Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Искусство Древнего Египта

Учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«История искусства»

 

 

Специальность:070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

 

Квалификация:художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

 

Тамбов

 

Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Протокол №1 от 5.09.2007 Председатель предметно-цикловой комиссии /С.В.Караваева/      
    «Утверждаю» Зам. директора по УР /А.Г. Малышкина/      

 

Автор:Нагорнова Е.Е. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Гудухина О.Г. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Рецензенты:Ромах О.В. – доктор философских наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Кириенко Т.А. – зав. отделением «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История искусства» предназначен для педагогических и гуманитарных колледжей с художественным направлением. Специфика художественного образования требует знаний по истории искусств. Всем известно, что «Искусство – это зеркало, отражающее внутренний мир человека» (П. Брук). Особую важность в этой связи приобретает психологический фактор и понятие роли личности, потому что именно в творчестве конкретных людей ярко отражается соответствующее историческое время со всеми ему присущими проблемами и противоречиями. В связи с этим, для лучшего понимания конкретных изменений в искусстве той или иной страны и художественных предпочтений творцов искусства, этот курс должен идти параллельно с курсом «История мировой культуры», т.к. искусство не может существовать вне культуры.



Оптимальный объем курса: 138 часов. Курс разбит на четыре раздела, которые могут изучаться независимо друг от друга. Предметом курса служит зарубежное и отечественное искусство со времени его зарождения до наших дней.

В результате изучения курса студент должен

Знать:

ü основные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до ХХ века;

ü иметь представление о видах и жанрах искусства, их специфике;

ü биографии и творчество выдающихся художников разных времен и народов;

ü основные искусствоведческие термины

уметь:

ü различать важнейшие течения, направления и стили

ü пользоваться основными искусствоведческими терминами

Формы самостоятельной работы:

ü доклады и участие в обсуждении предложенных вопросов на семинарских занятиях;

ü подготовка реферата;

ü изучение источников и теоретических работ по изобразительному или декоративно-прикладному искусству

ü выполнение контрольных заданий.

 

 

Учебный план курса

«История искусств»

Для специальности

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

№ п/п Содержание 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем.
1. Число недель в семестре
2. Число часов в неделю
3. Форма аттестации Конт. раб. зачет зачет экзамен
4. Число лекций
5. Самостоятельная работа
  Всего учебных часов по дисциплине

 

Календарно – тематический план

Разделы и темы Мах. учебнаянагрузка студента Количество аудиторных занятий при очной форме обучения Сам. раб. студента
Всего Лек ции Практработа
  Ведение.    
  1. Искусство Древнего Востока          
1.1 Искусство первобытного искусства    
1.2 Искусство Древнего Египта  
1.3 Искусство Месопотамии    
1.4 Искусство Ирана и Финикии    
1.5 Искусство Древней Индии    
1.6 Искусство Древнего Китая  
1.7 Искусство Древней Греции  
1.8 Искусство Древнего Рима    
1.9 Искусство древних цивилизаций Америки    
  Контрольная работа      
  2. Искусство средних веков и эпохи Возрождения          
2.1 Средневековое искусство Востока    
2.2 Средневековое искусство мусульманского мира  
2.3 Искусство Византии  
2.4 Европейское искусство средневековья    
2.5 Искусство эпохи Возрождения в Италии  
2.6 Искусство Франции XV—XVI вв.  
2.7 Искусство Нидерландов XV—XVI вв.    
2.8 Искусство Германии XV—XVI вв.    
2.9 Искусство Испании XVI в.    
2.10 Искусство Италии XVII века    
2.11 Искусство Фландрии и Голландии XVII в.    
2.12 Искусство Испании и Франции XVII в.    
  Зачет          
         
  3. Западное искусство XVIII-XX вв.          
3.1 Искусство Италии XVIII в.    
3.2 Искусство Англии и Франции XVIII в.    
3.3 Искусство Испании, Англии и Германии    
3.4 3.4.1   3.4.2 Искусство Франции XIX века Искусство Франции первой половины XIX века Искусство Франции середины и последней трети XIX века          
3.5 Основные тенденции развития зарубежного искусства кон. XIX –XX вв.  
  Зачет          
         
  4. История изобразительного искусства России          
4.1 Искусство Киевской Руси XI века  
4.2 Искусство периода феодальной раздробленности (XII-XII вв.)    
4.3 Искусство Пскова в XIV в.    
4.4 Искусство великокняжеской Москвы XIV-XV вв.  
4.5 Искусство времени образования Русского централизованного государства (конец XV-XVI в.)  
4.6 Искусство России XVII в.  
4.7 Русское искусство XVIII века    
4.8 Русское искусство первой половины XIX века  
4.9 Русское искусство второй пол. XIX в.  
4.10 Русское искусство кон. XIX – нач. XX вв.    
4.11 Искусство России ХХ века  
  Экзамен          
         
  Всего    

Введение

Понятие искусства. Основные виды и жанры изобразительного искусства. Стиль. Критерии красоты и гармонии. Восточное и западное видение красоты. Искусство как форма воздействия на личность. «Учебник жизни».

Контрольные вопросы к теме .

Что такое искусство?

В чем цель изучения истории искусств?

Назовите основные этапы становления науки об искусстве.

Какие виды искусства относятся к бифункциональным?

Какие виды искусства относятся к монофункциональным?

Каковы основные средства художественно выразительности: а) живописи; б) графики; в) скульптуры?

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Студент должен знать:

1. основные закономерности развития искусства Древнего мира;

2. произведения искусства, архитектуры, скульптуры;

3. вклад стран Древнего мира в сокровищницу мировой культуры.

Уметь:

1. различать произведения искусств разных стран;

2. охарактеризовать искусство стран древнего мира.

 

1.1 Искусство первобытного общества

Первобытное искусство. Связь его с трудовой деятельностью, верованиями. Основные этапы развития первобытного искусства.

Отличительные черты первобытного изобразительного искусства. Искусство эпохи палеолита: появление первых изобразительных памятников. Росписи пещеры Альтамира (Испания). «Палеолетические Венеры». Анализ шедевров первобытной живописи в пещерах Ла Мадлен и Фон де Гом во Франции.

Искусство эпохи мезолита. Климатические изменения в Европе, вымирание крупных животных. Совершенствование орудий труда. Расширение жизненного опыта человека и его представлений об окружающем мире. Появление веры в загробную жизнь. Изменение характера художественных образов в эпоху мезолита. Процесс нарастания в изобразительных памятниках схемотизации и упрощения. Появление в искусстве повествовательного начала.

Искусство эпохи неолита. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Нарастания упрощения упрощения и условности в изображении человека. Зарождение орнамента. Памятники прикладного искусства.

Период бронзового века. Возникновение архитектуры как искусства. Мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи. Появление городищ.

Значение первобытного искусства в развитии мышления, чувственного восприятия и творческого духа человека.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение древнейших рабовладельческих государств в плодородных долинах больших рек. Замедленность темпов развития цивилизаций Древнего Востока. Пережитки родового строя в сознании людей. Обожествление животных и сил природы. Социальная и политическая миссия искусства, его символический характер. Различные виды искусств и их синтез. Различие ремесла и искусства. Каноны в искусстве Древнего Востока.

Контрольные вопросы к теме

1. В какой период начинается художественная деятельность человека?

2. Каковы хронологические рамки эпохи палеолита? Мезолита? Неолита?

3. Какого типа изображения характерны для палеолита?

4. Какие виды искусства начинают оформляться в эпоху первобытного общества?

5. Назовите основные способы нанесения изображения.

6. Назовите основные сюжеты палеолитического искусства.

7. Назовите основные сюжеты неолитического искусства.

8.Назовите время появления изображений животного? Человека? «Сюжетной» композиции?

9.Назовите основные элементы первобытного орнамента и его типы.

 

Искусство Древнего Египта

Монументальность древнеегипетского искусства, его синкретический характер. Периодизация древнеегипетского искусства.

Додинастический период и Раннее царство. Отзвуки древнейших религиозных представлений в быту и искусстве. Вера в загробную жизнь и консервация тела умершего. Формирование основных принципов искусства в процессе отбора наиболее впечатляющих образов и примеров. Рельеф на плите фараона Нармера и его значение в формировании египетского стиля: статичность фигуры, ясность композиции, разномасштабность персонажей вследствие их социальной иерархии, монументальность сцен, соединение различных точек зрения в одном изображении, возросшее профессиональное мастерство.

Древнее царство. Период расцвета государства. Прославление божественной власти фараонов художественными формами мемориальных и дворцовых сооружений. Окончательное формирование стилевых особенностей египетского искусства.

Основные памятники архитектуры Древнего царства. Геометризм и массивность пирамид. Выработка стоечно-балочной системы в заупокойных храмах. Утолщение книзу наклонных стен как стремление к прочности и зрительному выражению устойчивости. Господство массы и пещерный характер пространства в египетских сооружениях. Пирамиды в Гизе.

Развитие портретной скульптуры в связи с заупокойным культом. Роль канона. Скованность поз, бесстрастность выражения лица, подчеркивание мускулатуры и условная окраска тела изображенных. Соответствие скульптурных масс архитектурным формам. Преобладание плоскостной и пристенной скульптуры. Фронтальность ее восприятия. Неповторимое индивидуальное своеобразие египетского портрета. Рельеф и роспись. Художественное ремесло. Отсутствие канонов в бытовых статуях. Преобладание врезанного рельефа и плоского барельефа. Назначение и размещение рельефов и росписей в мемориальных сооружениях. Построчность, повествовательность сюжетов, декоративность и сочетание с иероглифами. Ограниченность синтеза архитектуры и изобразительного искусства.

Среднее царство. Обогащение традиций приемами искусства местных центров. Развитие peалистических тенденций в искусстве в связи с переоценкой сложившихся представлений о загробной жизни и повысившимся вниманием к индивидуальным чертам человека. Изменении в схемах построения рельефов. Поиски новых архитектурных образов. Грандиозность заупокойного ансамбля Ментухотепов в Дейр-эль-Бахари. Появление осевой композиции, колоннады, опоясывающей террасы храма и дворы колонных галерей, и протодорического типа колонны, пилонов. Статуя-памятник сына Сенусерта III Аменемхета III. Его подчеркнутый реализм и суровая мощь. Росписи в Бени-Хасане: разнообразие поз, различие уровней и пространственная среда, исчезновение искусственного масштаба, появление новых цветовых оттенков, применение смешанных красок, легкость и живописность плоских силуэтов. Развитие художественного ремесла в эпоху Среднего царства.

Новое царство. Этапы периода Нового царства и характерные преобразования в культурной жизни Египта. Внешнеполитические успехи Египта, грандиозные завоевания фиванских фараонов. Приток богатства и связи с другими культурами. Стремление к изысканности и пышности в искусстве. Влияние на культуру Египта соседних цивилизаций.

Фивы как центр строительной деятельности фараонов XVIII династии. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Логичность их планировки, сгущение масс по продольной ОСИ, пространственные перспективные эффекты. Богатство оформления храмов. Распространенный тип заупокойных храмов спокойным храм царицы Хатшепсут.

Ведущее место фиванской скульптурной школы. Индивидуальные образы царей и знати (портрет Хатшепсут, жрецов Аменхотепа и Раннаи). Смена четкости объемов в скульптурных формах изысканностью декорировки, нарядностью орнаментальных мотивов.

Анализ монументальной живописи на примере росписей из гробницы Нахта в Фивах: стремление передать движение, сложные ракурсы, певучесть линий, утонченная группировка фигурных оценок, внимание к бытовым подробностям и изменения в цветовых канонах.

Расцвет прикладного искусства.

Искусство времен Эхнатона и его преемников (амарнское искусство). Борьба Эхнатона против жречества. Культ Атона. Перелом в искусстве: сознательный отказ от канонов, стремление к правдивости образов, жизненность сцен и естественность обстановки. Одухотворенность и обаяние образов Эхнатона и Нефертити в скульптуре бюстов из мастерской Тутмоса. Обилие растительных мотивов в росписи дворца Ахетатона. Значение амарнского искусства для последующего развития египетской культуры.

Сложность и противоречивость внутренней обстановки в стране во второй половине эпохи Нового царства. Попытки Сети I и Рамзеса II поднять международный престиж Египта, а также обособиться от фиванского жречества. Возрождение грандиозного храмового строительства, расширение храма Амона в Карнаке, возведение храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Символическая трактовка колонных залов наподобие нильских зарослей, тяжеловесность пышного оформления, перегруженность архитектурных элементов изображениями и надписями.

Скульптуры пещерного храма в Абу-Симбеле, их всеподавляющая мощь, достигнутая благодаря грандиозности размеров, обобщенности моделировки, умелому использованию масштаба. Возврат к каноническим композициям и сочетание их с новшествами периода Амарны. Светские образы фараонов, внимание к пейзажу, обилие сложных массовых сцен на рельефах Сети I в Абидосе. Стилистика неоднородной фиванской живописи: декоративные тенденции в гробницах жреческой знати, реалистические искания в захоронениях художников («Молитва перед пальмой»). Драматизм рельефа «Плакальщицы», выразительность очертаний его фигур, беспокойство игры теней и пространственная сложность композиции.

Позднее время. Упадок Египта и угасание его культуры. Попытки сохранения традиций в архитектуре и изобразительном искусстве. Увлечение внешней нарядностью в фиванском искусстве. Чеканные узоры и инкрустация из золота на скульптуре.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие строительные материалы использовали зодчие Древнего Египта?

2. Что такое «перистиль» и «гипостиль»?

3. В чем особенности древнеегипетских ордеров?

4. Какой тип рельефа был распространен в Древнем Египте?

5. Из каких материалов изготавливалась скульптура в Древнем Египте?

6. Объясните термин «ушебти».

7.Когда были построены классические пирамиды?

8. Какие изменения произошли в искусстве Египта в эпоху Амарна?

9.Что такое пандус? В каком храмовом комплексе он встречается?

 

1.3 Искусство Древней Месопотамии

Сравнение с искусством Древнего Египта. Общие и отличительные черты. Значение для мирового искусства.

Искусство Шумера и Аккада. Три функции шумерской архитектуры. Роспись керамических изделий. Строительство храмов. Глиптика. Скульптура. Ювелирное искусство.

Искусство Вавилона. Дворцы и зиккураты. Ворота богини Иштар.

Контрольные вопросы к теме:

1. Как изображались люди и животные в искусстве Шумер?

2. Основной строительный материал архитектуры Междуречья.

3. Что такое зиккурат?

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.