|
Расчет пусковых характеристик
С увеличением частоты тока в стержнях обмотки ротора возникает эффект вытеснения тока, в результате которого плотность тока в верхней части стержней возрастает, а в нижней уменьшается. При этом активное сопротивление ротора увеличивается, а индуктивное уменьшается. Изменение сопротивлений ротора влияет на пусковые характеристики машины, поэтому при расчетах этих характеристик следует учитывать эффект вытеснения тока.
10.1. Расчетные точки характеристик определяются при скольжениях: S=1,0; 0,8; 0,5; 0,2; 0,15; 0,1; по формуляру (табл. 18).
Критическое скольжение приближенно равно
Необходимые пояснения для расчета по формуляру (табл. 18) приводятся ниже.
Расчет параметров надо начинать для скольжения S=1,0 и представить его в качестве примера в пояснительной записке. Для других скольжений результаты заносятся непосредственно в табл. 18.
10.2. Параметры с учетом вытеснения тока.
- приведенная высота стержня обмотки ротора.
Для литой алюминиевой обмотки ротора :
при расчетной температуре С (класс нагревостойкости изоляции А, Е, В)
;
при расчетной температуре С (класс нагревостойкости изоляции F, H)
,
где S - скольжение;
- высота стержня в пазу (см. п.5.12).
, м.
10.3. Для значения - по рис. 20 определяется величина , а по
рис. 21- величина ,
- коэффициент демпфирования.
10.4. Глубина проникновения тока в стержень
, м.
10.5. Площадь сечения стержня, ограниченная величиной :
при
, ;
при
, .
В этих выражениях
, м;
- (см. п.5.11);
- определяется по рис. 20.
10.6. Коэффициент , определяющий отношение площади всего сечения стержня ( ) к площади сечения стержня, ограниченного высотой
,
где , .
10.7. Коэффициент общего увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока
,
где и - (см. п.7.3).
10.8. Приведенное активное сопротивление ротора с учетом эффекта вытеснения тока
, Ом ,
где - (см. п.7.4).
10.9. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока определяется по формуле (табл.15) в зависимости от принятого вида паза ротора (рис.16) и с учетом коэффициента (рис 21).
10.10. Коэффициент, учитывающий изменения индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от эффекта вытеснения тока
,
где , , - (см. п.7.8).
10.11. Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом эффекта вытеснения тока
, Ом ,
где - (см. п.7.9).
10.12. Ток ротора без учета влияния насыщения магнитопровода полями рассеяния
, А ,
где и - (см. пп. 7.1 и 7.6).
10.13. Далее при расчете параметров машины будет учитываться влияние насыщения магнитопровода полями рассеяния.
Средняя М.Д.С. обмотки, отнесенная к одному пазу обмотки статора
, А ,
где - ток статора, соответствующий расчетному режиму, без учета насыщения. Принимается ; расчет выполняется для тока равного ;
- число параллельных ветвей обмотки статора;
- число эффективных проводников в пазу статора;
- коэффициент укорочения шага (см п.3.10);
- обмоточный коэффициент (см п.3.10);
- коэффициент, учитывающий уменьшение М.Д.С. паза при укороченном шаге (см п.7.6);
- коэффициент, учитывающий увеличение кратности тока при насыщении.
10.14. Фиктивная индукция потока рассеяния в воздушном зазоре
, Тл ,
где - коэффициент
,
здесь и - зубцовые деления статора и ротора
(см пп.3.5 и 5.5).
10.15. По рис. 22 определяются коэффициент , характеризующий отношение потока рассеяния при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины.
10.16. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения
,
где ,
здесь ;
.
Параметры определены ранее.
10.17. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом насыщения
.
10.18. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом насыщения
, Ом.
10.19. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом насыщения и вытеснения тока
,
где ,
здесь , мм.
10.20. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учетом насыщения
.
10.21. Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока и насыщения
, Ом.
10.22. Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме
, Ом ,
где - см. расчет рабочих характеристик.
10.23. Ток в обмотке ротора и статора , А ; , А.
В этих формулах:
;
;
.
Если полученное значение тока статора не отличается от принятого в п. 10.13. значения тока более чем на (10-15)%, то расчет для считается законченным. Если расхождение больше, расчет повторяют (п.п. 10.13.-10.23.) скорректировав коэффициент .
10.24. Относительное значение тока (кратность пускового тока при )
.
При формула примет вид:
.
10.25. Относительное значение момента
,
где - номинальное скольжение, которое определяется по графику рабочих характеристик. Значение соответствует мощности .
при формула примет вид
.
В этом случае будет определять кратность пускового момента. Кратность пускового тока и пускового момента должна находиться в пределах:
;
.
10.26. Действительное критическое скольжение определяется после расчета всех точек пусковых характеристик (табл.18) по средним значениям сопротивлений и , соответствующим скольжениям S= 0.2; 0.15 и 0.1
.
Тепловой расчет
11.1. Превышение температуры внутренней поверхности статора над
температурой воздуха внутри двигателя
,
где - коэффициент теплоотдачи с поверхности (рис.23 или рис.26);
К – коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора передается через станину в окружающую среду (табл. 19).
- электрические потери в пазовой части обмотки статора
, Вт
здесь для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости В,
для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости F,
для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости H;
- электрические потери в обмотках статора.
, Вт ;
- см. расчет активного сопротивления обмотки статора.
- см. расчет потерь.
11.2. Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки ротора
,
где - расчетный периметр поперечного сечения статора
, м ,
здесь - размеры паза статора в штампе;
- односторонняя толщина изоляции в пазу (определена выше по табл. 7);
- средняя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции. Для классов нагревостойкости В, F, H - , для классов нагревостойкости А, Е - ;
- определяется по рис. 24 для значения .
Здесь - диаметр неизолированного провода обмотки статора (табл. 4).
- диаметр изолированного провода обмотки статора (табл. 4).
11.3. Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей обмотки ротора
,
где ;
Принимаем, что изоляция в лобовых частях обмотки отсутствует. Тогда ;
- электрические потери в лобовых частях обмотки
, Вт ,
здесь , - см. расчет активного сопротивления обмотки статора.
11.4. Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины
, ,
где - длина вылета лобовых частей обмотки статора.
, м.
В этом выражении:
определяется по табл. 13;
- см. расчет активного сопротивления обмотки статора;
- длина вылета прямолинейной части секции из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части. Принимается м.
11.5. Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины
, .
11.6. Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды
, ,
где - сумма потерь, отводимых в воздух внутри машины.
Для двигателей со степенью защиты IP23
, Вт.
Для двигателей со степенью защиты IP44
, Вт.
В этих формулах
, Вт.
Здесь , - потери в двигателе при нормальном режиме (из табл. 17 при номинальном скольжении );
- коэффициент подогрева воздуха (по рис. 23);
- эквивалентная поверхность охлаждения корпуса двигателя.
Для двигателей со степенью защиты IP23
,
Для двигателей со степенью защиты IP44
, .
Здесь - условный периметр поперечного сечения ребер станины (по рис.25).
11.7. Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды
, .
11.8. Вентиляционный расчет заключается в сопоставлении расхода воздуха необходимого для охлаждения двигателя и расхода, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя.
Необходимый расход воздуха:
для двигателей со степенью защиты IP23
, ;
для двигателей со степенью защиты IP44
, ,
где - коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса, обдуваемого наружным вентилятором
.
Здесь - частота вращения двигателя, ;
для двигателей с при ;
при и ;
при и ;
при и .
11.9. Фактический расход воздуха, получаемый с помощью вентилятора:
для двигателя со степенью защиты IP23
, ;
для двигателей со степенью защиты IP44
, .
В этих формулах:
- частота вращения двигателя, ;
- коэффициент
для двигателей с ;
для двигателей с .
, - число и ширина радиальных вентиляционных каналов.
Если длина стали сердечника статора (см.п.4.3) > 0,15 м, то
,
Здесь - расстояние между вентиляционными каналами. Принимается м.
Ширина вентиляционных каналов принимается м.
Если м, то принимается .
11.10. Сопоставление требуемого и получаемого расхода воздуха.
Получаемый расход воздуха должен быть больше требуемого для охлаждения двигателя
.
Приложение 1.
Справочные таблицы.
Таблица 1.
Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А.
h, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Da, м
| 0,089
| 0,1
| 0,116
| 0,131
| 0,149
| 0,168
| 0,191
| 0,225
| 0,272
| 0,313
| 0,349
| 0,392
| 0,437
| 0,530
| 0,590
| 0,660
|
Таблица 2.
Отношение KD =D/Da в двигателях серии 4А при различных числах полюсов.
2p
|
|
|
| 8–12
| KD
| 0,52–0,57
| 0,64–0,68
| 0,70–0,72
| 0,74–0,77
|
Таблица 3.
Коэффициенты распределения kp трёхфазных обмоток с фазной зоной.
ʋ q
|
|
|
|
|
| ∞
|
| 0,966
| 0,960
| 0,958
| 0,957
| 0,957
| 0,955
|
| 0,707
| 0,667
| 0,654
| 0,646
| 0,644
| 0,636
|
| 0,259
| 0,217
| 0,205
| 0,200
| 0,197
| 0,191
|
| -0,259
| -0,177
| -0,158
| -0,149
| -0,145
| -0,136
|
| -0,707
| -0,333
| -0,270
| -0,247
| -0,236
| -0,212
| 11
| -0,966
| -0,177
| -0,126
| -0,110
| -0,102
| -0,087
| Таблица 4.
Диаметр и площадь поперечного сечения круглых медных эмалированных проводов марок ПЭТВ и ПЭТ–155.
Номинальный диаметр неизолированного проводника, мм
| Среднее значение диаметра изолированного провода, мм
| Площадь поперечного сечения неизолированного провода, мм 2
| 0,08
| 0,10
| 0,00502
| 0,09
| 0,11
| 0,00636
| 0,10
| 0,122
| 0,00785
| 0,112
| 0,134
| 0,00985
| 0,125
| 0,147
| 0,01227
| (0,132)
| 0,154
| 0,01368
| 0,14
| 0,162
| 0,01539
| 0,15
| 0,18
| 0,01767
| 0,16
| 0,19
| 0,0201
| 0,17
| 0,20
| 0,0227
| 0,18
| 0,21
| 0,0255
| (0,19)
| 0,22
| 0,284
| 0,20
| 0,23
| 0,0314
| (0,212)
| 0,242
| 0,0353
| 0,224
| 0,259
| 0,0394
| (0,236)
| 0,271
| 0,0437
| 0,25
| 0,285
| 0,0491
| (0,265)
| 0,300
| 0,0552
| 0,28
| 0,315
| 0,0616
| (0,30)
| 0,335
| 0,0707
| 0,315
| 0,350
| 0,0779
| 0,335
| 0,370
| 0,0881
| 0,355
| 0,395
| 0,099
| 0,375
| 0,415
| 0,1104
| 0,40
| 0,44
| 0,1257
| 0,425
| 0,465
| 0,1419
| 0,45
| 0,49
| 0,1590
| (0,475)
| 0,515
| 0,1772
| 0,50
| 0,545
| 0,1963
| (0,53)
| 0,585
| 0,221
| 0,56
| 0,615
| 0,246
| 0,60
| 0,655
| 0,283
| 0,63
| 0,69
| 0,312
| (0,67)
| 0,73
| 0,353
| 0,71
| 0,77
| 0,396
| 0,75
| 0,815
| 0,442
| 0,80
| 0,865
| 0,503
|
| 0,85
| 0,915
| 0,567
| 0,90
| 0,965
| 0,636
| 0,95
| 1,015
| 0,709
| 1,00
| 1,08
| 0,785
| 1,06
| 1,14
| 0,883
| 1,12
| 1,20
| 0,985
| 1,18
| 1,26
| 1,094
| 1,25
| 1,33
| 1,227
| 1,32
| 1,405
| 1,368
| 1,40
| 1,485
| 1,539
| 1,50
| 1,585
| 1,767
| 1,60
| 1,685
| 2,011
| 1,70
| 1,785
| 2,27
| Продолжение табл. 4.
| 1,80
| 1,895
| 2,54
| 1,90
| 1,995
| 2,83
| 2,00
| 2,095
| 3,14
| 2,12
| 2,22
| 3,53
| 2,24
| 2,34
| 3,94
| 2,36
| 2,46
| 4,36
| 2,50
| 2,60
| 4,91
| | | | | |
Примечания: 1. Провода, размеры которых указаны в скобках, следует применять только в отдельных случаях при обосновании технико-экономической целесообразности.
2. Среднее значение диаметра изолированного провода вычислено с учётом расчётной средней двухсторонней толщины эмалевой изоляции, принимаемой как округленное среднее арифметическое из минимальной и максимальной толщины.
Таблица 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|