Субъекты налоговых отношений
Сущность налогов,понятие налогов,сборов,налоговой системы
С принятием Налогового кодекса РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.
Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).
Налог устанавливается государством в форме закона.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.
При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.
Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора– компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, система налогов -— составная часть налоговой системы России. Система налогов и сборов устанавливается федеральным законодательством. Согласно ст. 13 НК налоги и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.
Функции налогов
Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Какие же функции выполняют налоги? Однако дать однозначный ответ на данный вопрос невозможно, так как среди экономистов нет единого мнения относительно данной проблемы. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в современных условиях налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.
· Фискальная функция налогов это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.
Абсолютное и относительное увеличение налоговых поступлений может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например, к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.
Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную и потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию.
· Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Расширение налогового метода в мобилизации для государства средств вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что предоставляет ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса.
Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.
Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует что, обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного налога позволяет определить сумму конкретного платежа, и в каком размере она будет перечислена в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и др. хозяйственных проблем. Взыскание налоговых санкций с налогоплательщика приводит к уменьшению суммы прибыли, которая должна была поступить в распоряжение хозяйствующего субъекта, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из этого следует то, что использование указанных элементов позволяет регулировать непосредственно процесс перераспределения финансовых ресурсов.
· Кроме того, применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложены в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за этим движением. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства и они неотделимы друг от друга.
В конечном итоге, принимая во внимание функции, которые возлагаются на налог, он должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и на этой основе обеспечивать общественный прогресс.
Субъекты налоговых отношений
Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых,
определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых,
установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их
осуществления.
Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом
налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2. организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом
налоговыми агентами;
3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его
подразделения в РФ;
4. государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее –
таможенные органы);
5. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы
местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица,
осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых и
таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также
контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов
(далее – сборщики налогов и сборов) ;
6. Минфин РФ , Минфин республик , финансовое управление ( департаменты
отдела ) администрации краев , властей, городов Москвы и С – П,
автономной области, автономных округов, районов и городов ( далее –
финансовые органы ) , иные уполномоченные органы – при решение
вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других
вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;
7. органы государственных внебюджетных фондов;
8. федеральная служба налоговой полиции РФ и её территориальные
подразделения (далее – органы налоговой полиции ) – при решении
вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.
Элементы налогов
Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
Единица обложения – единица изменения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).
Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
– кадастровый:
– изъятие налога до/после получения дохода (владельцем по декларации).
Первый способ предлагает использование кадастра.
Кадастр – это реестр, одержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|