Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И.Шишкина «Зима»

Образовательные цели.Обобщение пред­ставлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование на­выка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование синтаксической сторо­ны речи (составление предложений с противо­поставлением). Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.

Развивающие цели.Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.

Воспитательные цели.Воспитание эмоцио­нального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творчес­кого воображения.

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с за­писью звуков природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шиш­кина «Зима», контейнер со снегом и льдом, сал­фетки для рук, мяч, коврограф, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.

Предварительная работа.Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их вет­вей и коры. Образование существительных — названий леса из деревьев разных пород. На­блюдение за зимующими птицами. Вывешива­ние в парке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.

Ход занятия

1. Организационный момент.Создание эмо­ционального фона занятия. Развитие слухового внимания.

Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает CD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Логопед выключает проигрыватель.

Логопед.

На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем.


На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.

И. Никитин

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспом­ните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы ус­лышали, когда вошли в кабинет?



Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Логопед. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

Логопед. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

2. Упражнение «Узнай по запаху».Развитие
обоняния.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.

Логопед. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почув­ствовали?

Дети рассказывают о своих ощущениях. Ло­гопед предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.

3. Упражнение «Сравни и расскажи».Разви­
тие связной речи, мышления, тактильных ощу­
щений. Совершенствование синтаксической
стороны речи (составление предложений с про­
тивопоставлением) .

Логопед предлагает детям взять из контей­нера по кусочку льда и комочку снега.

Логопед. Снег и лед — их появление свя­зано с наступлением зимы. Сравните их и рас­скажите об этом.

1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-й ребенок. Снег пушистый, а лед глад­кий.

3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрач­ный.

4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед мед­леннее.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы!

Логопед раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.


 


И


4. Беседа о зиме и ее приметах.Развитие
диалогической речи, памяти, зрительного вни­
мания.

Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Логопед. Вчера мы с вами были на про­гулке в парке и видели, что происходит в при­роде с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины — «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шиш­кина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам отве­тить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?

1-й ребенок. Наступила холодная зима.

Логопед. Что лежит на земле и деревьях?

2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

Логопед. Какие деревья зимой?

3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.

Логопед. Какое небо?

4-й ребенок. Небо высокое и ясное.

Логопед. Какой воздух?

1-й ребенок. Воздух морозный и чистый.

Логопед. Слышится ли что-то в лесу?

2-й ребенок. В лесу тишина. Только иног­да слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо от­ветили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.

5. Игра с мячом «Какой лес?».Совершенст­
вование грамматического строя речи.

Логопед приглашает детей на ковер, предла­гает встать в круг и берет у руки мяч.

Логопед. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосоче­таний: лес из осин, осиновый лес осинник; лес из ольхи, ольховый лес ольшаник; лес из берез, березо­вая роща — березняк; лес из дубов, дубовая роща дубрава; лес их сосен, сосновый бор — сосняк.

6. Сообщение плана рассказа логопедом.Раз­
витие речевого слуха.

Логопед убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики.

Логопед. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Исполь­зуйте такой план:

• Что изображено на картине?

• Какое время года наступило?

• Что лежит на земле и деревьях?

• Какие деревья зимой?


 

• Какое небо?

• Какой воздух?

• Слышится ли что-то в лесу?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.

7. Составление рассказов по картинам И. Гра­
баря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима».
Раз­
витие связной речи.

Логопед вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

1-й ребенок. На картине «Зима» нарисо­ван уголок зимнего леса. Мы видим густой ель­ник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на мо­лодых елочках. Снег белый, чистый и пушис­тый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2-й ребенок. На второй картине изобра­жена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И зем­ля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холод­ным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

Логопед сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчи­ка. Можно предложить и второй паре детей со­ставить свои рассказы.

8. Упражнение «Раздели на слоги».Совер­
шенствование навыка слогового анализа слов.

Логопед предлагает детям пройти к коврогра-фу, на котором закреплены изображения кормуш­ки1 и ветки ели.

Логопед. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимую­щих птиц можно встретить в лесу зимой?

Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Логопед помещает плос­костные изображения птиц на коврогаф: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кор­мушки, воробья в кормушку и т. п.

Логопед. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги.

Дети по очереди делят названия птиц на слоги.

1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.

2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога.

4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.

9. Упражнение «Что изменилось?».Развитие
зрительного внимания и восприятия.


Альбом «В мире живой природы».— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.


Логопед вновь привлекает внимание детей к коврографу.

Логопед. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.

Дети смотрят на коврограф 1—2 минуты. Ло­гопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети откры­вают глаза и объясняют, что изменилось.

10. Окончание занятия.Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на заня­тии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.