Модуль 1. Понятие современного международного права (МПП), его предмет, методы, источники, основные принципы и система
Теоретические занятия - 2 часа.
Лекция 1: Понятие современного международного права (МПП), его предмет, методы, источники, основные принципы и система
Тип занятия: Информационная лекция.
Структура:
1. Понятие и сущность международного права.
2. Нормы международного права.
3. Международное и внутригосударственное право.
4. Функции и система международного права.
5. Международное публичное и международное частное право.
6. Кодификация международного права.
7. Принципы и источники международного права.
1. Международное право представляет собой сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также некоторые внутригосударственные отношения.
Таким образом, международное право является самостоятельной правовой системой, существующей параллельно национальным (внутригосударственным) правовым системам.
Отсюда - Международное право - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права для регулирования отношений между ними. Они обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.
Внутригосударственное (национальное) правопредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения внутри государства, т.е. отношения в пределах его юрисдикции. Оно создаётся в результате властной деятельности государства, является следствием государственного суверенитета.
Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами (т.е. отношения, не входящие в юрисдикцию отдельно взятого государства). Оно создаётся по соглашению государств, является результатом согласования их интересов и воль.
Предметом регулирования международного публичного права являются, прежде всего, отношения между государствами (т.е. между публичными образованиями). Эти отношения называют международными межгосударственными отношениями межвластного характера. Эти отношения связаны с публичным (общественным) интересом различных стран или всего мирового сообщества в целом (например, международная безопасность, международная защита прав человека и пр.).
В то же время отдельные договоры и соглашения государств имеют своей целью регулирование международных немежгосударственных (транснациональных) отношений. Они представляют собой:
- либо отношения между лицами (физическими и юридическими), принадлежащим к юрисдикциям различных государств;
- либо так называемые «диагональные» отношения, участниками которых, с одной стороны является государство (в лице его органов и должностных лиц), а с другой – физические и юридические лица иностранного государства.
Такие отношения могут быть обусловлены как частными интересами (отношения, регулируемые Международным частным правом), так и публичными интересами (отношения, регулируемые Международным административным правом).
Поэтому термин «международное право» применяется, как правило, в значении «международное публичное право». Сам термин «международное публичное право» был введен английским юристом и философом И. Бентамом.
К международным межгосударственным правоотношениям относятся:
1. Отношения между государствами
2. Отношения между государствами и международными организациями
3. Отношения между международными организациями.
Примеры международных отношений: отношения между государствами по поводу установления государственных границ, дипломатические отношения, отношения по регулированию внешней торговли и международных валютных операций, отношения по борьбе с международным терроризмом, отношения по поводу пролёта воздушных судов в воздушном пространстве суверенных государств, отношения по использованию Мирового океана и т.д.
Спецификой международных отношений является то, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельно взятого государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции нескольких государств или всего мирового сообщества в целом.
2. Нормы международного права являются юридически обязательными правилами поведения предусмотренных этими нормами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.
В соответствии с методом международно-правового регулирования нормы международного права устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению.
Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям.
Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.
Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем государство. Права и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому. Акты международной конференции или организации и закрепленные в них права и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности.
К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.
Они могут стать договорными в результате кодификации.
В зависимости от предмета регулирования различаются:
1) относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;
2) нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право;
3) нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.
Универсальные нормы — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством государств или всеми государствами.
Среди универсальных норм особое место занимают нормы jus cogens неоспоримого права - нормы общего международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо; они обладают внешней юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он, противоречит этим нормам
Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств.
3. Дискуссионной в науке считается проблема соотношения международного и национального права.
Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала три основных направления: дуалистическое и два монистических.
Представители дуалистического направления (немецкий юрист Г. Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л. Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам, не находящиеся в соподчиненности.
Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы.
Советская концепция международного права обосновывала возможность и необходимость согласованности обеих систем права, подчеркивала их взаимодействие. Результаты исследований советских юристов-международников получили свое обобщение в монографии И. П. Блищенко «Международное и внутригосударственное право».
Суть монистических концепций состоит в признании единства этих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой правовой системы. Сторонники монистического направления также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права, другие - из верховенства международного права.
В настоящее время, подавляющее большинство сторонников теории монизма придерживаются мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма, например, немецкий ученый Г. Кельзен, исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Он полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархической зависимости. Любая норма национального права, противоречащая международному праву, является ничтожной в международно-правовом плане, вообще не существующей.
В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового права. Так, американские ученые М. Макдугал и М. Райзман пишут, что в результате научно-технического прогресса человечество движется к более тесным и интенсивным связям. Государства все еще остаются на мировой арене, но растет роль и влияние правительственных и неправительственных организаций. При этом главными действующими лицами на международной арене становятся физические лица. В этих условиях, по мнению американских ученых, необходимо создать мировое государство, которое будет преследовать двоякую цель: образование всеобщего правопорядка для обеспечения прав человека и пресечение попыток создания мирового тоталитарного государства.
Сторонники другого течения в монистической теории - умеренного монизма - также отдают приоритет нормам международного права. Но они не считают, что норма национального права, противоречащая международному праву, является ничтожной. Роль государства они видят в том, чтобы способствовать трансформации норм международного права в национальное право.
Следует исходить из понимания того факта, что международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.
1) По предмету регулирования.
Внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.
Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных формирований).
2) По способу создания правовых норм.
Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз».
Нормы международного права создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.
3) По источникам права (формам воплощения международных норм).
Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.
4) По субъектам права.
Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.
5) По способу обеспечения исполнения норм.
Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства.
В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).
В отношении Республики Беларусь необходимо указать на проблематику соотношения норм международного и национального права.
4. Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
Основное социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.
Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
Система международного права — это его внутреннее строение. В международном праве принято выделять общую и особенную части:
Общая часть — нормы и источники международного права, принципы международного права, субъекты международного права и другие общие вопросы.
Особенная часть — отдельные отрасли международного права (международное гуманитарное право, международное дипломатическое и консульское право, международное экономическое право, международное уголовное право, международное космическое право и т.д.).
Также международное право (в широком смысле слова) принято подразделять на международное публичное право и международное частное право.
Международное право как особая система права представляет собой сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.
Система международного права имеет свои отличия и особенности, и недопустимо автоматическое применение к ней категорий общей теории права.
Фундаментом международного права являются основные принципы международного права.
Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.
Все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.
Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли.
В международном праве сформировались следующие отрасли:
право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);
право международных договоров;
право международных организаций;
право международных конференций и совещаний;
право внешних сношений;
право международной безопасности;
международное гуманитарное право;
международное право в период международных конфликтов;
право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
международное морское право;
международное воздушное право;
международное космическое право;
международное атомное право;
право охраны окружающей среды;
международное экономическое право.
5. Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.
Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.
В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.
6. Важную роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права ООН, деятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последующими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.
В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций. В основном они принадлежат к мировым религиям - христианству, исламу и буддизму.
Христианство, возникшее в Палестине на рубеже первого тысячелетия в результате проповеди Иисуса Христа, в настоящее время состоит из трех основных ветвей - католиков (около 1 млрд.), протестантов различных конфессии (около 400 млн.) и православных (более 200 млн.).
В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская церковь разделилась на две части: православную и римско-католическую. В XVI веке от римско-католической церкви отделились протестантские деноминации.
Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его основатель - «пророк и посланник Аллаха» Мухаммед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским представлениям, Аллах передал людям текст Священной книги - Корана. В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 различных странах.
Буддизм распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель - Сиддхартхе Гаутаме Шакья-Муни, известный под именем Будды. В основе буддизма лежат представления по преимуществу морально-этического характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсутствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.
К числу наиболее многочисленных национальных религий принадлежат индуисты — более 600 млн. верующих.
Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вестфальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, католиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающиеся территориального церковного устройства и распределения церковной собственности.
Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор 1856 г., Берлинский трактат 1878 г.. Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).
Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значительное место в международно-договорной практике славян. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и католического присутствия на «земле Новгородской».
Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» 1681 г.
Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Россией и Турцией, подписанным в 1774г.
В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях, в конечном счете, лежат права на свободу религии и религиозную деятельность, зафиксированные в форме международно-правовых обязательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).
Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-правовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от конкретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организациями, а также с различными государствами.
Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в различных региональных организациях: Европейском Союзе. Лиге арабских государств. Организации Исламская конференция и т.д.
В международной сфере религиозные организации наиболее активно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротворческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международных делах климата доверия, диалога и солидарности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|