Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Март»





Образовательные цели.Обобщение пред­ставлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представле­ния об изображенном на ней. Совершенствова­ние навыка звукового анализа слов, навыка чте­ния. Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стрем­ления передавать его в рисовании.

Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительно­сти движений, навыка создания коллективной работы.

Воспитательные цели.Воспитание эмоцио­нального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с за­писями пьесы П. Чайковского «Март. Подснеж­ник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, мольберт, предметные картинки с изображениями подснежников, поднос с таю­щим снегом, землей и растением мать-и-мачехи; репродукция картины И. Грабаря «Март», рас­сказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», наклейки, основа для состав­ления схемы слова, фишки для составления схемы слова, лист ватмана, краски и кисти для рисования, конверты со словами для составле­ния и чтения предложений.



Предварительная работа.Наблюдение за из­менениями в природе на прогулке, за тем, как на солнцепеке с крыш начинается капель, а ве­чером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать;


первыми проталинками. Рисование элементов картины «Март» на занятии по изодеятельности. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание паль­чиковой гимнастики «Дрозд-дроздок». Слуша­ние и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» на музыкальном занятии.

Ход занятия

1. Организационный момент.Слушание от­
рывка из пьесы П. Чайковского «Март. Под­
снежник». Создание эмоционального фона за­
нятия.

Логопед приглашает детей в музыкальный зал, где уже звучит пьеса П. Чайковского «Март. Подснежник». Дети проходят к мольберту и са­дятся на стульчики, стоящие перед ним полу­кругом. На мольберте закреплены картинки с изображениями подснежников. Музыка звучит несколько минут, затем педагог выключает про­игрыватель.



Логопед. Как называется пьеса, которая сейчас звучала?

Дети. Это пьеса Чайковского «Подснеж­ник».

Логопед. Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

Дети. Мы представляли себе подснежник.

Логопед. Какой подснежник вам пред­ставлялся?

Дети. Нежный, хрупкий, изящный, с узки­ми зелеными листиками и прекрасным бело­снежным цветком.

Логопед. Приметой какого времени года является появление подснежников?

Дети. Это примета ранней весны.

Логопед. О ранней весне мы и будем с вами говорить сегодня.

2. Рассматривание картины И. Грабаря
«Март».
Развитие эмоционального мира, твор­
ческого воображения, расширение и уточнение
словаря по теме.


 




Логопед убирает картинки с изображениями подснежников и помещает на мольберт репродук­цию картины И. Грабаря «Март».

Логопед. Это картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете. Для этого опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.

Дети. Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Все вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от дере­вьев. Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже по­явились большие проталины. Земля на протали­нах оттаивает, расцвела мать-и-мачеха. У берез ветки кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок.



Логопед. Какое настроение вызывает кар­тина?

Дети. Когда смотришь на эту картину, на­строение радостное, веселое.

Логопед. Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

Дети. Мы бы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, до­стает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением мать-и-мачехи. Дети нюхают снег, землю, цветы. Педагог ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.

Логопед. Вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна. А теперь скажите, что бы вы ощу­тили на своем лице, оказавшись на лесной по­ляне, которую изобразил художник?

Дети. Мы ощутили бы на лице теплые сол­нечные лучи и легкий свежий ветерок.

Логопед. А что бы мы услышали на поля­не в весеннем лесу?

Логопед включает CD с записью пения птиц.

Дети. Пение птиц.

Логопед. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»? Почему?

Дети по очереди дают ответы на вопрос.

3. Рассказывание стихотворений о весне.Раз­витие общих речевых навыков.

Логопед предлагает детям рассказать от­рывки из стихотворений о весне, которые они выучили.

Логопед. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из сти­хотворений, которые иллюстрирует эта картина. Следите за произношением звуков. Рассказы­вайте четко и выразительно.

1-й ребенок.

Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли,


И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

2-й ребенок.

Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. Тютчев

3-й ребенок.

Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!

Е. Баратынский

4-й ребенок.

Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.

И. Бунин

4. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребиц-кому с использованием мнемотаблицы.Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.

Логопед читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март».

Логопед. Вы замечательно рассказали стихи, а я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине.

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему рас­кинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

Логопед. С чего он начинается? Вспомни­те первое предложение рассказа.

Дети. Март — первый месяц весны.

Логопед. Чем март похож на зиму?



Дети. На земле еще лежит снег.

Логопед. А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит!

Дети. В марте иногда бывают морозы.

Логопед. Что сказано о солнце в рассказе?

Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.

Логопед. Что значит светит ослепительно!

Дети. Светит ярко, слепит.

Логопед. Что сказано о небе и облаках?

Дети. Небо синее-синее, а облака пушис­тые.

Логопед. Пушистые? А как сказать по-другому?

Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые.

Логопед. Что начинается в марте? Что по­является на буграх?

Дети. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.

Логопед. От какого слова образовано сло­во проталины!

Дети. От слова таять.

Логопед. Что сказано в рассказе о ручей­ках?

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

Логопед. Как сказать по-другому? Заме­ните слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

Логопед. Какие приметы говорят о начале весны?

Дети. Ручьи, проталины и кучерявые обла­ка говорят о начале весны.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

Педагог читает рассказ повторно, затем по­мещает на мольберт мнемотаблицу, а картину убирает.

Логопед. Эта таблица поможет вам пере­сказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое пред­ложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой «1» во втором квадрате?

Дети. Март — первый месяц весны.

Логопед. Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова снег.

Дети. Снег еще лежит на земле.

Логопед. Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение.

Дети. Да и мороз может еще ударить.

Логопед. Посмотрите на следующую кар­тинку и начинайте предложение со слов но по­смотрите.

Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.

Логопед. Какой свет у солнца? Посмотри­те на следующий квадрат.


Дети. Его свет густой, золотистый.

Логопед. Рассмотрите следующую картин­ку и продолжайте.

Дети. Лучи солнца греют лицо, руки.

Логопед. Какое небо и что по нему рас­кинулось?

Дети. Небо синее-синее, и по нему раски­нулись пушистые облака.

Логопед. Рассматриваем картинки в ниж­нем ряду. Что начинается весной?

Дети. Начинается таяние снега.

Логопед. Что появляется на буграх?

Дети. На буграх появляются первые прота­лины.

Логопед. Что журчит в полях?

Дети. В полях журчат еще маленькие ру­чейки.

Логопед. Что мы считаем самым началом весны?

Дети. Ручейки, проталины, первые кучеря­вые облака — это и есть самое начало весны.

Логопед. Отлично. Посмотрите еще раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте пересказ.

После небольшой паузы двое детей по очереди пересказывают текст. Педагог предлагает опре­делить того, кто был лучшим рассказчиком.

5. Пальчиковая гимнастика«Дрозд-дроздок».Развитие тонкой моторики, координации дви­жений.

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.

Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Дружок ты мой, дрозд,

Вновь машут сложенны­ми накрест ладонями, как крыльями.

В крапинку хвост, Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. Молдавская песенка

6. Упражнение «Снеговики»1. Релаксация. Развитие выразительности движений, воображе­ния, снятие напряжения.

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре.

Логопед. Представьте, что вы — снегови­ки. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.

Дети выполняют движения по команде лого­педа.


Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.— М.: Аркти, 1999.



 


Логопед. Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь. Потянитесь. Вставайте. По­тянитесь. Пройдите к магнитной доске.

7. Разгадывание шифровки «Март». Состав­ление и разбор схемы слова март. Совершенст­вование навыка звукового анализа слов.

Дети встают возле магнитной доски. Логопед достает основу для схемы слова и наклейки.

Логопед. У меня есть вот такие наклейки. Они помогут вам разгадать слово, которое я за­шифровала. Вы должны выбрать по одной кар­тинке и наклеить их на полоску-схему. Найди картинку, название которой начинается со звука [м] (морковь), Ваня, и наклей ее на цифру «1» на полоске-схеме. Запомните, что первым в за­шифрованном слове будет звук [м]. Найди кар­тинку, в названии которой вторым будет звук [а] (капуста), Ариша, и наклей ее на цифру «2» на полоске. Запомните, что вторым будет звук [а]. Найди картинку, в названии которой тре­тьим будет звук [р] (барабан), Настя, и наклей ее на схему. Запомните, что третьим в слове будет звук [р]. И наконец, нужно найти картин­ку, четвертым в названии которой будет звук [т] (шорты). Выполни это задание, Даша. Запомни­те, четвертый звук в зашифрованном слове — [т]. Какое слово зашифровано?

Дети. Март.

Логопед. Возьмите магниты и составьте на доске схему слова март.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Логопед. Сколько согласных звуков в слове?

Дети. В слове три согласных звука.

Логопед. Перечислите их и скажите, какие они.

Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.

Логопед. Сколько гласных звуков?

Дети. Один гласный звук [а].

Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук.

Логопед убирает схему слова и магниты.

8. Коллективное рисование картины «Март».Совершенствование умения воспринимать цве­товое богатство окружающего мира и стремле­ния передавать его в рисовании. Развитие навы­ка создания коллективной работы.


Далее с детьми проводит свою часть занятия воспитатель. Он приглашает детей на ковер, на котором расстелен лист ватмана, приготовлены кисти и краски.

Педагог. Давайте все вместе нарисуем картину «Ранняя весна». Мы уже приготовили фон для картины и нарисовали голубое небо и тающий голубой снег. Теперь нужно догово­риться, кто что будет рисовать дальше.

1-й ребенок. Я буду рисовать дерево с на­бухшими почками.

2-й ребенок. Я нарисую проталинки на снегу.

3-й ребенок. Ая буду рисовать мать-и-ма­чеху на проталинках.

4-й ребенок. Я нарисую яркое солнце в голубом небе и пушистые облака.

Дети рисуют картину. Педагог оказывает им необходимую помощь.

9. Чтение предложений о весне.Совершен­
ствование навыка составления и чтения предло­
жений.

Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им конверты с карточками, на которых написаны слова.

Логопед. Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения, а затем прочи­тайте их.

1-й ребенок. Наступила ранняя весна.

2-й ребенок. Ярко светит солнце.

3-й ребенок. Начал таять снег.

4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.

Логопед. Молодцы! Отлично! Сложите карточки в конверты.

Дети укладывают карточки в конверты. Ло­гопед убирает конверты.

Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.