Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзор за исполнением законов.





Это первое направление деятельности прокуратуры. Ему посвящена глава 1 раздела 3 ФЗ о прокуратуре. Полное название данного направления отражает широту границ направления. Здесь рассматриваются все правонарушения в сфере гражданского, трудового, жилищного других правоотношений, за исключением специально рассматриваемых в других направлениях надзора – это уголовнопроцессуальные отношения, гражданские процессуальные отношения, арбитражнопроцессуальные отношения и уголовно-исполнительные.

Данное направление не однородно, т.к. в сферу его попадают не связанные между собой отрасли права.

 

В общем надзоре прокуратуры прокурор не обладает властными полномочиями по реагированию на нарушения законности.

 

Предмет общего надзора – поведение, урегулированное законом, поднадзорных субъектов. Сюда включаются как правомерные, так и неправомерные действия. В предмет включаются и правовые акты, в том числе акты-резолюции. Также сюда входят акты, содержащие в себе простое перечисление фактов.

 

Полномочия прокуроров в надзоре за исполнением законов.

Они нашли свое закрепление в ст.22 ФЗ о прокуратуре. Все полномочия подразделяются на 2 группы:



1) полномочия по выявлению нарушений законности.

· Право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных субъектов

· Иметь доступ к их документам и материалам

· Требовать от руководителя и других должностных лиц поднадзорных субъектов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений,

· Право требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов

· Право проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

· Право вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2) полномочия по реагированию на нарушение законности:

· Право на принесение протеста

· Право на внесение представления

· Право на вынесение постановления

o О возбуждении уголовного дела

o На возбуждение производства об административном правонарушении



· Право на объявление предостережения

 

Правовые средства прокурорского надзора.

 

Под правовыми средствами понимаются способы, при помощи которых прокурор выявляет нарушения законности и устраняет правонарушения. Все средства подразделяются на

1) средства выявления нарушений законности.

 

Одно из средств – прокурорская проверка. Все прокурорские проверки можно подразделить по нескольким основаниям:

1. повод к проведению проверки:

* Проверки, проводимые по жалобам и иным обращениям,

* Проверки по инициативе прокурора.

Закон о прокуратуре устанавливает, что в органах прокуратуры в соответствии с её полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В ст.10 ФЗ о прокуратуре все поступающие в прокуратуру жалобы и заявления рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные федеральным законодательством. В законодательстве подчёркивается, что проверке прокуратуры не подлежат другие государственные органы, и данные проверки проводятся на основании информации, требующей принятия мер прокурором.

Проверки, как правило, должны проводиться лишь при наличии сигнала в виде поступающих сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности. Но существуют исключения, когда проверки проводятся без сигнала. Это касается только законности актов органов власти, управления и контроля.

 

2. проверяющий субъект:

* Непосредственно прокурорами

* Прокуратурами с участием специалистов

* По заданию прокуратуры другими органами.



Под понятием прокурор в соответствии со ст.54 ФЗ о прокуратуре понимается Генеральный прокурор РФ, его 1й заместитель, заместители и другие субъекты. Действующих в пределах своей компетенции.

Проверки с участием специалистов проводятся в соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ о прокуратуре. Закон не установил конкретных случаев, когда специалисты могут быть приглашены для участия в проверке. Кроме этого не устанавливается, в какой форме будет их участие. Закон не ограничивает прокурора в решении вопроса о том, с каких объектов можно привлекать специалистов.

Прокурор может обратиться к вышестоящему в порядке подчинённости органу, в орган вневедомственного контроля, в научно-исследовательские заведения и учебные и т.д. требование о выделении специалистов прокурор направляет на имя руководителя, которому этот специалист непосредственно подчиняется. Этот документ должен содержать:

ü Наименование органа / должностного лица, которому адресован данный акт,

ü Наименование документа (требование о выделении специалиста)

ü Изложение обстоятельств, которые требуется установить с помощью специалиста

ü Само требование о выделении специалиста соответствующей специальности и квалификации со ссылкой на ст.22 Закона.

ü Должность, классный чин, звание и подпись прокурора.

Специалист должен выделяться безотлагательно.

Проверки по заданию прокуратуры – ст.22 ФЗ. Данная норма предусматривает право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных / подведомственных организаций. Эти проверки в свою очередь могут подразделяться на 2 группы:

· Проверки, целью которых является установление правонарушений с помощью технических, статистических и иных специальных методов, которые не могут проводиться органами прокуратуры.

· Проверки, для проведения которых не требуется специальных познаний, кроме правовых.

Требование о проведении проверки должно содержать

ü Наименование органа, должностного лица, к которому обращается прокурор.

ü Наименование документа, т.е. требование о производстве проверки

ü Краткое изложение о содержании информации о нарушении законности

ü Требование о проведении проверки, ревизии с указанием конкретных вопросов, требующих выяснения со ссылкой на ст.22.

ü Должность, классный чин, звание и подпись прокурора.

Должностное лицо должно приступить к проведению проверки незамедлительно.

 

3. Объём проверки.

* Узкие

* Широкие

Узкие – проверки конкретного факта или группы фактов.

Широкие – проверки неопределённого количеств фактов. Они носят исключительный характер и проводятся относительно законности правового акта.

 

4. Место проведения проверки.

* Непосредственно в прокуратуре

* С выездом на место.

 

2) средства реагирования.

 

При реагировании на правонарушения прокурор преследует несколько целей:

  1. устранение самого правонарушения (если это возможно),
  2. предупреждение правонарушений в будущем,
  3. восстановление нарушенных прав и законных интересов,
  4. наказание виновных лиц.

 

Протест прокурора – ст.23 ФЗ о прокуратуре – акт прокурора или его заместителя на противоречащий закону правовой акт должностного лица / органа, содержащий в себе мотивированное требование об отмене акта или приведении его в соответствии с законом и о восстановлении нарушенных прав.

В необходимых случаях в протестах могут ставиться вопросы о наказании виновных лиц. Протест – основная форма реагирования на нарушение законности, выражающаяся в правовом акте.

 

Протест прокурора должен содержать в себе следующие реквизиты:

ü наименование органа, куда приносится протест;

ü название акта;

ü наименование опротестованного акта, содержащего нарушения закона;

ü юридическое обоснование протеста, изложение оснований, в силу которых опротестованный акт признаётся незаконным с обязательным указанием нарушенного закона, когда и кем он издан, что в нём сказано и место опубликования,

ü предложения по поводу устранения допущенных нарушений, а в необходимых случаях о привлечении виновного к ответственности;

ü требование рассмотреть протест в 10дневный срок с момента поступления и незамедлительно сообщить о результатах рассмотрения в письменной форме;

ü должностное положение, классный чин или звание прокурора или его заместителя, дата направления протеста.

В исключительных случаях, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращённый срок рассмотрения протеста.

 

Ч.1 ст.23 – протест может быть принесён либо в орган / должностному лицу, издавшему противоречащий законодательству правовой акт, либо в вышестоящий орган / должностному лицу, либо в суд. При обращении в суд протест прокурора трансформируется в заявление прокурора, которое рассматривается в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

Как правило, заявление прокурора направляется в суд после отклонения протеста законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления после неудовлетворения заявления прокурора по поводу законности принимаемого акта на стадии обсуждения и принятия и неоднократности отклонения протестов прокурора.

Обращение в суд также необходимо в тех случаях, когда акт принят коллегиальным органом, отмена не терпит отложения, а созыв принявшего акт органа приходится на более поздний период.

 

Представление прокурора – ст.24 ФЗ о прокуратуре – акт комплексного прокурорского реагирования, имеющий своим предметом совокупность наиболее существенных нарушений законности.

 

Представление состоит из 3 частей:

1) вводная часть. В ней указываются адресат, название документа, т.е. представление, и основания обращения.

2) обобщающе-аналитическая часть. В ней даются источники информации, оценочные выводы о состоянии законности, цифровые показатели и излагаются факты правонарушения с указанием статей нарушенного закона, указываются виновные лица с указанием сути проступка.

3) заключительная часть – в ней делается логический вывод из анализа состояния законности. Здесь прокурор требует принятия мер по устранению правонарушения, безотлагательного рассмотрения представления и в течение месяца принятия соответствующих мер.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. Но есть ещё одна тонкость – в ч.1 ст.24 есть другая норма, которая не имеет прямого отношения к представлениям – говорится о том, что если акт Правительства РФ не соответствует КРФ и ФЗ, то прокурор информирует об этом Президента РФ.

 

Постановление прокурора – ст.25 ФЗ о прокуратуре – это акт прокурорского реагирования, содержащий мотивированное требование о привлечении к ответственности правонарушителя как непосредственно, так и путём предъявления соответствующих требований об этом компетентному органу или должностному лицу.

Виды постановлений – уголовный процесс – о возбуждении производства об административном правонарушении и уголовное дело.

Прокурором могут выноситься постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, регламентирующим ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законодательством РФ. Это может быть непредставление необходимых документов, отказ в предоставлении специалиста, отказ в проведении проверок и т.д.

 

Предостережение о недопустимости нарушения закона – данное средство реагирования пришло в прокурорский надзор из КГБ СССР. В законах о прокуратуре (1922, 1955 г.) этого не было, а в 1966г. появилось положение, предоставляющее органам КГБ право на дачу предостережения. Это положение не публиковалось. Только в 1987г. с изменениями в союзный закон о прокуратуре это положение было включено в закон. В новом законе это положение появилось только в 1999г., поэтому это статья – примечание.

С целью предупреждения правонарушения и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Практике известен только один случай, когда предостережение было направлено руководителю одной из конфессий – когда американцы начали бомбить Афганистан.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Порядок объявления предостережения регламентирован Указанием Генерального прокурора №39/7 от 6.07.1999г. применение предостережения возлагается только на прокурора и его заместителя. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов, в других направлениях оно не используется.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях, не влекущих уголовной ответственности. Предостережение может быть применено только к должностным лицам, а в случаях получения сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности. К руководителям общественных и религиозных объединений и к иным лицам. Анализ законодательства позволяет сказать, что и гражданам может быть сделано предостережение.

Предостережение направляется после проведения соответствующей проверки. Субъекты, которым сделано предостережение, могут его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признаётся недействительным, о чём сообщается должностному лицу или иному субъекту.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.