Сделай Сам Свою Работу на 5

Русское искусство первой половины 19 века





Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. В. И. Ленин о трех этапах освободительного движения в России. Воздействие об­щественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художествен­ную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.

Развитие городского ансамбля, синтез архитектуры и скульп­туры. Строительство общественных зданий. Выражение в архи­тектуре высокого классицизма патриотических идей. А. Н. Воронихин (Казанский собор (ныне Музей религии и атеизма АН СССР), Горный институт). Тома де Томон и его работа над проектом здания Биржи (ныне Военно-Морской музей). Творчество А. Д. Захарова. Адмиралтейство как вершина архи­тектуры классицизма начала XIX в. Ансамбли К. И. Росси. Дворцовая площадь. В. П. Стасов.

Московская архитектура после 1812 г., ее особенности. Ра­боты московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Гри­горьева.

Успехи русской скульптуры. Творчество И. П. Мартоса. Па­мятник Минину и Пожарскому в Москве. Выражение в нем патриотического подъема начала XIX столетия. Ф. Ф. Щедрин и его монументально-декоративная скульптура, украшающая здание Адмиралтейства. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 г. Памятник Крылову, кони на Анич-ковом мосту П. К. Клодта. Б. И. Орловский и его памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Ленинграде.



Академическая живопись. Исторический жанр в творчестве Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и А. Е. Егорова. Академическое искусство (Ф. А. Бруни «Медный змий»). Ро­мантизм в творчестве О. А. Кипренского (портреты А. К. Швальбе, мальчика Челищева, Е. П. Ростопчиной, автопортреты). Идеал Кипренского, отражение в нем черт общественного подъема. Особенности русского романтизма. В. А. Тропинин и его место в русской живописи первой половины XIX в. Эле­менты жанра в его портретном творчестве. Тропинин как анти­под Кипренского. «Домашний» характер портретов Булахова, Равича, Зубовой. Сравнительная характеристика портретов Кип­ренского и Тропинина (на примере портретов А. С. Пушкина или портрета мальчика Челищева с портретом сына).



Историческая картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сочетание в ней классицизма и романтизма. Эволю­ция творчества художника от идиллического мировосприятия к трагическому. Соединение открытой романтизмом динамики форм, выразительности движения с устойчивостью композиции классицизма. Знаменательность обращения Брюллова в исто­рической картине не к отдельному герою, а к человечеству, его судьбе. Отзвук в картине социальных сдвигов, исторических пе­ремен, происшедших в начале XIX в. Парадные и интимные портреты К. П. Брюллова. Театрализация и декоративность парадных портретов («Всадница»). Психологическая вырази­тельность интимных портретов (на примере портретов Н. В. Ку­кольника, портрета археолога М. А. Ланчи и автопортрета). Путь Брюллова от романтизма к реалистическому образу в портретном жанре. Значение творчества художника. Школа Брюллова. Т. Шевченко.

Гениальный русский художник А. А. Иванов. Его идеи о роли и назначении искусства и художника. Отражение в его творчестве передовых освободительных стремлений эпохи. Нрав­ственные искания художника, воплотившиеся в картине «Явле­ние Христа народу». Идейный смысл и демократические основы картины. Этический романтизм Иванова. Идея нравственного преобразования людей как основа творчества Иванова. Реали­стические тенденции и академические условности главной кар­тины Иванова. Всемирно-исторический процесс в библейских эскизах. Монументальный стиль Иванова. Его ранние картины на мифологическую тематику («Аполлон, Кипарис и Гиацинт»). Пленэрная живопись в пейзажах Иванова как предвидение достижений живописи конца XIX в.



Развитие пейзажной живописи. Реалистическая направлен­ность пейзажей С. Ф. Щедрина. Передача в пейзаже света и воздуха.

Родоначальник бытового жанра в русской живописи А. Г. Ве­нецианов. Произведения на крестьянскую тему. Поэтичность"его творчества. Народные персонажи — главные герои его произве­дений. Специфические особенности жанровой живописи Вене­цианова. Односложность действия, отсутствие сюжетного раз­вития и конфликта, критического начала. Поэтический харак­тер образов картин «На жатве. Лето», «На пашне. Весна». От­крытие Венециановым национального сельского пейзажа. Един­ство человека с природой в картине «Спящий пастушок». Ве­личие простого мира в жанровых сценах Венецианова. Школа Венецианова. Метод преподавания.

Отражение идейных исканий 40-х гг. XIX в. в живописи П. А. Федотова. Путь художника от внешне карикатурного под­хода ранних рисунков к аналитическому реализму зрелых про­изведений («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдо­вушка»). Передача трагической сути окружающей жизни в картинах «Анкор, еще анкор!» и «Игроки». Развитие живописной системы мастера. Значение первого этапа критического реа­лизма для искусства второй половины XIX в. Его особенности. Федотов и Гоголь.

 

4.9. Русское искусство второй половины 19 века

Со­средоточение творческих проблем вокруг главных противоречий общественной жизни, социальная заостренность художествен­ного творчества. Борьба с реакционным академизмом. «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Значение деятельности Товари­щества передвижников. Единство идейно-художественных уст­ремлений русской литературы, живописи и музыки второй по­ловины XIX в. Утверждение принципов национальности и на­родности в творчестве передвижников. Роль В. В. Стасова и П. М. Третьякова в художественной жизни России.

Живопись 1860-х гг. Бытовые картины обличительного ха­рактера в живописи 1860-х гг. и их художественные особенно­сти. Произведения И. М. Прянишникова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, Н. В. Неврева. Развитие бытового жанра. Сюжеты и темы. Социально-обличительный характер картин В. Г. Перова («Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Утопленница»). Произведение художника «Последний кабак у заставы» — новый шаг в развитии реалистического метода: изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмо­ционально-лирическому. Возрастание значения пейзажа в кар­тинах Перова второй половины 1860-х гг. Глубина и многогран­ность психологической характеристики в портретных произве­дениях Перова. Портрет Ф. М. Достоевского. Перов — педагог. Роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества в развитии русского реалистического искусства.

Творчество художников-передвижников 1870— 1880-х гг. Программа передвижников. Развитие в их творчестве различ­ных жанров — бытового, исторического, портретного, пейзаж­ного. Мировое значение искусства передвижников.

И. Н. Крамской и его роль в создании и деятельности «Пер­вой Санкт-Петербургской артели свободных художников» и «Товарищества передвижных художественных выставок». Идея картины «Христос в пустыне». Использование художником еван­гельского сюжета для воплощения своей этической программы. Создание Крамским портретной галереи деятелей культуры сво­его времени. Портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова — «властителей дум» своего времени.

Сложность творческого пути Н. Н. Ге. Интерес художника к евангельской тематике, истолкованной в духе «нравственного христианства» («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие»). Ге и Толстой. Психологическая выразительность картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Анализ композиции картины. Отражение боре­ний мысли и чувства в портретных образах А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, автопортрете художника.

Бытовая живопись передвижников. Главные темы. Стремле­ние к многогранной трактовке явлений действительности.

В. В. Верещагин и развитие батального жанра в русской живописи XIX в. Особенности творчества Верещагина. Публи­цистичность его искусства. Серии картин. Интерес к быту на­родов.

Обращение к русской природе в пейзаже. Стремление худож­ников раскрыть ее состояние и дать рассказ о ее жизни в связи с жизнью народа. Лирический характер пейзажей А. К. Савра­сова («Грачи прилетели», «Проселок»). Простота мотива, вни­мание к внутреннему богатству внешне простого пейзажа.

Пейзажи И. И. Шишкина («Рожь», «Лесные дали»). Эпиче­ская тема у Шишкина.

Романтическая взволнованность в картинах природы Ф. А. Ва­сильева («Оттепель», «Мокрый луг»).

Интерес к декоративной выразительности и световым эффек­там в картинах А. И. Куинджи («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Преподавательская деятельность художника.

Пейзажи В. Д. Поленова. Достижения Поленова в области живописи на открытом воздухе (пленэр). Педагогическая дея­тельность художника.

Пейзажи И. И. Левитана. Завершение развития передвиж­нического пейзажа. Правдивость и эмоциональность образов русской природы. Выражение демократических идей. Стрем­ление в пейзажной живописи к картинности и обобщенности («Над вечным покоем», «Владимирка», «Золотая осень», «Март», «Озеро»). Значение творчества Левитана для развития русского и с лирического пейзажа.

Маринист И. К. Айвазовский. Романтические и реалистические тендендии в его живописи («Девятый вал», «Черное море»).

Творчество И. Е. Репина — высшее достижение искусства передвижников. «Бурлаки» — новаторское решение темы на­рода. Монументальный, синтетический характер решения кар­тины на современный сюжет. Портреты Репина и их место в дальнейшем развитии его творчества. Картины на крестьян­скую и революционную тему («Крестный ход в Курской губер­нии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не жда­ли»). Картины исторического жанра («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Поздний период творче­ства. Групповой портрет «Торжественное заседание Государст­венного Совета...». Острота характеристик и живописная сво­бода. Мастерство Репина. Мировое значение его творчества.

Историческая живопись В. И. Сурикова — высший этап в развитии русской исторической живописи. Мировое значение Сурикова. Показ истории как истории народа. Глубокое пони­мание художником исторических процессов. Тема народной тра­гедии («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). Тема силы и единства народа («Покорение Сибири Ермаком», «Пе­реход Суворова через Альпы»). Анализ композиционного и ко­лористического построения картин Сурикова.

Сказочные и эпические сюжеты в творчестве В. М. Васне­цова. Его стремление найти живописный эквивалент поэтиче­ским фольклорным образам («После побоища Игоря Святосла­вича с половцами», «Аленушка», «Три богатыря», «Иван Гроз­ный»). Театрально-декорационные работы Васнецова («Снегу­рочка»).

Архитектура второй половины XIX в. Стиль эклектики: «а ла русс», второе барокко, второе рококо, псевдоготика. Совер­шенствование строительной техники. Смешение исторических стилей. Верхние торговые ряды (теперь здание ГУМа), архи­тектор А. Н. Померанцев.

Контрольные вопросы к темам 4.8 – 4.9 .

1. Назовите представителей романтизма в русской живописи и графике.

2. Назовите ансамбли и отдельные архитектурные сооружения позднего классицизма в Петербурге.

3. Какие ансамбли Петербурга связаны с именем Росси?

4. Назовите наиболее значительные произведения портретного жанра. созданные в России первой половины XIX века.

5. Кто написал картину «Гибель Помпеи»?

6. Сформулируйте основные принципы художников-«передвижников».

7. Обозначьте эволюцию бытового жанра в русском искусстве столетия.

8. Какие варианты исторической картины мы находим в творчестве русских художников второй половины XIX века?

9. Назовите наиболее известные памятники архитектуры второй половины XIX века в России и на Западе.

10. Как вы понимаете термин «эклектика»?

11. В каких странах впервые были сформированы теоретические и практические основы стиля «модерн»?

12. Назовите наиболее значимые, на ваш взгляд, произведения русского искусства конца XIX века.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.