Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль 1. Понятие современного международного права (МПП), его предмет, методы, источники, основные принципы и система





 

Теоретические занятия - 2 часа.

Лекция 1: Понятие современного международного права (МПП), его предмет, методы, источники, основные принципы и система

Тип занятия: Информационная лекция.

Структура:

1. Понятие и сущность международного права.

2. Нормы международного права.

3. Международное и внутригосударственное право.

4. Функции и система международного права.

5. Международное публичное и международное частное право.

6. Кодификация международного права.

7. Принципы и источники международного права.

 

1. Международное право представляет собой сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также некоторые внутригосударственные отношения.

Таким образом, международное право является самостоятельной правовой системой, существующей параллельно национальным (внутригосударственным) правовым системам.

Отсюда - Международное право - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права для регулирования отношений между ними. Они обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.



Внутригосударственное (национальное) правопредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения внутри государства, т.е. отношения в пределах его юрисдикции. Оно создаётся в результате властной деятельности государства, является следствием государственного суверенитета.

Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами (т.е. отношения, не входящие в юрисдикцию отдельно взятого государства). Оно создаётся по соглашению государств, является результатом согласования их интересов и воль.



Предметом регулирования международного публичного права являются, прежде всего, отношения между государствами (т.е. между публичными образованиями). Эти отношения называют международными межгосударственными отношениями межвластного характера. Эти отношения связаны с публичным (общественным) интересом различных стран или всего мирового сообщества в целом (например, международная безопасность, международная защита прав человека и пр.).

В то же время отдельные договоры и соглашения государств имеют своей целью регулирование международных немежгосударственных (транснациональных) отношений. Они представляют собой:

- либо отношения между лицами (физическими и юридическими), принадлежащим к юрисдикциям различных государств;

- либо так называемые «диагональные» отношения, участниками которых, с одной стороны является государство (в лице его органов и должностных лиц), а с другой – физические и юридические лица иностранного государства.

Такие отношения могут быть обусловлены как частными интересами (отношения, регулируемые Международным частным правом), так и публичными интересами (отношения, регулируемые Международным административным правом).

Поэтому термин «международное право» применяется, как правило, в значении «международное публичное право». Сам термин «международное публичное право» был введен английским юристом и философом И. Бентамом.

К международным межгосударственным правоотношениям относятся:

1. Отношения между государствами

2. Отношения между государствами и международными организациями

3. Отношения между международными организациями.



Примеры международных отношений: отношения между государствами по поводу установления государственных границ, дипломатические отношения, отношения по регулированию внешней торговли и международных валютных операций, отношения по борьбе с международным терроризмом, отношения по поводу пролёта воздушных судов в воздушном пространстве суверенных государств, отношения по использованию Мирового океана и т.д.

Спецификой международных отношений является то, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельно взятого государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции нескольких государств или всего мирового сообщества в целом.

2. Нормы международного права являются юридичес­ки обязательными правилами поведения предусмотренных этими нор­мами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.

В соответствии с методом международно-правового регулирования нормы международного права устанавливаются по взаимному согла­сию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях при­нуждения к их соблюдению.

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям.

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем государство. Права и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому. Акты международной конференции или организации и закрепленные в них права и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации.

В зависимости от предмета регулирования различаются:

1) относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;

2) нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право;

3) нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

Универсальные нормы — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством государств или всеми государствами.

Среди универсальных норм особое место занимают нормы jus cogens неоспоримого права - нормы общего международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо; они обладают внешней юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он, противоречит этим нормам

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств.

 

3. Дискуссионной в науке считается проблема соотношения международного и национального права.

Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала три основных направления: дуалистическое и два монистических.

Представители дуалистического направления (немецкий юрист Г. Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л. Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам, не находящиеся в соподчиненности.

Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы.

Советская концепция международного права обосновывала возможность и необходимость согласованности обеих систем права, подчеркивала их взаимодействие. Результаты исследований советских юристов-международников получили свое обобщение в монографии И. П. Блищенко «Международное и внутригосударственное право».

Суть монистических концепций состоит в признании единства этих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой правовой системы. Сторонники монистического направления также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права, другие - из верховенства международного права.

В настоящее время, подавляющее большинство сторонников теории монизма придерживаются мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма, например, немецкий ученый Г. Кельзен, исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Он полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархической зависимости. Любая норма национального права, противоречащая международному праву, является ничтожной в международно-правовом плане, вообще не существующей.

В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового права. Так, американские ученые М. Макдугал и М. Райзман пишут, что в результате научно-технического прогресса человечество движется к более тесным и интенсивным связям. Государства все еще остаются на мировой арене, но растет роль и влияние правительственных и неправительственных организаций. При этом главными действующими лицами на международной арене становятся физические лица. В этих условиях, по мнению американских ученых, необходимо создать мировое государство, которое будет преследовать двоякую цель: образование всеобщего правопорядка для обеспечения прав человека и пресечение попыток создания мирового тоталитарного государства.

Сторонники другого течения в монистической теории - умеренного монизма - также отдают приоритет нормам международного права. Но они не считают, что норма национального права, противоречащая международному праву, является ничтожной. Роль государства они видят в том, чтобы способствовать трансформации норм международного права в национальное право.

Следует исходить из понимания того факта, что международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований).

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз».

Нормы международного права создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства.

В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

В отношении Республики Беларусь необходимо указать на проблематику соотношения норм международного и национального права.

 

4. Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Система международного права — это его внутреннее строение. В международном праве принято выделять общую и особенную части:

Общая часть — нормы и источники международного права, принципы международного права, субъекты международного права и другие общие вопросы.

Особенная часть — отдельные отрасли международного права (международное гуманитарное право, международное дипломатическое и консульское право, международное экономическое право, международное уголовное право, международное космическое право и т.д.).

Также международное право (в широком смысле слова) принято подразделять на международное публичное право и международное частное право.

Международное право как особая система права представляет собой сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Система международного права имеет свои отличия и особенности, и недопустимо автоматическое применение к ней категорий общей теории права.

Фундаментом международного права являются основные принципы международного права.

Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

Все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государст­ва, подразделяется на отрасли.

В международном праве сформировались следую­щие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует пра­вовое положение государств, наций и народов, борющихся за незави­симость, международных организаций и государствоподобных фор­мирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

5. Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.

Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отноше­ния между государствами и другими его субъектами, и международ­ного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных пред­приятий и граждан.

В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включа­ет в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.

6. Важную роль в кодификации между­народного права играет Комиссия международного права ООН, де­ятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последую­щими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных ор­ганизаций, права внешних сношений, международного права в пери­од вооруженных конфликтов.

В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций. В основном они принадлежат к мировым религиям - христианству, исламу и буддизму.

Христианство, возникшее в Палестине на рубеже первого тысячелетия в результате проповеди Иисуса Христа, в настоящее время состоит из трех основных ветвей - католиков (около 1 млрд.), протестантов различных конфессии (около 400 млн.) и православных (более 200 млн.).

В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская церковь разделилась на две части: православную и римско-католическую. В XVI веке от римско-католической церкви отделились протестантские деноминации.

Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его основатель - «пророк и посланник Аллаха» Мухаммед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским представлениям, Аллах передал людям текст Священной книги - Корана. В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 различных странах.

Буддизм распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель - Сиддхартхе Гаутаме Шакья-Муни, известный под именем Будды. В основе буддизма лежат представления по преимуществу морально-этического характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсутствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.

К числу наиболее многочисленных национальных религий принадлежат индуисты — более 600 млн. верующих.

Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вестфальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, католиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающиеся территориального церковного устройства и распределения церковной собственности.

Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор 1856 г., Берлинский трактат 1878 г.. Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).

Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значительное место в международно-договорной практике славян. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и католического присутствия на «земле Новгородской».

Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» 1681 г.

Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Россией и Турцией, подписанным в 1774г.

В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях, в конечном счете, лежат права на свободу религии и религиозную деятельность, зафиксированные в форме международно-правовых обязательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).

Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-правовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от конкретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организациями, а также с различными государствами.

Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в различных региональных организациях: Европейском Союзе. Лиге арабских государств. Организации Исламская конференция и т.д.

В международной сфере религиозные организации наиболее активно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротворческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международных делах климата доверия, диалога и солидарности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.