Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА: ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ.





I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:в течение последних лет ВИЧ-инфекция привлекает к себе внимание в связи с неуклонной тенденцией к пандемическому распространению, прогрессирующему течению заболевания, приводящему к летальному исходу. Клиника ВИЧ-инфекции весьма полиморфна; с ее проявлениями может встретиться врач любой специальности, в том числе стоматолог. Это обусловливает актуальность изучения клинических особенностей, современных методов диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должен знать: этиологию ВИЧ-инфекции, пути передачи, механизм поражения иммунной системы, особенности клинических проявлений в стоматологии, диагнос­тику, принципы лечения и профилактики.

Уметь практически: на основании данных клиники заподозрить ВИЧ-инфекцию, назначить необходимый объем лабораторных исследований и организационных мероприятий при выявлении больного или вирусоносителя.

III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:

· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Глава 15.4. Вирусы иммунодефицита человека. С. 411-417.



· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. С. 238-244.

· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. С. 435-449. Т. 2. – 608 с.: ил. Раздел: Анатомия полости рта и зубов. С. 180-223.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

1. Этиология ВИЧ-инфекции

- история открытия возбудителя;

- структура и морфология ВИЧ

- происхождение и эволюция возбудителей;

- взаимодействие с чувствительными клетками.

2. Пути передачи возбудителя и группы риска.

3. Патогенез

- локализация возбудителя в организме;

- иммунологические нарушения при ВИЧ-инфекции;



- факторы, способствующие иммуносупрессии при СПИДе;

- последствия иммуносупрессивного действия ВИЧ;

- иммунитет при СПИДе.

4. Клиника

- клинические проявления ВИЧ-инфекции в стоматологии;

- клинические стадии развития ВИЧ-инфекции;

- ВИЧ-инфекция у беременных;

- особенности ВИЧ-инфекции у детей.

5. Диагностика

- клинические критерии диагностики ВИЧ-инфекции;

- лабораторная диагностика ВИЧ.

6. Принципы лечения.

7. Профилактика.

8. Пути создания вакцины против ВИЧ.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. с. 148-164.

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 12. Раздел 12.3. ВИЧ-инфекция. с. 481-536.

3. Лекция.

 

Дополнительная:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1 Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.

2 Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.

3 Учебное пособие по ВИЧ-инфекции для студентов и слушателей ФПО [Электронный ресурс] / С.М.Юдина [и др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-т", каф. клин. иммунологии и аллергологии.-Курск,2008.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4 Юдина, С.М. ВИЧ-инфекция: учебно-метод. пособие для студентов и врачей / С.М.Юдина, О.Н. Поповцева, Т.А.Звягинцева; ГОУ ВПО, КГМУ.-Курск: КГМУ,2004.-32 с. Имеется электронный ресурс.



VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Назовите особенности строения ретровирусов и пути их транс­миссии.

2. В чем заключается отличие ВИЧ от других ретровирусов?

3. Какова устойчивость ВИЧ к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих веществ, ультрафиолетовых лучей и ионизи­рующей радиации?

4. С каким клеточным рецептором взаимодействует вирусный белок GP 120?

5. Чувствительны ли к ВИЧ CD8-лимфоциты?

6. Какова роль Т-хелперов в иммунном ответе?

7. Какие клетки иммунной системы являются мишенью ВИЧ, почему?

8. Каков механизм поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции?

9. Как объяснить поликлональную неспецифическую активацию В-лимфоцитов у больных ВИЧ-инфекцией?

10. 0бъясните причину нарушения функций моноцитов/макрофагов, снижения активности ЕК при ВИЧ-инфекции.

11. Назовите нарушения в иммунном статусе больных ВИЧ-инфекцией с учетом стадии заболевания.

12. Охарактеризуйте стадии ВИЧ-инфекции.

13. Чем объяснить лимфоаденопатию при ВИЧ-инфекции?

14. Какие формы течения ВИЧ-инфекции выделяют? Охарактеризуйте каждую из них в отдельности.

15. Перечислите клинические критерии диагностики СПИДа (критерии ВОЗ).

16. Каковы особенности клиники ВИЧ-инфекции у детей?

17. Каковы особенности поражения при ВИЧ-инфекции нервной системы?

18. Укажите возможные поражения слизистой оболочки полости рта, позволяющие заподозрить ВИЧ-инфекцию.

19. Перечислите методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

20. Какова динамика обнаружения антител к ВИЧ в различные перио­ды болезни?

21. В чем особенности протеинограммы при ВИЧ-инфекции и чем они обуслов­лены?

22. Какие иммунологические показатели имеют прогностическое значение при СПИДе?

23. Назовите принципы лечения ВИЧ-инфекции.

24. Каковы перспективы создания вакцины против ВИЧ?

25. Почему вероятность заражения женщины от ВИЧ-инфицированного мужчины выше, чем у мужчины от ВИЧ-инфицированной женщины?

26. Укажите особенности поражения слизистых оболочек при диссеминированной форме гистоплазмоза при ВИЧ.

27. Охарактеризуйте клиническую картину "волосистой" лейкоплакии.

28. Назовите особенности клинических проявлений и варианты течения кандидозного стоматита при ВИЧ-инфекции.

29. Какова клиническая картина В-клеточной лимфомы?

VII.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

1. Составьте схему поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции.

2. Составьте текст беседы с больными на тему: "Профилак­тика ВИЧ-инфекции".

3. Решите задачу.

На прием к стоматологу обратился больной 28 лет с жалобами на боль, жжение во рту. Эти симптомы беспокоят больного в течение 2 месяцев.

В анамнезе: рецидивирующие ОРВИ, осложненные дважды пневмонией, герпетическая инфекция – рецидивирующий herpes zoster, пиодермия.

Объективно: больной пониженного питания, астенического телосложения. Пальпируются увеличенные до 1,5 см подчелюстные и переднешейные лимфатические узлы. Слизистая полости рта ярко гиперемирована с множественными эрозиями. На нижней губе везикулезные элементы в стадии разрешения.

1. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз

2. Ваша дальнейшая тактика

ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ИММУНОТРОПНЫХ ПРЕПАРАТОВ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Одной из первоочередных задач практичес­кой медицины является разработка современных принципов и подходов к целенаправленной коррекции нарушений иммунитета. Показания к иммунокоррекции крайне разнообразны: первичные и вторичные имму­нодефициты, инфекции, аутоиммунные заболевания, злокачественные опухоли, острые критические состояния, связанные со стрессовым воздействием, травмой, интоксикацией.

Эффективность иммунокоррекции при различных иммунопатологических состояниях зависит от знания и умения врача проводить своевременную и адекватную иммунотерапию.

 

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После самостоятельного изучения темы

студент должен знать: классификацию видов иммунотерапии, показания и противопоказания к назначению различ­ных видов иммунотерапии, механизм действия иммунофармакологических препаратов.

уметь практически: на основании клинических и лабораторных данных обосновать назначение иммуно­терапии (иммунофармакологические средства, сорбционные методы, заместительную ИТ), осуществлять контроль ее эффективности.

Ш. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.

К практическому занятию студент должен повторить:

· Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 10. Классификация патологических процессов с участием иммунной системы. С. 436-443. Глава 11. Первичные (врожденные) иммунодефициты. С.443-478. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.478-481. Глава 14. Аллергические болезни. С.443-478.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

1. Определение иммунотерапии, виды, основные принципы.

2. Показания к иммунотерапии.

3. Критерии выбора иммунотерапии:

а) клинические и лабораторные показания к назначению иммуностимуляции;

б) клинические и лабораторные критерии к назначению иммуносупрессии.

4. Особенности видов иммунотерапии:

а) иммуностимуляция (иммунокоррекция, иммуномодуляция);

б) иммуносупрессия;

в) заместительная иммунотерапия;

г) АСИТ;

д) вакцинация, иммунизация.

5. Классификация иммунотропных препаратов.

6. Новые подходы к иммунотерапии: генотерапия, трансплантация, цитокинотерапия.

7. Характеристика отдельных иммунотропных средств (иммуноглобулины, лечебные сыворотки, иммуномодуляторы, препараты цитокинов).

8. Моноклональные антитела в клинической практике.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.156-164.

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 15. Иммунотропная терапия. С.614-634.

 

Дополнительная литература

1. Аллергология и иммунология: национальное руководство: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильина .-М. :ГЭОТАР-Медиа,2009.-649 с.:ил.+1 электрон. опт. диск (CD-ROM) -(Нац. проект "Здоровье"; Нац. рук.).

2. Дранник, Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Г.Н.Дранник.-М.:МИА,2003.-603 с.: ил.

3. Земсков, А.М. Клиническая иммунология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / А.М.Земсков, В.М.Земсков, А.В.Караулов; под ред. А.М.Земскова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 319 с.

4. Колхир В.П. Доказательная аллергология-иммунология. - М.: Практическая медицина, 2010. – 528с.

 

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:

1. Иммунология : практикум : учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил.

2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Перечислите основные принципы иммунотерапии.

2. Назовите определение иммунотерапии.

3. Назовите показания к иммунотерапии.

4. Назовите показания к назначению иммуностимуляции:

а) клинические

б) лабораторные.

5. Перечислите показания к назначению иммуносупрессии

а) клинические

б) лабораторные.

6. Назовите виды иммуносупрессии и классы иммуносупрессоров.

7. Каков механизм иммуносупрессивного действия антилимфоцитарной и

8. антитимоцитарной сыворотки?

9. Перечислите осложнения иммунотерапии.

10. Глюкокортикостероиды: механизм действия, показания, побочные эффекты.

11. Назовите классификацию иммуномодуляторов.

12. Назовите и охарактеризуйте принципы применения иммунотропных средств (иммунопрофилактика, системная иммунотерапия, местная иммунотерапия).

13. Иммуноглобулинотерапия, показания, виды препаратов, схемы применения.

14. Перечислите виды экстракорпоральной иммунокоррекции, показания к её назначению.

15. Перечислите гормональные препараты тимуса. Каков механизм их действия? Схемы применения.

16. 0бъясните иммуномодулирующий эффект Т-активина.

17. Перечислите заболевания, при которых рекомендуется назначать препараты тимуса.

18. Препараты цитокинов. Локальная цитокинотерапия в стоматологии.

19. Интерфероны, их виды, механизм влия­ния на иммунную систему, показания к применению?

20. Что собой представляют моноклональные антитела?

21. Назовите препараты моноклональных антител и их применение в клинической практике.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

1. В стоматологической практике широко используют Имудон. Обоснуйте показания к его применению и механизм терапевтического действия, схему назначения.

2. Внимательно изучите таблицу «Моноклональные антитела, используемые в клинической практике». Выпишите препараты, которые показаны к применению в стоматологической практике и при каких заболеваниях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.