Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть I. Предварительные замечания





Начну с того, что читатель должен, прежде всего, понимать, что скраинг является таким же приобретаемым навыком, как чтение или катание на коньках. Настойчивая практика необходима для того, чтобы научить нервную систему, как это делать, даже в том случае, если человек имеет врожденные способности. И, как в случае с остальными навыками, здесь присутствует "учебная кривая". Сначала будет долгий период, когда вы не будете замечать никакого заметного прогресса. Потом куски мозаики внезапно сложатся вместе, и ваша практика будет отмечена значительным улучшением на короткий период, затем, когда вы вплотную подойдете к высочайшему уровню мастерства, опять последует спад.

Будет лучше, если период обучения займет несколько месяцев, не ждите быстрых результатов. Возможно, у вас будут случайные сеансы, отмеченные большими достижениями, чем обычно. Не обольщайтесь, т.к. вероятнее всего, вы опять вернетесь на более низкий уровень в следующий раз. Когда же ваши достижения будут стабильными около недели или более, тогда вы справедливо можете признать это действительным продвижением вперед.



Перед тем, как приступить к техникам скраинга как такового, я хочу обсудить различные моменты, отвлекающие внимание, которые могут вызвать трудности у начинающих, и предложить некоторые решения. Рассеянность может быть разделена на три вида:

- Физические раздражители. Например, зуд, мышечная боль и подергивания, и т.п.)
- Внешние раздражители. Домашние или уличные шумы, звуки, производимые другими жителями дома и т.п.
- Ментальные раздражители. Внутренний диалог, к которому мы все склонны.

Четыре из традиционных видов практик йоги направлены на снижение и устранение подобных раздражителей. Асана и (в некоторой степени) Пранаяма обращены к физическим аспектам, Пратьяхара – к внешним, Дхарана – к ментальным. Эти практики высокой дисциплины дают даже больше, чем большинству требуется для достижения нашей текущей цели. Совершенство совсем не обязательно, нужно, чтобы было "достаточно хорошо". Но те, кто поймет, что им нужно нечто большее, чем минимальные техники, при желании могут изучить их глубже.



Традиционная практика асаны направлена на устранение физических раздражителей посредством тренировки своего тела в течение долгого времени оставаться в одной и той же позе. Мышцы тренируются удерживать состояние напряженности, так, чтобы тело оставалось зафиксированным в выбранной вами позе. Недостаток движения снижает интенсивность сенсорных сигналов, поступающих от тела в мозг. Надо сказать, что эти однотипные, без конца повторяющиеся, сигналы всецело остаются на уровне подсознания, и никогда не привлекают внимания сознательного разума. К сожалению, традиционные практики обычно порождают мышечную боль, которая длится достаточно долгое время, до тех пор, пока мышцы не привыкнут к выбранной позиции.

Такой же эффект может быть достигнут без болезненных промежуточных стадий, через состояния глубокой физической релаксации. Нервную систему не беспокоит, почему она получает повторяющиеся сигналы от тела, просто такова ее суть. Недостаток движения, порождаемый релаксацией, настолько же подходит для обработки таких сигналов, как и недостаток движения, вызываемый мышечной блокировкой.

Практикующий должен начать с выбора удобной позы, которую можно поддерживать без мышечных усилий. Сидячая позиция более предпочтительна, чем лежачая, поскольку релаксация в последней больше склоняет ко сну. Я предпочитаю сидеть со скрещенными ногами на кровати, опираясь на подушку, приставленную к стенке. Кресло с высокой спинкой тоже подойдет. Все это для того, чтобы вы совершенно расслабились, сохраняя устойчивость позиции.

Некоторые дыхательные упражнения помогут улучшить релаксацию. Сделайте глубокий вдох через рот, вдыхая животом; не пытайтесь вобрать максимум воздуха. Задержите дыхание так долго, как вам будет удобно, затем выдохните, позволяя массе ваших ребер и природной упругости диафрагмы вытолкнуть воздух из легких без лишних усилий. Расслабьтесь на мгновение в конце выдоха. Повторяйте в течение минуты или до тех пор, пока не почувствуете дискомфорт. Вы обнаружите, что после того, как вы выпустили воздух, ваши мышцы расслабились. (Этот тип дыхания (возможно, не случайно) идентичен одной затяжке марихуаны).



После того, как вы закончили с дыханием, приступайте к расслаблению каждой мышцы в отдельности. Начните с головы и лица и продолжайте вниз по телу, работая, начиная со спины, с каждым членом. Полное расслабление каждой мышцы будет сопровождаться приятным «таянием»; попробуйте придать всему вашему телу ощущение расплывшегося теплого пудинга.

Когда вы дойдете до ног, возможно, обнаружите, что мышцы головы и лица напряглись опять из-за чрезмерной концентрации на данном упражнении. Начните снова сверху, продолжая работу вниз по телу, повторяя этот процесс столько, сколько необходимо для состояния полной релаксации. Когда физическое расслабление будет завершено, попытайтесь расширить его вовнутрь головы, позволяя осознанию плыть в теплом внутреннем мареве.

Не смотря на простоту и легкость исполнения, это упражнение является очень важным. Большинство других форм раздражителей, с которыми сталкиваются практикующие, сопровождаются напряжением в некоторых частях тела. Примером является реакция "испуга", из-за малейшего шума приводящая тело в состояние алертности: сердцебиение ускоряется, учащается дыхание, и каждая мышца резко напрягается. Области мозга, отвечающие за подобные реакции, часто не доступны напрямую для сознания; но когда тело и сознание взаимодействуют друг с другом, вы можете начать разрушать цепочки реакций, устраняя их проявления на физическом уровне.

Другим аспектом контроля раздражителей является понимание природы человеческого разума. Каждый из нас есть не простая единица бытия, но комплекс. Наш разум составлен из множества «суб-разумов», имеющих каждый свою специфическую функцию. Некоторые из них (к примеру, визуальные суб-разумы), настолько прочно связаны с нашим подсознанием, что если не случится серьезных нарушений, мы никогда не заметим их работы. Другие же действуют абсолютно независимо.

Но, в то же время, они не предоставляют какого-то конкретного способа для доступа к себе; так, например, языковая часть разума осуществляет коммуникацию между этими частями разума и между ними и сознательным разумом. Сознание само по себе – та часть разума, которая называет сама себя "Я", предполагая функции посредника, арбитра, синтезатора и управителя между другими аспектами нашего бытия. Его функция заключается в том, чтобы контролировать результаты их работы, сравнивать и оценивать их, наделять их способностью действовать в окружающей среде и направлять их будущую работу в соответствии с полученными результатами. Когда же возникает конфликт между различными суб-разумами, сознание, самим своим существованием предполагает "сохранение мира" через балансировку их естественными нужд и «точек зрения».

К сожалению, человеческая эволюция пока не достигла той точки, где сознание автоматически функционирует наилучшим образом. Способность к этому есть, но требует тренировки и опыта для развития правильных взаимоотношений с другими суб-разумами. Ввиду недостатка такой тренировки, мы слишком часто действуем пресекающе, как надзиратели или деспоты, нежели как посредники, подавляя беспокоящие сигналы от этих частей вместо сотрудничества с ними. И, по мере подавления, они вытекают через какие-нибудь другие каналы, продуцируя возбуждение и то, что Кроули назвал "разрывами" в практике.

Ключом к постоянному освобождению, как от физических, так и от ментальных раздражителей, является обхождение с ними должным образом, _немедленно_, как только вы осознаете их появление. Вы должны перестроить себя на сознательный отклик на отвлекающие ощущения или мысли присутствующие в вашем сознании и физические напряжения в вашем теле. Суб-разумы не приспособлены к осознанию времени, они понимают то, что происходит "сейчас" намного лучше, чем прошлое или будущее.

Однажды достигнув состояния физического расслабления, старайтесь просто сидеть в релаксирующей позиции, не фокусируясь на каких-то конкретных вещах и пока не стремясь заняться чем-то еще. Держу пари, что через несколько минут, какая-то часть вашего разума воспользуется случаем вытащить на поверхность собственные проблемы, и вы начнете мысленно разговаривать сами с собой, озаботившись ими.

Как только вы обнаружите вовлеченность в любой мысленный поток, остановитесь и оцените позицию тела. Делайте упражнение по релаксации до тех пор, пока не вернетесь снова в полностью расслабленное состояние. Потом представьте, что вы распространяете эту релаксацию на ту часть вашего разума, которая принесла подобные мысли; представьте, что эта часть разума окружена и пропитана теплом, плавящим маревом, и одновременно, скажите ей, уговаривайте: "Расслабься, будь спокойна, нет необходимости что-то предпринимать сейчас". Удачное расслабление суб-разума с помощью такой процедуры производит ощущение внезапного, мягкого приятного энергетического освобождения в какой-то части вашего мозга, иногда сопровождающегося чувством "ясности".

Вероятно, что пока вы заканчиваете с одним суб-разумом, или даже в период работы над ним, другая часть тоже встревает с разнообразными цепочками мыслей. Продолжайте работать над первым и игнорируете новые. Не беспокойтесь, если вы не добьетесь всего во время этой практики; упущенное наверняка проявится вновь позднее. Работайте над одним и не разбрасывайтесь. Если в середине процесса вы вдруг забыли, что именно делаете, просто начните снова с расслабляющих упражнений и будьте более внимательны.

Та же техника может быть использована и для внешних раздражителей. Различие лишь в том, что, уговаривая растревоженный суб-разум расслабиться, вы говорите ему, что шум или другие раздражители не важны и не достойны внимания.

«Братство Внутреннего Света» обучает незначительным вариациям этого метода, которые кто-то может предпочесть для себя. Они используют специфическую библейскую фразу при обращении к своим суб-разумам; в их версии практики это почти мантра. Фраза следующая: "Будь спокоен и знай, что Я Есть бог". Суть ее использования в осознанном и умышленном утверждении своего «Я» на позиции руководителя и реализатора решений, в то же время признавая существование суб-разумов как полу-самостоятельных субъектов.

Вместо сеанса с простой расфокусировкой внимания они рекомендуют практикующим использовать мантру "Eheieh" (Эхейе), означающее «Я есть», наивысшее имя Бога еврейской Каббалы. Мантра должна произноситься про себя в расслабленной и обычной манере; скорее, когда практикующий думает о ней, а не монотонно повторяет. Лично мне кажется, что использование мантры скорее производит напряжение, чем ослабляет его, но, возможно, у других будет иначе.

Результатом использования этой простой практики будет, со временем, тотальное снижение вербальных "шумов", производимых вашим разумом, что придаст легкость концентрации на визуальных образах "магического пространства", техника которого будет описана в следующей главе. Вам не обязательно достигать мастерства до начала работы над созданием магического пространства; два этих упражнения можно практиковать параллельно, одно будет дополнять другое.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.