Организация коррекционно-развивающего обучения
Учебный
Рассмотрено
на заседании Совета педагогов
Протокол № ___
от «___» ___________ 20___ года
Председатель Совета педагогов:
____________
| Согласовано
Заместитель заведующего по ВМР: ________
от «__» ___________ 20__ года
| Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Аленький цветочек»
___________
от «__» ____________ 20__года
|
Индивидуальная
Коррекционно-развивающая программа
05. 05. 2005
Года рождения
Воспитанницы подготовительной к школе компенсирующей направленности
Для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии
2012-2013 учебный год
Содержание:
- Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на 2012 – 2013 учебный год.
- Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на 2012 – 2013 учебный год.
- Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на 2012 – 2013 учебный год.
- Перспективно-тематическое планирование воспитателя для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на 2012 – 2013 учебный год
- Тематический план комплексной непосредственно-образовательной деятельности по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Подготовка к обучению грамоте и развитие речи» образовательной области «Познание», «Коммуникация» для детей 6 – 7 лет с ФФНР
- Календарно-тематическое планирование комплексной непосредственно-образовательной деятельности по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Подготовка к обучению грамоте и развитие речи» образовательной области «Познание», «Коммуникация» для детей 6 – 7 лет с ФФНР
- Учебно-тематический план комплексной непосредственно образовательной деятельности по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения» образовательной области «Познание», «Коммуникация»
- Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста МБДОУ «Аленький цветочек»
- Логопедическое заключение на ребёнка дошкольного возраста.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На 2012 – 2013 учебный год
Фамилия, имя ребенка Иванова Анна Ивановна. Дата рождения 05.05.2005 г.
Диагноз: Пауцикулярный юношеский артрит, активность I степени.. Малые аномалии сердца (фальшхорда полости левого желудочка). Цереброастенические нарушения. Дисплазия тазобедренных суставов (состояние после лечения).
Дата данных первичной диагностики: 01.09.2009 г.
- Неврологический статус: наличие постоянных головных болей, краниоцефалгии, лабильность настроения, повышенная утомляемость.
- Соматический статус: инвалид детства, группа здоровья Y. Нарушения со стороны костно-мышечной системы – воспалительно - дегенеративные изменения суставов. Наличие систолического шума без зон иррадиации вследствие МАРС .
- Реализация ИПР (индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида) осуществляется специалистами амбулаторно-поликлинической службы МУ ЦГБ.
- Психолого-педагогическое обследование:
Педагог-психолог:
Актуальный уровень развития соответствует возрасту.
Учитель-дефектолог:
Актуальный уровень развития соответствует возрасту. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, параламбдацизм (л-в), ротацизм (р, рь), нарушение слоговой структуры слов, недостаточно сформированы морфологические средства языка.
Воспитатель:
Поведение адекватное. Ребенок владеет элементарными навыками личной гигиены. К непосредственно образовательной деятельности активно проявляет интерес. Стремится к актерскому мастерству, придумывает истории, сочиняет сказки. Общая и мелкая моторика сформированы по возрасту.
Данные при выпуске в школу:
Дата:12.04.2012 г.
- Неврологический статус: сохраняется наличие постоянных головных болей, краниоцефалгии, лабильность настроения, повышенная утомляемость.
- Соматический статус: инвалид детства, группа здоровья Y. Нарушения со стороны костно-мышечной системы – воспалительно - дегенеративные изменения суставов. Наличие систолического шума без зон иррадиации вследствие МАРС.
Психолого-педагогическое обследование:
Педагог-психолог:
Уровень психологической готовности к школе выше нормы. Мотивация к школе – успех.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед:
Устанавливает простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений, классифицирует предметы по группам на основании родового признака; называет группы предметов обобщающими словами. Объем и прочность запоминания сформированы. Внимание устойчивое. Слуховое, зрительное восприятие развито. Речевое развитие соответствует возрастной норме. Слоговая структура, фонематический слух, – скомпенсированы. Звукопроизношение скомпенсировано. Логопедическое коррекционно-развивающее обучение проводилось по учебной рабочей программе социально-педагогической направленности «Учимся говорить правильно» для детей 5-7 лет.
Воспитатель:
«Основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский садкомпенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск» усвоила на высоком уровне. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы. Навыки в продуктивных видах деятельности соответствуют возрасту.
Заключение консилиума:
«Основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский садкомпенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск» усвоила на высоком уровне.
Рекомендации по коррекционно-развивающей работе:
1. Обучение в общеобразовательной школе.
Председатель ПМПк: Л. В. Салина
Перспективно-тематическое планирование
Коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На 2012 – 2013 учебный год
Ф.И. ребенка Иванова Анна Ивановна возраст 6 лет
Дата начала занятий 20.09.2011
Специалист по коррекционно-развивающей работе Дорофеева С.Н.
Краткий план коррекционно-развивающей работы с ребенком6-7 лет:
1. Обогащение представлений об окружающем мире и о себе.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие памяти и внимания:
- «чего не стало?», «что изменилось», с применением до 8 элементов на конкретном материале.
- следовое копирование образца в конструировании.
- заучивание поговорок, стихов.
- разноцветные цепочки – 8 элементов.
4. Развитие сенсорной сферы: - трансформация геометрических форм;
- узнавание перечеркнутых изображений;
- узнавание наложенных друг на друга изображений;
- сравнение предметов и фигур по величине;
- конструирование из 6 элементов;
- различение темпо ритмических структур из 4-5 элементов;
- восприятие контурных изображений знакомых предметов.
- восприятие недорисованных изображений.
- лабиринты
5. Развитие мышления:
- Матрицы Равена;
- Кубики Кооса;
- складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках до 9 элементов
- классификация объектов по разным параметрам
- определение понятий (девочка-кукла, (лошадь-трактор, самолет-птица);
- понимание переносных значений слов.
- учить находить причинно следственные связи, составлять рассказ по картинкам.
6. Развитие мелкой моторики.
Период занятий
| 1 полугодие
| 2 полугодие
| Годовой
| Всего занятий
|
|
|
| Пропуски, причины
|
|
|
|
Результативность обучения (на конец учебного года):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________ Подпись специалиста ________________
Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На 2012 – 2013 учебный год
Ф.И. ребенка Иванова Анна Ивановна. возраст 6 лет
Диагноз
Возрастная группа подготовительная к школе группа
(уровень актуального развития)
Год обучения 3-й год Дата начала занятий 05.09.2011
Специалист по коррекционно-развивающей работе: учитель- дефектолог Китова Е.В.
Организация коррекционно-развивающего обучения
Программа обучения: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»; Учебная рабочая программа социально педагогической направленности «Учимся говорить правильно» для детей 5-7 лет;
Продолжительность: 25-30 мин
Занятие
| Характер проведения
| Кол-во занятий в неделю
| примечание
| Образовательная область «Познание», «Коммуникация»:
Комплексная непосредственно-образовательная деятельность по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Подготовка к обучению грамоте и развитие речи»
| индивидуально
|
| | Образовательная область «Познание», «Коммуникация»:
Комплексная непосредственно-образовательная деятельность по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Индивидуальная логопедическая работа по формированию звукопроизношения».
|
| Краткий план коррекционно-развивающей работы с ребенком:
1. Развивать наглядно-образное, элементы логического мышления:
- учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине и др.), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины), по трем признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине);
- закрепить умение выделять «4-й лишний» предмет, объясняя выбор;
- учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками;
- учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий (на картинках и в реальной действительности), устанавливать причинно-следственные связи;
2. Развивать восприятие:
- восприятие цвета – закреплять называния цвета
- восприятие величины: учить указывать размер предметов при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины; закрепить употребления понятий величины.
- фонематическое восприятие: формировать способы вычленения звука из слова, умение называть выделенный звук; выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков; учить чувственно (сенсорно) воспринимать признаки гласных и согласных звуков; учить различать звуки, близкие по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные.
- ориентировка в пространстве:закреплять умение различать правую и левую руку, ногу; правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево); закреплять умение различать пространственные понятия: справа - слева, спереди – сзади, между, перед, за. Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи.
3. Развивать внимание, память:
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие зрительного внимания и памяти (8 элементов)
- заучивание стихотворений
4. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:
- Углублять представления ребенка об окружающей действительности.
- Уточнять представления о родной стране, городе, в котором он живет, расширять представления о некоторых видах труда в промышленности и сельском хозяйстве.
- Продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
- Закреплять знания о местных растениях, учить распознавать их по листьям, цветам , плодам (5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений, 6-7 травянистых растений луга, леса, 4-5 видов ягод и грибов), научить различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
- Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей, дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.
- Закреплять умения по уходу за растениями. Продолжать учить наблюдать за жизнью растений, уточнять представления о зависимость роста растений от условий.
- Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях (маскировка у бабочек, лягушек).
- Учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей. Закреплять представления о сезонных явлениях в природе.
- Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, недостатком тепла, света. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов
- Продолжить знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах, с работой на полях.
- Учить распознавать зимующих птиц (с учетом местных условий) по внешнему облику (окраске, размеру), поведению, издаваемым звукам. Приучать самостоятельно подкармливать птиц, беречь деревья и кустарники продолжать знакомить с трудом колхозников зимой.
- Дать представления о том, что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных
- Учить распознавать и называть (с учетом местных условий) первые весенние цветы по листьям и цветкам.
- Продолжить знакомить с сезонными работами на огородах, в садах и полях, на фермах. Закреплять навыки ухода за растениями, животными.
5. Подготовка к обучению грамоте:
- Дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные (кроме йотированных) и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию
- Ознакомление с печатными буквами: Л, л, Т, т, Р, р, Г, г, Ш, ш, Б, б, Д, д, Ч, ч, Ж, ж, Ф, ф, В, в, Ц, ц, Щ, щ, З, з, Х, х, Э, э; соотнесение звука и буквы.
- Последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное выделение звуков в одно- и двусложных словах без опоры на схему и действия с фишками.
- Знакомство с ударением; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов.
- Практическое деление слов на слоги
- Выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа), состоящего из 3 -4 предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения; условно-графическое обозначение предложения.
- Вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение.
- Уточнение и расширение словарного запаса, составление предложений с использованием предлогов под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (много тетрадей, нет пуговиц, коробка конфет) и существительных творительного падежа единственного числа (кормлю зерном, работать учителем).
6. Подготовка к обучению письму:
Формирование простейших графических навыков:
- ритмичные круговые движения;
- проведение горизонтальных линий в заданном направлении без ограничения в пространстве;
- проведение прямых горизонтальных линий в ограниченном пространстве;
- проведение волнистых линий в горизонтальном и вертикальном направлениях без ограничения в пространстве;
- проведение свободных линий в различных направлениях;
- проведение линий в ограниченном пространстве с изменением направления;
- проведение волнистых линий различных конфигураций;
- проведение наклонных прямых и пунктирных линий;
- проведение линий по точкам по данному образцу;
- штриховка в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождением закономерностей расположения линий в пространстве;
- выполнение петлеобразных линий в различных направлениях;
- продолжение линий с сохранением нужной системы простых соотношений.
- написание в строчках различных элементов букв.
7. Формирование правильного произношения:
- Постановка [Л], [Р, Р’]
- Автоматизация [Ш, Ж, Щ, Ч]
- Дифференциация
8. Развитие фонематического слуха:
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
9. Развитие и совершенствование грамматической стороны речи:
- Продолжать работу по активизации и уточнению словаря ребенка.
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
- Продолжать учить использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб, овощевод, механизатор, рабочий, колхозник и др.). Вводить в словарь антонимы (темный – светлый, веселый – грустный и т.д.).
- Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными; образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
- образование мн. ч. существительных в Им. и Род. падежах
- употребление предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
10. Развитие связной речи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
- Продолжать учить самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.
- Совершенствовать умение составлять рассказ о предмете (по плану), по картине, по серии сюжетных картинок.
- Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта.
- Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|