Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты регулирования бухгалтерского учета





После вступления в силу Закона N 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 23 Закона N 402-ФЗ.

Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными словами, Закон N 402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 24 Закона N 402-ФЗ. В частности, СРО могут:

- разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган <*>;

Принципы регулирования бухгалтерского учета

Соответствие федеральных и

отраслевых стандартов потребностям

-- пользователей бухгалтерской

(финансовой) отчетности, а также



уровню развития науки и практики

бухгалтерского учета

───────────────────────────────────────────────

Единство системы требований к

-- бухгалтерскому учету

───────────────────────────────────────────────

В планах счетов бухгалтерского Упрощение способов ведения

учета, других нормативных актах и бухгалтерского учета, включая

методических указаниях должна упрощенную бухгалтерскую (финансовую)

предусматриваться упрощенная система отчетность, для субъектов малого

бухгалтерского учета для субъектов предпринимательства и отдельных форм

малого предпринимательства, а также некоммерческих организаций

для коллегий адвокатов и адвокатских

бюро (п. 2).

───────────────────────────────────────────────



Применение международных стандартов

-- как основы разработки федеральных и

отраслевых стандартов

───────────────────────────────────────────────

Обеспечение условий для

-- единообразного применения

федеральных и отраслевых стандартов

───────────────────────────────────────────────

Недопустимость совмещения полномочий

по утверждению федеральных

-- стандартов и государственному

контролю (надзору) в сфере

бухгалтерского учета <*>

 

В отличие от прежнего Закона "О бухгалтерском учете" в Законе N 402-ФЗ регулированию бухгалтерского учета посвящена целая глава, причем принципы регулирования выделены в отдельную статью (см. ст. 20 "Принципы регулирования бухгалтерского учета").

5.3. Законодательство о бухгалтерском учете и документыв области регулирования бухгалтерского учета

 

Законодательство Российской Законодательство Российской

Федерации о бухгалтерском учете Федерации о бухгалтерском учете

состоит из (ст. 3): состоит из (ст. 4):

- Федерального закона "О - Федерального закона "О

бухгалтерском учете"; бухгалтерском учете";

- других федеральных законов; - других федеральных законов;

- указов Президента РФ; - принятых в соответствии с ними



- постановлений Правительства РФ нормативных правовых актов

───────────────────────────────────────────────

Нормативная база бухгалтерского К документам в области регулирования

учета состоит из (п. 2 ст. 5): бухгалтерского учета относятся

- планов счетов бухгалтерского учета (ст. 21):

и инструкций по их применению; - федеральные стандарты (обязательны

- положений (стандартов) по для применения);

бухгалтерскому учету, - отраслевые стандарты (обязательны

устанавливающих принципы, правила и для применения, устанавливают

способы ведения организациями учета особенности применения федеральных

хозяйственных операций, составления стандартов в отдельных видах

и представления бухгалтерской экономической деятельности);

отчетности; - рекомендации в области

- других нормативных актов и бухгалтерского учета;

методических указаний по вопросам - стандарты экономического субъекта

бухгалтерского учета;

- положений и стандартов,

устанавливающих принципы, правила и

способы ведения учета и отчетности

для таможенных целей

 

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта. Обращаем внимание, что международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

Внимание! До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, и после вступления в силу Закона N 402-ФЗ организации будут применять действующие положения по бухгалтерскому учету, методические указания и др. документы, утвержденные Минфином России.

организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учтены специфика организации и условия хозяйствования. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Организация бухгалтерского учета

По-прежнему ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель экономического субъекта. Однако после вступления в силу Закона N 402-ФЗ вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства <**>. Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Нормы старого и нового Законов "О бухгалтерском учете", касающиеся главного бухгалтера, различаются коренным образом. Если в Законе N 129-ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях и обязанностях главного бухгалтера, то Закон N 402-ФЗ эти вопросы не затрагивает. Очевидно, они должны регулироваться локальными нормативными актами экономических субъектов.

Отметим, что в новом Законе отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.

Новым Законом "О бухгалтерском учете" устанавливаются требования, которым должны соответствовать главные бухгалтеры экономических субъектов (ч. 4 ст. 7):

Порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером в новом законе изложен более подробно. Помимо процедуры принятия (непринятия) спорных данных к бухгалтерскому учету в Законе N 402-ФЗ устанавливается порядок отражения (основания неотражения) объектов учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности при возникновении разногласий.

Таким образом, мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).

Учетная политика

В отличие от Закона N 129-ФЗ в новом Законе не перечислены обязательные составляющие учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и пр.). В этом нет необходимости, так как соответствующая информация содержится в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

В Законе N 402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования.

Еще одним отличием нового Закона "О бухгалтерском учете" является следующее: в нем отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).

Основания для изменения учетной политики, указанные в Законе N 402-ФЗ, в целом аналогичны приведенным в Законе N 129-ФЗ. Однако формулировки нового Закона являются более точными. Например, там говорится, что для изменения учетной политики недостаточно любых изменений законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Необходимо также, чтобы изменились требования (очевидно, относящиеся к ведению бухгалтерского учета) этого законодательства РФ или нормативных актов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.