Компетенции обучающегося, формируемые в результате
Н. Ф. Гольцов
ПСИХОЛОГИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Рабочая учебная программа
Направление подготовки
080200. 62 Менеджмент
Профили подготовки:
«Производственный менеджмент», «Маркетинг»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Тюмень
ББК 88.4
П86
ПСИХОЛОГИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011. – 40 с.
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 080200.62 «Менеджмент» и профилям подготовки «Производственный менеджмент» и «Маркетинг».
Данная рабочая учебная программа включает в себя: цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, материально-техни-ческое обеспечение дисциплины и предназначена для студентов очного и заочного обучения.
Рабочая учебная программа одобрена на заседании кафедры национальной экономики и менеджмента (протокол № 7 от 11.03.11 г.) печатается по решению Учебно-методического совета «ТГАМЭУП» (протокол заседания УМС №7 от 16.03.11 г.).
Рецензенты:
Т. А. Иванычева, декан экономического факультета «ТГАМЭУП», доцент кафедры национальной экономики и менеджмента, к.с.н.
Л. Д. Плотников, директор института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, к.п.н.
Автор-составитель к.п.н. доцент Н. Ф. Гольцов
© «ТГАМЭУП», 2011
© Гольцов Н.Ф., 2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Психология в менеджменте»
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология в менеджменте» являются:
· изучение психологических закономерностей деятельности лиц, облеченных властными полномочиями и реализующих основные функции управления в сложно организованных открытых социальных системах;
· выявление у человека и использование неосязаемых, скрытых движущих сил и механизмов, с помощью которых ненасильственными, гуманными методами можно повысить эффективность управленческой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психология в менеджменте» является одной из дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.) ОПП. Как в профиле «Маркетинг», так и в профиле «Производственный менеджмент» она изучается во втором семестре и базируется на знаниях истории, биологии, анатомии и физиологии человека, обществоведения, географии, за курс средней общеобразовательной школы, дисциплинах, изучаемых в первом семестре Академии: история, русский язык и культура речи, экономическая теория, а также личностных и метапредметных компетенциях освоения программы среднего общего образования.
«Входные» –
Знания:
· Понятия: человек, личность, социум, общество, коллектив, организация, социализация, воспитание, социальный институт, экономика;
· Смысл: субъективное и объективное в природе и обществе, прогрессивное и регрессивное развитие, эволюционный и революционный путь развития;
· Теория познания, методы познания.
Умения:
· Анализировать, сравнивать, обобщать, процессы, происходящие в социальной жизни общества, учитывать региональные, этнокультурные, социальные и экономические особенности;
· Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
· Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Готовности:
· Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателями и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
· Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
В дальнейшем знания дисциплины «Психология в менеджменте» будут востребованы при изучении дисциплин профессионального цикла: «Теории менеджмента», «Маркетинга», «Управления человеческими ресурсами», «Стратегического менеджмента», «Деловые коммуникации» и др.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК–1);
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–2);
· способность находить организационно-управленческие решения в различных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК–3);
· способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–4);
· способность логически верно, аргументированно и ясно вести устную и письменную речь (ОК–5);
· готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК–6);
· способность гибкой адаптации к различным ситуациям, к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (ОК–7);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК–8);
· умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК–9);
· способность толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей (ОК–10);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по теории психологии управления и специальным методам исследования
· способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении исследовательских проектов, представлять их результаты с учетом особенностей потенциальной аудитории
· умением использовать теории и методы исследования, используемые в психологии управления для изучения актуальных проблем управления, для идентификации потребностей и интересов производственных коллективов, команд
· умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки управленческих решений, экспертных заключений и рекомендаций с учетом психологических особенностей людей
· владение навыками воспитательной работы и умением их использовать в профессиональной деятельности
· способностью к планированию, организации, мотивации, контролю своей профессиональной деятельности и управлению различными коллективами
· способностью к управленческой деятельности в экстренных и стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен –
Знать:
1. Психологические теории организационного поведения в их современном виде
2. Связь психологии в менеджменте с общим и стратегическим менеджментом, маркетингом, общей психологией, организационным поведением, управлением, другими дисциплинами и на основе этой связи глубже овладеть пересекающимися вопросами
3. Предмет, объект, методы исследования интегрированной, междисциплинарной отрасли знаний «Психология в менеджменте»
4. Теоретические и литературные источники построения оптимальной психологической управленческой деятельностью
5. Становление психологии в менеджменте
6. Психологию процесса управления
7. Психологию субъекта управления
8. Психологию объекта управления
9. Психологическую составляющую управления групповыми процессами
10. Психологию управленческого общения
11. Роль руководителя в управлении конфликтом
12. Психологию принятия решений
13. Психологию управленческой деятельности в экстремальных и стрессовых ситуациях
Уметь:
1. Использовать исследовательские методы психологии в менеджменте
2. Анализировать состояние коллектива и выделять преобладающие психологические схемы управления
3. Планировать, организовывать, мотивировать управление в соответствии с социально-психологическими особенностями коллектива
4. В модельных (учебных) условиях формировать необходимые управленческие схемы с учетом психологических закономерностей
5. Определять сущность и структуру человеческих потребностей
6. Различать индивидуальность и индивидуальный стиль в управлении
7. Использовать законы психологии в целях изменениям одним человеком поведения другого; единства деятельности и ее психологического обеспечения; взаимосвязи индивидуальной и групповой психологии
8. Анализировать психологические условия управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности
9. Определять роль руководителя в управлении конфликтами
Владеть:
1. Навыком выделения психологического аспекта организации как составной части управленческой деятельности
2. Умением обрабатывать и анализировать основные функции управленческой деятельности
3. Навыком определения характеристик различных типов поведения руководителей
4. Умением использовать личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому образу жизни
5. Методиками управленческого общения, манипулятивными приемами воздействия и защитой от них
6. Методами регулирования и разрешения конфликтных ситуаций
7. Навыками психолого-теоретического и практического обоснования формирования имиджа руководителя
4. Структура и содержание дисциплины «Психология в менеджменте»
Общаятрудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа. В том числе:
Очная форма обучения
лекции – 18 час.
Семинарские (практические) занятия – 18 час.
самостоятельная работа – 36 час., зачет.
Заочная форма обучения
лекции – 4 час.
Семинарские (практические) занятия – 4 час.
самостоятельная работа –64 час., зачет.
Структура дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п
|
Раздел
дисциплины
(темы)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям
семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| |
|
|
| Всего
| Лекции
| Сем. (практ.)
занятия
| СРС
|
| | Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
| 1.1.
| Развитие науки «Психология в менеджменте», ее объект, предмет
|
| 1-2
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
| 1.2.
| Психологические законы
|
| 3-4
|
|
|
|
| Опрос, разбор практических ситуаций
| 1.3.
| Психологический анализ функций управления
|
| 5-6
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций, тестирование
|
| Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
| 2.1.
| Эффективное управление: психологические критерии. Теория стилей управления
|
| 7-8
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
| 2.2.
| Личность руководителя: психологический портрет
|
| 9-10
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
|
| Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
| 3.1.
| Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность руководителя
|
| 11-12
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций. Тестирование
| 3.2.
| Психология управленческого воздействия
|
| 13-14
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
| 3.3.
| Психологические основы управления конфликтными ситуациями
|
| 15-16
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
|
| Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА
| 4.1.
| Психолого-теоретическое и практическое обоснование имиджа руководителя
|
| 17-18
|
|
|
|
| Опрос, работа с таблицами, разбор практических ситуаций. Тестирование
| | Итого:
|
| 1-18
|
|
|
|
| Контрольная работа
зачет
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Раздел
дисциплины
(темы)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям
семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| |
|
|
| Всего
| Лекции
| Сем. (практ.) занятия
| СРС
|
|
| Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
| 1.1.
| Развитие науки «Психология в менеджменте», ее объект, предмет
|
|
|
|
|
|
| Собеседование, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
| 1.2.
| Психологические законы
|
|
|
|
|
|
| Опрос, разбор практических ситуаций
| 1.3.
| Психологический анализ функций управления
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
| 2.1.
| Эффективное управление: психологические критерии. Теория стилей управления
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.
| Личность руководителя: психологический портрет
|
|
|
|
|
|
| Собеседование, работа с таблицами, разбор практических ситуаций
|
| Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
| 3.1.
| Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность руководителя
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2.
| Психология управленческого воздействия
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3.
| Психологические основы управления конфликтными ситуациями
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА
| 4.1.
| Психолого-теоретическое и практическое обоснование имиджа руководителя
|
|
|
|
|
|
| Опрос, разбор практических ситуаций
| | Итого:
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
зачет
| Содержание дисциплины
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|