|
налоги, введенные в период первой мировой войны.
Сегодня 22 июня - "День памяти и скорби". 70 лет назад началась Великая Отечественная война. Это день 41 года я вообще воспринимаю как самый страшный день для нашей страны. И пусть историки до сих пор спорят - "кто виноват?", мне все-таки кажется, что прав именно Виктор Суворов, который последовательно объяснил логику той войны и логику тех ужасающих поражений. Ведь действительно только подумайте, фашисты продвигались вперед в течение второго полугодия 1941 года, а потом с 1942 по 1944 год мы отвоевывали то, что потеряли в первые месяцы войны, и пытались оправиться от того страшного удара. Интересно отметить, что начало войны сопровождалось и налоговыми мероприятиями, в частности 3 июля 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения»,а в конце 1941 года вообще был установлен военный налог (о чем очень интересно и подробно вы можете прочитать здесь). Кроме того, 21 ноября 1941 года в СССР был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан (просуществовал до 90-х годов). Об этом налоге, я кстати, уже писал на блоге здесь. А 30 апреля 1943 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О подоходном налоге с населения", который также регламентировал вопросы финансирования страны ведущей войну.
35. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью потребовали существенных изменений в области финансов. Многочисленные формы обложения и методы изъятий доходов государственных, кооперативных и частных предприятий (всего насчитывалось 86 различных платежей) потеряли актуальность, оказались ненужными.
Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы явилась налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов, в частности промысловый налог в виде уравнительного сбора и некоторые другие прямые налоги; акцизы (косвенные налоги); плата за эксплуатацию лесов, разработку залежей полезных ископаемых и за рыбную ловлю (рентные доходы). Некоторые прежние платежи сохранились. С этого момента и до начала 1990-х гг. в СССР юридически (но не фактически) перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы – 29,0 % и промысловый налог – 21,5 %. Поступления от налога с оборота стали самым крупным доходным источником государственного бюджета. Неуклонно повышалась не только общая сумма налога с оборота, но и удельный вес его в составе всех бюджетных доходов. В 1938 г. сумма поступивших налогов составила 80411 млн руб. (из 127 571 млн бюджетных доходов), или более 63% [26, с. II].
Одновременно с налоговой осуществлялись кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, сопровождавшиеся максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 г. норма отчислений прибыли в бюджет была определена в 81 %, а для отдельных отраслей и предприятий ВСНХ и Наркомфин имели право увеличить норму. В связи с обострением проблемы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 г. вместо практиковавшегося ежеквартального перечисления доли от реально полученной (а не плановой) прибыли было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли.
Данная система перечислений в бюджет сохранилась (в основных своих чертах) до конца 1980-х гг. В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были вообще отменены, и в бюджет могла быть изъята вся плановая прибыль, а за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. Материальное поощрение работников осуществлялось за счет экономии расходов и не могло превышать 1 % фонда заработной платы. Прибыль в основной своей массе перестала быть источником материального стимулирования, социального и технического развития предприятия.
В годы третьей пятилетки в действующую систему взимания налога с оборота был внесен ряд упрощений и изменений. Было сокращено количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и бюджетные разницы по некоторым промышленным товарам, но, несмотря на это, поступления от налога с оборота на долгие годы стали основным доходом государственного бюджета. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Ряд негативных черт финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х гг. (предпринимавшиеся попытки усовершенствования хозяйственного механизма не принесли ожидаемых результатов), препятствуя развитию самостоятельности и инициативы предприятий.
В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. Некоторые коррективы были внесены лишь в финансовую, и в частности в налоговую, политику. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на огромных территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко снизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 г. до 66,4 млрд руб. в 1942 г.; отчислений от прибыли – с 21,7 млрд руб. до 15,3 млрд руб. в 1942 г. [19, с. 253]. В дальнейшем по мере восстановления и развития производства доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 г. поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета.
За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5 %, то в военные годы они возросли до 13 %. Рост налоговых поступлений в начале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 г. 100 % надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам, которая была отменена в 1942 г. в связи с появлением военного налога. В основу построения военного налога был доложен принцип подушного обложения, что позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов. За период 1942-1945 гг. поступления военного налога в бюджет составили свыше 72 млрд руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения [12, с. 207].
В этот период (в конце 1941 г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли во время войны. С 1944 г. его стали уплачивать и граждане, имевшие одного или двух детей. Хотя налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг. Поступления от этого налога являлись дополнительным источником покрытия расходов на оказание материальной помощи одиноким и многодетным матерям и на содержание детских учреждений. К этому времени плательщиками налога являлись все (кроме одиноких женщин) не имеющие детей граждане.
В годы войны были внесены серьезные изменения в действующие налоги: пересмотрены ставки сельскохозяйственного налога; усилена дифференциация ставок подоходного налога, изменен порядок его взимания; отменен культсбор. Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках.
Местным Советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота.
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи – ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить налоги с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В 1951 г. были несколько повышены ставки подоходного налога, налога с доходов некооперированных кустарно-ремесленных промыслов.
В рассматриваемый период население было обязано уплачивать следующие налоги: подоходный налог с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений; земельный налог; налог с владельцев транспортных средств. Помимо налогов на территориях союзных республик взимались местные сборы с населения, которые устанавливались республиканскими органами власти в целях частичного возмещения расходов по организации туризма, любительского рыболовства и охоты и других услуг, оказываемых гражданам, и поступали в бюджеты республик.
Налоги с населения представляли собой дополнительный источник формирования доходной базы государственного бюджета. Их доля в доходах бюджета была относительно невелика: в 1940 г. - 5,2 %, в 1960 г. - 7,3 %, в 1970 г. - 8,1 %, в 1980 г, -8,1 %, в 1985 г. – 7,7 %. [14,630] Суммы поступлений налогов с населения в бюджет постоянно возрастали, что было обусловлено увеличением фонда заработной платы трудящихся и возрождением и развитием индивидуальной трудовой деятельности. Поскольку государственные и кооперативные организации не смогли удовлетворить постоянно возраставший спрос населения на товары и услуги, в ноябре 1986г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.
Ориентируясь на постепенную отмену налогов с населения, государство повышало необлагаемый минимум заработной платы трудящихся, который к началу 1990-х гг. достиг 80 руб. В это же время происходят серьезные изменения во взаимоотношениях государства с предприятиями: ослабляется администрирование, устанавливаются отчисления в доход государства от прибыли предприятий в виде твердо фиксированного процента (норматива), развиваются индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение и т. д. В связи с этим становится необходимым установление новых, более эффективных отношений предприятий с государством. Одним из условий формирования основ рыночной экономики становится создание новой налоговой системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|