Учреждение прок-ры в Рос.империи
Сущность и понятие ПН.
ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
Сущность ПН:
1) самост., специф.вид гос.деят-ти, которая явл-ся исключит.компетенцией органов прок-ры;
2)ПН осущ-ся от имени гос-ва — РФ;
3)ПН закл-ся в проверке соблюдения Конст.РФ и правильности исполнения з-нов.
Назначение прокурорского надзора:
1. Выявлять нарушение закона;
2. Принимать меры к устранению этого п/нарушения.
3. Установить виновных в этом правонарушении.
4. Принять меры к привлечению их к отв-ти.
Специфика ПН как самост.вида гос.деят-ти:
1) S-ты ПН - участники прокурорских проверок. Коренным для ПН явл-ся понятие прокурор.
Прокурор – физ.лицо, состоящее на службе в органах прок-ры, принятое на работу в порядке, устан-ном ФЗ «О прок-ре» и исполняющее обяз-ти, предусм-ные этим ФЗ, приказами ген.прокурора, вышестоящего прокурора.
Понятие «прокурор» – собирательное и обобщающее.
В узком смысле термин «прокурор» употреб-ся ФЗ «О прок-ре» - Ген.Прок-р, прок-р S-та РФ, прокурор города или района, прок-р специализиро.прок-ры. То есть руководитель органа прок-ры, лицо, кот-е м.принимать акты прокур.реагирования.
В широком смысле это раб-ки прок-ры, занимающие должности в аппарате прок-ры (зам.прок-ра, прокурор по особым поручениям, прокурор-криминалист).
Кроме прок-ров в системе органов прок-ры есть прокур.работники – раб-ки органов или учр-ний прок-ры, имеющие класс.чины или военные звания.
Понятие «прокур.работник» более широкое, чем понятие прокурор, поскольку к числу первых относятся в т.ч., научные и педагогич.раб-ки, зав.канц. и спец-ты.
2) Объект ПН–все орг-ции, в кот-х провдятся прокур. проверки.
3) Предмет ПН –соблюдение Конст. и исполнение з-нов физ. (долж.)и юр.лицами, перечень кот-х дан в ФЗ о прок-ре, то есть существуют пределы прокурорского.
4) Основ.форма осущ-ния надзора - проверка. При этом прокурор пользуется только прав.ср-вами, присущими прокурору. Акт прок.реагирования (док-т, составленный в письм.форме, содержащий решение прок-ра по поводу выявленного факта нарушения закона) - протест,представ-е,пост-ние,предостережение. Это индив.прав.акт.
5) Особ.место прок-ры в мех-ме гос-ва.Ст.129 Конст. РФ расположена в главе о суд.власти, но в суд.систему прок-ра не входит, а предст-ет собой единую централиз. систему с подчинением нижестоящих прок-ров вышестоящим и Ген. прокурору РФ. Прок-ра – это гос.орган (не орган гос.власти).
ПН хар-ет основ.функцию прок-ры.
ПН как отрасль юр.науки – сов-ть знаний о зак-ве, регулирующем деят-ть прокуратуры. Изучает закономер-ти возникновения, становления и развития п/о-ний в сфере осущ-ния ПН, исследует основ.понятия ПН, содержание полномочий прок-ра при выполнении разл.направлений деят-ти, изучает эффект-ть прав.норм, реглам-щих деят-ть органов прок-ры по осущ-нию надзора.
ПН как уч.дисциплина – часть образоват.процесса в высших и средне-спец.учебных заведениях.
В ПН как в уч.дисциплине м. выделить общую часть (Гл. 1 и 2 ФЗ «О прок-ре») и особ.часть (нормы об особенностях ПН в отдел.отраслях прок.деят-ти).
Цели и задачи ПН
ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
ЦелиПН рез-тат, на достижение которого направлена деят-ть органов прок-ры. Опред-ся статусом, местом и ролью прок-ры в РФ.
Цели в ст. 1 З-на о прокуратуре:
• обеспечение верховенства закона;
• обеспечение единства и укрепления законности;
• обеспечение защиты п-в и свобод чел-ка и гр-на;
• обеспечение охраняемых з-ном интересов общ-ва и гос-ва.
ЗадачиПН непоср-но направлены на достижение целей прок-ры.
Задачи условно можно разделить на:
Общие задачирешаются в процессе осущ-ния органами прок-ры всех направлений деят-ти. Опред-ся в Конст., ФЗ о прок-ре.
Общей задачей ПН явл-ся укрепление законности и охрана от посягательств:
1) закрепленного Конст-цией обществ. и гос.строя РФ;
2) полит., труд., жилищ., имущ. и иных охраняемых з-ном п-в и свобод гр-н;
3) прав и интересов предпр-тий и орг-ций независимо от форм собств-ти.
Спец.задачиПН вытекают из общих задач. Они стоят перед конкрет.направлением деят-ти прок-ры. Содержание спец.задач опред-ся компетенцией прок-ра в каждом из этих направлений.
# обеспечение законности издаваемых прав.актов – общий надзор.
Частнойназывается задача врем.хар-ра, которую ПН решает на данном этапе реализации спец.задач, # истреб-ние прав.актов для проверки их соответствия закону, получение объяснений по поводу конкрет.нарушения з-на, привлечение спец-та для выяснения возникшего вопроса.
Прокуратура в системе гос.органов РФ
Органы прок-ры занимают особ.место в системе гос. органов РФ. Прок-ра осущ-ет надзор за исполнением з-нов фед.органами ИВ, представит. и исполнит.органами S-тов РФ, органами МСУ, кот. согласно Конст. не входят в систему органов гос.власти.
Хар-ка отношений прокуратуры с органами исполнит. властисвязана с особ-тями ее отношений с иными правоохр. и контролирующими органами. Прокуроры осущ-ют надзор за соблюдением и исполнением з-нов этими органами, за соотв-вием принимаемых ими актов.
Правоохр.органы обязаны выполнять указания прок-ра по вопросам расслед-ния уг.дел.
Порядок расслед-ния прест-ний, совершенных работниками органов прок-ры, предполагает гарантии независ-ти прок-ров.
На деят-ть Правит-ва РФ надзор.компетенция прок-ры не распр-ся. В случае несоотв-вия пост-ний Правит-ва Конст-ции и ФЗ Ген.прок-р инф-ет об этом През-та.
Отношения прок-ры с През-томпроявл-ся в том, что Ген.прок-р назначается на долж-ть и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та (п.1 ст.12 ФЗ).
Исходя из Конст., акт о врем.отстранении Ген.прок-ра от долж-ти, необх-ть кот-го обусловлена возбуждением в отношении него уг.дела, обязан издать Президент.
Органы прок-ры и суд.власть.Ст.129 Конст. (о прок-ре) находится в главе «Суд.власть». Однако прок-ра явл-ся самост., независ.структурой и не принадлежит к суд. ветви власти.
Прок-р вправе обратиться в суд с заявлением в защиту п-в и свобод гр-н, неопред.круга лица и интересов РФ, S-тов РФ, мун.образований. Заявление в защиту п-в и свобод гр-на м.б. подано пр-ром только, если гр-н по состоянию здоровья, возрасту, недееспособ-ти и др. уважит.причинам не м. сам обратиться в суд.
Прок-р, подавший заявление, пользуется всеми п-вами и несет все процесс.обяз-ти истца, за искл. п-ва на закл-ние мир.соглашения и обяз-ти по уплате суд. расходов.
Прок-р вступает в процесс и дает закл-ние по делам о выселении, о восст-нии на работе, о возмещении вреда жизни и здоровью, о признании гр-на безвестно отсут-щим или умершим, об ограничении дееспос-ти, о признании недееспос-ным.
По уг.делам прок-р выступает в кач-ве гос.обвин-теля.
Прокурор вправе обжаловать незаконное или необоснов. решение, приговор, опред-ние или пост-ние суда.
Ген.прок-р вправе обращаться в Пленум ВС, Пленум ВАС суда с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам суд.практики по гражд., арб., уг., адм.делам.
В/отношения ФС и органов прок-ры.
ГД принимает з-ны,сост-щие основ.содержание предмета ПН за соблюдением и исполнением з-нов.
Ген.прок-р назначается на долж-ть и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та. Председатель СФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Ген.прокурора.
Ген.прокурор ежегодно представляет палатам ФС и През-ту доклад о состоянии законности и п/порядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.
Органы прок-ры по запросам и обращениям депутатов проводят проверки фактов нарушений законов, принимают меры к их выявлению, устранению и предупреждению.
Учреждение прок-ры в Рос.империи
Прок-ра в Рос.империи учреждена Указом Петра I. Прок-ра учреждалась с целью осущ-ния гласного контроля за соблюдением закон-ти в деят-ти централ. и местных органов гос.власти.
Важ.роль в прав.регул-нии деят-ти прок-ры сыграл Указ Петра I от 27.04.1722г. «О должности Генерал-прокурора», в которой он был назван «оком государевым» и «стряпчим в делах государевых». Он осуществлял надзор за тем, чтобы высший гос.орган страны – Сенат – действовал в строгом соотв-вии с регламентами и император.указами.
Генерал-прок-р был вправе предлагать Сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным п-вом, т.е. наделялся опред.полномочиями в сфере п/творч-ва.
Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.
Прокуроры осущ-ли надзор за закон-тью в деят-ти др. гос.органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осущ-ли надзор по арестанским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены п-вом опротестования незаконных решений гос.органов, вносить предложения по устранению иных нарушений з-нов.
Прок-ра в России учреждалась как надзор.орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осущ-ли надзор за законностью в деят-ти гос.органов, долж.лиц, издаваемых ими прав.актов.
После смерти Петра I прок-ра фактически бездействовала, в особ-ти в период царствования Анны Иоанновны. она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12.12.1741г. и наделена теми же п-вами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прок-ра сформировалась как орган надзорного типа при Катерине II.В значит.мере был усилен прок.надзор за закон-тью в Дея-ти губернских органов власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|