Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»





Образовательные цели.Обобщение и систе­матизация представлений о зиме. Актуализация и активизация словаря по теме «Зима». Совер­шенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование на­выка пересказа.

Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навы­ка звукового анализа слов), речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные цели.Воспитание эмоцио­нального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творче­ского воображения.

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с за­писями пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» и звуков зимнего леса, мольберт, репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес»; букет из веток, выдержанных в перенасыщенном растворе поваренной соли, контейнеры с фишками для звукового анализа слов по числу детей.

Предварительная работа.Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке; за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, кото­рые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А. Пушкина, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Разучивание подвижной игры «Медведь» на физкультурном занятии. Слушание и обсуждение пьесы П.Чайковско­го «Зимнее утро» из «Детского альбома» на музыкальном занятии. Подготовка коллектив­ной работы «Ветки в инее» в совместной дея­тельности.



Ход занятия

1. Организационный момент.Слушание от­рывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро».


Создание эмоционального фона занятия. Сооб­щение темы занятия.

Логопед приглашает детей в кабинет, где зву­чит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит репродук­ция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходя­щего солнца». Рядом с мольбертом на полу стоит ваза с букетом из «заснеженных» веток. Пьеса звучит 3—4 минуты, потом логопед выключает магнитофон.

Логопед. Сегодня мы с вами будем гово­рить о зиме. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И.Грабаря «Сказка инея и восходящего со­лнца», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы вошли в музыкаль­ный зал, услышали пьесу «Зимнее утро», увиде­ли картину и букет из «заснеженных» веток.



Дети рассказывают о своем настроении.

2. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе.Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Мы с вами выучили много сти­хов русских поэтов о зиме. Вспомните и рас­скажите те стихи, которые, на ваш взгляд, со­звучны по настроению этой картине. Старай­тесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

1-й ребенок.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.

А. Пушкин

2-й ребенок.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев

3-й ребенок.

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело, — Видно, есть мороз.


 




Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней...

А. Фет

4-й ребенок.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.



С. Есенин

Логопед может не просто оценить рассказы­вание детьми стихов, а преоложить детям вы­брать лучшего рассказчика.

3. Рассматривание картины И. Грабаря «Сказ­ка инея и восходящего солнца».Развитие эмоцио­нального мира и образного строя речи. Расшире­ние, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматри­вания картины, формирование целостного пред­ставления об изображенном на ней.

Педагог берет в руки указку и привлекает внимание детей к картине.

Логопед. Вы замечательно рассказали сти­хи о русской зиме. А теперь давайте поговорим о картине, на которой изображена русская зима. Что изобразил Игорь Грабарь на картине, кото­рую назвал «Сказка инея и восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

Дети. Художник нарисовал зимний березо­вый лес. Белоствольные молодые березки по­крыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет.

Логопед. Какие тона преобладают на кар­тине и почему?

Дети. Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и золотистый, и ро­зовый цвета.

Логопед. Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зави­сит от освещения. На прогулке мы не раз виде­ли, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.

Дети. Утром на прогулке мы видели сереб­ристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы видели золотистый, освещен­ный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца, снег казался розовым. А когда мы шли домой из детского сада, в тем­ноте снег казался синим.

Логопед. Верно. Вот поэтому снег на кар­тине Игоря Грабаря не белый. На нем играют


оттенки всех цветов: голубого, синего, сирене­вого, розового. Какими еще словами можно оха­рактеризовать снег на картине? Какой снег?

Дети. Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

Логопед. Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?

Дети. Березы белоствольные, красивые, на­рядные, заснеженные.

Логопед. Представьте, что мы с вами ока­зались на поляне перед березками. Что мы уви­дим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? По­слушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.

Педагог вновь включает проигрыватель (за­пись звуков зимнего леса) и ионизатор воздуха. Дети рассматривают картину и слушают звуки зимнего леса. Затем педагог выключает проигры­ватель и ионизатор.

Логопед. Расскажите о своих ощущениях.

Дети. Воздух в зимнем лесу свежий и хо­лодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега. В лесу тихо. Только где-то вда­леке стучит дятел, изредка тенькают синицы.

Логопед. А ветер есть?

Дети. Ветра нет.

Логопед. Какое у вас настроение при рас­сматривании этой картины.

Дети. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину.

4. Чтение логопедом рассказа Д. Зуева «Зим­
ний лес».
Развитие речевого слуха.

Логопед. А теперь я прочитаю вам рассказ о русской зиме. Послушайте его.

Зимний лес

Пробушевала метель — и волшебно преоб­разился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они те­перь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу строй­ных сосен. Снизу — ни сучка, а на макушке — пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы по­крытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!

5. Беседа по тексту рассказа с использовани­
ем мнемотаблицы.
Развитие диалогической речи.
Уточнение и расширение словаря.

Логопед помещает на мольберт рядом с карти­ной мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.

Логопед. Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить



на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

1-й ребенок. Пробушевала метель, и лес преобразился.

2-й ребенок. Стало тихо.

Логопед. Что значит преобразился1! Как вы понимаете это слово?

Дети. Стал другим, изменился.

Логопед. Верно. И кого же напомнил ав­тору зимний лес?

3-й ребенок. Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.

Логопед. О ком дальше говорит автор?

4-й ребенок. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет.

Логопед. Как описаны в рассказе крохот­ные елочки?

1-й ребенок. На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!

Логопед. Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?

Дети. Стоят в стороне, особо.

Логопед. Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово пригожи!

Дети. Очень красивы.

Логопед. О каких деревьях говорится дальше? Какие прически у стройных сосен? Что у них на макушках?

2-й ребенок. Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.

Логопед. Автор говорит, что вьюга посе­ребрила прически сосен. Что значит посеребрила1!

Дети. Сделала серебристыми, блестящими.

Логопед. Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее тонкая кора?

3-й ребенок. Березка распустила ветки, опушенные инеем.

4-й ребенок. На солнце блестит ее розовая кора.

Логопед. Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

1-й ребенок. Деревья, покрытые снежны­ми кружевами, застыли в глубоком сне.

Логопед. Что автор говорит о сверкании снега?

2-й ребенок. Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.

Логопед. Как заканчивается рассказ?

3-й ребенок. Хорош лес в зимнем уборе!

Логопед. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказы­вать.

6. Повторное чтение рассказа Д. Зуева.Раз­витие речевого слуха.

Перед тем как начать чтение, логопед пред­лагает детям внимательно смотреть на мнемо-таблииу.


7. Пересказ рассказа детьми.Развитие связ­
ной речи и памяти.

Логопед предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу в качестве зри­тельной опоры. Пересказывают двое детей, затем логопед оценивает их работу или предлагает сде­лать это детям.

8. Физкультурная пауза «Медведь».Коорди­
нация речи с движением, развитие ловкости, ре­
чевого дыхания.

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «мед­ведь». Дети медленно под­нимают руки вверх. Медленно приседают, опускают руки. Вновь встают и поднима­ют руки. Приседают и опускают руки. На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег. И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь. Тише, тише . Не шуметь! И. Токмакова

9. Звуковой анализ слова зима. Развитие фо­нематических представлений (совершенствова­ние навыка звукового анализа слов).

Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер и ставит перед каждым из них контей­нер с фишками для звукового анализа.

Логопед. Сегодня мы говорим о русской зиме. Давайте выложим схему слова зима.

Дети выкладывают схемы.

Логопед. Вы выполнили мое задание, со­ставили схему слова зима правильно. Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове зима!

1-й ребенок. В этом слове четыре звука.

Логопед. Произнесите их по порядку.

2-й ребенок. [3'], [и], [м], [а].

Логопед. Сколько гласных звуков в слове зима"! Какие это звуки?

3-й ребенок. В слове зима два гласных звука: [и], [а].

Логопед. Сколько согласных звуков в слове зима"! Какие это звуки?

4-й ребенок. В слове зима два согласных звука: [з'], [м].

Логопед. Расскажите о каждом из этих звуков.



1-й ребенок. Звук [з'] — согласный мяг­кий звонкий.

2-й ребенок. Звук [м] — согласный твер­дый звонкий.

Логопед. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.


10. Окончание занятия.Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось зани­маться, каким было их настроение.


III ПЕРИОД РАБОТЫ

Март

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.