|
Последовательность и метод обучения
Приступая к обучению бокса, нужно, прежде всего, хорошо продумать методику преподавания. Ясно, что чисто практический предмет, каким является бокс, не может преподаваться теоретическим методом. Задача инструктора не только объяснить ученику тот или иной прием, но и внедрить его в плоть и кровь ученика, что .может быть достигнуто лишь практическим обучением и тренировкой. Нельзя приучать ученика раздумывать над своим движением; это будет итти в ущерб быстроте. Поэтому, чтобы вызвать ученика на определенный прием, тренер должен раскрыть то или иное место корпуса, научить ученика видеть эти раскрытия и использовать их без всякого раздумья для нанесения ударов.
Бокс — это искусство, идущее в помощь природе, поэтому практическое обучение боксу надо вести так, чтобы первое дополняло другую. Предположим, что инструктор хочет научить ученика встречному удару левой рукой для предупреждения правого свинга. Существует два метода, посредством которых это может быть сделано: либо инструктор подробно объясняет ученику, что, отводя назад правую руку для нанесения свинга, он жертвует своей защитой и что левая рука противника, проходящая более короткий путь, чем свинг, должна дойти до цели ранее последнего, или же он в процессе спарринга совершенно естественно вызывает ученика на встречный удар. Первый способ является теоретическим, второй же чисто практическим, и несомненно в целях развития атлетического мышления последний значительно эффективнее (Под «атлетическим мышлением» автор подразумевает условные рефлексы боксера, внедренные в него практикой и тренировкой. Ред.).
Природный боксер часто плохо понимает, когда ему что-либо стараются подать теоретически; вместе с тем в нем легко развить атлетическое мышление указанным выше способом. Он быстро овладевает техникой бокса и после некоторой тренировки начинает без всякого промедления применять правильные приемы в нужное время.
Боец же с головой, наполненной теоретическими сведениями, часто оказывается слишком медленным в проведении своих теорий в жизнь. Вследствие того, что некоторые преподаватели злоупотребляли теоретическим методом и их ученики оказывались мало боеспособными, у многих сложилось мнение, что лучшей школой для боксера является ринг и что боец должен развиваться самостоятельно путем матчей.
Этот взгляд верен только в том случае, если инструктор делает слишком большой упор на теорию, а не пользуется всеми способами, чтобы вызвать нужное движение у боксера инстинктивно. Почти все лучшие преподаватели, как Мейс и Дрисколь, подошли к этой точке зрения интуитивно. Они заставляли учеников органически усваивать приемы путем самых разнообразных упражнений, например: работа на мешке и груше ведет к усвоению и отделке всех видов ударов.
Весьма интересны некоторые упражнения для улучшения работы ног. Одно из них заключается в том, что боксер движется между расставленными булавами, стараясь их не уронить; другой способ заключается в перемещениях при работе с медицинболом. Эти упражнения способствуют развитию атлетического мышления, и человек привыкает быть хозяином своих мышц и нервной системы.
Хотя обучение боксу и должно вестись как можно естественнее и ближе к природе бойца, тем не менее, отдельные приемы должны разучиваться в правильном классическом стиле. Появление классического стиля в столь практическом предмете как бокс объясняется тем, что он является наиболее естественным, легким и эффективным при всех приемах.
Многие инструктора полагают, что каждый боксер сразу же должен найти свой стиль в боксе. На это можно возразить, что сначала надо научить боксера правильному выполнению приемов. Индивидуальность боксера должна сказаться в боксе, так же как и в жизни, придав его стилю специфические особенности. Но разрешить ему с начала его боксерской карьеры делать приемы заведомо неправильно — значит привить ему ряд скверных привычек, от которых он в дальнейшем не сможет избавиться.
То же самое относится и к порядку, в каком должно следовать обучение различным приемам. Как при постройке дома, прежде всего, выбирают место постройки, затем кладут фундамент, потом выводят стены и т. п., так же и в боксе следует начать со стойки, затем перейти к передвижениям, далее к основным ударам и защитам, и, наконец, к отделке всей работы боксера в целом. Процесс технического роста боксера должен начинаться с самой основы — стойки; атаки и защиты, движения в ту и другую сторону должны преподаваться так, чтобы, в конце концов, дать гармоническое целое. Только после того, как прием будет вполне усвоен учеником, переходят к изучению следующего. Обучение надо вести в строгой последовательности; перед каждым новым разделом должно быть проведено достаточное количество вольных боев. Начинать обучение лучше всего с противником своего веса и своего класса. После того, как пара разучила приемы и стала проводить вольные бои, необходимо дать боксерам возможность работать в перчатках с противниками различных стилей. Большое число боев и разнообразный выбор противников способствует росту боксера.
Позиция (стойка)
Изучение бокса надо начинать с позиции. Позицией называется наиболее выгодное для защиты и атаки, положение. Тело боксера, его руки и ноги находятся в стойке в таком положении, что боксер может быстро и легко выполнять все нужные приемы и передвижения. Как показала многолетняя проверка, лучше всего нашей задаче отвечает классическая английская позиция. Все остальные позиции односторонни. Будучи вполне пригодны для выполнения отдельных приемов, они не подходят для других.
На старинных гравюрах, изображающих первые кулачные бои в Англии, обращает на себя внимание отличие старой позиции от современной. Когда Джемс Фиг в 1719 г. впервые ввел бокс в Англии, его система атак и защит очень напоминала фехтование. Он и его ученики стояли правым боком к противнику, так что правая нога и рука были впереди левой и все удары наносились правой рукой. Однако после того как боксеры в течение некоторого времени пускали в ход в бою только правую руку, они заметили, что и левая рука также может быть с успехом использована в бою. Тогда они выдвинули левое плечо несколько вперед, а правое отвели назад, и вскоре повернулись лицом к противнику. Из гравюр, изображающих матчи этого периода, видно, что эта фронтальная позиция через некоторое время претерпела дальнейшую эволюцию. По мере накопления опыта, боксеры пришли к убеждению, что левая рука быстрее правой. Для того, чтобы ее приблизить к цели и вместе с тем усилить удар правой рукой, боксеры повернулись левой стороной к противнику и приняли позицию, похожую на современную.
Левосторонняя позиция имеет много преимуществ. Кроме возможности наиболее целесообразного использования каждой руки, она уменьшает площадь для ударов противника и позволяет защищать солнечное сплетение и подбородок.
Эволюция боксерской позиции происходила постепенно. Однако, все те, кто пытался отклониться от классической позиции, терпели неудачи. Мы знаем, что американские боксеры за последние 40 лет делали ряд попыток к изменению стойки. Они пробовали и низкую стойку (крауч), и фронтальную стойку, и ряд других.
Однако после всех этих попыток мы видим, что Пакки Мак-Фарланд, Питер Херман и другие лучшие американские боксеры вернулись к той же позиции, которой придерживались представители классической школы Джим Уорд и Джим Мейс.
Индивидуальные особенности бойца могут вызвать некоторые отклонения от классической позиции, однако, эти отклонения не должны быть слишком велики; опыт показал, что чрезмерная индивидуализация позиции, давая преимущество при отдельных положениях, в целом сильно связывает боксера.
Мерилом хорошего стиля в боксе служит умение как можно чаще наносить сильные удары и возможно реже их получать.
И когда мы вспоминаем боксеров, обладавших этим умением, Уорда, Мекса, Райана, Мак-Фарланда, Дрисколя, Хермана и т. п., мы видим, что все они обладали классическим стилем. Остановимся подробнее на позиции Джима Дрисколя.
Для того, чтобы ее усвоить, делаем следующее: становимся в положение «смирно» на расстоянии 2 шагов от своего противника, ноги вместе, ступни под углом в 45°. Затем выдвигаем левую ногу вперед на 3/4 шага, причем носок обращен к противнику. После этого отделяем пятку правой ноги от земли на 2 — 3 см и немного сгибаем колено. Теперь ноги будут находиться в правильном положении. Переходим к рукам. Правое плечо опущено вдоль корпуса, правое предплечье направлено вперед и вверх и кулак обращен к подбородку противника. Левая рука, вытянутая к противнику, слегка согнута в локте, и кулак находится на уровне подбородка противника. Теперь и руки находятся в правильном положении. Остается немного приподнять и подать вперед левое плечо, одновременно опустив голову и повернув ее вполоборота налево.
Позиция, принятая у нас, носит несколько более защитный характер. Даем ее описание.
Носок левой ноги направлен на противника, пятка несколько повернута наружу, колено слегка согнуто; как недостаточное, так и излишнее сгибание ног в коленях затрудняет перемещение боксера.
Правая нога отставлена примерно на 3А шага назад и несколько вправо для большей устойчивости, ступня почти параллельна левой ступне, пятка слегка приподнята.
Колено правой ноги несколько согнуто, тяжесть тела равномерно распределена на обеих ногах, корпус обращен вполоборота к противнику левым плечом вперед. Левая рука полусогнута, плечо свободно опущено вдоль левой стороны груди, предплечье и кулак направлены на противника и находятся не ниже солнечного сплетения и не выше уровня плеча. Кулак повернут основанием большого пальца кверху. Такое положение левой руки обеспечивает быстроту прямого удара левой.
Правая рука полусогнута, предплечье и кулак направлены на противника. Кулак приходится на уровне не выше подбородка и не ниже линии сосков, основание большого пальца направлено вверх и несколько внутрь.
Кулак сжат слабо, чтобы мышцы руки не были напряжены преждевременно. Голова повернута вполоборота налево и наклонена вниз. Подбородок почти касается груди, но не прижат.
Преимущество такой позиции заключается в равномерном распределении веса тела и удобном) положении ног. Она позволяет боксеру быстро и неожиданно перемещаться в любом направлении. Левая рука готова к прямому удару, правая, защищая челюсть и солнечное сплетение, вместе с тем готова к нанесению любого удара. Положение головы затрудняет противнику проведение ударов в наиболее чувствительные части лица. Позиция, благодаря свободному и естественному положению, всего тела, ног и рук, не вызывает связанности движений. Манера прижимать предплечье правой руки к груди ошибочна, хотя и создает впечатление лучшей закрытости. Правая рука при таком положении фактически выводится из боя, так как для удара ее необходимо отвести назад, т. е. заранее «телеграфировать» противнику начало удара.
Для усвоения правильной позиции необходимо при работе на мешке, на груше с горохом и в бою с тенью тщательно ее соблюдать и быстро возвращаться в нее после удара.
Работа ног
После позиции надо переходить к работе ног (перемещениям). Как бы хорошо ни действовали руки боксера, но, без правильной и быстрой работы ног они напоминают артиллерию, которая не может передвигаться. Задача работы ног в боксе очень проста. Она дает возможность боксеру двигаться с той же быстротой, как и его противник, держаться от него на наиболее выгодной дистанции и вместе с тем сохранять позицию, позволяющую парировать все удары. Боксер должен двигаться таким образом, чтобы при всех передвижениях противника находиться вне его досягаемости, и все же настолько близко от него, чтобы успевать использовать все его ошибки и раскрытия.
В первое время существования бокса работы ног не существовало. Оба бойца стояли носок к носку и наносили из такого положения удары друг другу, до тех пор, пока один из них не выходил из строя. В то время всякий уход, всякое передвижение считалось признаком трусости. Если в те времена и были какие-нибудь передвижения, то они проводились совершенно инстинктивно и не связывались с изучением бокса. Изобретателем «работы ног» был Хёнт (Английский боксер 18-го века. Ученик Браутона (см. стр. 28).).
Хёнт был легковесом. Весовых категорий в то время не существовало; поэтому ему обычно приходилось встречаться с бойцами, имевшими перед ним большое преимущество в весе. Хёнт решил, что ему крайне невыгодно стоять носок к носку со своими противниками и обмениваться с ними ударами и что гораздо целесообразнее уклоняться от их атак, делая шаги в стороны или назад. Убедившись в правильности этого метода, он стал применять его в боях. Отсюда и ведет начало работа ног.
Как мы уже говорили, наилучшее положение ног такое, при котором боксер может быстро передвигаться в любом направлении, в то же время сохраняя равновесие, дающее возможность противостоять любому удару противника. Расстояние между ступнями боксера зависит от ударов, которые он собирается наносить, и приемов, которые он хочет применить. Для сильных ударов нужно большее расстояние между ступнями, для быстрых ударов и передвижений ноги должны быть более сближены. Эти изменения позиции обычно делаются совершенно автоматически.
Основные формы передвижений в боксе, это — шаги вперед, назад, вправо и влево. Из этих четырех элементов и их комбинаций складываются все остальные передвижения.
Начнем с движения вперед. Левая нога выдвигается вперед приблизительно на 15—20 см, затем следует правая нога. Вначале это движение делается медленно, затем постепенно ускоряется, пока не достигается скорость, с которой передвигается по рингу опытный боксер. После этого переходят к шагу назад. Движение назад начинается с правой ноги, за ней следует левая.
Движение назад выполняется так же быстро, как и движение вперед. Когда ученики порознь разучили эти два движения, они становятся друг против друга. Один делает шаг вперед, другой одновременно шаг назад, и наоборот.
Так же изучаются и боковые передвижения. При шаге вправо сначала передвигается правая нога, а за ней левая, при движении влево — наоборот.
Все передвижения должны выполняться четко и быстро, ступни ног едва отделяются от пола, но вместе с тем не должны его задевать.
Легкого наклона корпуса, соединенного с толчком передней части ступни, вполне достаточно для начала движения. Хорошая работа ног проводится без усилий и шума.
Боксер, хорошо усвоив основы работы ног, должен тренировать их совместно с партнером в форме своеобразного спарринга без ударов. Один из боксеров ставит своей задачей уход, а другой преследование, или же один пытается уйти в сторону, в то время как другой мешает ему это сделать, кружась вокруг него. При всех передвижениях партнера надо стараться все время находиться в положении лицом к нему, и оставаясь вне его удара (рича), все же сохранять такую дистанцию, которая позволила бы использовать любое его «раскрытие». При работе с быстрым партнером крайне трудно сохранить дистанцию, которая была взята при начале упражнения.
Обычно тот, кто первый начинает движение, оказывается слишком быстр для своего партнера; попытки следовать за быстрым боксером при таком упражнении являются прекрасной тренировкой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|