Сделай Сам Свою Работу на 5

Эти документы представляют собой своеобразную конституцию международного права.





Каждый принцип международного права должен рассматриваться во взаимосвязи с другими принципами и в их контексте.

Принципы международного права носят универсальный харак­тер и являются критериями законности всех остальных международ­ных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основ­ных принципов, признаются недействительными и влекут междуна­родно-правовую ответственность.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других.

К их числу основных принципов относят:

1. Принцип суверенного равенства государств. Сложился как синтез двух традиционных правовых принципов — равноправия и государственного суверенитета. В соответствии с этим принципом все государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности.

2. Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества.



В то же время, не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и направленности представляют угрозу миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы.

3. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Декларация 1970г. квалифицирует агрессивную войну как преступление против мира, влекущее ответственность по международному праву. Определение агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974г.: это применение вооруженной силы государством или группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

4. Принцип мирного урегулирования споров. Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства и иными мирными средствами по своему выбору.



5. Принцип территориальной целостности государств. Согласно данному принципу, на государства возлагаются следующие обязательства:

- уважать территориальную целостность каждого из государств;

- воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

- воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

6. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают все границы друг друга и остальных государств как нерушимые. Они обязуются воздерживаться от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории какого-либо государства.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов. Способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом. Вместе с тем, в данном принципе ничто не должно толковаться как санкционирующее любые действия, которые вели бы к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов.

8. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Государства обязаны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.



9. Принцип обязательности сотрудничества государств. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов.

10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств (Pacta sunt servanda). Данный принцип служит одним из критериев правомерности деятельности государств в международных и внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядками всех государств. С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Существенными признаками этого принципа являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от принятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий участника договора, имеющих противоправный характер.

Источники международного права

Источники международного права -это установленные государствами в процессе международного правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции.

 

Международный договор

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится ли такое согла­шение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наиме­нования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных при­чин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой дли­тельный, а воли субъектов международного права имеют более выра­женный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально раз­работана и определена (конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов нежели какая-либо другая.

Венская конвенция о праве международных договоров предполагает возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы. Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных I документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части. Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие

Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества государств в целом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации.

Обычай

Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. под­тверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими \ намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил.

Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются. Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к "своей" группе государств.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государ­ства, официальные заявления, переписка, решения законодательных и судебных органов и т.д.). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений госу­дарств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-право­вой нормы.

От международного обычая следует отличать международное обык­новение, т.е. правило поведения государств, которому они следуют в своих взаимоотношениях, не признавая его юридически обязательным. К международным обыкновениям относятся, например, правила comitas gentium (международной вежливости), в частности правила дипло­матического этикета и так называемого дипломатического протокола, а такие правила морского церемониала (отдание чести флагу иностран­ного государства по прибытию в его порт военного корабля, салют военных кораблей при встрече в открытом море и т.п.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.