Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы и этапы разработки прогнозов





Процесс прогнозирования использования земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на базе определенных теоретических позиций, которые в науке принято называть принципами. Основной задачей принципов прогнозирования является соединением в единый конгломерат разнообразных методов и моделей разработки комплексного прогноза с целью получения теоретического и методического базиса прогнозирования.

Однако необходимо отметить, что вся совокупность принципов, используемых в прогнозировании землепользования, является чисто условной, так как часть прогнозных принципов может применяться и в других отраслях (общие принципы) народного хозяйства, а часть принципов характерна только для прогнозирования использования земель сельскохозяйственного назначения (специальные принципы).

В случае использования земель сельскохозяйственного назначения теория прогнозирования позволяет выделить следующие 15 принципов:

* состоятельность прогноза – заключается в соблюдении правил и требований, обеспечивающих его научно-практическую обоснованность;

* вероятность – заключается в множестве факторов, воздействующих на развитие землепользования;



* согласованность – подразумевается сосредоточенность всех параметров комплексной системы прогнозов;

* активность – выражается через активное прогнозирование (нахождение оптимальных путей достижения цели);

* системность и комплексность – подразумевается взаимосвязанность целей прогнозов, объекта исследования и элементов прогнозной модели;

* непрерывность – выражается в постоянном прогнозировании на всех стадиях развития объекта;

* вариантность – подразумевает при разнообразии и противоречивости исходных данных множество решений для определения вариантов развития объекта, которые реальны и осуществимы и могут быть реализованы;

* последовательность – переход от прогнозов с малым сроком упреждения к более большим и от частных (единичных) к общим (сложным) прогнозам;

* приоритетность – заключается в создании прогнозов с меньшим периодом упреждения, с целью перехода от частного к более общему;

* обратная связь – заключается в учете антропогенных факторов воздействия на исследуемый объект или явление как фактора активного воздействия на характер и поведение объекта и явления;



* избирательность – информационная связь, заключающаяся в получении и применении качественной достоверной информации, которая будет использоваться для выработки решения на исследуемом этапе развития объекта или явления;

* верифицируемость – определение достоверности, точности, надежности прогнозирования землепользования;

* рентабельность – подразумевает, что затраченные силы и средства (финансовые) многократно окупятся в результате использования прогностических данных;

* исследовательский принцип – данный принцип основан на том, что рассмотрение исследуемого объекта опирается на процесс саморазвивающейся системы комплекса землепользования;

* нормативный принцип – данный принцип рассматривает использование земельных ресурсов как естественный объективный процесс, вызванный потребностью общества.

Этап прогнозирования – это часть процесса (стадии) разработки прогноза. Сейчас в прогнозировании выделяются 3 последовательных этапа:

1 этап – прогнозная ретроспекция (анализ);

2 этап– прогнозный диагноз (объяснение);

3 этап – проспекция (собственно прогноз).

Данные этапы имеют четкие границы во времени и в целях.

Связь управления земельными ресурсами

С прогнозированием

Управление земельными ресурсами – это комплекс правовых, экономических, технических, организационно-хозяйственных мероприятий по регулированию земельных отношений в условиях реорганизации экономики страны.



Согласно этому определению, государственные органы управления земельными ресурсами выступают в роли управляющей системы, а объектом управления является земельный фонд страны, землепользования, земельные угодья.

Современная функция управления подразделяется по двум основным признакам (по двум группам):

- по своему назначению и содержанию: социально-целевые координация (согласование) и организация сельхозпроизводства;

- по конкретным формам воздействия на управляемый объект: учет, анализ, прогнозирование, принятие решений, организацию и контроль выполнения решений.

Анализ и конкретизация данных функций позволяет определить основные функции управления земельными ресурсами:

· Ведение земельного кадастра;

· Анализ использования земель;

· Прогнозирование использования земель;

· Планирование и проектирование земель;

· Государственный контроль за использованием земель.

Земельный кадастр – это совокупность достоверных сведений о природном, хозяйственно-экономическом, правовом положении земель. Он выполняет функцию исходной информационной базы для управления земельными и природными ресурсами.

Анализ использования земель представляет собой специфический вид управленческой деятельности, направленный на осмысление и внутреннее глубокое понимание диалектики развития управляемого объекта и правильной оценки его внутренних и внешних движущих сил. Собственно, в анализе оценивается сложившаяся ситуация, намечается будущая цель и средства для ее достижения (т.е. анализ является инструментом по подготовке решения).

Прогнозирование – это высшая форма анализа и важная функция управления. Основной задачей прогнозирования является выявление тенденций и закономерностей в использовании земель и обоснование процессов, которые могут возникнуть в будущем (снижение плодородия почв, заболачивание и т.д.).

Планирование использования земель является основным звеном системы управления земельными ресурсами. Основной функцией планирования является принятие плановых решений, воплощенных в план, и текущих директив, имеющих адресный характер.

Проектирование и использование земель составляет комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на реорганизацию и совершенствование существующей организации территории.

Государственный контроль за использованием и охраной земель – предназначен для обеспечения соблюдения всеми юридическими и физическими лицами земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Современное прогнозирование рассматривает две функции предвидения:

- предсказательную (описательную);

- предуказательную (предписательную).

Они имеют свою цель, форму выражения, содержание. В частности, целью предсказательной функции является описание будущих перспектив развития объекта, а предуказательной – указание целенаправленной деятельности в будущем.

Контрольные вопросы

1. Перечислите задачи по управлению земельными ресурсами, которые решаются с помощью прогнозирования.

2. Что выступает в качестве объекта исследования в прогнозировании использования земельных ресурсов?

3. Назовите основные функции управления земельными ресурсами.

4. Перечислите и дайте характеристику этапам прогнозирования.

 

Рекомендуемая литература

1. Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В.. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами. М.: Колос, 2005. – 528 с.

Лекция 11 Вопросы управления земельными ресурсами

В проектах землеустройства

Цель лекции:рассмотреть основные понятия и положения по землеустройству, изучить содержание и назначение различных проектов землеустройства, а также рассмотреть порядок, стадии и участников землеустроительного процесса

Землеустройство, землеустроительный процесс, землеустроительные работы, проектирование, рабочий проект, лицензия, инвентаризация

11.1 Общие положения.

11.2 Проекты межхозяйственного землеустройства.

11.3 Проекты внутрихозяйственного землеустройства.

11.4 Рабочие проекты.

 

 

Общие положения

Землеустройство является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель (п. 1 ст. 149 ЗК РК).

Землеустройство проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и форм хозяйствования на них.

Установленные в результате проведенных работ по землеустройству целевое назначение, режим использования земель и их охраны, ограничения и обременения, границы земельных участков, данные о качестве и количестве земель и другие данные, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, являются для субъектов земельных правоотношений обязательными для исполнения.

Землеустройство проводится по решению исполнительных органов или по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, а также по инициативе территориальных органов по управлению земельными ресурсами.

Землеустроительные работы выполняются юридическими лицами и гражданами, получившими в установленном порядке лицензию на производство землеустроительных работ.

Порядок и технология выполнения землеустроительных работ устанавливается нормативно-правовыми актами, утвержденными центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, которые обязательны для всех исполнителей землеустроительных работ.

Положение о порядке проведения землеустройства в Республике Казахстан утверждено постановлением Правительства РК от 5 июня 1997 года № 931 (ред. от 11.06.2001 г.).

Землеустройство включает и обеспечивает:

1) разработку республиканских, областных и региональных схем (проектов) землеустройства, зонирования земель и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов на основе ландшафтно-экологического подхода;

2) составление проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности;

3) определение и установление на местности границ (черты) населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;

4) установление на местности границ административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий и других земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель;

5) разработку, согласование, утверждение и выдачу проектов земельно-хозяйственного устройства территории, рекультивации нарушенных и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

6) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;

7) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ;

8) составление тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов.

Согласно ст. 151 Земельного кодекса Республики Казахстан землеустроительный процесс включает следующие стадии:

* возбуждение производства землеустроительного действия;

* подготовительные работы;

* разработка прогнозов, схем, программ и проектов землеустройства;

* рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации;

* исполнение проекта землеустройства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.