|
Диагностика в работе классного руководителя
В.В.Воронов. Материал по теме: Классный руководитель
Системный, программно-целевой подход обязывает изучать учеников класса. Что это значит - изучать школьников? Зачем это, что это дает учителю? Как это делать и использовать в работе? Об этих вопросах здесь идет речь.
Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу и возникают такие понятия, как педагогические измерения, педагогическая квалиметрия.
Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимальной работы требуется все же более профессиональный подход.
Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики (в Приложениях можно видеть конкретные методики изучения школьников).
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. В настоящее время имеются издания типа Настольная книга классного руководителя, Журнал классного руководителя. В некоторых школах от классных руководителей требуется в специальной папке хранить все документы по воспитательной работе с классом .
Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Например, анкета по определению содержания работы с учащимися (см. Приложения) показала, что для учеников интерес представляют вопросы, имеющие жизненно важное, практическое значение. На первых позициях оказались темы, согласно которым ученики хотят знать следующее: как надо учиться и получить хорошее образование; как выбрать профессию; как строить отношения с людьми. А ведь учителю без такого опроса учеников могло бы показаться, что их все это не интересует. Выбор школьников показывает их направленность, он вполне прагматичен и современен, учителю важно знать это, чтобы отвечать на их запросы.
Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют ставить открытые вопросы, которые стимулируют свободные развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер? - вопрос открытый, вместо закрытого: любишь ли ты смотреть телевизор? В общем беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов(библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. В психологической диагностике широкое распространение получили личностные тесты.
Тест- стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Имеются тесты интеллекта, способностей, тесты достижений и другие. Классный руководитель может использовать несложные проективные тесты. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Вот некоторые примеры. Ученику предлагают закончить несколькими фразами предложение: Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась... (Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье). Можно разыграть сценку: Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает... Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например: За последнюю неделю меня порадовало... Мне всегда интересно, когда на уроке... Я люблю, когда учитель... (см. Приложения).
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если такой есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. На основе диагностических данных классный руководитель обнаруживает проблемы в развитии и воспитании детей и формулирует задачи в воспитательной работе с ними.
Планирование работы классного руководителя
Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы - это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование - процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.
Состав и структура плана непосредственно связаны с содержанием воспитательного процесса в школе. Согласно гуманистической концепции воспитания, основная цель воспитания - формирование базовой культуры личности, в которой на первом месте стоит культура жизненного самоопределения- способность осознавать себя творцом собственной жизни, умение определять свои цели, планы, принимать решения и нести ответственность за свои выборы и поступки. Базовая культура личности включает в себя культуру интеллектуальную, нравственную, политическую, правовую, экономическую, художественную, физическую, семейных отношений и общения (Вестник образования, 1991, 8). Такое определение цели и содержания воспитания предложено в 90-е годы, как было сказано выше, коллективом О.С.Гозмана в рамках концепции гуманистической педагогики и одного из средств её реализации – службы педагогической поддержки школьников.
В московских школах, и не только в них, рекомендуется программа воспитания по пяти направлениям, предложенная коллективом О.С. Гозмана: учение, общение, здоровье, образ жизни, досуг. Речь идет о формировании познавательных интересов, способностей, выработке нравственных и эстетических ценностей, взглядов, усвоении норм общения и т.п., однако на принципиально ином основании – концепции гуманистической педагогики, согласно которой цели воспитания надо определять, исходя из приоритета самоопределения, саморазвития каждого ребенка, школьника
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя: - социально-демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса; - план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом; - работа с учителями и родителями; - индивидуальная работа с трудными учениками. Однако, как сказано, план может иметь другой вид.
Думается, что план вместе с характеристикой, да еще и с анализом работы, как это требуют некоторые руководители, - это уже комплекс документов, что создает неудобство в пользовании планом. Поэтому непосредственно в плане следует записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку, который будет выглядеть примерно так.
месяц
содержание
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| нравственное воспитание
|
|
|
|
| умственное воспитание
|
|
|
|
| физическое воспитание
|
|
|
|
|
Может быть и такая форма перспективного плана на год, в соответствии с рекомендациями группы под руководством О.С.Газмана.
Направления
| коллективная
работа
| индивидуальная
работа
| работа с с учителями
| работа с
родителями
| Внешние
связи
| учение
|
|
|
|
|
| общение
|
|
|
|
|
| образ жизни
|
|
|
|
|
| здоровье
|
|
|
|
|
| досуг
|
|
|
|
|
| Выбирая вариант, надо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда. Требования к плану, которые служат и критериями его оценки, таковы: -соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам; -соответствие возрастному уровню и интересам детей; - адекватность и разнообразие методов и форм работы; -посильность выполнения для педагога и детей. Чтобы избегать перегрузки и нереалистичности выполнения плана, рекомендуется избирать на период приоритетное направление работы.
Приступая к составлению плана, надо иметь в виду источники планирования (документы, пособия, рекомендации). Классный руководитель должен знать и учесть при планировании следующие источники:
-государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
-педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
-план учебно-воспитательной работы школы;
-данные собственной диагностики учащихся;
-рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
-текущие и ожидаемые события в мире, стране, вашем городе и селе.
На основе изучения ситуации классный руководитель решает, что надо включить в план мероприятия школы и соседних внешкольных учреждений (праздники, вечера). Он намечает организовать какую-либо деятельность учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, традиционными и новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и многое другое). Он включает в план мероприятия по рекомендациям учителей, работающих в классе (экскурсии, беседы). Чтобы учесть мнение родителей, педагоги встречается хотя бы с некоторыми из них.
Желательно привлекать учеников к составлению плана, помня, правда, о том, что для них это не план воспитательной работы, а планирование их собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее и оригинальное предложение. Есть опасность, что они предложат дискотеку, игру в футбол и другие формы отдыха. Учитель должен идти навстречу и вместе с тем помнить о своих задачах, обеспечивать рост, развитие учеников. Кто-то из педагогов сказал, что, если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно, можно «начинать игру на их территории», постепенно организуя педагогически более целесообразную деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать детей.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей и для учителя, но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу с учениками, встречи с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|