что все, о чем человек думает и чего желает, должно стать реальностью. В некотором отношении это волшебство, когда мечта становится явью, магическое состояние, в котором сбываются желания. Человек, отдающий предпочтение фиолетовому, хочет приобрести «магическое» свойство. Он не только хочет быть очаровательным сам по себе, но хочет очаровывать и восхищать других, в определенной степени гипнотизировать их, потому что это и является магической идентификацией, все еще существует различие между субъектом и объектом.
Фиолетовый может означать идентификацию как глубокое, эротичное слияние, приводящие к интуитивному чуткому пониманию. Но это скорее из разряда нереального, когда желаемое выдается за действительное, что может означать отсутствие способности различать действительности или колебание и нерешительность, каждое их которых может вылиться в легкомыслие.
Коричневый цвет в тесте – это затемненный желто–красный. Побудительная энергия красного сокращается, притупляясь и становясь спокойнее из–за этого затемнения. Она «сломлена», как выразился бы художник. Следовательно, коричневый лишил красный несдержанных творческих порывов и жизненной силы. Энергичность уже не действенна, а пассивно воспринимаема органами чувств.
Коричневый олицетворяет то, как ощущение соотносится с органами чувств человека. Люди, выселенные и не имеющие корней, лишенные своего домашнего очага, у которого гни могли бы расслабиться и чувствовать себя непринужденно, у которых нет перспектив на обретение безопасности и физической удовлетворенности, часто помещают коричневый в начало ряда. Так если коричневый располагается в первой половине ряда и особенно на первых двух позициях, то имеет место повышенная потребность в физическом покое и чувственной удовлетворенности, потребность избавиться от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть опасность, реальный физический недуг. Это может быть конфликтная атмосфера или наличие проблем, справиться с которыми человек считается себя не способным. Каковой бы ни была причина, сенсорное состояние тела подвергается неблагоприятному воздействию, причем больший акцент делается на потребности обеспечить более безопасные условия существования.
Черный является самым темным цветом, и в действительности он служит отрицанием цвета как такового. Это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Черный выражает идею небытия, угасания. Черный – это «нет» в противоположность «да». Черный как отрицание символизирует отречение, полный отказ, он оказывает сильное влияние на любой цвет, который находится с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая его характеристики. Тот, кто отдает черному первое место, хочет отказаться от всего из–за упрямого протеста против существующего положения, при котором, как ему кажется, все не так, как должно быть. Он восстает против рока или своей судьбы, и склонен при этом следовать опрометчиво и безрассудно [10, с.9–15].
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину. Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию. Ключевые значения и символика: свет, покой, безмятежность, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность, одиночество. Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.[b4]
Восприятие цвета зависит и от формы, в которую он заключен. Насыщенные цвета, заключенные в остроконечную форму, усиливают присущие им свойства. Мягкие цвета усиливают свое воздействие при круглой форме [7, c.101–104].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|