Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика основных форм работы





Хотя количество и состав форм внеурочных дел разнообразен и никем не учтен, приведем наиболее распространенные, часто встречающиеся в практике школ, при том будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабах всей школы, так и в рамках класса, двух параллельных классов, только в масштабах начальной школы или только для старшеклассников. Итак, современные классные руководители, учителя школы организуют и проводят следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены святками, масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки в основном летом; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурс стенгазет и праздничных плакатов, открыток и многое другое.



Особо отметим такое явление, как классный час. Классный час имеет по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков (теперь это не всегда делается). В это время классный руководитель может занимать класс тем, что они вместе с учениками посчитают нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтения книг и другое. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Есть второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно устраивать каждую неделю, но раза два в месяц нужно.



Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании по обсуждению проблем класса может выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные» темы. Ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями на актуальные для них темы. Как показывает наш исследование, школьники хотят обсудить в классе такие темы: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Согласитесь, что школьники разумно поступают, они хотят знать о самом для них важном, спросите себя, где и кто им об этом скажет. Родители, книги, старшие товарищи, средства массовой информации, психологические и профориентационные центры, Интернет? Да, для огромного большинства только родители и друзья, все остальное проблематично. Остается - школа. А на каких уроках? Таких уроков почти нет. Значит, на эти темы должен говорить школьный психолог, классный руководитель, социальный педагог, которые не всегда к этому готовы.

Тем не менее беседы на указанные и многие другие темы классный руководитель проводить может. Для этого надо самому учителю знать обсуждаемые вопросы и, во-вторых, следует знать методику проведения таких бесед. По существу, это своеобразные уроки воспитания, уроки на актуальные, жизненные (не по «основам наук») темы, и проводить их надо, с одной стороны, по правилам урока, но, с другой стороны, пусть это будет неформальная беседа, обмен мнениями без таких последствий, как оценка, наказание, «оргвыводы», приведение всех к единому мнению.



Такие уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам по литературе, истории описывает американский психолог Уильям Глассер в книге «Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить классные собрания по социальной проблематике во всех классах: в младших - несколько раз в неделю 15-30 минут, в старших -раз в неделю до 45 минут. Главные цели таких собраний-дискуссиий таковы: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не по академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; научить видеть проблемы в окружающей и в собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем; научить помогать решать проблемы своим товарищам, общаться, сотрудничать с ними, понимать их, взаимодействовать.

Вот некоторые темы, которые он обсуждал с учениками. Зачем мы ходим в школу, учимся? Что такое друзья и как их находить и дружить? Преступление и ребенок. Экология, загрязнение среды и наука. Семья, отношения в ней взрослых и детей. Почему люди лгут? Часто, пишет У. Глассер, кто-то из детей предлагает обсудить их личные проблемы: новая ученица не нашла себе друзей в школе; мальчик хочет знать, почему его не любят в классе.

Методика занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, по одной теме на занятии) и дает возможность высказаться всем. Трудность состоит в постановке вопросов, их надо поставить так, чтобы разбудить активность каждого и затруднить общие, бессодержательные, формальные ответы. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать. Например, по теме «Зачем мы ходим в школу?» можно спросить: если бы у тебя был миллион, продолжал бы ты ходить в школу?, почему богатые тоже учатся?, зачем мы изучаем разные предметы, например, историю? По другой теме: Какие законы нарушают дети? Как надо поступать с ребенком, нарушившим закон? Исправляет ли колония для детей? Что можно предложить вместо нее? Совпадают ли мнения взрослых и детей о преступлении? Следует ли разрешить курить в школе? Как быть с тем, кто замечен в школе с сигаретой? А с тем, кто употребляет наркотики, алкоголь?

К основным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее. Учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характерно для наших отечественных педагогов. Мы рекомендуем молодому учителю для успеха таких занятий завоевать авторитет, хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вами общаться, обсуждать эти темы. Затем уметь вызвать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее - обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую, как было замечено, преследование за не одобряемые вами ответы. Наконец важно обеспечить элементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установив правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не вести посторонних разговоров и дел; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и тому подобные.

Приведем несколько своих тем для обсуждения с нашими школьниками. Нецензурная речь: почему получила такое распространение? Как воспринимается в устах 10-12-летних девочек? И так далее. Воровство школьников: кто, где, что и у кого крадет? Почему? Как это искоренить? Как относиться к школьному вымогательству, «дедовщине»? Ценности: что ценно для нас? Какие вещи мы ценим, материальные? А духовные, чувства? Является ли ценностью любовь? Любовь родителей? А любовь учителя к тебе? Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга? Почему? Нужно ли разделять взгляды на жизнь взрослых, ведь они уже не современны? Почему пенсионеры часто агрессивны и ругают молодежь?

Повторим, что дискуссии У. Глассера, хотя и отличаются немного от нашей практики по содержанию и по поведению учителя, все же близки нашей воспитательной работе по основной воспитательной функции и могут быть использованы нашими учителями.

В каждой школе и у каждого опытного классного руководителя имеются свои формы работы с учениками, и это правильно. Учителю надо не заучивать методические рекомендации и не копировать слепо чужую работу, а делать свои формы работы, искать то, что органично для него и его учеников. «Все творчески - иначе зачем?» - таков был лозунг соратников и учеников И.П. Иванова.

Дадим краткие характеристики отдельных форм воспитательной работы в школе, а также выделим некоторые рекомендации по их проведению. Обычно в школе ученики выпускают стенную газету к празднику, она носит очень формальный характер, там примитивные малосодержательные тексты, чаще всего переписанные со страниц юмора из средств массовой информации. Такая газета не только не воспитывает и не развивает школьников, а еще приучает их к формализму. Поэтому мы предлагаем делать классную или школьную газету по аналогии с газетами взрослых или студенческих газет, которые можно было видеть много лет назад. И организовывать работу редакции газеты надо тоже, как у взрослых. В настоящее время компьютер позволяет ученикам делать ученические газеты, альманахи, журналы, и примеры тому есть в разных школах. В моем собственном опыте работы есть, например, регулярный, а не по праздникам (!), выпуск больших классных и школьных газет, которые мы делали так, как это делают журналисты: брали интервью, писали репортажи, сочиняли в разных жанрах и так далее. Передо мной лежит несколько замечательных номеров школьного журнала «Гимназист», сделанного на компьютере учениками и преподавателями одной из православных гимназий в Москве. В них помещены стихи, очерки, дорожные впечатления и другие материалы прежде всего учащихся, и все они служат развитию как создателей журнала, так и читателей. Современные компьютерные технологии позволяют школьникам вместе с учителем (и даже без него!) делать разнообразные информационные материалы: можно печатать на принтере и рассылать по району, можно при наличии возможностей помещать в Интернет или в локальные региональные сети.

Мы вели также с учениками дневник - Летопись класса, где были тексты, рисунки, короткие записи о событиях в жизни класса; мы проводили и праздник окончания очередного класса и перехода в следующий класс. Мои ученики запомнили и интереснейшие прогулки по Москве и однодневные походы-экскурсии по Подмосковью, где мы смотрели какую-нибудь старую усадьбу, играли в футбол, ели «мамин завтрак», прыгали в скирде соломы на берегу реки, а потом в ней же сидели и читали «Маленького принца».

Еще в моем опыте были многодневные (20 и больше дней) походы-поездки, которые я называл экспедициями, потому что главная цель не мерить километры пешком, хотя и это было, а узнавать, даже изучать историю, достопримечательности, культуру страны. Так мы увидели Верхнюю Волгу, пушкинские места Тверского края, храмы Владимира и Суздаля, Константиново, Мещерский край в Рязанской области. Наиболее яркой была первая поездка по литературным местам центральной России: Ясная поляна, Спасское-Лутовиново, Бежин луг, Козельск, Оптина пустынь, Калуга, Таруса, Поленово. В каждом месте мы жили по одному или несколько дней. В Спасском ученики слышали настоящий народный хор, когда женщины по давней традиции пели величальную песню из свадебного цикла с именем Тургенева в благодарность за подарки, которые привозил писатель. Затем мы ночевали возле того самого омута, который описан в рассказе «Бежин луг», стояли у могил братьев Киреевских и старца Амвросия, немного работали под Козельском в колхозе, пережили чудесные июльские закаты на Оке, возле Поленова, и было многое другое.

Такие походы-экспедиции позволяют организовать работу учеников на весь год. Сначала надо прочитать о тех местах, куда едут, в поездке - фотографировать и вести дневники, иногда экскурсии, а потом уже в сентябре надо сделать альбом, приготовить концерт-воспоминание с просмотром слайд-фильма, к которому надо подобрать музыку и текст, чтобы было понятно и интересно тем, кто не был в походе. Конечно, в походах ученики учатся и многому другому: ставить палатку и жить в ней, готовить еду в лесу, заниматься самообслуживанием. Дети, особенно городские, попадают здесь в необычные условия. Познавательная и воспитательная ценность таких поездок огромна. Такую работу может делать классный руководитель с одним классом, но постепенно в это вовлекаются ученики других классов. Учитель выступает уже и как руководитель кружка, клуба по интересам. В методической литературе есть даже идея заменить классное руководство, ставшее формалистикой, вот такой работой по интересам и способностям самого учителя, которые, впрочем, со временем могут меняться. Думается, одно другому не мешает, лишь бы всем было хорошо и учитель выполнял свои задачи.

С походами, как раньше писали, по родному краю может быть связана очень важная не только в педагогическом смысле краеведческая работа. Можно порекомендовать учителю вместе с учениками записывать воспоминания, рассказы местных жителей о прошлом села, поселка, его людях, событиях, памятниках культуры; собирать исторические документы, фотографии, предметы быта, книги; создавать на базе этих материалов что-то вроде исторического музея поселка, района; выпускать соответствующую информационную продукцию. Такая работа сделает содержательней и значительней жизнь школьников и учителей.

Одним из вариантов «клубной» и внутриклассной работы является и руководство театральным кружком, классным, чаще школьным театром. Спектакль, инсценировка басен, стихов, прозы, литературно-музыкальная композиция - словом, театр является мощным средством развития и воспитания учеников. Неслучайно театральные постановки были неотъемлемой частью школьной жизни у великих педагогов, отечественных (А. Макаренко, С. Шацкий) и зарубежных (Р. Штайнер, Я. Корчак и др.). Есть они и сегодня во многих школах. Работа над ними и сам концерт, несомненно, обогащают школьников и самого учителя, правда, при некоторых условиях. Первое - качество литературного материала должно быть очень высоким: лучшее из классики и современности. Второе - высоким должен быть и уровень режиссерской и актерской работы учителя и учеников. Его можно считать высоким тогда, когда зрители забывают, что на сцене их одноклассники, и испытывают впечатление от искусства, эстетические переживания.

Как можно заметить, многие формы внеурочных занятий с детьми в школе, организуются подобно тому, как это делается взрослыми людьми в большой жизни. Это надо считать важным принципом работы с детьми: не придумывать нечто искусственное, некую манную кашу для детского употребления, а в хорошем смысле играть во взрослую жизнь, что и обеспечит эффективную педагогику. Так можно делать и спектакль, и газету, и краеведческую работу, и многое другое. Например, выставка детского рисунка или любая другая выставка, конкурс работ. Надо делать по возможности все, как в большой жизни взрослых: создать оргкомитет, разработать критерии оценки работ и другие условия конкурса, предусмотреть заявки, рекламу, приглашения, книгу отзывов, премиальный фонд, количество премий, состав жюри, сроки работы, церемонию открытия и закрытия, какие-то другие акции во время работы выставки.

Если это издание ученической газеты, то, кроме работы редакции, надо организовать распространение газеты, маркетинг, рекламный отдел. Подписку на газету за символическую плату надо распространять среди родителей, в других школах и учреждениях, можно искать спонсоров, проводить различные общественные акции газеты. По этому же принципу рекомендуется проводить школьные дискотеки, праздники, выпускные вечера, выборы и работу органов ученического самоуправления и тому подобное. Сошлемся на пример некоторых американских школ, где есть игра «Демократия», в которой выбирают органы самоуправления, воспроизводя систему выборов президента, губернаторов, сената и так далее. Обратим внимание на то, что участие учеников в таким образом организованной работе прямо, но незаметно, как бы в игре учит их важным навыкам будущей жизни уже сейчас. Играя во взрослую жизнь, они много узнают о ней и вырабатывают свое отношение к жизни, себе, людям, развивают необходимые деловые умения, навыки общения, взаимодействия с людьми не только в стенах школы.

Для учителей важно также иметь в виду, что, организуя таким образом казалось бы рутинную воспитательную работу, они, педагоги, стимулируют и осуществляют собственное профессиональное развитие, открывают в себе и развивают способности и вообще обнаруживают новые и неожиданные перспективы в жизни - возможность заняться педагогической, социальной и коммерческой деятельностью, как это сделали, например, учителя московской школы №506, создавшие школьную компанию, акционерное общество закрытого типа, которое предлагает свои услуги по организации дискотек, праздничных вечеров, презентаций. И это не единственная школьная компания, поскольку проведено уже несколько Всероссийских слетов школьных компаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.