Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение процессной модели как основа регламентации





Тема 1.5

Стандартизация и регламентация, административные регламенты: требования и методические подходы к разработке, организация деятельности по стандартизации и регламентации

Одним из основных направлений в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах определена стандартизация и регламентация деятельности органов публичной власти.

Цели и задачи внедрения административных регламентов

Ключевыми целями проведения стандартизации и регламентации деятельности органов публичной власти являются:

  • повышение уровня качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
  • повышение уровня удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью;
  • ориентация органов государственной власти и местного самоуправления и их служащих на интересы получателей государственных и муниципальных услуг;
  • повышение уровня открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • создание дополнительных стимулов для результативной деятельности государственных и муниципальных органов, их служащих в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  • укрепление доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления.

Внедрение административных регламентов обеспечивает установление персональной ответственности лиц, принимающих решения, устранение анонимности административных процессов и решений. Административные регламенты призваны ограничить поле административного усмотрения должностного лица, принимающего решение, и исполнителей путем «прописывания» разрешенных вариантов решения типовых вопросов, а также процедур согласования и апелляции.



Административные регламенты должны задавать «шкалу» качества предоставления услуги (исполнения функции), что крайне важно для органов публичной власти, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности. Принятие административных регламентов создаст постоянно действующий механизм совершенствования исполнения органами публичной власти процессов предоставления услуг (исполнения функций).



Для достижения поставленных целей разработка каждого административного регламента и создание в целом системы административных регламентов должно быть направлено на решение следующих задач:

сокращение:

  • сроков получения услуги посредством оптимизации процедур, составляющих процесс предоставления услуги (исполнения функции);
  • сроков ожидания в очереди для получения услуги за счет увеличения количества сотрудников, принимающих документы и (или) оптимизации процедур приема документов у заявителя;
  • количества требуемых от заявителей документо

повышение:

  • комфортности ожидания в помещениях органов публичной власти;
  • качества информирования граждан о предоставляемых услугах;
  • введение возможности предоставления услуг без необходимости личного посещения (в том числе без повторного посещения);
  • включение в административные регламенты конкретных показателей эффективности предоставления услуги;
  • автоматизация отдельных административных процедур;
  • регламентация межведомственного взаимодействия, в том числе с применением электронных способов обмена информацией;
  • внедрение гибкой системы распределения функций между специалистами в зависимости от количества получателей услуг и очередности;
  • совершенствование информационной работы с населением: внедрение форм работы по информированию через Интернет, электронную связь, телефонный автоответчик;
  • применение принципов «одного окна», в том числе при предоставлении нескольких государственных и муниципальных услуг;
  • возможность записи на прием (по телефону, Интернет и пр.);
  • унификация сходных процедур;
  • внедрение электронного документооборота.

Построение процессной модели как основа регламентации



При разработке административных регламентов должна быть сформирована единая процессная модель организации деятельности органа исполнительной власти с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель является основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Поскольку в ходе административной реформы поставлены задачи комплексной модернизации административных процессов, что, в частности, предполагает персональную ответственность за административные действия и решения и создание системы поддержания эффективной работы административных регламентов, регламенты не должны превращаться в бесполезный набор невыполняемых правил и предписаний.

Международная практика показывает, что прямых аналогов создания подобных систем в органах исполнительной власти нет, традиционно механизмы жёсткой регламентации заменяются административной практикой с иными механизмами контроля.

Однако задачи подобного рода решались в бизнесе, причём в настоящее время данное направление является быстро распространяющимся и наиболее популярным.

Принципы менеджмента качества являются основополагающими для функционирования многих бизнес – организаций. Процессная модель предполагает внедрение этих принципов в органы исполнительной власти для повышения эффективности и результативности работы.

Система менеджмента качества считается сегодня наиболее проработанным стандартом эффективного управления. Смысл её внедрения – перестроить работу организации на основе учета потребительского качества, то есть тех требований, которые к продукции предъявляет потребитель.

Такой подход может быть эффективен и при реализации процессов предоставления государственных услуг. Критерием качества таких процессов является удовлетворенность потребителя, который эти услуги потребляет.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 471-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2008», в котором последовательно описаны все элементы процессного подхода.

Применение процессного подхода для решения вышеназванных задач позволяет устранить фрагментарность в работе, организационные и информационные разрывы, дублирование, нерациональное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Описание деловых процессов ведется по принципу сверху вниз, т.е. первоначально создается верхний уровень процессов, непосредственно обеспечивающих выполнение функций. Далее из процессов верхнего уровня выделяются ключевые или проблемные процессы. Такая методика анализа позволяет не потерять из вида главные функциональные обязанности органа местного самоуправления.

Процессный подход требует комплексного изучения различных сторон жизни организации – правовых основ и правил деятельности, оргструктуры, функций и показателей результатов их исполнения, интерфейсов, ресурсного обеспечения, организационной культуры. В результате анализа создается модель деятельности «как есть». Обработка этой модели с помощью различных аналитических методов позволяет проверить, насколько деловые процессы рациональны, а также определить, является ли та или иная операция ориентированной на выполнение функции, на общественно значимый конечный результат или излишней бюрократической процедурой.

Анализ и оценка деловых процессов позволяют подойти к обоснованию стандартов их выполнения, допустимых рисков и диапазона свободы принятия решений исполнителями, предельных нормативов затрат ресурсов на единицу эффекта. По существу, это те параметры, которые должны отслеживаться в регламентах для обеспечения прозрачности и подконтрольности различных административных звеньев управления.

В ходе анализа деловых процессов детально исследуются сферы ответственности подразделений ведомства, его руководителей и сотрудников. Это позволяет установить «адреса владельцев» деловых процессов, в результате чего эти процессы перестают быть «бесхозными», создаются условия для разработки и внедрения систем стимулирования и ответственности за конечные результаты, определяются моменты и процедуры передачи ответственности.

На основе проведенного анализа в модели процессов «как есть» вносятся изменения и формируются модели «как должно быть», основные элементы которых и должны быть закреплены в административных регламентах. В случае необходимости проектируются процессы, которые ранее отсутствовали, но являются необходимыми для выполнения функций органа. Исключаются излишние процессы. Для процессов проектируется система управления: определяется владелец процесса, точки контроля, контролируемые параметры, формируется система управления деловыми процессами, которая включает планирование, реализацию процессов и контроль исполнения.

Построение модели делового процесса схематично можно представить в виде следующей последовательности действий:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.