Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговый учет и контроль





1. Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

2. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

1. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.



2. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для налоговых органов.

Права и обязанности налогоплательщиков

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Законе об основах налоговой системы. Можно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от видов налогоплательщиков. Вместе с тем отдельные группы субъектов имеют дополнительные (специфические) права и обязанности. Например, предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них появляются дополнительные обязанности.



2. Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет.

Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет.



Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта.

Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды.

Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.

 

Право представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам является производным от первого.

 

Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями.

 

4) Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования.

 

Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.

 

Законодательство устанавливает и другие права налогоплательщиков, например право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.

Атомистическая теория

Атомистическая теория налогов,или теория общественного (публичного) договора

Атомистическую теорию можно считать разновидностью теории обмена. Суть ее состоит в том, что в обмен на выплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, своей собственности, как от внешних, так и от внутренних врагов. Данный общественный контракт является принудительным и не вечно справедливым, но все же это некий обмен, в конечном, счете, выгодный обеим сторонам сделки.
Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) —здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.
Данная теория оформилась в эпоху Просвещения в XVII—XVIII вв. Ее основоположниками стали французские просветители С. де Вобан (1633—1707) и Ш. Монтескье (1689—1755), настаивавшие на договорном характере налога, согласно которому налог есть плата, вносимая гражданами в результате своеобразного заключения ими публичного договора с государством. Этот договор в отличие от теории эквивалентного обмена не является актом свободного волеизъявления граждан, он уже имеет черты обязательности. Уплата налогов и в обмен на это пользование услугами государства является обязательным актом. Кроме того, данный обмен не является полностью эквивалентным, но все же он взаимовыгоден для обеих сторон.
Такая выгода определяется экономией на издержках, поскольку самозащита для каждого гражданина обошлась бы несравнимо дороже по сравнению с уплатой налога как платой за обеспечение этой защиты государством. Известный русский экономист И.М. Кулишер (1878—1934) так характеризовал данный обмен и его выгодность для граждан: «Хотя эта сделка далеко не всегда является добровольной и еще реже справедливой, но все же это обмен, и в конечном счете обмен выгодный, ибо самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно и независимо от других»2.
Выгода государственная определяется обеспечением посредством налогов финансовых ресурсов для его существования, что гораздо лучше, чем альтернативное обеспечение таких ресурсов посредством доменов или регалий.
Говоря преимущественно о защите, авторы теории понимали под ней не только защиту от внешних врагов, но и услуги государства по поддержанию внутреннего правопорядка, необходимость содержания суда, полиции и других государственных органов. Иными словами, налог выступал платой за весь комплекс выгод, получаемых гражданином от осуществления государством своих функций.

Изучив характеристику атомистической теории налогов, сформулируйте ответ на вопрос: существует ли преемственность положений данной теории в настоящее время? Если да, то в основу какого принципа налогообложения легли посылы данной теории?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.