Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая защита и ее виды

Постановка проблемы психологической защиты принадлежит 3.Фрейду. Исходя из разработанной им структуры личности («Ид», «Эго». «Супер — Эго»), психологическая защита рассматривалась как основная функция Эго. Ее цель-адаптация личности к условиям среды. Удовлетворение требований Ид (влечений) не всегда возможно в реальной жизни. Поэтому Эго пускает в ход специальные механизмы «задержки» влечений. Угроза целостности личности также может исходить из инстанции Супер-Эго (нормы и запреты). Понятно, что Эго приходится быть большим дипломатом, удовлетворяя и укрощая двух господ одновременно.

Согласно А.Фрейд, Эго представляет собой структуру, которая развивается в жизни ребенка. Опасность, грозящая Эго (потеря целостности), идет как со стороны инстинктивных влечений, так и из внешнего мира. Процесс развития Эго заключается в приобретении все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов. Тем самым, снижается уровень тревожности, чувство дискомфорта, препятствующее адаптации. Более «тонким» механизмам защиты соответствует большая зрелость личности и более эффективная ее адаптация. Механизмы защиты формируются в период детства, их индивидуальный набор зависит от многих факторов внутрисемейной ситуации, отношений ребенка с родителями, от тех конкретных обстоятельств жизни, с которыми ребенок встречается.

Современный психоанализ насчитывает более 20 видов защитных механизмов. Рассмотрим коротко некоторые из них.

Вытеснение — наиболее универсальное средство избежать внутреннего конфликта. Его цель — устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Вытеснение считается наиболее примитивным и малоэффективным средством защиты, так как: 1) вытесненное содержание все-таки прорывается в сознание (обмолвки, описки, неловкие движения, юмор, невротические и психосоматические симптомы). 2) неразрешённый конфликт обнаруживает себя высоким уровнем тревожности и чувством дискомфорта. Вытеснение характеризует незрелость личности.



Отрицание реальности — частный случай вытеснения: Эго отвергает существование ситуаций, несущих тревогу или компенсирует их воображаемыми ситуациями (например, человек не хочет верить в потерю близкого и продолжает вести себя так, как будто он продолжает жить).

Реактивное образование — замена Эго неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему.

Регрессия — возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истероидные реакции типа сосания пальцев, детского лепета у взрослых людей, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека. Этот механизм пускается в ход, когда Эго не в состоянии принять реальность такой, какой она есть, или личность не в состоянии справиться с требованиями Супер-Эго. Регрессия, как правило, характеризует незрелую личность.

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие феномены рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый известен по басне И.А.Крылова «Лиса и виноград», когда происходит дискредитация недосягаемого объекта. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью преувеличение ценности имеющейся в данный момент — по известному принципу: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

Сублимация — защита посредством десексуализации импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Например, либидо (сексуальная энергия) может сублимироваться в творчестве, агрессивность — в спортивных играх или политической активности.

Проекция — приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера. В межличностных отношениях она выступает в форме феномена «козла отпущения». Предполагается, что к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность, фанатизм.

 

 

17 Вопрос

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые выводы. Профессиональное самоопределение имеет важное значение в процессе социализации личности и рассматривается как существенная сторона развития индивида. Трудовая деятельность является одной из важнейших сфер жизни человека. Профессиональное самоопределение -это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. По мере развития процесса самоопределения происходит расширение социальных ролей и намерения относительно желаемого социального статуса.Профессиональное самоопределение молодежи на протяжении нескольких десятилетий планировалось государством, интеграция в социально-профессиональную сферу происходила по ограниченному количеству маршрутов. В связи с изменением социально-экономических условий людям приходится принимать нормы и ценности, осваивать новые сферы и виды профессиональной деятельности.Таким образом, изложенное приводит к концептуальному выводу: профессиональное самоопределение - сознательное и активное выявление и утверждение собственного статусного и ролевого положения в системе социальных отношений или общественного распределения труда.Профессиональное самоопределение протекает под воздействием целого ряда разновекторных факторов, действующих стихийно и целенаправленно. Все эти факторы воздействуют на индивида не непосредственно и автоматически, а опосредованно, через сознание и внутреннюю активность личности.Всякий выбор, в том числе и выбор «канала» получения профессиональной подготовки связан с ограничениями. Первая группа ограничений связана с личностными характеристиками молодого человека: темпераментом, характером, интересами, склонностями, потребностями и т.п. Кроме того, в процессе профессионального выбора играют большую роль знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, семейный статус.На профессиональное самоопределение оказывают влияние процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении; демографические процессы; региональные особенности территории; национальный состав общества; поселенческая структура.Третья группа факторов воздействия на профессионального самоопределения формируется на уровне микросреды: семьи, системы образования, ближайшего окружения, средств массовой коммуникации, и территориальных особенностей профессиональной и социальной структуры и других. Соотношение объективных условий и микросреды в процессе профессионального самоопределения личности можно понимать как соотношение двух внешних источников формирования профессиональной направленности личности.Выявление факторов, анализ их влияния на результат самоопределения открывает путь к пониманию и реконструкции механизма стимулирования профессионального самоопределения обществом - структурами правления федерального, регионального, муниципального уровня.Профессиональное самоопределение молодежи имеет несколько характерных особенностей:- профессиональный выбор не соответствует потребностям экономики региона в кадрах, что связано с формированием в общественном сознании определенного престижного «ряда» профессий;- практически не согласованы профессиональное самоопределение молодежи и информация о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам; состояние рынка труда, потребность в специалистах и рабочих и возможности трудоустройства выпускников учебных заведений начального профессионального образования, техникумов и вузов;- выпускники периферийных школ проявляют большую реалистичность в выборе профессии, выделяя профессии престижного ряда, но для себя выбирая более необходимые в промышленности и инфраструктуре собственного поселения;- независимо от успеваемости слушатели высказывают предпочтение одних и тех же учебных заведений и профессий;- отсутствует четкая дифференциация выбора в зависимости от этничности, пожалуй, лишь прослеживается тенденция: представители некоренных национальностей больше тяготеют к техническим профессиям;- учащиеся профессиональных училищ воспроизводят образовательный и профессиональный статус своих родителей и имеют небольшие шансы продемонстрировать вертикальную восходящую мобильность в уровне образования и достижения желаемой профессиональной роли;- среди студенческой молодежи существует определенный слой, считающих криминальную деятельность вполне возможной и выбирающих профессии преступного мира только для получения материальных ценностей.

Системный подход к проблеме профессионального самоопределение позволяет исследовать ряд объективных условий и факторов микросреды, которые стихийно и целенаправленно воздействуют на личность. На молодежь влияют различные социальные институты, но специальные образовательные структуры (учебные заведения всех уровней, центры профориентации, курсы, студии, кружки и другие) не выполняют свои функции по формированию профессиональных предпочтений молодежи. Необразовательные социальные институты (средства массовой информации, административные органы и т.п.) также не проводят целенаправленной деятельности по формированию профессиональных ориентаций молодого поколения. В поле деятельности по воздействию на социально-профессиональное самоопределение возникают и занимают не всегда однозначные позиции всевозможные ассоциации, движения, партии, формирующие косвенно определенные стереотипы выполнения социальных ролей и образы престижности той или иной профессиональной сферы. Маргинальные и девиантные категории населения также оказывают влияние на социально-профессиональный выбор молодежи.

Система средств педагогической поддержки профессионального самоопределения.

Российский вариант системы педагогической поддержки во многом отличается от зарубежных. Американский термин "школьное консультирование и руководство" (School counsellinq and guidance) отличается от российкой "педагогической поддержки" тем, что на Западе, в соответствии с многовековой культурно-цивилизационной традицией, понятия "руководство" и "поддержка" не воспринимается как помощь, поддержка, но как возвышение взрослого над учеником, ведение ученика, подталкивание вперед. Примечательно, что "консультирование" и "руководство" за рубежом употребляются традиционно вместе, в одном контексте, что можно трактовать как "руководство через консультирование", т. е. "мягкое" руководство, идущее от запроса ребенка, а не навязанные ему/
Совершенствование содержания деятельности специалистов системы "counsellinq and guidance" привело в Англии к тому, что в настоящем момент употребляя понятие "guidance", имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профориетирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку, опекунство В США употребление "guidance" больше связывают с превентивной работой, a "counsellinq" - с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что особенности российской ментальности затрудняют "обучение социальным навыкам", внимание к советам, а понятия "забота" и "опекунство" трактуются в России как перенесение, перекладывание ответственности за свои поступки и даже за самоопределение на "заботящихся" и "опекающих". С другой стороны, невнимание к советам обусловлено и своеобразным пост-советским синдромом отвращения к воспитанной привычке "жить по регламенту", принесшей разочарование во многих "рекомендуемых" действиях. Гораздо более привлекательной представляется педагогическая поддержка не столько за счет обучения и заботы, сколько благодаря использованию метода понимания смысла профессионального самоопределения как ценности, способствующей нравственному возвышению человека (см. 2.3.).
Педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания свобода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ученика, как на уникальную духовную "самость". Она понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Это снимает для нее проблему "человека как объекта воспитания" (предмет социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).
Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения: "Человек не свободен 0, условий, но он способен занять позицию по отношению ним" (В. Франкл). В этом смысле человеческая свобода - это конечная свобода. Гуманистическое рассмотрение человека и как существа биологического ('Природного), и как социального (культурного), и как экзистенциального (неза. виеимого, свободного) позволяет определить свободоспособность как характеристику нового измерения личности.
Свободоспособность - способность к автономному, нон-конформистскому существованию; способность независим" (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную за. данность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор (17).
Такая постановка вопроса требует от учителя умения отличать социализацию от индивидуализации.
Под социализацией понимается введение ребенка в мир взрослых, научение жить "как ВСЕ люди живут", по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к "адаптивной активности": первичнс общество (оно - цель), вторичен человек (он - средство для общества).
Индивидуализация (не путать с индивидуальным подходом к ребенку, чтобы он лучше усвоил задачи социализации) - это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, чго за ложено в нем от природы или что он приобрел в индиви дуальном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) инди видуально ориентированную помощь ученикам в реализация первичных базовых потребностей - без чего невозможно ощущение природной "самости" и человеческого достоинства; 2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивиида; 3) стержнева1 черта индивидуализации - поддержка человека в автоном ном духовном строительстве, в творческом самовоплощенш ("неадаптивная активность"), в развитии способности к жи-знненому самоопределению (экзистенциальному выбору).
В индивидуализации первичен индивид, вторично общество, человек - цель, общество - средство. Индивидуализация - это система средств, способствующая осознаний растущим человеком своего отличия от других; своей слаб"' сти и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении. Семантический и педагогический смысл такой помощи, т. е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека. Но педагогическая поддержка не может заменить воспитание, т. к. сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.
Преодоление препятствий определяется ключевым понятием педагогической поддержки в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, пытаясь реализовать свой феномен "быть личностью" ученик поступает далеко не всегда сознательно и целенаправленно. Повседневные препятствия перерастают в проблемы, решение которых происходит на спонтанном и эмоциональном уровнях, что вынуждает обращаться за помощью к старшим. Получая ее в традиционной форме регламентации поведения, ученик отчуждается от старшего, наращивая не только комплексы неудовлетворенности по отношению к себе, но и к учителям. Во-вторых, в успешном преодолении препятствий реализуется феномен борьбы "Я"-реального и "Я"-идеального, что приводит личность к саморазвитию и самоопределению, которые вновь нуждаются в поддержке. В-третьих, синергетический феномен гармонии и оппозиции социализации (как необходимой деятельности по воспитанию нормативного поведения) и индивидуализации, приносит позитивные результаты - развитое самосознание, нонконформистская позиция, неадаптивная активность и т. д. - лишь в процессе преодоления препятствий между обществом и личностью. Опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии и самоопределении.
Таким образом, преодоление препятствий составляет содержание педагогической поддержки. В связи с этим, необходимо уяснить смысл этого понятия и того качества, которое отличает гуманистическую поддержку от традиционной поддержки в педагогике нормированного поведения.
Препятствие - это обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности. Препятствие - то, что отдаляет личность от достижения желаемого результата. Препятствия подразделяются на:
1) субъективные (личностные) "Я"-препятствия - отсутствие ориентации, трудность, проблема.
Отсутствие ориентации связывается с недостаточностью у личности первичной информации для самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог ориентироваться, т. е. определить свое местоположение в возможных границах поведения, оптимальное направление своей активности. В системе педагогической поддержки ориентировать - означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении. "Я"-препятствия обычно расположены в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах личности.
2) социальные - "ОНИ" - препятствия: социальная среда - учителя, администрация - как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля отношений к ученикам; друзья, группы сверстников; семья; социокультурная атмосфера региона и др.

3) материальные препятствия - нехватка учебников, юмещений; финансовое положение семьи (1, с. 74-76).
Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализаии, самоорганизации и самоопределения. Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи педагогической поддержки, выступающей в качестве учительской помощи, имеющей свои особенности и отличия от традиционной.

Основной метод традиционной педагогической поддержки - реакция на ситуацию; оценивая в соответствии с полученной педагогической подготовкой деятельность ученика, учитель ситуативно реагирует на его трудности, препятствия и проблемы с позиций своего, а не ученического понимания правильности их решения. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой ориентировки ученика, т. е. в ориентации на проблемы ученика, творчески ищущего свое место в жизни.

1.В аспекте формирования личности для каждого возрастного периода является ведущим не монополия конкретной деятельности, а деятельно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с референтной (значимой) для него в этот период группой или лицом. Эти
отношения складываются именно в группе, в которой ребенок может пройти фазы: АДАПТАЦИИ (овладения социо-типичными надсознательными образцами поведения общности), ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (обостренного поиска средств и способов самосуществления) и ИНТЕГРАЦИЯ личности в общности.
2. Активность проявившегося в "мире человека", ребенка, 'приводит к тому, что в центре развития оказывается не индивид сам по себе, а первые изначально совместные акты поведения, со-действия, преобразующие ситуацию развития личности.
3. Первые опыты сотрудничества ребенка со взрослыми нацелены не на выявление значения тех или иных предметов действительности, а на открытие их значения "для себя", т. е. их личностных смыслов. В самом начале процесса совместной деятельности и диалогического общения ребенок вступает в мир смыслов.
4. Co-действие - исходный момент развития ребенка в обществе, прохождения смыслового образа мира.
5. Ребенок в ходе со-действия со взрослыми и поддержки его самостоятельности, преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действия, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые мотивами действия ребенка.
6. Перестройка мотивационно-смысловой ориентировки ребенка производится только тогда, когда в ходе со-действия он открывает для себя в социальном образе жизни группы новые ценности. При этом функционально-ролевые отношения как предпосылка со-действия ребенка со взрослыми и сверстниками превращаются в личностно-смысловые отношения ребенка к миру, к другим людям, к самому себе, появляется самоконтроль и самоорганизация.

В социальном пространстве образа жизни процесс индивидуализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных "клеточек" личности через поддержку к самоконтролю и самоорганизации поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами индивидуальности.
Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы "продолжения себя в другом", развития свойств личности как "значимого другого" и создания внутренних условий для саморазвития (Асмолов А. Г. 3, с. 43).

С организационной (технологической) позиции педагогическая поддержка профессионального самоопределения может быть представлена этапами деятельности учителя в целях помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.
Диагностический - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы (прояснение сущности", вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая функция сознания).
Задача педагогов на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить.
Поисковый - организация совместно с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами ребенка", так и при помощи синергети-ческого принципа "выхода в стороннюю позицию" (см. 1.2.). Целью поискового этапа является оказание поддержки в принятии учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. В качестве педагогических средств поддержки могут использоваться: проявление внимания к любым способам, которые называет ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае.
Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы профессионального самоопределения). Развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы выбора, в распределении действий на добровольной основе Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий.
Деятельностный - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и если надо, прямо защитить его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысление учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность.
Под девиацией понимаются различные отклонения личности от нормы, в т.ч. Девиа́нтное— это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.Этапы помощи:- формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение); - интеграция индивидуального опыта; - совершенствование саморегуляции; - повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; - выработка жизненно важных умений;- устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; - расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; - повышение уровня социальной адаптации.

Минимизировать негативные последствия девиаций в управленческих структурах возможно с помощью четкой системы социального контроля. Не секрет, что наиболее эффективным способом социального контроля является контроль через социализацию: внедряя в сознание работников культурно одобряемые цели в обязательной связке с социально одобряемыми средствами их достижения, мы сможем уменьшить риск возникновения девиаций. С этой задачей призвана справиться организационная культура.

При зависимостях:Аддикция (англ. addiction 'пагубная привычка'), в широком смысле, означает ощущаемую человеком навязчивую потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами[1]. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям[2], например, поведенческим, примерами которых могут служить: игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п.Выявление причин заболевания. При оказании психологической помощи при зависимости психолог в силах найти и устранить факторы, вызывающие зависимсть.

Этапы следующие:Выработка уверенности в себе, позитивного взгляда на окружающую действительность, способности противостоять стрессовым ситуациям и не бояться своих страхов.Построение отношений с близкими. В процессе оказания психологической помощи клиент учится понимать и принимать мысли, желания, чувства близких ему людей без раздражения и агрессии. Заново познает основы человеческих взаимоотношений, начинает адекватно выражать свои эмоции. Он обретает способность ценить родных людей, которые находятся рядом с ним.Устранение проблем со здоровьем. Осознание движущих мотивов, которые влияют на поведение, — один из важных элементов лечения. Даже здоровые люди редко осознают причины своих поступков. В процессе лечения зависимости психолог позволяет больному понять, какие установки, внутренние защиты мешают адекватному и уверенному поведению в той или иной ситуации. Психологическая помощь при алкоголизме, оказанная опытным специалистом, позволит избавиться от мыслей, которые ведут к заболеванию.Осознание жизненных целей. Одним из важных аспектов психологической помощи при зависимости является обучение клиента постановке жизненных целей и задач, стремлению добиваться своих желаний и испытывать удовлетворение и радость от полученных результатов. Человек начинает заново осознавать, что является его собственными мечтами и желаниями. Зачастую родители навязывают детям свои ожидания. И ребенок, находясь под тяжким грузом ответственности, старается их оправдать. Любой кризис, во время которого происходит переоценка ценностей, отношений и смысла жизни, может вылиться в сильнейший внутренний конфликт, что станет катализатором для появления вредной зависимости.

 

18 Вопрос

Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек – человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты.
Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей, особенностей мотивационно-потребностной сферы и др.) традиционно используются методы психологической диагностики.Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью нетестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики.
Визуальная психодиагностика – это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.
Основные методы визуальной психодиагностики – это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека.
В настоящее время интерес к визуальной психодиагностике возрастает с каждым днем. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально – психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии. Повышается интерес к научно-популярной литературе, посвященной проблеме диагностики личности человека по жестам, позе, походке, мимике и другим внешним проявлениям. Умение читать визуальную информацию предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия с людьми в повседневном общении и профессиональной деятельности. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.