Виды анализа воспитательной работы
Анализ, и в том числе самоанализ, и оценка работы классного руководителя - необходимое звено в его деятельности и имеет несколько аспектов. Во-первых, классный руководитель должен периодически оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, насколько поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется результативным анализом, на основе которого делается оценка работы, ориентированная на критерий, то есть на соответствие результатов поставленным целям. Это совпадение результатов и ранее определенных задач называют критерием воспитанности, своего рода эталоном, нормой. Наблюдаемое поведение учащихся, их высказывания, поступки, проявление чувств, отношений, их знания, представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная дисциплина, сложные нравственные чувства, которые так или иначе можно обнаружить, все это в науке называется показателями воспитанности. Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о результатах воспитательной работы.
Анализ результатов воспитания является, по существу, новой диагностикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований учащихся, оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учителя пользоваться методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к учебе, классным делам, друг к другу, к жизни страны и школы и многое другое. Анализ данных наблюдения покажет, как продвинулись учащиеся в своем развитии. Классный руководитель может воспользоваться уже известными ему методами диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанности школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме лирической беседы и пр.
Во-вторых, существует процессуальный анализ работы классного руководителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще всего это конкретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы, походы, экскурсионные поездки. Научные рекомендации по анализу воспитательного дела требуют анализа, обсуждения, оценки целей, содержания мероприятия и его результатов, а также методов и форм его организации, психологической обстановки, поведения и действий педагога.
Учителю для самоанализа и самооценки своей работы следует самому или с коллегами получить ответы на примерно такие вопросы.
1. Какие воспитательные и функциональные задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были узнать, делать?
2. Достиг ли я этих целей? Если да, то благодаря чему? Что у меня получилось особенно удачно?
3. Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема дела? Неправильная методика организации? Неверные отношения с учениками?
4. Что нужно исправить, чтобы избежать ошибок: менять цели, содержание, методы, психологические отношения с учениками?
Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогику осознать достоинства и недостатки в своей работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики по диагностике учащихся
НЕЗАКОНЧЕНННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Ж.Нюттен-Орлов А.Б.)
Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
Больше всего я не люблю, когда учитель...
Больше всего мне нравится школа за то, что...
Я не люблю школу за то, что...
Мне радостно, когда в школе ...
Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я...
Мне всегда интересно, когда на уроке...
Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
БАТАРЕЯ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ
(разработано автором пособия)
1. Дорисуй картину: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради... Художник не дорисовал выражение лица, позу ученика. Дорисуй их словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.
2. Продолжи несколькими фразами: Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и...
3. Продолжи несколькими фразами: Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась...
4. Закончи предложение: В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что...
5. Закончи предложение: В последние дни меня огорчило...
6. Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает: правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание? (Предполагается, что это было.) Что ты ответишь?
(из книги В.В.Веселовой «Билет в будущее»).
7. Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить «травку» и вообще... - Не стесняйся, будь проще, - добавил он. Витя ответил...
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Всю группу можно использовать как батарею, блок тестов.
ЦЕЛЬ: получение данных об отношении школьников к учению, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.
ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ. Учитель читает тесты. Ученики (6-11 класса) на листках ставят номера тестов и отвечают (анонимно). Учитель должен создать атмосферу доверия, гарантировать безопасное для учеников использование данных и информировать о результатах по их желанию.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Первичная обработка состоит в том, чтобы свести данные всех опросных листов в одну таблицу-матрицу (см. Текст 3.5.2) Ответы учеников (кратко) и их оценку в условных знаках вынести в клетки таблицы. В тестах выясняется следующее.
1.Отношение школьника к учению дома. Оценка - по выражению лица: + положительное («лицо задумчивое, серьезное»); - отрицательное («лицо скучное, печальное»); ? неопределенное, нейтральное.
2.Отношение ученика к учению в классе, восприятие урока (по описанию действий учителя, учеников). Запись оценки та же.
3. Отношение родителей к воспитанию ребенка, наличие педагогически правильной организации домашней жизни. + Положительное: занимаются не только бытовой, но и досуговой, развивающей деятельностью, ребенок включен в эту деятельность. - Отрицательное: только бытовая деятельность (или социально не одобряемая), ребенок без внимания. ? Неопределенная ситуация.
4. Приоритеты, наиболее значимые для ребенка вещи. Оценки примерно те же, что и в №3. Положительно: удовлетворение вызвано успехами в учебе, собственном развитии, отношениями с людьми. Отрицательно: бытовые мелочи или антисоциальные действия.
5. То же, что в № 4.
6. Установка на нравственную норму. Положительно: мама соглашается с ребенком, объясняет... Отрицательно: не говорит правду, оскорбляет ребенка, лжет и пр.
7. Отношение к наркотику и к давлению группы. Положительно: Витя отказывается. Отрицательно: соглашается. Неопределенное: проявляет уклончивое поведение.
Вторичная обработка состоит в суммировании данных. Следует определить ответы в абсолютных числах и в процентах, после чего интерпретировать полученные данные: объяснить, сопоставить с другими данными, полученными, например, наблюдением, беседами, уточнить свои представления об учениках, проблемах в их воспитании.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Классный руководитель формулирует свои педагогические задачи, планирует, проводит воспитательную работу. Такое или подобное тестирование можно провести в масштабах всей школы.
ПРИМЕР АНКЕТЫ « ОБЩЕНИЕ»
(разработано автором пособия)
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а/ со сверстниками, б/ с учителями, в/ с родителями, г/ с другими
членами семьи, д./ с друзьями во дворе, е./ ?
2. Если есть, то в чем они?
а/ мало или нет друзей, б/ обижают, дразнят, в/ воруют вещи,
г/ бьют, д./ не понимают моего внутреннего мира, е./ нет общих интересов,
ж/ заставляют что-либо делать, з/ держат в страхе, и/ мне неинтересно
с ними, к/ ?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а/ к товарищу по классу, б/ к товарищу вне класса, в/ к маме,
г/ к отцу, д/ к другому родственнику, е/ к учителю, ж/ ?
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
(разработано автором пособия)
ЦЕЛЬ: Выявить круг тем, вопросов, которые интересуют учеников и которые могут составить содержание, тематику бесед со школьниками.
ПРОЦЕДУРА: Предложить учащимся ответить на вопрос в таком бланке.
Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы. (отметь знаком *)
1. Что и почему происходит в нашей стране.
2. Для чего рождаются и живут люди.
3. Нужно ли ходить в церковь.
4. Как выбрать и получить профессию.
5. Как лучше учиться и получить образование.
6. Как узнать себя и развить свои способности.
7. Как дружить с товарищами.
8. Как находить взаимопонимание со взрослыми.
9. Что такое любовь и как быть счастливым в любви.
10. Как понимать серьезную музыку, живопись, театр.
11. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления.
12. ? Другие вопросы... напиши, какие.
Результаты следует посчитать, ранжировать, то есть распределить по частоте выбора, проанализировать и использовать при планировании и организации воспитательной работы с учащимися.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|