СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО КЛАССУ «CESTOIDEA»
Характеристика гельминта
| Карликовый цепень
| Эхинококк
| Альвеококк
| 1. Латинское название
2. Размеры гельминта
3. Органы фиксации
4. Особенности зрелых члеников
5. Тип строения матки
6. Методы диагностики
7. Основной хозяин и локализация в нем
8. Промежуточный хозяин и локализация в нем
9. Инвазионная стадия для человека
10. Природная очаговость
11. Био- или геогельминт
|
|
|
|
Итоговый контроль
10. Предъявление альбома с выполненными рисунками преподавателю для проверки.
11. Решение ситуационных задач.
12. Опрос по отдельным элементам работы («Руководство», стр.81).
Заключение: Материал данного занятия необходим для последующего изучения курса эпидемиологии и инфекционных болезней.
Вопросы к итоговому контролю по теме «Ленточные черви».
1. Дайте систематическое положение изученных вами цестод.
2. Какие группы населения сильнее всего поражены гименолепидозом и почему?
3. В органах каких животных можно обнаружить личиночные стадии цестод? Для кого из цестод человек является промежуточным хозяином?
4. Каким цестодозом человек может заразиться непосредственно от больного?
5. Каким образом лабораторно можно диагностировать у больного человека эхинококкоз и альвеококкоз?
6. Перечислите природно-очаговые цестодозы. Обоснуйте ответ.
Ситуационные задачи
1. Ученика 1-го класса в течение 2-3 месяцев беспокоят нерезкие боли в животе, неустойчивый стул, тошнота, плохой аппетит. жалуется на головные боли, стал невнимательным. Можно ли предположить гельминтоз у школьника и какой?
2. Больной доставил в лаборатории членики цепня, рассказав, что они выделяются почти ежедневно, активно, часто выползая вне акта дефекации. О каком гельминтозе следует думать?
3. У больного при пункции кисты получена прозрачная, чуть желтоватая жидкость. О каком гельминтозе следует думать и каким образом исследовать полученную жидкость?
4. Через какие продукты - свинина, овощи, говядина, рыба, консервы - можно заразиться тениаринхозом?
5. Какие из перечисленных ниже яиц цестод не содержат онкосферу: карликовый цепень, широкий лентец, бычий цепень, свиной цепень?
6. С целью диагностики каких гельминтозов, указанных ниже применяют серологические исследования: гименолепидоз, дифиллоботриоз, эхинококкоз, тениаринхоз, альвеококкоз?
7. Почему при исследовании материала от больного тениозом (членики, кал), лаборант должен особо тщательно соблюдать правила личной гигиены?
Тема занятия: ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (NEMATHELMINTНES)
КЛАСС СОБСТВЕННО КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (NEMATODA)
Вид: Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides)
Цель занятия: Научиться использовать морфологические особенности класса Собственно круглые черви и отдельных его видов для диагностики, профилактики и борьбы с нематодозами.
Содержание занятия
1. На примере аскариды научиться охарактеризовать морфологические особенности круглых червей.
2. На микропрепарате (поперечный срез аскариды) уметь идентифицировать возбудителя аскаридоза.
3. Уметь идентифицировать яйцо аскариды.
4. Изучить цикл развития аскариды и уметь обосновать меры профилактики и диагностики аскаридоза.
5. Провести вскрытие свиной аскариды, изучить внутренние органы.
6. Приготовить временный препарат яиц аскариды. Сравнить оплодотворенные и неоплодотворенные яйца.
Обоснование необходимости изучения данной темы в медицинском вузе.
Класс круглых червей интересен с медицинской точки зрения, т.к. многие его представители являются возбудителями заболеваний человека - нематодозов. Знание морфологических характеристик и биологических особенностей жизненного цикла позволит врачу диагностировать заболевание. От диагностики зависит характер лечения больного и разработка профилактических мероприятий. Если человек болен аскаридозом, врач должен помнить об извращенной локализации аскарид, что всегда связано с тяжелыми нарушениями функций, грозящими жизни больного. Аскариды могут локализоваться в желчном протоке печени, в червеобразном отростке. Мигрирующие личинки аскариды могут вызвать аскаридозную пневмонию. Иногда клубок аскарид может вызвать непроходимость кишечника. Зная, что заражение происходит через грязные овощи, фрукты, загрязненные руки, можно рекомендовать как меру профилактики правила личной гигиены.
Примерные тестовые вопросы для
Проверки исходного уровня подготовки
ВАРИАНТ 1
1. Какие системы органов располагаются в первичной полости тела нематод:
А) выделительная; Б) пищеварительная; В) половая; Г) нервная.
2. Укажите, в чем проявляется половой диморфизм у нематод:
А) самки имеют спикулу;
Б) самки меньше самцов;
В) у самцов задний конец тела загнут на брюшную сторону;
Г) самки окрашены.
3. Укажите метод лабораторной диагностики аскаридоза:
А) исследование мочи на обнаружение яиц;
Б) исследование мокроты;
В) исследование фекалий;
Г) исследование крови.
4. Укажите, где паразитирует зрелая аскарида:
А) в тонком кишечнике;
Б) в верхних дыхательных путях;
В) в мочеполовой системе;
Г) в подкожной клетчатке.
5. Укажите пути заражения аскаридозом:
А) через мясо; Б) через рыбу;
В) через укусы насекомых; Г) при несоблюдении правил личной гигиены.
ВАРИАНТ 2
1. Укажите, в каких структурах кожно-мускульного мешка находятся каналы выделительной системы:
А) в кутикуле; Б) в мышечном слое клеток;
В) в полости тела; Г) в гиподермальных валиках.
2. Укажите, в какие органы человека мигрируют личинки аскариды:
А) почки; Б) селезенка; В) печень; Г) легкие.
3. Укажите особенности строения половой системы аскариды:
А) гермафродиты; Б) раздельнополы;
В) яичник парный; Г) семенники парные.
4. Какие условия губительны для яиц аскариды:
А) хлорная известь; Б) горячая вода, кипячение;
В) холод до – 100С; Г) высокая влажность.
5. Укажите, из каких слоев состоит кожно-мускульный мешок нематод:
А) из эндотелия; Б) кутикулы;
В) гиподермы; Г) слоя мышечных клеток.
Самостоятельная работа студентов
Работа 1.Ознакомиться с внешним строением самца и самки аскариды.
Передний конец тела заметен по губам, окружающим ротовое отверстие. Задний конец самца загнут на брюшную сторону, из клоаки торчат две спикулы. У самки задний конец прямой и заостренный, половое отверстие на брюшной стороне, ближе к переднему концу. При осмотре кутикулы снаружи бывают видны просвечивающие продольные боковые линии – каналы выделительной системы.
Прикрепите аскариду булавками к восковому дну ванночки за передний и задний концы тела, препаровальной иглой прорежьте стенку тела от переднего конца к заднему. Отогните края кожно-мускульного мешка и прикрепите их булавками ко дну ванночки. Налейте воды в ванночку так, чтобы слой ее покрывал гельминта.
Рассмотрите на объекте мускульный пищевод и кишечник (идет вдоль тела и заканчивается на заднем конце анальным отверстием) выделительные каналы (вдоль боковых линий тела), фагоцитарные клетки (на выделительных каналах в передней части тела), нервные стволы (на брюшной и спинной сторонах), половой аппарат.
Половой аппарат самки представляет собой парный клубок извитых белых нитей, оплетающих кишечник. Пинцетом и препаровальными иглами осторожно распутайте и расправьте этот клубок так, чтобы видны были влагалище (непарная трубка, образующаяся в результате слияния двух маток и открывающаяся на брюшной стороне в передней трети тела), двурогая матка (самые толстые трубочки, отходящие от влагалища), яйцеводы (трубочки меньшего диаметра), яичники – слепой конец клубка (самые тонкие трубочки).
У самца половой аппарат непарный. Аналогичным образом, начиная от половой клоаки, развернуть клубок трубочек и найти семенник (слепой конец клубка), семяпровод (более толстая трубка) – продолжение семенника, семяизвергательный канал (следующая более толстая часть семяпровода).
Работа 2.Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и под лупой поперечный срез тела аскариды. Отыскать на препарате и отметить на рисунке кутикулу, гиподерму, мышечные клетки с пузыревидными отростками (мышечный слой прерван в четырех местах валиками гиподермы), спинной нервный ствол, брюшной нервный ствол, первичную полость тела, кишечник, матку (на срезе видно, что она заполнена развивающимися яйцами), яичники (в центральной части видны радиально расположенные клетки, дающие начало яйцам), яйцеводы (характеризуются наличием небольшого просвета).
Работа 3.Взять препаровальной иглой содержимое матки и приготовить временный препарат «яйца аскариды». Яйца овальной формы, могут быть оплодотворенными и неоплодотворенными. У оплодотворенных яиц наружная белковая оболочка с неправильно волнистым контуром, толстая. В ряде случаев встречаются яйца без белковой оболочки. Поверхность таких яиц гладкая. Внутри яйца находится округлая зародышевая клетка темного цвета. Полюса яйца остаются свободными и прозрачными. Неоплодотворенные яйца крупнее, овальной или неправильной формы, вся полость яйца занята желточными клетками. Могут быть с белковой и без белковой оболочки. Белковая оболочка выглядит так же, как у неоплодотворенных яиц, однако волнистый наружный контур неравномерный, отмечаются отдельные крупные бугорки. Зарисовать оплодотворенное и неоплодотворенное яйцо.
Работа 4.Разобрать по таблицам цикл развития аскариды. Обратить внимание, при каких условиях яйцо аскариды становится инвазионным. Учитывая чрезвычайно высокую плодовитость самок аскариды (200-240 тыс. яиц в сутки) и большую распространенность механических переносчиков этих яиц (мухи, тараканы), студенты должны усвоить важность мер личной и общественной профилактики, направленных против аскаридоза. Заражение человека происходит лишь теми яйцами, в которых развились личинки (инвазионные яйца). Пути заражения могут быть различны: через загрязненные овощи, ягоды, фрукты, немытые руки, не кипяченую воду. Врачи должны предлагать меры профилактики, зная резистентность яиц аскариды к химическим веществам и холоду (на их толстые трехслойные оболочки действует лишь высокая температура). Поэтому необходимо пить лишь кипяченую воду, а овощи, фрукты и ягоды промывать и обдавать кипятком. Соблюдение чистоты рук – тоже необходимая мера предосторожности.
Работа 5.Очень важно рассмотреть клиническую картину аскаридоза. Когда инвазионное яйцо попадает в организм человека, то в кишечнике его уже через 3-4 часа оболочка яиц переваривается, личинки пробуравливают слизистую оболочку и попадают в кровеносные сосуды стенок кишечника. С током крови они заносятся в печень, затем проходят через правую половину сердца и попадают в легкие. В легочной ткани они задерживаются на 10-14 дней, вызывая кровоизлияния и воспалительные очаги. В дальнейшем личинки выходят из легких, поднимаясь по бронхам в трахею, глотку и попадают в полость рта. Здесь они смешиваются со слюной и проглатываются вторично. Оставшись в кишечнике личинки превращаются в зрелых паразитов. Во время легочной стадии аскаридоза у больных наблюдается кашель, боль в груди, повышение температуры тела. При кишечной стадии, т.е. когда аскариды паразитируют уже в кишечнике, снижается аппетит, отмечаются тошнота, боли в животе, неустойчивый стул. Больных беспокоят головные боли, плохой сон, низкая работоспособность. Аскаридоз ухудшает течение других заболеваний.
В ранней легочной стадии аскаридоза, личинки иногда можно обнаружить при микроскопии мокроты. Высокая эозинофилия крови, наличие летучих инфильтратов в легких, упорный кашель по ночам должны вызвать подозрение на наличие аскаридоза. Обратить внимание на аэробный путь развития яиц и личинок.
Для выявления кишечной стадии проводят микроскопию фекалий с целью обнаружения яиц. При положительном результате непременно отмечают какие яйца обнаружены – оплодотворенные или нет. Яйца могут отсутствовать в фекалиях, если в кишечнике находятся только самцы или юные, неполовозрелые особи.
Обязательно разобрать понятие «очаг аскаридоза», т.е. определенной местности, участка, где почва заражена фекалиями, содержащими яйца аскарид. Усвоить понятия «микроочаг», «макроочаг» и «ложный очаг». Объяснить необходимость санитарного благоустройства усадеб, обезвреживания фекалий компостированием. Обратить внимание на одну из важнейших мер борьбы с аскаридозом – выявление инвазированных путем массового обследования населения и полная их дегельминтизация.
Учитывая, что от времени попадания яиц в организм человека до достижения гельминтом половой зрелости проходит 2,5-3 месяца, вычислить время проведения массовых обследований населения на аскаридоз в нашей местности. Несмотря на успехи в борьбе с аскаридозом, в настоящее время по данным ВОЗ (1975 г.) число инвазированных в мире составляет 269 млн. человек. Это один из самых распространенных гельминтозов на Земле.
Вопросы к итоговому контролю по теме «Круглые черви. Аскарида»
1. Назовите систематическое положение аскариды.
2. Нарисуйте по памяти поперечный срез аскариды.
3. Какие клинические признаки свидетельствуют о наличии ранней стадии аскаридоза?
4. Что такое миграционный цикл аскариды? Сколько он продолжается в организме человека?
5. Какие осложнения возможны при аскаридозе?
6. Как отличить инвазионное яйцо от неинвазионного? Оплодотворенное от неоплодотворенного?
7. Какие меры предосторожности должны применять люди с наступлением плодово-ягодного сезона?
8. Какие ягоды и овощи являются наиболее зараженными яйцами аскарид?
9. Роль насекомых в распространении аскаридоза.
Ситуационные задачи
1. В мазке фекалий обнаружены крупные овальные яйца с толстой темно-коричневой оболочкой, имеющей бугристую поверхность. Внутри яйца видна темная масса. Полюса яиц свободные и прозрачные. Определите вид яиц.
2. У больного, страдающего в течение недели пневмонией, при микроскопии мокроты обнаружены личинки. В крови эозинофилиия. О каком диагнозе можно думать в этом случае?
3. При троекратном исследовании фекалий яйца аскарид не были обнаружены, хотя у больного перед этим при дефекации самопроизвольно выделилась аскарида. Чем объяснить такое несовпадение и что можно предпринять?
4. В семье выявлен больной аскаридозом. Фельдшер предложил госпитализировать его в участковую больницу, чтобы от данного больного не заразились остальные члены семьи. В чем ошибка фельдшера?
5. В хирургическое отделение поступил школьник с подозрением на хронический аппендицит. Нужно ли его обследовать на гельминтозы и может ли какой-нибудь гельминтоз вызвать сходную клиническую картину?
6. Можно ли удобрять почву в огороде свежими человеческими фекалиями? А если это будут свиные фекалии? Ответ объясните.
Итоговый контроль
1. Предъявление альбома с выполненными рисунками преподавателю для проверки.
2. Решение ситуационных задач.
3. Опрос по отдельным элементам (см. вопросы из «Руководства» стр. 89-90).
Заключение. Материал данного занятия необходим для последующего изучения курса эпидемиологии и инфекционных болезней.
Тема занятия: ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (NEMATHELMINTHES)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|