Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды анализа воспитательной работы

Анализ, и в том числе самоанализ, и оценка работы классного руководителя - необходимое звено в его деятельности и имеет несколько аспектов. Во-первых, классный руководитель должен периодически оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, насколько поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется результативным анализом, на основе которого делается оценка работы, ориентированная на критерий, то есть на соответствие результатов поставленным целям. Это совпадение результатов и ранее определенных задач называют критерием воспитанности, своего рода эталоном, нормой. Наблюдаемое поведение учащихся, их высказывания, поступки, проявление чувств, отношений, их знания, представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная дисциплина, сложные нравственные чувства, которые так или иначе можно обнаружить, все это в науке называется показателями воспитанности. Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о результатах воспитательной работы.

Анализ результатов воспитания является, по существу, новой диагностикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований учащихся, оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учителя пользоваться методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к учебе, классным делам, друг к другу, к жизни страны и школы и многое другое. Анализ данных наблюдения покажет, как продвинулись учащиеся в своем развитии. Классный руководитель может воспользоваться уже известными ему методами диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанности школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме лирической беседы и пр.

Во-вторых, существует процессуальный анализ работы классного руководителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще всего это конкретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы, походы, экскурсионные поездки. Научные рекомендации по анализу воспитательного дела требуют анализа, обсуждения, оценки целей, содержания мероприятия и его результатов, а также методов и форм его организации, психологической обстановки, поведения и действий педагога.



Учителю для самоанализа и самооценки своей работы следует самому или с коллегами получить ответы на примерно такие вопросы.

1. Какие воспитательные и функциональные задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были узнать, делать?

2. Достиг ли я этих целей? Если да, то благодаря чему? Что у меня получилось особенно удачно?

3. Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема дела? Неправильная методика организации? Неверные отношения с учениками?

4. Что нужно исправить, чтобы избежать ошибок: менять цели, содержание, методы, психологические отношения с учениками?

Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогику осознать достоинства и недостатки в своей работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики по диагностике учащихся

 

НЕЗАКОНЧЕНННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Ж.Нюттен-Орлов А.Б.)

Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

Больше всего я не люблю, когда учитель...

Больше всего мне нравится школа за то, что...

Я не люблю школу за то, что...

Мне радостно, когда в школе ...

Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я...

Мне всегда интересно, когда на уроке...

Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 

БАТАРЕЯ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ

(разработано автором пособия)

1. Дорисуй картину: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради... Художник не дорисовал выражение лица, позу ученика. Дорисуй их словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.

2. Продолжи несколькими фразами: Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и...

3. Продолжи несколькими фразами: Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась...

4. Закончи предложение: В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что...

5. Закончи предложение: В последние дни меня огорчило...

6. Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает: правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание? (Предполагается, что это было.) Что ты ответишь?

(из книги В.В.Веселовой «Билет в будущее»).

7. Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить «травку» и вообще... - Не стесняйся, будь проще, - добавил он. Витя ответил...

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Всю группу можно использовать как батарею, блок тестов.

ЦЕЛЬ: получение данных об отношении школьников к учению, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.

ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ. Учитель читает тесты. Ученики (6-11 класса) на листках ставят номера тестов и отвечают (анонимно). Учитель должен создать атмосферу доверия, гарантировать безопасное для учеников использование данных и информировать о результатах по их желанию.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Первичная обработка состоит в том, чтобы свести данные всех опросных листов в одну таблицу-матрицу (см. Текст 3.5.2) Ответы учеников (кратко) и их оценку в условных знаках вынести в клетки таблицы. В тестах выясняется следующее.

1.Отношение школьника к учению дома. Оценка - по выражению лица: + положительное («лицо задумчивое, серьезное»); - отрицательное («лицо скучное, печальное»); ? неопределенное, нейтральное.

2.Отношение ученика к учению в классе, восприятие урока (по описанию действий учителя, учеников). Запись оценки та же.

3. Отношение родителей к воспитанию ребенка, наличие педагогически правильной организации домашней жизни. + Положительное: занимаются не только бытовой, но и досуговой, развивающей деятельностью, ребенок включен в эту деятельность. - Отрицательное: только бытовая деятельность (или социально не одобряемая), ребенок без внимания. ? Неопределенная ситуация.

4. Приоритеты, наиболее значимые для ребенка вещи. Оценки примерно те же, что и в №3. Положительно: удовлетворение вызвано успехами в учебе, собственном развитии, отношениями с людьми. Отрицательно: бытовые мелочи или антисоциальные действия.

5. То же, что в № 4.

6. Установка на нравственную норму. Положительно: мама соглашается с ребенком, объясняет... Отрицательно: не говорит правду, оскорбляет ребенка, лжет и пр.

7. Отношение к наркотику и к давлению группы. Положительно: Витя отказывается. Отрицательно: соглашается. Неопределенное: проявляет уклончивое поведение.

Вторичная обработка состоит в суммировании данных. Следует определить ответы в абсолютных числах и в процентах, после чего интерпретировать полученные данные: объяснить, сопоставить с другими данными, полученными, например, наблюдением, беседами, уточнить свои представления об учениках, проблемах в их воспитании.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Классный руководитель формулирует свои педагогические задачи, планирует, проводит воспитательную работу. Такое или подобное тестирование можно провести в масштабах всей школы.

 

ПРИМЕР АНКЕТЫ « ОБЩЕНИЕ»

(разработано автором пособия)

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а/ со сверстниками, б/ с учителями, в/ с родителями, г/ с другими

членами семьи, д./ с друзьями во дворе, е./ ?

2. Если есть, то в чем они?

а/ мало или нет друзей, б/ обижают, дразнят, в/ воруют вещи,

г/ бьют, д./ не понимают моего внутреннего мира, е./ нет общих интересов,

ж/ заставляют что-либо делать, з/ держат в страхе, и/ мне неинтересно

с ними, к/ ?

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а/ к товарищу по классу, б/ к товарищу вне класса, в/ к маме,

г/ к отцу, д/ к другому родственнику, е/ к учителю, ж/ ?

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

(разработано автором пособия)

ЦЕЛЬ: Выявить круг тем, вопросов, которые интересуют учеников и которые могут составить содержание, тематику бесед со школьниками.

ПРОЦЕДУРА: Предложить учащимся ответить на вопрос в таком бланке.

Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы. (отметь знаком *)

1. Что и почему происходит в нашей стране.

2. Для чего рождаются и живут люди.

3. Нужно ли ходить в церковь.

4. Как выбрать и получить профессию.

5. Как лучше учиться и получить образование.

6. Как узнать себя и развить свои способности.

7. Как дружить с товарищами.

8. Как находить взаимопонимание со взрослыми.

9. Что такое любовь и как быть счастливым в любви.

10. Как понимать серьезную музыку, живопись, театр.

11. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления.

12. ? Другие вопросы... напиши, какие.

Результаты следует посчитать, ранжировать, то есть распределить по частоте выбора, проанализировать и использовать при планировании и организации воспитательной работы с учащимися.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.