Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, сформулированы в ФЗ «О прокуратуре РФ», УПК РФ, соответствующих приказах Генерального прокурора РФ, приведённых в списке литературы, рекомендованной для изучения курса.

Студенты должны усвоить, что согласно ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора рассматриваемой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания и органами предварительного следствия.

Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, можно тем не менее выделить основные моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будут:

¾ законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях; постановлений о возбуждении либо в отказе в возбуждении уголовных дел;



¾ законность задержания подозреваемого;

¾ законность привлечения лица в качестве обвиняемого;

¾ возбуждение перед судом ходатайства о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случае, предусмотренных законном;

¾ обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления;

¾ исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

¾ законность принятия решения по окончании предварительного следствия.

При ответе на второй вопрос студенты должны уметь чётко и полно охарактеризовать полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, раскрыть суть этих полномочий, которые в отличии от общенадзорных носят властно-распорядительный (императивный характер).



При определении полномочий по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия следует иметь в виду, что ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержит перечня полномочий, а указывает, что полномочия в названной сфере определяются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В УПК РФ полномочиям прокурора в досудебном разбирательстве посвящён целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст.37, а также ст. ст. 7, 10, 11, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 26, 28, 41, 67, 87, 88, 91 ,94, 96, 97, 106, 108-111, 114, 115, 118, 124, 134-136, 144-149, 150-157, 161-163, 165, 172, 211, 212-214, 221, 222, 226.

При ответе на третий вопрос необходимо уяснить сущность прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, а также полномочия прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства, процессуальные акты реагирования на выявленные нарушения закона.

Следует обратить внимание на деятельность прокурора по надзору за исполнением законности при приёме, регистрации и разрешении сообщений и преступлениях. Прокурор в течение 24 часов должен изучить каждый материал по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и принять соответствующее решение. Это требование регламентировано совместным приказом Генерального прокурора РФ и Министра Внутренних дел РФ № 18-350 от 16 мая 2005 года «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела».

При подготовке ответа на четвёртый вопрос необходимо понять, что уголовно-процессуальным законодательством чётко регламентированы основания, условия и порядок задержания, ареста, применения мер уголовно-процессуального принуждения. С учётом этого определяются правовые формы прокурорского надзора.



Необходимо также обратить внимание на то, что прокурор обязан принимать меры к немедленному освобождению подозреваемых, подвергнутых заключению под стражу, которым не было предъявлено обвинение в сроки, указанные в ст. 100 УПК РФ, а также лиц, сроки, содержания которых под стражей истекли и не были продлены в установленном уголовно-процессуальном законом порядке.

При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

¾ имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого;

¾ своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;

¾ насколько обосновано квалификация преступления;

¾ соответствует ли постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого требованиям, предусмотренным ст. 171 УПК РФ;

¾ соблюдены ли права обвиняемого на защиту;

¾ выдержан ли установленный УПК РФ порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

В связи с выявлением нарушений закона в этой сфере, необходимо знать каким образом прокурор реагирует на допущенные нарушения, каков порядок рассмотрения прокурором жалоб на действия и решения органов предварительного следствия, полномочия прокурора по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан.

При ответе на пятый вопрос необходимо уяснить, что в предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит:

¾ исполнение требований закона о признании лица потерпевшим и разъяснению ему его прав;

¾ исполнение требований УПК РФ, касающихся реализации прав потерпевшего;

¾ исполнение требований закона о возмещении вреда, причиненного преступлением потерпевшему;

¾ исполнение требований закона об обеспечении безопасности потерпевшего.

При ответе на шестой вопрос необходимо обратить внимание на полномочия прокурора при поступлении от следователя уголовного дела с обвинительным заключением, предусмотренные ст. 221 УПК РФ.

Литература

Основная литература

Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник. М, «Юрайт» 2004г.

Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. М, «Экзамен» 2004г.

Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Учебник. М., «Норма» 2005 г.

Дополнительная литература к программе курса

Специальная и научная литература

Алексеев С.И. Функции прокурора по новому УПК РФ. // Государство и право, 2002 г. № 5.

Багмет А. Трудности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. // Законность, 2006 г. № 7. стр. 35-37.

Буторин Л. Прокурорский надзор за ОРД. // Законность, 1999 г. № 10.

Калинин А. Применение положений ст. 51 Конституции РФ. // Законность, 2006 г. № 6. стр. 49-50.

Коломойцев Р. Заявление о преступлении: проблемы правоприменение. // Законность, 2006 г. № 8. стр. 7-10.

Миронов В. Правила оценки допустимости доказательств. // Законность, 2006 г. № 5. стр. 35-36.

Сергеев Б. Роль прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Закон и право, 2003 г. № 2. стр. 17-22.

Синельников Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК. // Законность, 2002 г. № 3.

Тумандейкин Е. Надзор за организацией розыска пропавших без вести. // Законность, 2006 г. № 3. стр. 15-16.

Федяров А. Применение норм УПК в отношении лиц особого правового статуса. // Законность, 2006 г. № 6. стр.5.

Ханжин В. Надзор за наложением ареста на имущество. // Законность, 2006 г. № 7. стр. 6-7.

Чухонцев С. Практика надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях. // Законность, 2006 г. № 3. стр. 2-6.

Публикации в периодических изданиях

Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов о розыске скрывшихся обвиняемых. Учебно – методическое пособие. - М., 1996 г.

Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности. - М. 1997 г.

Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно – розыскной деятельности. Монография. - М. 2001 г.

Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователями процессуальных решений. Методическое пособие. - М., Юрлитинформ., 2000 г.

Рябов В.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно – розыскной деятельности криминальной милиции. - Хабаровск, ДВЮИ МВД РФ, 2001 г.

Соловьев А.Б. и др. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. - М., Юрлитинформ, 2000 г

 

Тема 3.Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу

Вопросы:

1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

3. Особенности надзора за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы;

4. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества;

5. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

6. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.