Русское искусство первой половины 19 века
Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. В. И. Ленин о трех этапах освободительного движения в России. Воздействие общественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художественную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.
Развитие городского ансамбля, синтез архитектуры и скульптуры. Строительство общественных зданий. Выражение в архитектуре высокого классицизма патриотических идей. А. Н. Воронихин (Казанский собор (ныне Музей религии и атеизма АН СССР), Горный институт). Тома де Томон и его работа над проектом здания Биржи (ныне Военно-Морской музей). Творчество А. Д. Захарова. Адмиралтейство как вершина архитектуры классицизма начала XIX в. Ансамбли К. И. Росси. Дворцовая площадь. В. П. Стасов.
Московская архитектура после 1812 г., ее особенности. Работы московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева.
Успехи русской скульптуры. Творчество И. П. Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Выражение в нем патриотического подъема начала XIX столетия. Ф. Ф. Щедрин и его монументально-декоративная скульптура, украшающая здание Адмиралтейства. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 г. Памятник Крылову, кони на Анич-ковом мосту П. К. Клодта. Б. И. Орловский и его памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Ленинграде.
Академическая живопись. Исторический жанр в творчестве Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и А. Е. Егорова. Академическое искусство (Ф. А. Бруни «Медный змий»). Романтизм в творчестве О. А. Кипренского (портреты А. К. Швальбе, мальчика Челищева, Е. П. Ростопчиной, автопортреты). Идеал Кипренского, отражение в нем черт общественного подъема. Особенности русского романтизма. В. А. Тропинин и его место в русской живописи первой половины XIX в. Элементы жанра в его портретном творчестве. Тропинин как антипод Кипренского. «Домашний» характер портретов Булахова, Равича, Зубовой. Сравнительная характеристика портретов Кипренского и Тропинина (на примере портретов А. С. Пушкина или портрета мальчика Челищева с портретом сына).
Историческая картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сочетание в ней классицизма и романтизма. Эволюция творчества художника от идиллического мировосприятия к трагическому. Соединение открытой романтизмом динамики форм, выразительности движения с устойчивостью композиции классицизма. Знаменательность обращения Брюллова в исторической картине не к отдельному герою, а к человечеству, его судьбе. Отзвук в картине социальных сдвигов, исторических перемен, происшедших в начале XIX в. Парадные и интимные портреты К. П. Брюллова. Театрализация и декоративность парадных портретов («Всадница»). Психологическая выразительность интимных портретов (на примере портретов Н. В. Кукольника, портрета археолога М. А. Ланчи и автопортрета). Путь Брюллова от романтизма к реалистическому образу в портретном жанре. Значение творчества художника. Школа Брюллова. Т. Шевченко.
Гениальный русский художник А. А. Иванов. Его идеи о роли и назначении искусства и художника. Отражение в его творчестве передовых освободительных стремлений эпохи. Нравственные искания художника, воплотившиеся в картине «Явление Христа народу». Идейный смысл и демократические основы картины. Этический романтизм Иванова. Идея нравственного преобразования людей как основа творчества Иванова. Реалистические тенденции и академические условности главной картины Иванова. Всемирно-исторический процесс в библейских эскизах. Монументальный стиль Иванова. Его ранние картины на мифологическую тематику («Аполлон, Кипарис и Гиацинт»). Пленэрная живопись в пейзажах Иванова как предвидение достижений живописи конца XIX в.
Развитие пейзажной живописи. Реалистическая направленность пейзажей С. Ф. Щедрина. Передача в пейзаже света и воздуха.
Родоначальник бытового жанра в русской живописи А. Г. Венецианов. Произведения на крестьянскую тему. Поэтичность"его творчества. Народные персонажи — главные герои его произведений. Специфические особенности жанровой живописи Венецианова. Односложность действия, отсутствие сюжетного развития и конфликта, критического начала. Поэтический характер образов картин «На жатве. Лето», «На пашне. Весна». Открытие Венециановым национального сельского пейзажа. Единство человека с природой в картине «Спящий пастушок». Величие простого мира в жанровых сценах Венецианова. Школа Венецианова. Метод преподавания.
Отражение идейных исканий 40-х гг. XIX в. в живописи П. А. Федотова. Путь художника от внешне карикатурного подхода ранних рисунков к аналитическому реализму зрелых произведений («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка»). Передача трагической сути окружающей жизни в картинах «Анкор, еще анкор!» и «Игроки». Развитие живописной системы мастера. Значение первого этапа критического реализма для искусства второй половины XIX в. Его особенности. Федотов и Гоголь.
4.9. Русское искусство второй половины 19 века
Сосредоточение творческих проблем вокруг главных противоречий общественной жизни, социальная заостренность художественного творчества. Борьба с реакционным академизмом. «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Значение деятельности Товарищества передвижников. Единство идейно-художественных устремлений русской литературы, живописи и музыки второй половины XIX в. Утверждение принципов национальности и народности в творчестве передвижников. Роль В. В. Стасова и П. М. Третьякова в художественной жизни России.
Живопись 1860-х гг. Бытовые картины обличительного характера в живописи 1860-х гг. и их художественные особенности. Произведения И. М. Прянишникова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, Н. В. Неврева. Развитие бытового жанра. Сюжеты и темы. Социально-обличительный характер картин В. Г. Перова («Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Утопленница»). Произведение художника «Последний кабак у заставы» — новый шаг в развитии реалистического метода: изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмоционально-лирическому. Возрастание значения пейзажа в картинах Перова второй половины 1860-х гг. Глубина и многогранность психологической характеристики в портретных произведениях Перова. Портрет Ф. М. Достоевского. Перов — педагог. Роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества в развитии русского реалистического искусства.
Творчество художников-передвижников 1870— 1880-х гг. Программа передвижников. Развитие в их творчестве различных жанров — бытового, исторического, портретного, пейзажного. Мировое значение искусства передвижников.
И. Н. Крамской и его роль в создании и деятельности «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников» и «Товарищества передвижных художественных выставок». Идея картины «Христос в пустыне». Использование художником евангельского сюжета для воплощения своей этической программы. Создание Крамским портретной галереи деятелей культуры своего времени. Портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова — «властителей дум» своего времени.
Сложность творческого пути Н. Н. Ге. Интерес художника к евангельской тематике, истолкованной в духе «нравственного христианства» («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие»). Ге и Толстой. Психологическая выразительность картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Анализ композиции картины. Отражение борений мысли и чувства в портретных образах А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, автопортрете художника.
Бытовая живопись передвижников. Главные темы. Стремление к многогранной трактовке явлений действительности.
В. В. Верещагин и развитие батального жанра в русской живописи XIX в. Особенности творчества Верещагина. Публицистичность его искусства. Серии картин. Интерес к быту народов.
Обращение к русской природе в пейзаже. Стремление художников раскрыть ее состояние и дать рассказ о ее жизни в связи с жизнью народа. Лирический характер пейзажей А. К. Саврасова («Грачи прилетели», «Проселок»). Простота мотива, внимание к внутреннему богатству внешне простого пейзажа.
Пейзажи И. И. Шишкина («Рожь», «Лесные дали»). Эпическая тема у Шишкина.
Романтическая взволнованность в картинах природы Ф. А. Васильева («Оттепель», «Мокрый луг»).
Интерес к декоративной выразительности и световым эффектам в картинах А. И. Куинджи («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Преподавательская деятельность художника.
Пейзажи В. Д. Поленова. Достижения Поленова в области живописи на открытом воздухе (пленэр). Педагогическая деятельность художника.
Пейзажи И. И. Левитана. Завершение развития передвижнического пейзажа. Правдивость и эмоциональность образов русской природы. Выражение демократических идей. Стремление в пейзажной живописи к картинности и обобщенности («Над вечным покоем», «Владимирка», «Золотая осень», «Март», «Озеро»). Значение творчества Левитана для развития русского и с лирического пейзажа.
Маринист И. К. Айвазовский. Романтические и реалистические тендендии в его живописи («Девятый вал», «Черное море»).
Творчество И. Е. Репина — высшее достижение искусства передвижников. «Бурлаки» — новаторское решение темы народа. Монументальный, синтетический характер решения картины на современный сюжет. Портреты Репина и их место в дальнейшем развитии его творчества. Картины на крестьянскую и революционную тему («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Картины исторического жанра («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Поздний период творчества. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета...». Острота характеристик и живописная свобода. Мастерство Репина. Мировое значение его творчества.
Историческая живопись В. И. Сурикова — высший этап в развитии русской исторической живописи. Мировое значение Сурикова. Показ истории как истории народа. Глубокое понимание художником исторических процессов. Тема народной трагедии («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). Тема силы и единства народа («Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»). Анализ композиционного и колористического построения картин Сурикова.
Сказочные и эпические сюжеты в творчестве В. М. Васнецова. Его стремление найти живописный эквивалент поэтическим фольклорным образам («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Три богатыря», «Иван Грозный»). Театрально-декорационные работы Васнецова («Снегурочка»).
Архитектура второй половины XIX в. Стиль эклектики: «а ла русс», второе барокко, второе рококо, псевдоготика. Совершенствование строительной техники. Смешение исторических стилей. Верхние торговые ряды (теперь здание ГУМа), архитектор А. Н. Померанцев.
Контрольные вопросы к темам 4.8 – 4.9 .
1. Назовите представителей романтизма в русской живописи и графике.
2. Назовите ансамбли и отдельные архитектурные сооружения позднего классицизма в Петербурге.
3. Какие ансамбли Петербурга связаны с именем Росси?
4. Назовите наиболее значительные произведения портретного жанра. созданные в России первой половины XIX века.
5. Кто написал картину «Гибель Помпеи»?
6. Сформулируйте основные принципы художников-«передвижников».
7. Обозначьте эволюцию бытового жанра в русском искусстве столетия.
8. Какие варианты исторической картины мы находим в творчестве русских художников второй половины XIX века?
9. Назовите наиболее известные памятники архитектуры второй половины XIX века в России и на Западе.
10. Как вы понимаете термин «эклектика»?
11. В каких странах впервые были сформированы теоретические и практические основы стиля «модерн»?
12. Назовите наиболее значимые, на ваш взгляд, произведения русского искусства конца XIX века.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|