Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. Антимонопольное регулирование





Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.

Субъекты конкуренции (конкуренты).Конкурентами, по российскому законодательству, признаются хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынках финансовых услуг.

Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Существуют следующие разновидности монополий:

– государственные монополии;

– естественные монополии.

Государственные монополиисоздаются в целях защиты эконо-мических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д.



Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

Перечень сфер деятельности, естественных монополий:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правамина результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).



Различные типы монополий могут занимать доминирующее положение на рынке.

Доминирующее положение на рынке не запрещается.

Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.

Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства.

Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить.

В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения.

Для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей.

В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственностиза монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.



Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Конкуренция на товарных рынках обеспечивается ограничением монополистической деятельности и недопущением недобросовестной конкуренции

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Формы проявления монополистической деятельности

Формами проявления монополистической деятельности являются:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

2) соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;

3) акты и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, ограничивающие конкуренцию;

4) соглашения или согласованные действия государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, ограничивающие конкуренцию.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке определенного товара составляет 50 процентов и более.

Доминирующим также признается положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50 процентов, если это установлено антимонопольным органом.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйст­вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, Федеральная антимонопольная служба ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- изъятие товаров из оборота, целью или результатом которо­го является создание либо поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту не выгодных для него условий договора или не относящихся к предмету договора (необос­нованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав);

- включение в договор дискриминирующих условий, кото­рые ставят хозяйствующий субъект в неравное положение с другими;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него условий, касающихся товаров, в которых хозяйствующий субъект не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- сокращение (прекращение) производства товаров, на кото­рые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельны­ми покупателями при наличии возможности производства или поставки им товара;

- установление монопольно высоких (низких) цен.

Соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, - это такие действия субъектов, имеющих или могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, которые направлены на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надба­вок, наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;

- экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

К актам и действиям (бездействиям) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов и Центрального банка РФ, относятся такие акты и действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это может быть:

- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, обмен товаров;

- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей или о заключении в приоритетном порядке договоров.

К соглашениям или согласованным действиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов и Центрального банка РФ, направленным на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, относятся:

- повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и осуществляются в противоречии с действующим законодательством, обычаями делового оборота, требованиями добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формами недобросовестной конкуренции являются:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований проводится УФАС, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" от 27 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

 

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

 

 

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

 

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

 

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

 

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

 

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

 

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

 

2) выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

 

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

 

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

 

д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

 

е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

 

ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

 

з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

 

и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

 

к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

 

л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

 

м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;

 

н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания:

 

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

 

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

 

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

3.1) выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;

 

3.2) выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

 

4) направляет в ЦБ РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

4.1) направляет в письменной форме за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

 

4.2) рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;

 

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

 

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

 

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

 

в) об обязательном заключении договора;

 

г) об изменении или о расторжении договора;

 

д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

 

е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

 

з) о признании торгов недействительными;

 

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;

 

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

 

8) ведет:

 

а) реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр). Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

 

б) реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, получает необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

 

12) издаетнормативные правовые акты, дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства

13) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.