Чувство времени и дистанции
МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО БОКСА
Под редакцией М. Д. РОММА
ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ Москва 1937
796/ Г44 Обложка по макету В. И. Полякова
Редактор М. Д. Ромм, Техн. редактор 3. А. Миронова
ОГИЗ—ФИТ № 1071.
Сдано в производство 28/II 1937 г. Подписано к печати 25/V 1937 т
Бумага 84 × 108 1/32. Бум. лист. 3,75, печ. лист. 7,5, уч.-авт. лист. 6,5
Количество знаков в печ. листе 34 400. Тираж 5 000. Заказ № 155
Уполном. Главлита В-11091.
17 ф-ка нац. книги ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига»
Москва, Шлюзовая наб., д. № 10.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Выпуская книгу «Мастерство современного бокса», я не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее методическое руководство: этим требованиям должна отвечать моя книга «Бокс».
Здесь же моя задача была шире и сложнее: я пытался обобщить наш советский и зарубежный материал по боксу и подать его в таком виде, чтобы обеспечить тренеру и мастеру глубокое понимание бокса и его законов.
Только гари этих условиях возможна плодотворная работа инструктора-тренера. Иначе он неминуемо обратится в автомат, строящий свое преподавание по шаблону, без индивидуального подхода.
В таком сложном и сугубо индивидуальном виде спорта, как бокс, излишнее доктринерство приносит больше вреда, чем пользы. Все движения и приемы должны подчиняться лишь одному закону — закону целесообразности. Поэтому не может быть и. речи об едином стиле для всех боксеров: что целесообразно для одного, не годится для другого. Под этим углом зрения мною поданы все основные элементы бокса.
Для книги «Мастерство современного бокса» была широко использована зарубежная литература, в первую очередь английская книга «How to Box» Norman Clarka, являющаяся самым серьезным трудом в этой области.
Кроме того мною были использованы следующие книги:
«Seconds out» Fred Dartne1.
«How to Box» Nat Fleischer.
«The art of infighting» Frank Klaus.
«Ring Craft» Jim Driscol1.
«Text Book» Jim Driscol1.
«Fighting for fun» Eddie Eagan.
«Training for boxers» Nat Fleischer.
«La Boxe anglaise» P. Boncher.
Однако книга «Мастерство современного бокса» не является простой компиляцией зарубежного материала: все затронутые в ней вопросы многократно проверялись мной за 16 лет моей тренерской работы.
А. Гетье.
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БОКСЕРА И
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ БОКСА
Боевой инстинкт
Прежде чем приступить к преподаванию бокса, надо отдать себе отчет, из какого людского материала выходят хорошие боксеры, и на основании этого установить, в какой степени чемпион в боксе является естественным или искусственно созданным: «продуктом».
Всякий, кто преподавал бокс, знает, что некоторые люди сразу же чувствуют себя на ринге, как рыба в воде. Чуть ли не впервые надев перчатки, они начинают правильно ими пользоваться. При достаточной практике, даже без специального теоретического обучения, они делают в течение короткого времени такие успехи, что могут оказать сопротивление опытным и классным боксерам. Так например Сэм Лангфорд через год после того, как стал заниматься боксом, побил замечательного полутяжеловеса Джо Ганса.
Сэм Лангфорд – негр, современник знаменитого Джонсона, первоклассный боксер полутяжелого веса, один из блестящей триады негров-полутяжеловесов — Лангфорд, Мак-Ви, Джо Джанетт. Лангфорд рано и трагически окончил свою боксерскую карьеру: он ослеп на оба глаза. В расцвете своих сил Лангфорд считался единственным соперником Джонсона.
Все хорошие боксеры были, прежде всего, прирожденными бойцами. Они отличались не только быстротой движений, но и молниеносной и точной оценкой ударов во времени и дистанции, а также прекрасными физическими данными и нужным для боя темпераментом. Такие люди, если они кроме того достаточно сообразительны, тщательно изучают технику бокса и приобретают опыт соревнований, естественно должны стать чемпионами. Другие же, лишенные этих природных данных, не могут подняться выше среднего класса, несмотря на самое прилежное изучение бокса в течение ряда лет.
Боксерская скорость
Остановимся детальнее на каждом из четырех важнейших для боксера свойств. Прежде всего, постараемся уточнить понятие скорости в боксе. Мы часто слышим, что такой-то боксер исключительно быстр и должен побить своего более медленного противника, хотя последний обладает лучшим стилем и большим запасом приемов
Означает ли это только то, что первый боксер в состоянии двигаться быстрее второго? Несомненно нет. Есть много людей более быстрых в обычном смысле этого слова, чем Карпантье, и все же более медленных, чем он, в специфически боксерском понятии скорости. Под понятием «боксерская скорость» мы подразумеваем не только быстроту выполнения движения, но и быстроту в принятии решений, в выборе движений. Такая быстрота зависит не только от мышц, но и от способности мозговых центров быстро принимать решения и передавать их мышцам. Скорость в боксе включает в себя "три вещи: быстроту в определении атаки противника, быстроту выбора защиты и ответа на атаку и быстроту выполнения выбранного приема.
Карпантье – Чемпион Франции в полутяжелом весе с 1913 по 1922 г. и чемпион мира в том же весе с 1920 по 1922 г., Карпантье был несомненно самым популярным боксером Европы. Первенство мира он выиграл, побив Левинского, а проиграл его, будучи побежден сенегальским негром Батлингом Сикки.
Свою карьеру Карпантье начал очень рано и последовательно прошел все весовые категории. Работая под руководством одного из лучших тренеров, Декана, Карпантье стал великолепным техником. Изящество и стремительность его стиля, его 'бесстрашие и привлекательная наружность сделали его кумиром французских зрителей. Карпантье обладал исключительно сильным ударом справа и побеждал обычно нокаутом и нередко в первых раундах. Так например вторую свою встречу с чемпионом Англии бомбардиром Уэллсом он окончил победой на 5-й секунде первого раунда.
В 1921 г. Карпантье сделал попытку завоевать титул абсолютного чемпиона мира и вызвал на матч чемпиона мира в тяжелом весе Джека Демпси (см. стр. 13). Бой показал, однако, огромное преимущество американца. Хотя Карпантье удалось провести в четвертом раунде свой коронный удар — кроше справа, Демпси не только устоял и а ногах, но в том же 4-м раунде нокаутировал француза.
Наблюдая работу боксеров на ринге, легко убедиться, что скорость их определяется их классом. Когда, один из боксеров ускоряет темп боя, возрастает и скорость другого боксера, до тех пор пока она не достигнет своего предела. После этого более быстрый боксер, беспрерывно меняя приемы, старается опередить удар противника.
Если боксер, принимая темп боя чемпиона, в состоянии нанести ему удар хотя бы средней силы, то при встрече с второстепенным, более медленным противником он сможет проводить очень жесткие удары. Джим Дрисколь однажды сказал: «Тот, кто может нанести сильный удар первоклассному бойцу, сам почти чемпион». И эта точка зрения совершенно правильна, так как если даже этот боксер лишен нужного для чемпиона мастерства, он все же обладает самым важным в боксе качеством — скоростью.
Джим Дрисколь - Популярнейший английский боксер в весе пера, державший в продолжение длительного периода первенство мира своей весовой категории, Дрисколь несомненно принадлежит к лучшим представителям современного бокса.
Скорость в боксе является результатом быстроты реакции и хорошей координации мозговой, нервной и мышечной систем. Существует несколько способов для определения скорости реакции человека. Один из них заключается в следующем: испытуемого сажают на стул против прибора, в котором время от времени появляется световой луч. В момент появления луча испытуемый должен нажать кнопку. Время между появлением луча и нажимом кнопки автоматически регистрируется.
Постоянными упражнениями можно несколько увеличить быстроту реакции, но для каждого человека существует свой предел. Быстрота, с которой боксер использует раскрытие противника во время боя, определяется этим: пределом.
Быстрота, несомненно, самое важное из всех боксерских качеств.
Чувство времени и дистанции
Следующим по своему значению природным свойством «боксера мы считаем умение правильно оценивать при нанесении удара время и дистанцию, т. е. обладать «хорошим глазом». Это свойство определяется, как и скорость, точной согласованной работой мозговой и нервной систем. Можно обладать прекрасным зрением и всеми нужными физическими данными и все же постоянно запаздывать с нанесением удара или ошибаться в оценке дистанции. В то же время такие боксеры, как Сэм Лангфорд, Джимми Уайльд, Жорж Карпантье, настолько точно и быстро определяли удары противника во времени и дистанции, что позволяли себе уклоняться от них менее, чем на дюйм. Чувство же времена давало им возможность наносить самые страшные встречные удары почти без затраты сил.
Джимми Уайльд – один из самых популярных английских боксеров, успешно выступавший в Америке и получивший звание чемпиона мира веса мухи. Уайльд обладал ударом исключительной силы и замечательным бойцовским темпераментом. Звание чемпиона мира Уайльд потерял, проиграв в Нью-Йорке филиппинцу Панчо Вилла
Физические качества
Хотя мы рассматриваем скорость и «хороший глаз» в боксе, как основные бойцовские свойства, все же не меньшую роль играют физические данные и темперамент.
Бокс принадлежит к самым напряженным видам спорта и дает большую нагрузку мышцам и нервной системе. Поэтому физическое состояние бойца при прочих равных условиях играет решающую роль для исхода боя.
Утомительность бокса увеличивается пропорционально темпу боя и искусству противника. Тренированный боксер при работе с противником более низкого класса легко может выдержать двадцать раундов; при встрече с равноценным бойцом он будет чувствовать себя утомленным после 10 раундов; в бою против более сильного противника он устанет через 3 или 4 раунда.
Поэтому понятно, что для бокса требуется крепкая физическая конституция. Боксер, не обладающий здоровым и сильным сердцем, крепкими легкими, эластичными сосудами, хорошим пищеварением, в напряженном бою очень скоро окажется «конченным».
Профессиональные боксеры, как правило, — исключительно здоровые по природе люди, обладающие большой жизнеспособностью по отношению к своему весу. Известны, правда, редкие случаи, когда боксеры добивались успеха, не имея этих данных. Но в таком случае они обладали в избытке другими боксерскими данными, которые компенсировали их физическую неполноценность.
Наряду с физическим здоровьем боксера имеет значение его морфология. Большую роль играют рост боксера и длина его рук (рич).
Английское слово reach (рич) означает не длину рук, а предельное расстояние, на котором боксер может достать противника. Рич в основном зависит от длины рук боксера, но известную роль играют и его гибкость и техника. Целесообразно ввести слово «рич» в наш обиход. Ред.
Идеальным типом боксера является высокий боец, с широкими плечами, хорошо развитыми ударными мышцами, длинным «ричем» и стройными, легкими ногами.
К такому типу относились: Боб Фитцсиммонс, Кид Люис и Джимми Уайльд.
Роберт (Боб) Фитцсиммонс, уроженец Новой Зеландии, чемпион мира среднего и тяжелого веса с 1897 г. по 1899 г. Первенство мира в тяжелом весе Фитцсиммонс выиграл, побив нокаутом на 14-м раунде Джима Корбета (см. стр. 27), и потерял звание, проиграв Джиму Джеффрису (см. стр. 12).
Несмотря на то, что Фитцсиммонс был средневесом, он обладал ударом огромной силы. Ему он и был обязан своей победой над Корбетом, имевшим до 14-го раунда большое преимущество по очкам. Нужен был такой совершенно несокрушимый и нечувствительный к ударам противник, каким оказался Джеффрис, чтобы заставить Фитцсиммонса проиграть нокаутом на 14-м раунде.
Кид Люис –Экс-чемпион Англии и Европы в среднем весе.
Роль темперамента
О роли темперамента в боксе говорилось и писалось очень много.
Существуют разные методы боя, и их выбор в значительной степени зависит от темперамента и сложения бойца. Навязывать бойцу стиль, идущий в разрез с его природными данными, значит обрекать его на неуспех. В основном методы ведения боя можно разделить на две группы: «файтинг» и «боксинг».
Термины «файтинг» и «боксинг», «файтер» и «боксер» применяются здесь для обозначения двух различных манер вести бой и двух различных типов боксеров. «Файтер» — прирожденный боец, человек атаки и сокрушительного удара, «боксер» — в первую очередь изощренный техник с хорошей защитой и разнообразными приемами. Ред.
Несомненно оба эти способа требуют боевого темперамента. Однако в то время как при «файтинге» боевой темперамент играет решающую роль, при «боксировании» требуется еще целый ряд других психологических качеств. В общих чертах различие между «файтингом» и «боксированием» следующее: при «файтинге» агрессивность — основное свойство бойца, и очень часто она служит также его защитой. Боец охотно идет на обмен ударами. Сила, скорость, резкость удара и уменье переносить удары являются главным оружием «файтера». Несомненно, что только человек с горячим агрессивным темпераментом, позволяющим ему почти не чувствовать полученных ударов и не видеть опасности этой тактики, может применять этот метод боя. Перед боксером такого типа стоит одна задача — нокаутировать своего противника. Решительность, сила и быстрота его атак настолько подавляют противника, что последний теряет ориентировку и боеспособность.
«Боксером», с другой стороны, мы считаем человека, который в совершенстве овладел техникой нападения и защиты и старается выиграть бой, применяя нужные приемы в нужный момент. Чтобы вести таким образом бой в течение всего матча и достигнуть успеха, нужны ловкость, достаточная выносливость и смелость. Основная установка «боксера» — выиграть по очкам и только если представится благоприятный случай — нокаутировать противника. Однако, ради нокаута «боксер» не станет рисковать исходом боя и не пойдет на обмен ударами.
Лучше всего конечно, сочетание «боксера» и «файтера» в одном лице с некоторым преобладанием качеств «боксера». Мы считаем, что идеальным мастером ринга может быть лишь тот боксер, который не только умеет вовремя пускать в дело нужные приемы, но кроме этого обладает хорошими физическими данными и бойцовским инстинктом, контролирующимся его волей.
Такие боксеры всегда были лучшими из лучших. Сюда относятся: Мейс, Питер Джаксон, Томми Рай-ан, Пакки Мак-Фарланд, Джим Дрисколь, Джимми Уайльд. Все эти боксеры отличались прекрасным ^&ой^_ цовским иастинктом. В это слово надо, впрочем, вкла~ дывать правильное содержание. Бойцовский инстинкт в боксе ничего не имеет общего с тем состоянием, в которое приходит человек во время штыковой атаки, когда он плохо сознает, что делает, и,.имеет только одно стремление — добраться до врага.
Мейс – Чемпион Англии конца 19-го века. Обладал прекрасной техникой. Его бои в Австралии и Новой Зеландии оказали большое влияние, на боксерскую карьеру Боба Фитцсиммонса.
Питер Джаксон – Известный боксер, негр, уроженец Австралии.
Томми Райан – Выдающийся американский боксер полусреднего веса, обладавший блестящей техникой.
Пакки Мак-Фарланд – Американский боксер легкого веса, прекрасный техник.
Бомбардир Уэллс – Экс-чемпион Англии тяжелого веса. Несмотря на ряд поражений, Уэллс, благодаря своему классическому стилю, был очень популярен у себя на родине. Уэллс обладал прекрасными физическими данными, но был нервен и психически неустойчив, что помешало ему, несмотря на блестящий стиль, добиться звания чемпиона мира. Кроме того, Уэллс был крайне чувствителен к ударам в корпус, чем и воспользовался Карпантье. При своей второй встрече с Уэллсом он нокаутировал его ударом в солнечное сплетение через несколько секунд после начала боя. Прозвище «бомбардир» Уэллс, как и некоторые другие боксеры, получил потому, что служил в артиллерии.
Бойцовский инстинкт в боксе ни в коем случае не исключает расчета и рассудительности.
О Карпантье часто говорили: «Француз, сделанный из льда». Он обладал идеальным темпераментом для бокса. Страсть к бою была глубоко в нем заложена, вместе с тем он был спокоен и уверен в себе. Перед матчем нервы его не мучили. Бомбардир Уэллс, проходя перед встречей с Карпантье мимо раздевальни своего противника, увидел, что последний спокойно играет с Деканом в карты.
Быть может не столько свидетельство подлинного спокойствия, сколько умелый профессиональный трюк, имеющий целью вывести из душевного равновесия и без того крайне нервного противника. Ред.
Другим таким счастливым боксером, которого не угнетали нервы, был Франк Моран. Он был склонен к юмору и шутке перед любым матчем.
Исключительной нервной системой обладал Джонсон. Во время встречи в Рено с Джеффрисом вся публика его ненавидела и желала проигрыша. Он же спокойно улыбался и продолжал делать свое дело.
Франк Моран – И звестный американский тяжеловес, современник Джонсона.
Джонсон – Негр, чемпион мира в тяжелом весе. Титул выиграл, побив в 1908 г. в Сиднее, в Австралии, Томми Береса. Джонсон как по физическим данным, так и по технике был феноменальным бойцом. После боя с Бернсом он легко побеждал всех боксеров, пытавшихся оспаривать у него звание чемпиона мира. Победы Джоисона вызывали в шовинистической Америке возмущение «стопроцентных», считавших преимущество негра над белыми позором для белой расы.
Началась травля Джонсона и поиски белого боксера, который мог бы его побить. Наконец, в 1910 г. заставили вернуться на ринг для встречи с негром бывшего чемпиона мира Джеффриса, не выступавшего с 190 г. (см. ниже). Во время матча, показавшего огромное преимущество Джонсона, в последнего из публики стреляли. Это не помешало ему нокаутировать Джеффриса в 15-м раунде. После этого матча Джонсон выступал редко: не находилось противников.
В 1915 г. он проиграл в Гаване на Кубе посредственному боксеру Джессу Вилларду. Не ясно, был ли вызван проигрыш Джонсона, переставшего следить за собой, его нетренированностью или страхом перед толпой «стопроцентных», грозивших ему, в случае победы, расправой. С другой стороны, мы знаем боксеров, которые были мучениками своих, нервов. Наиболее ярким представителем этого типа являлся бомбардир Уэллс. Во время того же матча с Карпантье он не мог сделать ни одного глотка, несмотря на мучившую его жажду.
Джеффрис – Американец, чемпион мира тяжелого веса с 1899 г. по 1905 г. Довольно примитивный технически, Джеффрис в период своего расцвета отличался исключительной силой. Первенство мира он выиграл, победив Боба Фитцсиммонса. За отсутствием противников Джеффрису пришлось в 1905 г. покинуть ринг, передав свое звание чемпиона мира Марвину Харту.
Чемпион среднего веса Джим Сюлливэн при встрече с Карпантье в Монте-Карло был настолько возбужден, что, вернувшись после конца первого раунда в свой угол, снова бросился на середину ринга.
Эти примеры не должны служить основанием для вывода, что всякое возбуждение нервной системы вредно отражается на результатах матча. Нервный подъем перед боем мобилизует силы боксера и еще более обостряет его боевой инстинкт.
Прекрасным примером этого может служить Демпси, у которого перед матчем под влиянием нервного возбуждения так пересыхало во рту, что он не смог бы смочить слюной даже пшеничного зерна.
Демпси – Американец, в 1919 г. стал чемпионом мира в тяжелом весе, побив Джесса Вилларда. По своим физическим данным, темпераменту и технике Демпси был самым ярким представителем американских «файтеров», самым чистым воплощением американского стиля в боксе.
Не было случая, чтобы Демпси в бою отступал. По первому звуку гонга он бросался на противника и атаковал беспрерывно в течение всего матча. Особенно трудно было выдержать против Демпси первый раунд.
В период своего расцвета Демпси был, вероятно, сильнейшим боксером, когда-либо появлявшимся на ринге. Он пользовался огромной популярностью в США.
В 1926 г. Демпси, уже несколько вышедший из формы и потерявший свою исключительную быстроту, проиграл по очкам Туннею. Через год Демпси пытался взять реванш у Туннея, но проиграл вторично.
У прирожденных боксеров возбуждение нервной системы не понижает, а повышает их боевой инстинкт, являющийся одним из самых важных факторов успеха на ринге.
Другим условием успеха является чувство самосохранения. Только сочетание двух этих свойств обеспечивает настоящий успех. Чемпион во время матча то входит, то выходит из боя, атакует и защищается, переходя от нападения к защите с быстротой молнии. Он должен быть физически сильным, обладать крайне быстрой реакцией, огромной энергией и быстротой,
Очень немногие боксеры, даже чемпионы, обладают всеми этими качествами. Обычно они бывают сильны в одном и слабы в другом. Так, человек может быть физически сильным и хорошо сложенным для бокса, но медленным и неточным в оценке времени и дистанции. Другой же может быть слабым, но быстрым в своих движениях и обладать точным ударом и прекрасной защитой.
Боксер должен стремиться развить свои природные данные и скрывать по возможности свои недостатки. Этим требованием обычно и диктуется инстинктивный выбор бойцом своего стиля боя.
Прирожденные качества, дающие возможность боксеру сделаться чемпионом, могут быть значительно развиты работой над собой. Упражнениями в передвижениях и тренировкой на аппаратах можно значительно увеличить скорость, а также улучшить чувство времени и дистанции.
Наконец, благодаря тренировке и режиму улучшается физическое состояние бойца, а вместе с успехом появляется вера в себя.
Когда Джима Дрисколя спросили, что он считает основой своего успеха, последний ответил: «Полное и детальное знание бокса, явившегося результатом продолжительного его изучения в лучшей школе — боксерском балагане». Так же, как Джим Мейс, Педлер Пальмер, Джо Баукер 2 и Диггер Стенлей3, Дрисколь провел много лет в кочующем боксерском балагане, где ему приходилось вести бесчисленное количество схваток 'С людьми различного веса и стиля боя.
Педлер Пальмер – Чемпион Англии веса петуха в конце 19-го века безуспешно оспаривал звание чемпиона мира у американца Терри Мак-Говерна (см. стр. 80).
Джо Баукер – Известный английский боксер веса петуха.
Диггер Стенлей – Чемпион Англии веса петуха, звание чемпиона получил, побив Джо Баукера. В бою часто использовал мало заметные для рефери запрещенные трюки.
Все, кто прошел эту школу, получили огромный боевой опыт, так как бокс изучался на живых, различных по своим данным людях, а не в бое с тенью и не в тренировке с мешком.
Что бы ни говорили о том, что бокс заложен в человеке от рождения, все же тщательное его изучение играет большую роль.
Боксеры, как Джон Джаксон, Мейс, Дрисколь и Баукер, расчленяли бой на составные элементы и изучали эти элементы каждый в отдельности. Когда они не находили противника, годного для спарринга, они тренировали свою защиту, заставляя какого-нибудь молодого бойца их атаковать и ограничиваясь только защитою. Они избегали ударов нырками и уклонами, блокировали и отбивали их, уходили боковым шагом или отходом назад. Иногда в углу ринга они пользовались для защиты только руками, в других же случаях, опустив руки, они защищались только нырками, уклонами и боковыми шагами.
Мейс и Дрисколь часто предлагали золотой тому, кому удастся нанести им хотя бы один удар.
Такая тренировка не только значительно увеличивала их ловкость, но и создавала в них уверенность в непробиваемости их защиты.
Метод усвоения отдельных приемов следующий: разучив какой-нибудь прием, боксер пытается применить его при спарринге с более медленным противником. Когда прием начинает выполняться легко, он пытается его провести с боксером одинаковой с ним скорости. Те приемы, которые с трудом удавались даже при спарринге с медленным противником, даются от боя к бою все легче; наконец, атаки и защиты становятся инстинктивными, а выбор правильного приема в нужный момент — почти автоматическим.
Этот автоматизм техники крайне важен: предварительное обдумывание боя возможно только в части тактики и стратегии, причем та и другая в основном черпаются из практики предыдущих боев.
Так идет рост боксера; прирожденная ловкость соединяется с техническим мастерством, причем одно дополняет другое.
Значение теории бокса
Из вышеуказанного следует, что при одинаковых боксерских данных успех зависит от тщательного и правильно поставленного изучения бокса.
Задача настоящей книги — дать теоретическое обоснование различных элементов боя и подробно описать движения, из которых складываются эти элементы.
Само собой разумеется, что в момент боя теоретические знания ничего бойцу не дают. Теория только помогает, в результате большой практики, сделать инстинктивным то, что вначале изучалось сознательно. Гораздо лучше хорошо овладеть ограниченным количеством приемов и проводить их быстро и сильно, чем знать теоретически громадное их количество, но уметь ими пользоваться только в показательных боях, а не в матчах.
Однако теоретическое знание бокса, умение правильно выполнять каждый прием предохраняют боксера от целого ряда ошибок, в которые он может впасть, и облегчает приспособление к противникам различных стилей.
Опытный боксер, несколько лет выступавший на ринге, должен быть в известной степени сам для себя инструктором и тренером.
Многие считают, что как только боксер достиг известного класса и опыта, ему больше учиться нечему. Эта точка зрения совершенно неверна. Такие мастера, как Джим Дрисколь, Джо Баукер, Пекки Мак-Фарланд, и знатоки ринга, как Беттинсон (менеджер «Национального спортивного клуба» в Лондоне, известный рефери)и Франк Бредли (известный знаток бокса и рефери), считают, что искусство бокса неисчерпаемо, что боксер может совершенствоваться беспредельно.
Бокс несомненно принадлежит к самым сложным видам спорта и требует тщательного разучивания отдельных приемов.
Анализируя бокс, мы можем все приемы и элементы, из которых он складывается, разделить на:
1) атаку — удары фронтальные и фланговые правой и левой рукой;
2) защиту — контр-удары, встречные удары, нырок и уклон, блокаж и отбив, отходы и боковые шаги;
3) тактику и стратегию.
Под атакой понимаются удары и финты (все виды обманных движений), имеющие своей задачей открыть противника; под защитой — всевозможные способы сделать эту атаку недействительной.
Под тактикой и стратегией понимаются различные способы, посредством которых боксер обращает временные затруднения, возникающие в процессе боя, в свою пользу умелым использованием всех своих бойцовских данных, одновременно парализуя возможности противника.
Эти основные элементы бокса в свою очередь делятся на целый ряд движений и приемов.
Стиль
Разговоры о существе английского и американского стилей боя и о достоинствах того и другого все еще не прекратились. Постараемся внести некоторую ясность в этот вопрос.
Было время, когда существовала большая разница между стилем боя английских и американских боксеров. В то время как в Англии боксеры такого типа, как Джим Мейс и Чарли Митчель, пользовались прямой стойкой и только прямыми ударами, в Америке были боксеры типа Терри Мак-Говерна и Джима Джеффриса, боксировавшие в согнутой стойке («крауче») и часто применявшие хуки и свинги. Разница двух стилей была очень значительна. Поэтому Франк Бредли после своей поездки в Америку назвал одну из этих школ бокса английской, а другую — американской. Поскольку все английские боксеры работали по старой школе, а большинство американцев по новой, такое разграничение имело смысл. Но затем частые встречи английских и американских боксеров повели к тому, что различия постепенно сгладились. Поэтому те люди, которые и сейчас еще говорят о существовании двух стилей, просто плохо понимают и знают бокс.
Теперь можно нередко видеть американского боксера, ведущего бой в классическом английском стиле. Как пример, можно указать на Туннея.
Чарли Митчель – Знаменитый английский боксер, сделавший в 1888 г. ничью с чемпионом мира Сюлливэном (см. стр. 27).
Тунней – Американец, чемпион мира тяжелого веса с 1926 по 1929 г. Выиграл титул, побив Джека Демпси. Тунней доказал на своем примере, чего можно добиться в спорте силой воли, упорством и работой над собой.
Не обладая выдающимися физическими данными, Тунней решил стать чемпионом мира по боксу. Он тщательно разработал свой метод тренировки, проверенный им на практике и приспособленный к его индивидуальности. Метод этот, приведенный в нашей книге на стр. 111 и 112, резко отличается от метода, применявшегося Демпси. Такую же вдумчивость и упорство Тунней проявил в изучении техники и тактики бокса, противопоставляя «ударному» атакующему стилю Демпси стиль менее агрессивный, но более разносторонний.
Карьера Туннея, не связанная с именем какого-нибудь тренера, карьера боксера, добившегося мирового класса собственным умом и волей, с самого начала шла удачно.
В 1926 г. он выиграл титул чемпиона мира, побив по очкам Демпси, в 1927 г. юн вторично побил пытавшегося взять реванш Демпси, в 1928 г. защитил свое звание против чемпиона Австралии Хинни, которого нокаутировал. Гонорары за эти матчи были настолько велики, что Тунней, разбогатев, покинул в 1929 г. ринг, никем не побежденный.
Ионг Гриффо – Выдающийся австралийский боксер веса пера.
Питер Херман – Американский боксер, побивший чемпиона мира веса мухи англичанина Джимми Уайльда.
Хотя при выборе стиля необходимо учитывать физические данные и склонности бойца, тем не менее можно сказать, что существует только один правильный стиль, обеспечивающий силу удара и хорошую защиту.
Все чемпионы современной эпохи являются представителями этого стиля, независимо от того, из какой страны они вышли. Например Питер Джаксон, Боб Фитцсиммоне и Ионг Гриффо вышли из Австралии; Джим Мейс и Джим Дрисколь были представителями Англии; Томми Райан, Пекки Мак-Фарланд и Питер Херман представляли Америку; Карпантье был французом.
Те, кто видел бои этих боксеров, единогласно говорят, что в их стиле не было никакой разницы. Поэтому на вопрос, какой стиль следует изучать, может быть только один ответ, поскольку существует только один правильный стиль.
Однако из этого не следует, что боксер должен ограничиться только прямыми ударами и апперкотами, совершенно изъяв из своего обихода боковые удары, т. е. хуки и свинги.
Такое представление об английском стиле неправильно и идет в разрез с нашими задачами — дать разностороннего боксера, обладающего большим запасом самых разнообразных движений с тем, чтобы он мог успешно выходить из всех положений боя с любым противником.
ГЛАВА II. ОСНОВЫ БОКСА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|