Сделай Сам Свою Работу на 5

III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

 

 

Кафедра клинической иммунологии и аллергологии

 

 

Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А.,

Русанова Т.С., Сальникова И.Ю.

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета

Курск-2012

УДК: 616-097 ББК: 52.54 М 54  

Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю.Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета- Курск, КГМУ; 2012г.- 57.с.

 

 

АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях, подготовленных в соответствии с учебным планом ФГОС-3, представлен подробный план изучения каждой темы занятия, базисные разделы для повторения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, обязательные для самостоятельного выполнения задания, перечень вопросов для итоговых занятий.



 

 

Рецензент: заведующая кафедрой внутренних болезней №1 д.м.н. профессор Л.И. Князева

 

 

ББК: 52.54

 

 

©Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., 2012

© ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2012


Содержание

Структурно-функциональная организация иммунной системы. Иммунная защита слизистых оболочек, связь с системным иммунитетом.
Клетки системы врожденного и адаптивного иммунитета.
Рецепторы системы врожденного и адаптивного иммунитета
Цитокины: свойства, роль в развитии иммунитета и воспаления.
Клеточный и гуморальный иммунный ответ.
Иммунные механизмы повреждения тканей.
Главный комплекс гистосовместимости: строение, функции, значение для реакций трансплантационного и противоопухолевого иммунитета.
Возрастные особенности функционирования иммунной системы. Итоговое занятие.
Методы оценки системных и местных факторов иммунной системы человека.
Понятие об иммунопатологии. Виды и характеристика иммунопатологии в стоматологии.
Первичные и вторичные иммунодефициты в практике врача-стоматолога.
ВИЧ-инфекция. Клинические проявления в стоматологии.
Применение иммунотропных препаратов в стоматологической практике.
Этиопатогенез аллергических заболеваний. Методы диагностики и принципы лечения аллергических болезней.
Неотложные состояния в стоматологии (ангионевротический отек, анафилактический шок).
Лекарственная аллергия в практике врача-стоматолога. Итоговое занятие.


ТЕМА: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. ИММУННАЯ ЗАЩИТА СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, СВЯЗЬ С СИСТЕМНЫМ ИММУНИТЕТОМ.



 

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: В настоящее время иммунология выдвинулась в ранг наук, имеющих большое значение для решения многих кардиальных задач медико-биологических дисциплин и клинической медицины. С успехами иммунологии связывают решение таких проблем как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов методом иммунобиотехнологии, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (искусственные, генные вакцины), уточнение механизмов наиболее тяжелых заболеваний человека (иммунодефициты, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергические заболевания, рак, инфекции и др.). Успехи иммунологии широко используются в лечебной практике, поэтому будущему врачу-стоматологу необходимы знания о строении и функциях иммунной системы, факторах защиты слизистых оболочек полости рта, которые необходимы для понимания функционирования иммунной системы в норме и при заболеваниях зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.



 

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студенты должны знать строение иммунной системы, особенности ее функционирования, гуморальные и клеточные факторы местного иммунитета слизистой полости рта и их связь с системным иммунитетом, состав и иммунологические свойства слюны.

 

III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: уметь производить подсчет лимфоцитов, нейтрофилов, моноцитов и других клеток в анализе крови больных и здоровых людей, объяснить нарушения в системном и местном иммунитете при различных стоматологических заболеваниях.

 

IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:

· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.

· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449.

V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА :

1. Строение и функции иммунной системы.

2. Особенности строения и функций центральных и периферических органов иммунной системы.

3. Лимфоидная ткань: строение, функции.

4. Факторы иммунной защиты полости рта.

5. Иммунобиологические свойства и состав слюны.

6. Роль системного иммунитета в иммунологической защите полости рта.

 

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 1. Основные представления. с. 13-24. Глава 2. Компоненты иммунной системы. с.24-35.

 

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 1. Определение биологического явления «иммунитет», разделы 1.1.-1.3. с. 15-66. Глава 2. Анатомия и цитология иммунной системы с. 87-111.

3. Лекция.

 

Дополнительная:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.

2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.

VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятия иммунной системы.

2. Назовите особенности иммунной системы.

3. Перечислите и охарактеризуйте физиологические функции иммунной системы.

4. Охарактеризуйте строение и функции центральных органов иммунной системы.

5. Охарактеризуйте строение и функции периферических органов иммунной системы.

6. Расскажите об особенностях лимфоидной ткани.

7. В чем биологическая роль микробного антагонизма.

8. Перечислите клеточные и гуморальные факторы врожденного иммунитета слизистой оболочки полости рта.

9. Назовите факторы специфической защиты полости рта.

10. Перечислите факторы, влияющие на состояние местного иммунитета.

11. Назовите состав и функции слюны.

12. Охарактеризуйте иммунологическую функцию слюны.

13. Перечислите гуморальные иммунные компоненты слюны, их роль в противоинфекционном иммунитете.

14. Назовите особенность антибактериальной активности лактоферрина.

15. Опишите роль интерферона в противоинфекционной защите полости рта.

16. Назовите клеточные элементы слюны.

17. Перечислите факторы системного иммунитета.

18. Объясните биологическую роль клеток памяти, расположенных в миндалинах.

 

VIII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. нарисуйте схему строения тимуса, лимфатического узла.

2. заполните таблицу "Компоненты слюны".

 

Название Механизм действия
Лактопероксидазы Катализируют перекись водорода
Лизоцим …….
Амилаза …….
Липаза  
Лактоферрин  
Секреторный IgA  
Гликопротеины (муцин)  

 

 

3. Охарактеризуйте (письменно) свойства иммунной системы:

· специфичность

· иммунологическая индивидуальность

· иммунологическая память

· иммунная толерантность

· регуляторное действие на другие органы и системы.

 

 

ТЕМА: КЛЕТКИ СИСТЕМЫ ВРОЖДЕННОГО И АДАПТИВНОГО ИММУНИТЕТА.

 

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: иммунная система играет ключевую роль в развитии, течение и исходе различных патологических процессов, в т. ч. в полости рта. Реализация иммунных процессов осуществляется факторами как врожденного так , и адаптивного иммунитета, среди которых существенное значение имеют клетки иммунной системы и многочисленные рецепторы, обеспечивающие их взаимодействие. Поэтому значение интимных механизмов функционирования иммунной системы необходимо для выявления иммунных нарушений и их своевременного лечения.

 

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: После самостоятельного изучения темы

студенты должны знать:

основные клетки системы врожденного и адаптивного иммунитета, их функции, особенности распознавания антигенов;

уметь практически:

предположить уровень эффекта (на уровне клеток врожденного и/или адаптивного иммунитета ) и его клиническое значение.

 

III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

К практическому занятию необходимо повторить:

· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.

· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

1. Гемопоэтическая стволовая клетка: морфологическая и фенотипическая характеристика, этапы развития, особенности.

2. Лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы, особенности Т - и В-лимфоцитов, клональный принцип организации.

3. В-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, В1 и В2- лимфоциты.

4. Т-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, основные субпопуляции.

5. Т - и В- клетки памяти, краткая характеристика, особенности.

6. Клетки системы врожденного иммунитета (NK, NKT,фагоциты).

7. Антигенпрезентирующие клетки (АПК): виды, основные функции, особенности профессиональных АПК.

 

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3 доиммунные механизмы резистентности с. 46-48, Глава 5. Антитела. В лимфоциты с. 77-84 Глава 6. Т лимфоциты с. 84-94. Глава 7. Антигенпредставляющие клетки с. 99-106

 

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 4. Антитела. В лимфоциты. раздел 4.6.-4.9. с. 191-215 Глава 5. Т лимфоциты раздел 5.1.-5.8 с. 215-252 Глав 7 Иммунный ответ раздел 7.2.2. с. 307-316

3. Лекция.

 

Дополнительная:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.

2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Перечислите клетки иммунной системы (врожденного и адаптивного иммунитета)

2. По каким признакам различаются клетки?

3. Что понимают под фенотипом клетки?

4. Назовите морфологические и фенотипические особенности стволовых гемопоэтических клеток.

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития гемопоэтической клетки.

6. Охарактеризуйте лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы.

7. Какие клетки относятся к истинным иммунокомпетентным? Каковы их отличительные особенности?

8. Назовите этапы дифференцировки В - лимфоцитов.

9. Назовите особенности В1 и В2 - лимфоцитов.

10. Охарактеризуйте популяции и субпопуляции Т-лимфоцитов.

11. Перечислите этапы дифференцировки Т-лимфоцитов.

12. Что понимают под позитивной и негативной селекцией Т-лимфоцитов, где она происходит?

13. Назовите и охарактеризуйте варианты регуляторных Т-клеток (Т- reg), их функцию.

14. Что такое «иммунологическая память», каким клеткам она присуща?

15. Перечислите основные клетки врожденного иммунитета.

16. Назовите особенности NK и NKT-клеток.

17. Что включает система фагоцитарных клеток и каковы их особенности?

18. Какими клетками представлены мононуклеарные фагоциты, их особенности.

19. Охарактеризуйте особенности нейтрофилов.

20. Назовите определение АПК, их виды.

21. Какие клетки относятся к профессиональным АПК.

22. Охарактеризуйте дендритные клетки как главную популяцию АПК, их виды, особенности, функции.

 

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Нарисуйте схемы:

- гемопоэза человека

- дифференцировки Т - и В-лимфоцитов

- развитие дендритных клеток из гемопоэтической стволовой клетки

2. В анализе периферической крови больного А, 32 лет: лейкоцитов – 9500 х 109/л, лимфоцитов – 12%. Вычислите абсолютное число лимфоцитов в крови пациента, сопоставьте с нормой, интерпретируйте результат.

3. Напишите анализ периферической крови здорового человека.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.