Сделай Сам Свою Работу на 5

Прямые налоги и их общая характеристика.

Прямо́й нало́г — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Признаки прямых налогов: 1)плательщик точно знает величину налога, ему известна ставка, объект налогообложения и льготы. Между государством и налогоплательщиком устанавливается прямая связь, т.е. нет посредника. Прямые налоги имеют сложный порядок расчета.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Прямые налоги включают в себя налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Выделяют 2 категории прямых налогов

1) налоги на доходы

2) налоги на источники доходов.

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов образуют земельный, на имущ физ лиц, В группу прямых личных доходов включают ндфл, налоги на прибыль .

Каждый прямой налог содержит обязательные элементы. В нем указывается, «кто» является плательщиком, т. е. субъектом данного налога (например, работник, предприятие, наследник и т. д.);

- что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

- из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд и т. п.);



- в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны – в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр – в поземельном, человек – в подушном налоге)

- величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;

- налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования

- срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Косвенные налоги и их общая характеристика.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые входят в цену или в тариф. Владелец товара или услуг включает налог в цену, которая оплачивается покупателями и перечисляет сумму косвенных налогов государству. Поэтому плательщиком косвенных налогов выступает частное лицо, а посредником между государством и плательщиком выступает предприятие. Отличительные черты косвенных налогов: 1) Они не учитывают доходность плательщика, его семейное положение. 2)являются регрессивными – проявляются в том, что с увеличением дохода семьи доля косвенных налогов в семейном бюджете уменьшается. 3)косвенные налоги просты при обложении и по существу исключается процесс уклонения от налогов. 4) косвенные налоги являются ценообразующим фактором, поэтому косвенные налоги усиливают инфляции. 5) косвенные налоги являются продуктивными для бюджета, они дают быстрый доход. 6) Косвенные налоги регулируют спрос и предложение на рынке, оказывают серьезное влияние на процесс производства (таможенные пошлины). Оплата косвенных налогов независимо от доходности плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем большую долю своего дохода он отдает казне.

К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

Акциз - это один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления (спички, табак, спиртные напитки, сахар, соль и другие товары) и услуги (транспортные, коммунальные). Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги. Приобретая товар (услугу), в цену которого включен акциз, покупатель оплачивает его, хотя непосредственно в бюджет данный налог уплачивает продавец товара.

Таможенная пошлина — это денежный сбор, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении последними границы страны.

 

Общие положения по применению счетов-фактур

Поскольку счет-фактура является основным документом, дающим не только право на уплату НДС, но и право на его возмещение, поэтому следует более внимательно подойти с вопросом правильности его оформления. Документами, регулирующими применение счетов-фактур, являются: часть вторая НК РФ (ст. ст. 168 - 169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451).

Счета-фактуры обязаны составлять следующие лица:

1. Налогоплательщики по операциям, подлежащим налогообложению.

2. Налогоплательщики по суммам полученной предварительной оплаты.

3. Налогоплательщики по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.

4. Налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Указанные в п. п. 3 и 4 (выше) налогоплательщики в счетах-фактурах делают надпись "Без налога (НДС)".

5. Налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

 

6. Налоговые агенты - арендаторы государственного и муниципального имущества, а также покупатели (получатели) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за предприятиями и учреждениями, составляющего государственную или муниципальную казну.

Налоговые агенты обязаны составлять счета-фактуры только в отношении отгруженных товаров (работ, услуг, аренды). На сумму предварительной оплаты счета-фактуры не составляются.

Лица, не составляющие счета-фактуры:

1. Лица, не являющиеся плательщиками НДС.

2. Организации (индивидуальные предприниматели) розничной торговли и общественного питания, а также другие организации (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению при реализации товаров за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности).

3. Налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), освобождаемым от налогообложения.

4. Банки по операциям, освобождаемым от налогообложения.

5. Страховые организации по операциям, освобождаемым от налогообложения.

6. Негосударственные пенсионные фонды по операциям, освобождаемым от налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ:

- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщик обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав;

- а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав налогоплательщик обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, приказом (доверенностью) по организации может быть утвержден перечень лиц, которым предоставлено право на подписание счетов-фактур.

Минфин России в Письме от 06.02.2009 N 03-07-09/04 разъяснил, что в счете-фактуре фамилию и инициалы уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру, рекомендуется указывать вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации. В то же время если в счете-фактуре присутствуют дополнительные реквизиты для лиц, уполномоченных подписывать счет-фактуру (например, указывается должность), то такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований НК РФ.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или соответствующей доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя. Это положение введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и должно применяться с момента утверждения Минфином России порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - форматов такого счета-фактуры.

По общему правилу счета-фактуры составляются в рублях РФ. Вместе с тем, согласно п. 7 ст. 169 НК РФ, в случае если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Подробнее по вопросу составления счетов-фактур в условных единицах рассмотрено в гл. 7 "Налоговые агенты и их обязанность по уплате НДС".

В связи с тем что п. 3 ст. 168 НК предусматривает два основания выписки счетов-фактур (при реализации, а также при получении предварительной оплаты), то согласно п. 5 ст. 169 НК РФ устанавливаются реквизиты счетов-фактур, составляемых при реализации, а согласно п. 5.1 этой же статьи устанавливаются реквизиты счетов-фактур, составляемых при получении предварительной оплаты.

 

Функции налогов.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

 

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.