Сделай Сам Свою Работу на 5

Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.





Теоретические основы этики как науки о морали.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад.

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля.

Часто слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.

Под понятиями «нравственность» и «мораль» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.



Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу.

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

 

 

Основные проблемы теории морали.

Ученые считают, что научить морали нельзя, но научитьсяможно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей. Этика, в том числе и деловая, предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства аргументации.



Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает; это - не реальная всеобщность, а идеальная. Для каждого человека его моральные взгляды — это свободно избранные, никем не навязанные идеи.

Функции морали. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. В обществе реализуются следующие функции морали.

1. Гуманизирующая. Мораль считает каждого из нас достойным лучшей жизни. В морали мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу. Любую «природу» мораль очеловечивает. В моральных достижениях не отказано никому. Кто бы ты ни был – быть нравственным ты обязан. Такова гуманистическая роль морали.

2. Регулятивная. Мораль регулирует поведение как отдельного лица, так и общества. Но никто никого не контролирует, а каждый индивидуально выстраивает свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям, т.е. происходит саморегуляция личности и саморергуляция социальной среды в целом.

3. Ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого и гуманного. Одной из главных задач морали – придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу.

4. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра из зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Главная его особенность – человекомерность, то есть мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь.



5. Воспитательная. Так как мораль делает человека человеком, потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой основ всякого другого образования. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться, при этом желательно помнить тезис Ф.Ларошфуко – «Мы судим о себе по своей способности к свершению, другие же судят о нас по тому, что мы уже совершили».

 

 

Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.

Понятия "мораль" (как должное, как проявление в мире и в каждом из нас абсолютного морального закона) и "нравы" (как сущее, как реальные поступки и формы поведения, устоявшиеся общественные привычки) находятся в сложном диалектически противоречивом единстве, порождающем впечатление их несовместимости. Этим объясняется наличие различных подходов к пониманию задач этики. Гегель, впервые поставивший эту проблему в форме антитезы должного и сущего, считал, что этика должна определиться в своем предмете: либо она изучает мораль, либо нравы. Кант в своем категорическом императиве вывел сущее за пределы морали, видел предмет этики только в изучении должного.

Нравы – обычаи, устоявшиеся общественные привычки, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений.

Как проявление сущего, реально существующего в данном обществе поведения, нравы могут не соответствовать морали (могут быть дурные правы). В этом смысле мы говорим о единстве морали и многообразии нравов. Так, нравы (этос) русского чиновничества чаще всего не соответствовали тем моральным требованиям, которые предъявляло к чиновникам общество, желавшее видеть в них слуг народа, а не только выразителей воли властвующей элиты.

В то же время общество может существовать лишь в единстве сущего и должного. Мораль вырастала из нравов (сущего), когда в процессе совместной жизни поступки и мысли людей, вкусивших запретного плода добра и зла, постепенно стали приобретать форму должного. В морально развитом обществе нравы помогают реализации морального закона. Сама мораль формируется в соответствии с существующими в обществе традициями и обычаями как устойчивыми нормами поведения, соответствует требованиям общества.

Этосология – научная дисциплина, изучающая нравы и образ жизни того или иного социального слоя или группы с характерным набором нравственных ценностей и установок.

Нравы имеют сложную структуру, их изучением занимается теоретическая дисциплина – этосология. Можно говорить о нравах общества в целом, той или иной социальной группы, класса, о нравах государственной бюрократии, интеллигенции. Изучение нравов особенно важно в практике государственной и политической деятельности. Учет особенностей индивидуальных и общественных нравов является необходимым условием при принятии решений органами власти и управления. В то же время органы государственного управления и политические деятели посредством целенаправленного воздействия на общество могут оказывать влияние на изменение нравов людей. В этом состоит педагогический аспект государственного управления как формы гражданского воспитания.

По своей структуре нравы могут иметь религиозно-мировоззренческую, предметно-деятельностную, антропогенетическую, этническую составляющие. Для государственного служащего особенно важно знать и учитывать этническую составляющую нравов, связанную с особенностями национальных нравов. Хотя в современную постиндустриальную эпоху этническая специфика нравов не оказывает такого определяющего влияния на характер развития общества, как это было в Средние века, тем не менее национальные (этнические) черты проникают во все сферы жизнедеятельности общностей и индивидов, что придает этническим нравам этическую (моральную) окраску. Национальные особенности оказывают воздействие на характер политических нравов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.