Сделай Сам Свою Работу на 5

АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО ТИПА





Первый, самый простой уровень анализа человека, - это анализ его конституционного типа. Конституционный тип - это общее строение физического тела. Когда зародыш человека имеет всего несколько клеток, у него выделяется три лепестка, которые называют соответственно эндодерма, мезодерма и экзодерма. В дальнейшем из каждого из этих лепестков выстраивается: из первого - нервная ткань, из другого - мышечная ткань, из третьего - ткань внутренних органов. Причем соотношение развитости этих тканей у разных людей различно. В зависимости от степени развитости каждой из этих тканей людей можно условно разделить на три типа, которые называются в медицине и психологии астенический тип, атлетический тип, пикнический тип. Или, другими словами, "нервный" тип, "мышечный" тип и "желудочный" тип. Сами названия уже говорят за себя. Если вспомнить китайскую традицию, то там было три чакры, три энергетических центра, которые соответствовали голове, сердцу и всем внутренним органам.
Каковы же особенности каждого типа?Тип - это способ выстроенности тканей человека, прежде всего нервной системы. Именно на физическую выстройку человека в дальнейшем накладывается характер, интеллект, комплексы, воспитание, установки. Тело - это база, фундамент личности. В зависимости от того, как выстроен фундамент, все возможные надстройки будут выстраиваться тем или иным способом. Да, можно человеку определенного типа попробовать дать воспитание, соответствующее другому типу, но во-первых, это сложнее, а во-вторых все равно будет просматриваться базовый корень.



Астенический тип

Астенический тип диагностировать легко. Это человек, который визуально выглядит выше, чем он есть на самом деле, - человек "вытянутый вверх". Как правило, тонкая кость, тонкая кожа, просвечивающиеся сосуды. Зачастую такой человек бледноват, имеет вытянутую форму лица. Грудной угол у него острый, меньше 90?. Склонен к умственным видам деятельности, причем к абстрактным. Такой человек, как правило, не склонен к интенсивному общению, т.к. общение с людьми его утомляет. Для такого типа характерна повышенная утомляемость. Причем, даже если человек вырос в условиях больших физических нагрузок, например занимался физическим трудом, все равно для этого типа не характерно значительное обрастание мышцами, скорее может получиться сухощавое тело, которое даже при большой выносливости не будет выраженной развитости мышц.
Люди астенического типа склонны к абстрактным видам деятельности, к некоторой схематизации восприятия. При этом, несмотря на их склонность к умственной деятельности, необязательно такие люди - интеллектуалы. Потому что в данном случае эти конституционные типы определяют предрасположенность между этими тремя вариантами. Если у человека есть склонность к умственным видам деятельности, а соответствующий навык не развит, то он необязательно станет интеллектуалом.



Атлетический или мышечный тип.

К этому типу относятся, как правило, люди с гармонично развитой мускулатурой, склонные к активной деятельности, волевым решениям, интенсивному движению по жизни. Эти люди более эмоциональны по сравнению с людьми астенического типа, у которых эмоции не склонны выводиться наружу. Астеникам скорее свойственно внутреннее проигрывание эмоциональных состояний, застревание и т.д Они не любят интенсивных эмоциональных проявлений, они его быстро утомляют.

Пикнический или желудочный тип.

Это тип человека, который тяготеет к отдыху, расслаблению. Если анализировать мышечную систему, то у астеника она будет немного недоразвитая, у атлета она находится в тонусе, а у человека пикнического типа, мышцы покрыты легким слоем жирка. Про такого человека можно сказать: "человек-колобок". Он кругленький, кожа, как правило, мягкая, в отличие от атлета, у которого кожа упругая. Такой человек тяготеет к общению, к душевному комфорту. Очень ценит удовольствия, в том числе пищевые.
Умение разделять людей на типы астенический, атлетический, пикнический уже позволяет что-то сказать о человеке. Потому что для атлетического типа характерны решительные варианты поведения, астеническому типу свойственна западучесть, утомляемость, но интеллектуальность, человек пикнического типа - душа компании, склонен к руководству. Это база, на которую может нараститься все что угодно.
Существует очень простой способ определения конституционного типа человека (хотя этот способ, как и всякий простой способ, не всегда действует хорошо).- рост человека в сантиметрах нужно разделить на его вес в килограммах. Если соотношение составляет 2,5 - это атлетический тип, если больше 2,5 - это астенический тип, если меньше 2,5 - это пикнический тип.
Приведенная выше классификация типов строения тела разрабатывалась для мужчин. Для женщин вносятся некоторые коррективы. В частности, если мужчина астенического телосложения имеет, как правило, рост выше среднего, то женщины астенического телосложения имеют рост ниже среднего - вариант маленькой и хрупкой женщины. Женщины атлетического типа имеют развитую грудную клетку, они широки в плечах. Женщины пикнического типа характеризуются повышенными жировыми отложениями, как и мужчины. Склонность к жировым отложениям, особенно в пожилом возрасте, наблюдается преимущественно у людей пикнического типа.
На основании перечисленных типов можно предполагать наличие наиболее вероятных заболеваний, которые присущи соответствующим людям. Это простейшая классификация, но тем не менее, первое, что вы определяете, когда смотрите на человека - это его конституционный тип.




ТИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ


Следующий уровень определения я условно назвал способом распределения энергии в человеке. Человек - существо энергетическое. Его физическая выстройка является отражением его энергетической выстройки. Именно на этом уровне мы с этим впервые соприкасаемся. По способу распределения энергии можно выделить несколько выраженных типов. Типы, которые будут описаны являются чистыми. У реального человека его тип может являться смешением этих чистых типов в определенных пропорциях.

Шизоидный тип

Первый тип распределения энергии, который мы рассмотрим, - это шизоидный тип. Шизоидный тип распределения энергии не следует путать с шизофренией, т.к. шизофрения - это психическая болезнь, а не тип. Хотя в крайнем выражении для шизоидного типа вероятность шизофрении выше, чем для представителя другого типа. Шизоидный тип - это такое распределение энергии, при котором ее основная часть сосредоточена в голове. У такого человека, вся мыслительная активность, высока, а активность его тела достаточно низка. Создается такое впечатление, что голова насажена на тонкую палочку, а конечности болтаются на шарнирах. Человек весь немного угловатый, у него практически полностью отсутствует пластика. Особенно это хорошо видно, когда такой человек пытается танцевать или выполнить какие-то движения из боевых искусств: каждая часть тела у него движется немного отдельно от других. Происходит это от того, что тело недостаточно сильно энергетизировано. Если не пользоваться термином "энергетический", то можно сказать, что у человека малая часть внимания прикована к его телу, большая часть внимания прикована у него к его собственным мыслям. Впрочем, мысли у представителя такого типа тоже выстраиваются специфически. Для шизоидного типа характерна мысленная схематизация. Это человек, который мыслит схемами. Он не может мыслить какими-то общеинтуитивными или эмоциональными образами. Его реальность - это схема, которая должна быть разложена до элементарных состояний, адекватно или неадекватно - неважно. Главное она должна быть достаточно дифференцирована.
Для шизоидного типа распределения энергии, поскольку во всех нижних чакрах энергии мало, характерны такие проявления: человеку трудно выражать свои эмоции, эмоциональная сфера, как правило, обеднена, и соответственно ослаблена. Такому человеку трудно вступать в конфликтные ситуации, в межличностное взаимодействие, так как если общение идет не только на уровне головы, он испытывает дискомфорт, потому что ему не хватает энергии. Такое перераспределение энергии приводит к тому, что шизоидный тип очень утомляем. Отсутствие энергии в нижних чакрах приводит также к тому, что общение, в которое вступает такой человек, носит преимущественно интеллектуальный характер, и мало насыщено эмоционально. В сексе представители шизоидного типа идут также от головы. Не умея отдаться страсти и получить максимальное удовольствие, они заменяют его техническим экспериментированием или вытесняют секс на периферию жизни.

Истероидный тип

 

Следующий тип распределения энергии - истероидный тип, при котором распределение энергии идет не равномерно в поле, а таким образом, что на периферии поля человека энергии больше, чем в центре. Если смотреть на уровне физического тела, то можно заметить, что у человека движение конечностей никогда не начинается от центра. Движения начинаются на окраине и в центре заканчивается. Такое ощущение, как будто актер, играя в любительском театре, не очень умело пытается изобразить некоторое состояние. Человек как-будто себя рукой запускает эмоциональное состояние. Так он и есть. У представителя истероидного, или демонстративного типа, как его еще называют, эмоций, которые выражаются наружу, намного больше, чем есть на самом деле, точно также, как состояний, мыслей и т.д. Этот тип потому и называется демонстративным, что значительная доля энергообмена идет за счет того, что он демонстрирует свои эмоции окружающим.

Ригидный тип


Следующий тип распределения энергии - ригидный тип. Распределение энергии у этого типа- это состояние обратно истероидному. Вся энергия стянута внутрь, уплотнена, отгорожена от наружных слоев. Снаружи энергии у человека мало, а внутри она достаточно плотна. Отличие от нормального распределения энергии в том, что эта энергия не может быть выпущена. Человека ригидного типа можно определить по следующим внешним признакам. Как правило, такому человеку психологически трудно разогнуть конечности. Если вы ему предложите выпрямиться, а потом на пару секунд отвлечетесь, он все равно каким-то образом согнется, сожмет пальцы, согнет руки в локтях, согнет ноги в коленях, подожмется. Человеку очень трудно принять какие-то раскрытые позы, его позы будут полураскрыты, потому что вся энергия локализована внутри. Такому человеку трудно даются бурные эмоциональные переживания. Они могут быть бурными, но все это происходит внутри. Внешних, ярких проявлений не будет до тех пор, пока человека не прорвет, т.е. до тех пор, пока у него не произойдет нервный срыв, т.е. разрушение в энергетической системе.
Несколько слов о терминологии

Термин шизоидный тип является устоявшимся. Истероидный - в психосоматике не используется. Здесь нет устоявшейся терминологии, поэтому я использую ту терминологию, которую сам для себя выбрал, хотя некоторые названия могут встречаться в литературе по психосоматике и телесно-ориентированной психотерапии. Единственный устоявшийся термин - "шизоидный тип". Понимание шизоидного типа с точки зрения энергетики ввел один из основателей телесно-ориентированной психотерапии - А.Лоуэн. Он же сформулировал критерий концентрации энергии в голове в ущерб всему остальному телу.

"Разваленный" тип

Разваленный тип распределения энергии присущ человеку, у которого энергия

представляет собой как бы два или более сшитых между собой куска, причем сшитых не очень удачно. Энергия распределена равномерно, за исключением какого-то сегмента, плоскости сшивки. Этот сегмент может быть расположен в любой части тела, но чаще всего локализуется в районе груди или живота.
Оральный тип


Существует еще один тип распределения энергии - оральный тип. У людей этого типа энергия есть везде, но она равномерна рыхла. Это тип человека, не склонного к борьбе за существование. Этот тип вечно просящего, вечно ожидающего человека. У такого человека мало внутренней плотности энергии, тело его выглядит как рыхлое, везде равномерный налет рыхлого жира, легкая рыхлость в движениях, т.е. не насыщенность энергией движений, постоянно просящие глаза и т.д.
Существует связь между особенностями воспитания и формируемым типом. Например, для человека шизоидного типа характерно недополучение эмоциональных энергий. Родители вкладывали в него мало энергии, был значительно ослаблен эмоциональный контакт, недостаточно внимания уделялось тактильному контакту, фактически человек воспитывался вербально, "наумняке". Соответственно, те энергии, которые должны были пойти на заполнение чакр, были недополучены.
Люди ригидного типа - воспитывались в состоянии недоверия к окружающему миру. Это проявляется в повышенной требовательности или агрессивности со стороны родителей, причем не всегда обоснованной. В этом случае ребенок, даже сделав то, что от него требовалось, не может знать заранее получит ли он одобрение или по голове. Ощущение внутреннего недоверия, зажатости приводит к ригидному типу распределения энергии.

 

19 Вопрос

 

Психологические характеристики экстремальных условий деятельности. Факторы, детерминирующие субъективную степень их экстремальности

· Практическое обучение методам контроля и управления поведением в экстремальных условиях деятельности

· Психические состояния в экстремальных условиях деятельности: напряжение, утомление, хроническая усталость

· Практическое обучение методам психологической самозащиты в стрессе и профилактики хронической усталости

· Психологическая готовность к деятельности в экстремальных условиях

· Профессионализм деятельности кадров государственной службы в экстремальных условиях

Осуществление государственными служащими своей профессиональной деятельности связано со значительной степенью нервно-психического напряжения. Кризисная ситуация настоящего времени довела эту степень до предельных значений.Типичным стало состояние перманентного стресса со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой ситуации психологическая готовность государственных служащих к эффективной деятельности в экстремальных условиях становится неотъемлемой составляющей их профессионального мастерства. Формирование этой готовности является основной целью настоящего курса. Он включает в себя изучение психологии экстремальных состояний, а также, практическое обучение слушателей методам психологической самозащиты, способам контроля и управления поведением в экстремальных условиях. В процессе прохождения курса слушателями осваиваются техники управляемого дыхания, рефлексивной миорелаксации, ауто- и гетеросуггестии, звуковой и двигательной разрядки потенциала внутреннего напряжения. Отрабатываются приемы экстренной само- и взаимопомощи при острых психических нарушениях и психосоматических расстройствах, способы восстановления оптимального рабочего состояния.Большая роль в освоении материала курса отводится самостоятельным занятиям слушателей с целью собственной наработки индивидуальных навыков, учитывающих психологические особенности каждого обучающего. Таким образом сочетаются методы групповых тренингов с методологией индивидуального подхода.В результате каждый слушатель приобретает собственный опыт рационального самоуправления, познает пути формирования особого способа взаимодействия со средой— стратегического, преобразующего типа регулирования, свободного от ситуативных обстоятельств.Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.Что же такое психологическая готовность? М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность в успешном выполнении поставленной задачи, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Для высокой психологической готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые. Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий.У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.Способами самомобилизации и регуляции своего поведения нпляются:
- самоубеждение;- самоприказ;- самоободрение;- самоанализ;- отвлечение сознания с помощью «умственного действия»;- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.Многие авторы научной, научно-популярной и учебной литературы уделяют немало внимания аутогенной тренировке, а также фармакологическим средствам поддержания состаяния психологической готовности в экстремальных условиях деятельности.

 

20 Вопрос

«Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существо­вания».

В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко мно­гим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту жительства и т.д.

Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в со­циальную среду и превращения ее в его сферу деятельности, что предполагает следующие этапы:

♦ внедрение в среду;

♦ принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

♦ активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

Адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизио­логических, социально-психологических, организационно-администра­тивных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Под адаптацией понимается не только процесс, но и результат.

Ре­зультатом адаптации к предприятию является состояние соответст­вия между производственной средой (среда адаптации) и работни­ком (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным, носит обратимый характер.

Особенностью адаптации является не­прерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации.

Целиадаптации:

уменьшение издержек, связанных с невысокой эффективностью работы;

снижение степени неопределенности у новых работников;

сокращение текучести кадров;

экономия времени руководителя и сотрудников;

формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею.

Выделяют следующие формыадаптации:

1) Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

- внедрение в среду;

- принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

- активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовле­творения обоюдных интересов.

2) Производственная адаптация- включение работника в новую производственную среду, усвоение норм трудовой деятельности, установ­ление и расширение взаимосвязей между работником и производ­ственной средой.

3) Профессиональная адаптация - характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, формированием профессиональных качеств.

Профессиональная адаптация содержит как объективный (выполнение должностных обя­занностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков), так и субъективный (мотивы выбора профес­сии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения или сохранения профессии) аспекты.

Профессиональная адаптация проходит два этапа:

= формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда;

= овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в усло­виях конкретного производства, приобретение знаний, позволяю­щих быстро ориентироваться в различных производственных си­туациях, контролировать и программировать свои действия.

4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Объектом адаптации являются условия труда - комплекс факторов производственной среды, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника: влияют на само­чувствие, настроение, дееспособность, а при длительном воздейст­вии - на утомляемость, трудоспособность, состояние здоровья, физические и психологические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабо­чего места, внешние факторы воздействия (шум, освещение и т.п.).

5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Этот вид адаптации имеет познавательный, практи­ческий и эмоциональный элементы. Познавательный - связан с информацией о формальной и неформальной структуре коллектива. Практический - с непосред­ственным включением его в социальную жизнь предприятия. Эмо­циональный - выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе.

6) Организационная адаптация - ознакомление с особенностями организацион­ного управления предприятием, местом своего подраз­деления и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.

7) Экономическая адаптация- уровень заработной платы, способы материального стимулиро­вания и т.п.

8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, заня­тиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на пред­приятии.

Выделяют также первичнуюи вторичную адаптации, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.

Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений).

Цели первичной адаптации:» включение молодежи в трудовую деятельность; » распределение рабочей силы;» социализация и профессионализация;» замещение убывающих работников; » профессиональный отбор и ориентация.

Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус).

Целивторичной адаптации~ перераспределение кадров~ приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест;~ дальнейшая социализация и профессионализация ~ повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива;

~ совершенствование производственного климата.

Методы и стадии адаптации персонала

Методы адаптации могут быть различными, например:

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстра­цию приемов работы непосредственно на рабочем месте.

Ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать полива­лентной квалификацией (то есть владения несколькими специаль­ностями).

Ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подго­товке специалистов.

Обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки произ­водственных навыков.

Обучение вне рабочего места– расширяетпотенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки тради­ционного поведения.

Лекция - эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).

Самостоятельное обучение. Организации могут извлечь значитель­ную пользу из самообучения при условии разработки и предостав­ления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — ау­дио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Используются такие образо­вательные методики, как:

рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предпо­лагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.;

деловые игры–приближен к профессиональной деятельности, вырабатывает практические (состав­ления планов, проведения совещаний, переговоров и т.д.) и поведенческие навыки (удовлетворения потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.). Они ме­нее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями.

Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:

1. Стадия ознакомления –ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями.

2. Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив.

3. Стадия ассимиляции - этап полного приспособления, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:

~ качественный уровень работы по профессиональной ориента­ции;~ объективность деловой оценки; ~ престиж профессии, работы по специальности ~ особенности организации труда и мотивации; ~ гибкость системы обучения ~ особенности социально-психологического климата ~ личностные свойства (психологические, возраст, семейное положе­ние и т.п.).

 

 

21 Вопрос

 

Первая стадия: эмпатия. Классическое начало психологичес-

кое работы актуально и для данной модели. На данном этапе спо-

собность человека к когнитивному переструктурированию ситуа-

ции или обретению целостной картины происходящих процессов

сильно снижена. Для психологической работы доступны только

его чувства. Активное слушание (перефразирование, отражение

чувств, прояснение), акцент на чувствах и их анализе помогает

снизить напряжение, восстановить контроль и подготовить почву

для следующего шага. Данная стадия помогает как оценить способ-

ность выдержать кризис, так и укрепить ее.

Вторая стадия: сопротивление смыслу. Человек встречается с

идеей (которая может быть предложена как психологом, так и дру-

гим помогающим специалистом или значимым Другим) о психоло-

гическом смысле кризиса, его внутренней необходимости. Главным

становится вопрос: «Для чего это случилось в моей жизни?». Этот

вопрос подразумевает потенциальное направление преобразования

и дальнейшего личностного роста. На данном этапе возникает силь-

ное сопротивление: у кризиса не может быть никакого смысла.

Третья стадия: смысл кризиса и возможный инсайт. В рамках

краткосрочного консультирования нет возможности дать сопро-

тивлению просто быть, поэтому важно наметить пути его преодо-

ления в виде постановки задач.

1. Осознать свои ограничения и возможности, разделить Я и

его атрибуты.

2. Посмотреть на кризис как на символическое выражение

внутренней жизни. 129

3. Проанализировать, что компенсирует кризис: какие смыс-

лы, ценности, личностные особенности находились в тени, были

не реализованы и требуют своего развития.

Поиск ответов на эти вопросы способствует принятию идеи о

смысле. Однако человек затрудняется сформулировать, в чем он ви-

дит смысл своего переживания, пока отсутствует внутреннее пони-

мание, но уже есть устойчивое ощущение наполненности и опоры.

Четвертая стадия: воплощение смысла. Формулировка, осоз-

нание и воплощение смысла могут произойти недели и даже меся-

цы спустя проведения интервенции. В некоторых случаях третья и

четвертая стадии, напротив, практически совпадают. Происходит

исследование ситуации и осмысление происходящего, осознание

личностных изменений. Данная стадия также направлена и на пре-

одоление фрагментарности Я.

Пятая стадия: подготовка к будущим кризисам. В заверше-

ние интервенции можно предложить совместно с клиентом опре-

делить личный перечень наиболее дестабилизирующих событий.

Понимание смысла кризиса превращает его из дестабилизи-

рующего события в ситуацию определенности, что представляет хо-

роший фундамент для формирования новой идентичности. Л. Хоф

пишет, что многие человеческие переживания предсказуемы, по-

этому если мы способны предвидеть дестабилизирующие события,

то и подготовиться к ним гораздо легче. Подготовка в свою оче-

редь снижает риск кризиса и помогает избежать разрушительных

последствий [Hoff, 1978]. Конкретизация этого положения в виде

определения личного перечня наиболее дестабилизирующих собы-

тий происходит на пятой стадии

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.