Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по работе с программой начальной подготовки





 

1_4_1. На основании учебного плана, предоставленного в данной программе, старший тренер АМ (начальник учебной части) разрабатывает календарный план работы групп начальной подготовки в горах с учётом подготовленности альпинистов до выезда в горы, по результатам собеседования и с учётом сдачи нормативов по физической подготовке.

При составлении календарного плана необходимо учитывать, что:

- рекомендуемая нагрузка рабочего дня - 6 академических часов практических занятий до обеда и 2 часа занятий после обеда;

- общих дней отдыха должно быть два, примерно на седьмой и четырнадцатый день смены. В дни отдыха могут планироваться 2-3 часа теоретических занятий.

- подходы включаются в учебные часы соответствующих тем, так как во время подходов также происходит обучение альпинистов (например, при подходе к месту скальных занятий целесообразно частично отработать тему 1_1_23 «Передвижение по тропам, травянистым склонам и осыпям.». Во время занятий 20 мин. При возвращении с занятий можно включить тему 1_2_22 «Транспортировка пострадавшего подручными средствами» Время занятий 1ч.);

- выход в высокогорную зону следует планировать на 6-8 день смены для того, что бы обеспечить достаточную адаптацию к высоте;



- учебная часть мероприятия имеет право добавить или исключить некоторые учебные темы или изменить количество учебных часов для отдельных групп в зависимости от предварительной подготовки или исходя из специфики района.

 

1_4_2. К организации урока предъявляются следующие требования:

- учебное подразделение должно быть полностью обеспечено необходимым снаряжением

- выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определённых приёмов, соответствующих рельефу или другим условиям; недопустимы условности;

- работать на рельефе рекомендуется спаренными группами (отделениями), что бы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, меняясь в работе; разборы проводить совместно; спаренные группы(отделения) облегчают дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более широкая;



- при комплектовании и дифференциации групп и отделений учитывать подготовленность (по собеседованию и предъявленным документам), а затем окончательно корректировать состав группы согласно результатам проверки на практике.

 

1_4_3. В связи с дифференциацией и интенсификацией учебного процесса необходимо учитывать следующее:

- каждый учебный цикл и ступень обучения должны обеспечивать законченное освоение определённых знаний, приёмов, правил, и в первую очередь – обеспечить безопасность (см. квалификационные уровни)

-на начальной ступени обучения особое внимание должно быть обращено на овладением прикладными элементами альпинизма, знаниями особенностей и опасностей гор;

- в начальное обучение следует вводить сложные ситуации, увязывая их с освоением каких-то приёмов (например, при страховке на льду и снегу отрабатывать и удержание сорвавшегося, и все три фазы самозадержания, подчёркивая неразрывность страховки и самостраховки);

- изучение любого приёма должно контролироваться и анализироваться как самим участником, так и его партнёром по связке, группе, сопровождаться комментариями и оценкой тренера; следует использовать все возможности для воспитания взаимной ответственности и взаимопомощи;

- демонстрация различных приёмов должна быть заранее отработана и подготовлена. Показывать надо не только безукоризненно выполненные приёмы, но и характерные ошибки, пути их исправления;

 

1_4_4. Дифференцированный подход к обучению на 2-м этапе начальной подготовки заключается в следующем:

- составляя календарный план для альпинистов, имеющих значок «Альпинист Казахстана», имеющих превышение над нормами «значка» и отличную предсезонную подготовку, можно включать в этот план элементы учебной программы спортивной подготовки;



- к таким «значкистам» могут быть отнесены альпинисты, имеющие восхождения 1-2 категории трудности, совершённые во время зимних или весенних альпиниад, круглогодичных и других мероприятий, совершившие эти восхождения во время прохождения настоящей программы ранее, но не закончившие выполнение норм на 3-й разряд;

- зачисление в таки группы и отделения может быт осуществлено только при наличии положительной характеристики-рекомендации и проверке фактической готовности;

- целесообразно часть занятий по работе в связках на скальном, ледовом и снежном рельефе переносить в реальную обстановку высокогорной зоны, на время походов и тренировочных восхождений;

 

1_4_5. Необходимым условием обеспечения безопасности являются правильная организация и методика обучения и личный пример инструктора. Специфика начального обучения в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но за короткий срок обучения не могут прочно освоить необходимые приёмы и правила. Инструктор должен быть готовым к сложным ситуациям, уметь их предусматривать и находить выход из них. Важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверке всех действий друг друга. Нужно требовать строгой дисциплины, но нельзя рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, требующий наказания.


  1. Спортивная подготовка (СП)

2.1 Учебный план 1-го этапа спортивной подготовки (СП-1)

 

№ темы Тема занятий Количество часов
Теор. Практ. всего
2_1_1 Альпинизм в системе физического воспитания  
2_1_2 Высокогорные районы мира и их освоения альпинистами  
2_1_3 Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений  
2_1_4 Организация и планирование тренировок  
2_1_5 Основы спортивной психологии, психологическая подготовка альпиниста  
2_1_6 Основы тактик восхождений спортивной группы  
2_1_7 Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм и заболеваний  
2_1_8 Транспортировка пострадавшего подручными средствами  
2_1_9 Основы метеорологии  
2_1_10 Решение ситуационных задач по тактике проведения восхождений
2_1_11 Организация походов в зимних условиях и основы горнолыжной техники
2_1_12 Отработка приёмов страховки
2_1_13 Передвижение по скалам и страховка  
2_1_14 Передвижение по льду, снегу и страховка  
2_1_15 Общая физическая подготовка  
2_1_16 Зачёты и выполнение контрольных нормативов
2_1_17 Специальное снаряжение: выбор и использование  
2_1_18 Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений на этапе СП-1  
2_1_19 Экзамен по теме «Правила совершения восхождений»  
2_1_20 Анализ несчастных случаев в районе  
2_1_21 Обзор лучших восхождений прошлого сезона  
2_1_22 Организация и тактика спортивных восхождений
2_1_23 Географический обзор района и освоение его альпинистами  
2_1_24 Основы радиосвязи в горах
2_1_25 Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм, заболеваний. Экзамен
2_1_26 Транспортировка пострадавшего подручными средствами
2_1_27 Приёмы страховки и самостраховки. Приёмы динамической страховки. Работа на страховочном стенде.  
2_1_28 Техника передвижения по скалам и страховка.  
2_1_29 Техника передвижения по льду и страховка.  
2_1_30 Техника передвижения по снегу и страховка.  
2_1_31 Решение ситуационных задач  
2_1_32 Учебно-тренировочные восхождения  
2_1_33 Восхождение для частичного выполнения норм 2- го спортивного разряда по альпинизму  
2_1_34 Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений  
2_1_35 Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП.

Всего часов 43 486 529

 

Примечание. Для участников мероприятия, выполнявших циклы занятий с оценкой «отлично» и с учётом повышенной подготовленности в подготовительный период, допускается зачёт отдельных тем и сокращение отдельных тем занятий. В подготовительный период рекомендуется проводить занятия по темам 2-1-1 – 2-1-16

 

2.2 Учебный план 2-го этапа спортивной подготовки (СП-2)

 

№ темы Тема занятий Количество часов
Теор. Практ. всего
2_2_1 Альпинизм в РК, его история и современное состояние  
2_2_2 Врачебный контроль и самоконтроль альпиниста  
2_2_3 Современные методы и средства тренировки спортсмена-альпиниста  
2_2_4 Общая и специальная физическая подготовка альпиниста  
2_2_5 Основы геоморфологии  
2_2_6 Основы гляциологии  
2_2_7 Руководящие документы Комитета по спорту Мин.тур. спорт. РК  
2_2_8 Организация и тактика спасательных работ  
2_2_9 Оказание помощи и транспортировка пострадавшего подручными средствами  
2_2_10 Отработки приёмов страховки  
2_2_11 Совершенствование основных приёмов техники альпинизма  
2_2_12 Общая физическая подготовка  
2_2_13 Выполнение контрольных нормативов  
2_2_14 Зачёты по теоретической части программы  
2_2_15 Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений  
2_2_16 Новые документы руководящих альпинистских организаций  
2_2_17 Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошедшем сезоне  
2_2_18 Организация и тактика спортивных восхождений
2_2_19 Географический обзор района, его освоение альпинистами  
2_2_20 Обзор лучших восхождений прошлого сезона  
2_2_21 Транспортировка пострадавшего на различном рельефе подручными средствами и экзамен по теме
2_2_22 Организация страховки и самостраховки. Работа на страховочном стенде.  
2_2_23 Передвижение по скалам в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_2_24 Передвижение по льду в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_2_25 Передвижение по снегу в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_2_26 Восхождение для выполнение норм2-го спортивного разряда по альпинизму  
2_2_27 Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений  
2_2_28 Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП
2_2_29 Оказание первой доврачебной помощи

Всего часов 34 487 521

 

 

Примечание. Темы 2-2-1 – 2-2-15 рекомендуются для изучения в подготовительный период – до выезда в горы. При переносе других тем на подготовительный период следует учесть, что для обеспечения необходимой адаптации количество часов, отведенных на технику передвижения и страховку в горах, может быть лишь уменьшено, но не исключено совсем.

 

2.3 Учебный план спортивной подготовки выполнения 2-го разряда за один сезон.

 

№ темы Тема занятий Количество часов
Теор. Практ. всего
2_1_18 Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений на этапе СП-1  
2_1_19 Экзамен по теме «Правила совершения восхождений»  
2_2_17 Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошедшем сезоне  
2_1_21 Обзор лучших восхождений прошлого сезона  
2_1_22 Организация и тактика спортивных восхождений
2_1_23 Географический обзор района и освоение его альпинистами  
2_1_24 Основы радиосвязи в горах
2_1_25 Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм, заболеваний. Экзамен
2_1_26 Транспортировка пострадавшего подручными средствами
2_2_21 Транспортировка пострадавшего на различном рельефе подручными средствами и экзамен по теме  
2_2_22 Организация страховки и самостраховки. Работа на страховочном стенде.  
2_1_28 Техника передвижения по скалам и страховка.  
2_2_23 Передвижение по скалам в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_1_29 Техника передвижения по льду и страховка.  
2_2_24 Передвижение по льду в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_1_30 Техника передвижения по снегу и страховка.  
2_2_25 Передвижение по снегу в связках и страховка. Экзамен по теме  
2_1_31 Решение ситуационных задач  
2_1_32 Учебно-тренировочные восхождения  
2_2_26 Восхождение для выполнение норм2-го спортивного разряда по альпинизму  
2_1_34 Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений  
2_2_28 Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП

Всего часов 20 160 180

 

Примечание. При достаточной подготовленности участников изучение некоторых тем можно полностью или частично перенести на подготовительный период.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.