Централизация органов прокуратуры
1)Ст.1 ФЗ: прок-ра — прок-ра РФ – единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и исполнением з-нов, дейст-щих на тер-рии РФ.
2)Ст.4 ФЗ: прок-ра РФ действует на основе подчинения нижестоящих прок-ров вышестоящим и Ген.прокурору РФ.
3)Ст.11 ФЗ закрепляет систему прок-ры РФ (Ген. прок-ра РФ, прок-ры S-тов РФ, приравненные к ним военные и др. специализир.прок-ры,науч. и образоват.учр-ния, редакции печатных изданий, явл-щиеся юр.лицами, а также прок-ры городов и районов, др.тер-ные, военные и иные специализир.прок-ры). Образование, реорг-ция и ликв-ция органов и учр-ний прок-ры, опред-ние их статуса и компетенции осущ-ся Ген.прок-рой РФ. Создание и деят-ть на тер-рии РФ органов прок-ры, не входящих в единую систему прок-ры РФ, не допускается.
Т.о., в систему прок-ры РФ м. входить только органы и учр-ния, прямо указанные в з-не, а их образование, ликв-ция, опред-ние компетенции осущ-ся Ген.прок-рой РФ. В этом положении проявл-ся принцип централизации.
4)В ст.ст.12, 13 Закона указан порядок назначения на долж-ть прок-ров. Ген.прок-р РФ назн-ся и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та. Прок-ры S-тов РФ назначаются на долж-ть Ген.прок-ром РФ по согласованию с органами гос.власти S-тов РФ. Они подчинены и подотчетны Ген.прок-ру РФ и освоб-ся им от долж-ти. Прок-ры городов и районов, прок-ры специализир.прокуратур назначаются и освоб-ся от долж-ти Ген.прок-ром РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прок-рам и Ген.прокурору РФ.
Таким образом, принцип центр-ции проявл-ся в том, что нижестоящ.прок-ры назначаются на долж-ть Ген. прок-ром РФ, подчинены и подотчетны вышестоящ.прок-ру, а в конечном итоге Ген.прокурору РФ.
5)В ст.17 ФЗ - полномочия Ген.прок-ра по руков-ву системой прок-ры РФ, в ст.18 ФЗ- полномочия прок-ров S-тов РФ, приравненных в ним прок-ров по руков-ву подчин. органами прок-ры, в ст.19 ФЗ- полномочия прок-ров городов с рай.делением по руков-ву подчин.органами прок-ры.
В дан.положениях проявл-ся принцип центр-ции, т.к. штат и структура Ген.прок-ры РФ, а также подчин.органов и учр-ний прок-ры устан-ся Ген.прок-ром РФ. Прок-ры S-тов РФ руководят деят-тью прокуратур городов и районов на основе дейст-щих на тер-рии РФ з-нов и норм.актов Ген.прок-ра РФ. Т.о., прок-ра РФ предст-ет собой единую систему, дейст-щую на основе подчинения нижестоящих прок-ров вышестоящим и Ген.прокурору РФ.
Единоначалие и коллегиальность в деят-ти прок-ры
Единоначалие в деят-ти прок-туры находит своё сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуал.проблемам прокрорской и следств.работы.
В Ген.прок-туре, прок-турах S-тов РФ, Глав. воен.прок-туре создаются коллегии. Они состоят из: председателя – Ген.прок-ра (прок-ра S-та РФ, Глав.воен.прок-ра); его первого зама и замов (по долж-ти); а также иных прокур.работников, кот-х назначает Ген.прок-р (прок-р S-та, Глав.воен.прокурор).
Коллегии явл-ся совещательными органами. На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные организац.вопросы (подборка, расстановка, воспитание кадров, в Ген.прок-туре - проекты важнейших приказов, в иных прок-турах – выполнение приказов Ген.прок-ра по осущ-нию надзора за исполнением з-нов, заслушиваются отчеты нач-ков упр-ний и отделов,нижестоящих прок-ров).
На основании решений коллегии соотв-щие прок-ры издают приказы. При этом прок-р не связан мнением коллегии.
Деполитизация органов прокуратуры
Частным проявлением ПН явл-ся полит.независ-ть прок-ра.Согласно п.4 ст.4 ФЗ прокур.раб-ки не м.б. членами обществ.объед-ний, преследующих полит.цели, и принимать участие вих деят-ти, что исключает возм-ть влияния со стороны этих объед-ний на прок-ра и на решения, принимаемые им в процессе осущ-ния прок.надзора.
Также не допускается создание и деят-ть в органах и учр-ниях прок-ры общ.объед-ний, преслед-щих полит.цели.
Прок-ры и след-ли прок-ры не связаны в своей служеб. деят-ти решениями обществ.объединений.
Пр-п независимости органов прокуратуры и ПН.
Пр-п нез-ти (ПН)согласно ст.4 ФЗ заключается в том, что органы прок-ры осущ-ют надзор за исполнением з-нов независимоот фед.органов гос.власти, органов гос. власти S-тов РФ, органов МСУ, иных органов и общ.объед-ний и руковод-ются дейст-щими на тер-рии РФ з-нами.
Реал-ция ПН обеспеч-ся: их организац. построением; устан-ным порядком назначения прок-ров; опред-ной з-ном системой подчиненности и подотчетности прок-ров; порядком матер-техн.обеспечения прок.органов (финанс-ние всех органов прок-ры осущ-ся за счет ср-в фед. бюджета независимо от бюджета мест. органов);матер. и соц.обеспечением раб-ков органов прок-ры.
Соблюдение ПН гарант-ся ст.5 ФЗ, закрепившей недопустимость воздействия на прок-ра или след-ля со стороны фед.органов гос.власти, органов гос. власти S-тов РФ, органов МСУ, общ.объед-ний, СМИ с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепят-ть его дея-ти.
Прок-р и след-ль не обязаны давать каких-либо объяснений по сущ-ву находящихся в их произв-ве дел и материалов, а также предост-ть их кому бы то ни было для ознакомления, кроме случае, предусм-ных з-ном.
Частным проявлением ПН явл-ся полит.независ-ть прок-ра.Согласно п.4 ст.4 ФЗ прокур.раб-ки не м.б. членами общ. объед-ний, преследующих полит.цели, и принимать участие вих деят-ти, что исключает возм-ть влияния со стороны этих объед-ний на прок-ра и на решения, принимаемые им в процессе осущ-ния прок.надзора.
Также не допускается создание и деят-ть в органах и учр-ниях прок-ры общ.объед-ний, преслед-щих полит.цели.
Прок.раб-ки не вправе совмещать свою осн.деят-ть с иной оплач-мой или безвозмездной деят-тью, кроме преподават-кой, научной и творческой.
Гласность в деятельности прокуратуры.
Пр-п гласности (ПГ)закреплен в п.2 ст.4 ФЗ и означает, что органы прок-ры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит треб-ниям зак-ва РФ об охране прав и свобод гр-н, а также зак-ва РФ о гос. и иной охраняемой законом тайне.
Реал-ция ПГ обеспеч-ся:
- сообщением в печати о назначении и освоб-нии Ген. прок-ра от должности;
- информ-нием фед.органов гос.власти, органов МСУ и населения о состоянии законности;
- ежегодным предст-нием Ген.прок-ром палатам Фед. Собрания доклада о состоянии законности и п/порядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению;
- созданием в органах прок-ры спец.структур. подразделений или пом.прокурора, отвечающих за связь со СМИ, организующих эту работу на местах (так, в Ген. прок-ре создано структур.подразд-ние — Центр информации и обществ.связей).
Однако никто не праве без разрешения прок-ра разглашать материалы проверок и предвар.следствия, проводимых органами прок-ры, до их завершения.
Прокуратура РФ (понятие, осн. хар-ки).
Прок-ра РФ(ст.129 Конст., ст.1 ФЗ)— единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и испол-ем з-нов, дейст-щих на тер-рии РФ.
Прок-ра явл-ся гос.органом. Гос.орган – самостоятельная, структурно обособленная часть гос. аппарата, обладающая соотв-щей компетенцией, наделенная власт.полномочиями.
Признаки прок-ры как гос.органа:
1) формируется по воле гос-ва и осущ-ет свои ф-ции от его имени;
2) выполняет строго опред-ные в зак-ве виды деят-ти;
3) Имеет юр-ки закрепленную организац.структуру, компетенцию, тер-ный масштаб деят-ти;
4) наделяется опред.матер.ср-вами (здания, сооружения, транспорт, оргтехника);
5) наделяется полномочиями гос-власт.хар-ра, состоящими прежде всего в п-ве издавать прав.акты и обеспечивать их реал-цию.
Пр-пы ор-ции и деят-ти прок-ры— это закрепленные в зак-ве РФ общие руководящие положения, определяющие наиболее существ.черты и признаки деят-ти органов прокуратуры,а также основ.треб-ния,предъявляемые к ней.
Сущность пр-поворг-ции и деят-ти прокуратуры заключается в следующем:
• опред-ют наиболее существ.черты и треб-ния;
• обязательны для прокур.работника независимо от занимаемой должности.
Классификация принципов:
1) Общие принципызакреплены в Конституции (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (ст.4).
1) законность;
2) единство и централизация органов прокуратуры;
3) независимость;
4) гласность.
2) Внутриорганизационные принципы:
- зональный (территориальный)
- предметный принципы (трансп.прок-ра, военная).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|