Сделай Сам Свою Работу на 5

Последовательность и метод обучения





 

Приступая к обучению бокса, нужно, прежде всего, хорошо продумать методику преподавания. Ясно, что чисто практический предмет, каким является бокс, не может преподаваться теоретическим методом. Задача инструктора не только объяснить ученику тот или иной прием, но и внедрить его в плоть и кровь уче­ника, что .может быть достигнуто лишь практическим обучением и тренировкой. Нельзя приучать ученика раздумывать над своим движением; это будет итти в ущерб быстроте. Поэтому, чтобы вызвать ученика на определенный прием, тренер должен раскрыть то или иное место корпуса, научить ученика видеть эти рас­крытия и использовать их без всякого раздумья для нанесения ударов.

Бокс — это искусство, идущее в помощь природе, поэтому практическое обучение боксу надо вести так, чтобы первое дополняло другую. Предположим, что инструктор хочет научить ученика встречному удару левой рукой для предупреждения правого свинга. Су­ществует два метода, посредством которых это может быть сделано: либо инструктор подробно объясняет ученику, что, отводя назад правую руку для нанесения свинга, он жертвует своей защитой и что левая рука противника, проходящая более короткий путь, чем свинг, должна дойти до цели ранее последнего, или же он в процессе спарринга совершенно естественно вы­зывает ученика на встречный удар. Первый способ яв­ляется теоретическим, второй же чисто практическим, и несомненно в целях развития атлетического мыш­ления последний значительно эффективнее (Под «атлетическим мышлением» автор подразумевает услов­ные рефлексы боксера, внедренные в него практикой и трени­ровкой. Ред.).



Природный боксер часто плохо понимает, когда ему что-либо стараются подать теоретически; вместе с тем в нем легко развить атлетическое мышление указанным выше способом. Он быстро овладевает техникой бокса и после некоторой тренировки начинает без всякого промедления применять правильные прие­мы в нужное время.

Боец же с головой, наполненной теоретическими сведениями, часто оказывается слишком медленным в проведении своих теорий в жизнь. Вследствие того, что некоторые преподаватели злоупотребляли теоре­тическим методом и их ученики оказывались мало боеспособными, у многих сложилось мнение, что лучшей школой для боксера является ринг и что боец должен развиваться самостоятельно путем матчей.



Этот взгляд верен только в том случае, если инст­руктор делает слишком большой упор на теорию, а не пользуется всеми способами, чтобы вызвать нужное движение у боксера инстинктивно. Почти все лучшие преподаватели, как Мейс и Дрисколь, подошли к этой точке зрения интуитивно. Они заставляли учени­ков органически усваивать приемы путем самых разно­образных упражнений, например: работа на мешке и груше ведет к усвоению и отделке всех видов ударов.

Весьма интересны некоторые упражнения для улуч­шения работы ног. Одно из них заключается в том, что боксер движется между расставленными була­вами, стараясь их не уронить; другой способ заклю­чается в перемещениях при работе с медицинболом. Эти упражнения способствуют развитию атлетического мышления, и человек привыкает быть хозяином своих мышц и нервной системы.

Хотя обучение боксу и должно вестись как можно естественнее и ближе к природе бойца, тем не менее, отдельные приемы должны разучиваться в правильном классическом стиле. Появление классического стиля в столь практическом предмете как бокс объясняется тем, что он является наиболее естественным, легким и эффективным при всех приемах.

Многие инструктора полагают, что каждый боксер сразу же должен найти свой стиль в боксе. На это можно возразить, что сначала надо научить боксера правильному выполнению приемов. Индивидуальность боксера должна сказаться в боксе, так же как и в жизни, придав его стилю специфические особенности. Но разрешить ему с начала его боксерской карьеры делать приемы заведомо неправильно — значит привить ему ряд скверных привычек, от которых он в дальнейшем не сможет избавиться.



То же самое относится и к порядку, в каком дол­жно следовать обучение различным приемам. Как при постройке дома, прежде всего, выбирают место по­стройки, затем кладут фундамент, потом выводят сте­ны и т. п., так же и в боксе следует начать со стойки, затем перейти к передвижениям, далее к основным ударам и защитам, и, наконец, к отделке всей работы боксера в целом. Процесс технического роста боксера должен начинаться с самой основы — стойки; атаки и защиты, движения в ту и другую сторону должны пре­подаваться так, чтобы, в конце концов, дать гармони­ческое целое. Только после того, как прием будет вполне усвоен учеником, переходят к изучению сле­дующего. Обучение надо вести в строгой последова­тельности; перед каждым новым разделом должно быть проведено достаточное количество вольных боев. Начинать обучение лучше всего с противником своего веса и своего класса. После того, как пара разучила приемы и стала проводить вольные бои, необходимо дать боксерам возможность работать в перчатках с противниками различных стилей. Большое число боев и разнообразный выбор противников способствует ро­сту боксера.

 

Позиция (стойка)

 

Изучение бокса надо начинать с позиции. Позицией называется наиболее выгодное для защиты и атаки, положение. Тело боксера, его руки и ноги находятся в стойке в таком положении, что боксер может бы­стро и легко выполнять все нужные приемы и пере­движения. Как показала многолетняя проверка, лучше всего нашей задаче отвечает классическая английская позиция. Все остальные позиции односторонни. Бу­дучи вполне пригодны для выполнения отдельных приемов, они не подходят для других.

На старинных гравюрах, изображающих первые ку­лачные бои в Англии, обращает на себя внимание от­личие старой позиции от современной. Когда Джемс Фиг в 1719 г. впервые ввел бокс в Англии, его система атак и защит очень напоминала фехтование. Он и его ученики стояли правым боком к противнику, так что правая нога и рука были впереди левой и все удары наносились правой рукой. Однако после того как бо­ксеры в течение некоторого времени пускали в ход в бою только правую руку, они заметили, что и левая рука также может быть с успехом использована в бою. Тогда они выдвинули левое плечо несколько вперед, а правое отвели назад, и вскоре повернулись лицом к противнику. Из гравюр, изображающих матчи этого периода, видно, что эта фронтальная позиция через некоторое время претерпела дальнейшую эволюцию. По мере накопления опыта, боксеры пришли к убежде­нию, что левая рука быстрее правой. Для того, чтобы ее приблизить к цели и вместе с тем усилить удар пра­вой рукой, боксеры повернулись левой стороной к противнику и приняли позицию, похожую на совре­менную.

Левосторонняя позиция имеет много преимуществ. Кроме возможности наиболее целесообразного исполь­зования каждой руки, она уменьшает площадь для ударов противника и позволяет защищать солнечное сплетение и подбородок.

Эволюция боксерской позиции происходила посте­пенно. Однако, все те, кто пытался отклониться от классической позиции, терпели неудачи. Мы знаем, что американские боксеры за последние 40 лет делали ряд попыток к изменению стойки. Они пробовали и низ­кую стойку (крауч), и фронтальную стойку, и ряд дру­гих.

Однако после всех этих попыток мы видим, что Пакки Мак-Фарланд, Питер Херман и другие лучшие американские боксеры вернулись к той же позиции, которой придерживались представители классической школы Джим Уорд и Джим Мейс.

Индивидуальные особенности бойца могут вызвать некоторые отклонения от классической позиции, одна­ко, эти отклонения не должны быть слишком велики; опыт показал, что чрезмерная индивидуализация пози­ции, давая преимущество при отдельных положениях, в целом сильно связывает боксера.

Мерилом хорошего стиля в боксе служит умение как можно чаще наносить сильные удары и возможно реже их получать.

И когда мы вспоминаем боксеров, обладавших этим умением, Уорда, Мекса, Райана, Мак-Фарланда, Дрисколя, Хермана и т. п., мы видим, что все они обладали классическим стилем. Остановимся подроб­нее на позиции Джима Дрисколя.

Для того, чтобы ее усвоить, делаем следующее: становимся в положение «смирно» на расстоянии 2 шагов от своего противника, ноги вместе, ступни под углом в 45°. Затем выдвигаем левую ногу вперед на 3/4 шага, причем носок обращен к противнику. После этого отделяем пятку правой ноги от земли на 2 — 3 см и немного сгибаем колено. Теперь ноги будут нахо­диться в правильном положении. Переходим к рукам. Правое плечо опущено вдоль корпуса, правое пред­плечье направлено вперед и вверх и кулак обращен к подбородку противника. Левая рука, вытянутая к про­тивнику, слегка согнута в локте, и кулак находится на уровне подбородка противника. Теперь и руки нахо­дятся в правильном положении. Остается немного при­поднять и подать вперед левое плечо, одновременно опустив голову и повернув ее вполоборота налево.

Позиция, принятая у нас, носит несколько более защитный характер. Даем ее описание.

Носок левой ноги направлен на противника, пятка несколько повернута наружу, колено слегка согнуто; как недостаточное, так и излишнее сгибание ног в ко­ленях затрудняет перемещение боксера.

Правая нога отставлена примерно на 3А шага назад и несколько вправо для большей устойчивости, ступня почти параллельна левой ступне, пятка слегка при­поднята.

Колено правой ноги несколько согнуто, тяжесть тела равномерно распределена на обеих ногах, корпус обращен вполоборота к противнику левым плечом вперед. Левая рука полусогнута, плечо свободно опу­щено вдоль левой стороны груди, предплечье и кулак направлены на противника и находятся не ниже сол­нечного сплетения и не выше уровня плеча. Кулак по­вернут основанием большого пальца кверху. Такое по­ложение левой руки обеспечивает быстроту прямого удара левой.

Правая рука полусогнута, предплечье и кулак на­правлены на противника. Кулак приходится на уровне не выше подбородка и не ниже линии сосков, основа­ние большого пальца направлено вверх и несколько внутрь.

Кулак сжат слабо, чтобы мышцы руки не были на­пряжены преждевременно. Голова повернута впол­оборота налево и наклонена вниз. Подбородок почти касается груди, но не прижат.

Преимущество такой позиции заключается в равно­мерном распределении веса тела и удобном) положении ног. Она позволяет боксеру быстро и неожиданно перемещаться в любом направлении. Левая рука готова к прямому удару, правая, защищая челюсть и солнеч­ное сплетение, вместе с тем готова к нанесению любо­го удара. Положение головы затрудняет противнику проведение ударов в наиболее чувствительные части лица. Позиция, благодаря свободному и естественному положению, всего тела, ног и рук, не вызывает связан­ности движений. Манера прижимать предплечье пра­вой руки к груди ошибочна, хотя и создает впечатле­ние лучшей закрытости. Правая рука при таком поло­жении фактически выводится из боя, так как для уда­ра ее необходимо отвести назад, т. е. заранее «теле­графировать» противнику начало удара.

Для усвоения правильной позиции необходимо при работе на мешке, на груше с горохом и в бою с тенью тщательно ее соблюдать и быстро возвращаться в нее после удара.

 

Работа ног

 

После позиции надо переходить к работе ног (пере­мещениям). Как бы хорошо ни действовали руки бо­ксера, но, без правильной и быстрой работы ног они напоминают артиллерию, которая не может передви­гаться. Задача работы ног в боксе очень проста. Она дает возможность боксеру двигаться с той же быстро­той, как и его противник, держаться от него на наи­более выгодной дистанции и вместе с тем сохранять позицию, позволяющую парировать все удары. Боксер должен двигаться таким образом, чтобы при всех передвижениях противника находиться вне его досягае­мости, и все же настолько близко от него, чтобы успе­вать использовать все его ошибки и раскрытия.

В первое время существования бокса работы ног не существовало. Оба бойца стояли носок к носку и на­носили из такого положения удары друг другу, до тех пор, пока один из них не выходил из строя. В то время всякий уход, всякое передвижение считалось призна­ком трусости. Если в те времена и были какие-нибудь передвижения, то они проводились совершенно инстинктивно и не связывались с изучением бокса. Изобретателем «работы ног» был Хёнт (Английский боксер 18-го века. Ученик Браутона (см. стр. 28).).

Хёнт был легковесом. Весовых категорий в то время не суще­ствовало; поэтому ему обычно приходилось встречаться с бойцами, имевшими перед ним большое преимуще­ство в весе. Хёнт решил, что ему крайне невыгодно стоять носок к носку со своими противниками и обмениваться с ними ударами и что гораздо целесо­образнее уклоняться от их атак, делая шаги в стороны или назад. Убедившись в правильности этого метода, он стал применять его в боях. Отсюда и ведет начало работа ног.

Как мы уже говорили, наилучшее положение ног такое, при котором боксер может быстро передвигать­ся в любом направлении, в то же время сохраняя равновесие, дающее возможность противостоять лю­бому удару противника. Расстояние между ступнями боксера зависит от ударов, которые он собирается на­носить, и приемов, которые он хочет применить. Для сильных ударов нужно большее расстояние между ступнями, для быстрых ударов и передвижений ноги должны быть более сближены. Эти изменения позиции обычно делаются совершенно автоматически.

Основные формы передвижений в боксе, это — шаги вперед, назад, вправо и влево. Из этих четырех эле­ментов и их комбинаций складываются все остальные передвижения.

Начнем с движения вперед. Левая нога выдвигается вперед приблизительно на 15—20 см, затем следует правая нога. Вначале это движение делается медленно, затем постепенно ускоряется, пока не достигается ско­рость, с которой передвигается по рингу опытный бо­ксер. После этого переходят к шагу назад. Движение назад начинается с правой ноги, за ней следует левая.

Движение назад выполняется так же быстро, как и движение вперед. Когда ученики порознь разучили эти два движения, они становятся друг против друга. Один делает шаг вперед, другой одновременно шаг назад, и наоборот.

Так же изучаются и боковые передвижения. При шаге вправо сначала передвигается правая нога, а за ней левая, при движении влево — наоборот.

Все передвижения должны выполняться четко и быстро, ступни ног едва отделяются от пола, но вме­сте с тем не должны его задевать.

Легкого наклона корпуса, соединенного с толчком передней части ступни, вполне достаточно для начала движения. Хорошая работа ног проводится без уси­лий и шума.

Боксер, хорошо усвоив основы работы ног, дол­жен тренировать их совместно с партнером в форме своеобразного спарринга без ударов. Один из боксеров ставит своей задачей уход, а другой преследование, или же один пытается уйти в сторону, в то время как другой мешает ему это сделать, кружась вокруг него. При всех передвижениях партнера надо стараться все время находиться в положении лицом к нему, и оста­ваясь вне его удара (рича), все же сохранять такую дистанцию, которая позволила бы использовать любое его «раскрытие». При работе с быстрым партнером крайне трудно сохранить дистанцию, которая была взята при начале упражнения.

Обычно тот, кто первый начинает движение, оказы­вается слишком быстр для своего партнера; попытки следовать за быстрым боксером при таком упражне­нии являются прекрасной тренировкой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.