Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»
Образовательные цели.Обобщение и систематизация представлений о зиме. Актуализация и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка пересказа.
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записями пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» и звуков зимнего леса, мольберт, репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес»; букет из веток, выдержанных в перенасыщенном растворе поваренной соли, контейнеры с фишками для звукового анализа слов по числу детей.
Предварительная работа.Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке; за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А. Пушкина, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Разучивание подвижной игры «Медведь» на физкультурном занятии. Слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» на музыкальном занятии. Подготовка коллективной работы «Ветки в инее» в совместной деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент.Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро».
Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Рядом с мольбертом на полу стоит ваза с букетом из «заснеженных» веток. Пьеса звучит 3—4 минуты, потом логопед выключает магнитофон.
Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы вошли в музыкальный зал, услышали пьесу «Зимнее утро», увидели картину и букет из «заснеженных» веток.
Дети рассказывают о своем настроении.
2. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе.Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.
Логопед предлагает детям сесть на стульчики.
Логопед. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите те стихи, которые, на ваш взгляд, созвучны по настроению этой картине. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.
1-й ребенок.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
А. Пушкин
2-й ребенок.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев
3-й ребенок.
Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело, — Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней...
А. Фет
4-й ребенок.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
С. Есенин
Логопед может не просто оценить рассказывание детьми стихов, а преоложить детям выбрать лучшего рассказчика.
3. Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
Педагог берет в руки указку и привлекает внимание детей к картине.
Логопед. Вы замечательно рассказали стихи о русской зиме. А теперь давайте поговорим о картине, на которой изображена русская зима. Что изобразил Игорь Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.
Дети. Художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет.
Логопед. Какие тона преобладают на картине и почему?
Дети. Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и золотистый, и розовый цвета.
Логопед. Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.
Дети. Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы видели золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца, снег казался розовым. А когда мы шли домой из детского сада, в темноте снег казался синим.
Логопед. Верно. Вот поэтому снег на картине Игоря Грабаря не белый. На нем играют
оттенки всех цветов: голубого, синего, сиреневого, розового. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине? Какой снег?
Дети. Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.
Логопед. Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?
Дети. Березы белоствольные, красивые, нарядные, заснеженные.
Логопед. Представьте, что мы с вами оказались на поляне перед березками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.
Педагог вновь включает проигрыватель (запись звуков зимнего леса) и ионизатор воздуха. Дети рассматривают картину и слушают звуки зимнего леса. Затем педагог выключает проигрыватель и ионизатор.
Логопед. Расскажите о своих ощущениях.
Дети. Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега. В лесу тихо. Только где-то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.
Логопед. А ветер есть?
Дети. Ветра нет.
Логопед. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины.
Дети. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину.
4. Чтение логопедом рассказа Д. Зуева «Зим ний лес».Развитие речевого слуха.
Логопед. А теперь я прочитаю вам рассказ о русской зиме. Послушайте его.
Зимний лес
Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу — ни сучка, а на макушке — пышная снежная шапка.
Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!
5. Беседа по тексту рассказа с использовани ем мнемотаблицы.Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря.
Логопед помещает на мольберт рядом с картиной мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.
Логопед. Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить
на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?
1-й ребенок. Пробушевала метель, и лес преобразился.
2-й ребенок. Стало тихо.
Логопед. Что значит преобразился1! Как вы понимаете это слово?
Дети. Стал другим, изменился.
Логопед. Верно. И кого же напомнил автору зимний лес?
3-й ребенок. Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.
Логопед. О ком дальше говорит автор?
4-й ребенок. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет.
Логопед. Как описаны в рассказе крохотные елочки?
1-й ребенок. На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!
Логопед. Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?
Дети. Стоят в стороне, особо.
Логопед. Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово пригожи!
Дети. Очень красивы.
Логопед. О каких деревьях говорится дальше? Какие прически у стройных сосен? Что у них на макушках?
2-й ребенок. Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.
Логопед. Автор говорит, что вьюга посеребрила прически сосен. Что значит посеребрила1!
Дети. Сделала серебристыми, блестящими.
Логопед. Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее тонкая кора?
3-й ребенок. Березка распустила ветки, опушенные инеем.
4-й ребенок. На солнце блестит ее розовая кора.
Логопед. Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?
1-й ребенок. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.
Логопед. Что автор говорит о сверкании снега?
2-й ребенок. Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.
Логопед. Как заканчивается рассказ?
3-й ребенок. Хорош лес в зимнем уборе!
Логопед. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.
6. Повторное чтение рассказа Д. Зуева.Развитие речевого слуха.
Перед тем как начать чтение, логопед предлагает детям внимательно смотреть на мнемо-таблииу.
7. Пересказ рассказа детьми.Развитие связ ной речи и памяти.
Логопед предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей, затем логопед оценивает их работу или предлагает сделать это детям.
8. Физкультурная пауза «Медведь».Коорди нация речи с движением, развитие ловкости, ре чевого дыхания.
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.
Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх. Медленно приседают, опускают руки. Вновь встают и поднимают руки.
Приседают и опускают руки.
На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.
| Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег. И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь. Тише, тише . Не шуметь! И. Токмакова
9. Звуковой анализ слова зима. Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер и ставит перед каждым из них контейнер с фишками для звукового анализа.
Логопед. Сегодня мы говорим о русской зиме. Давайте выложим схему слова зима.
Дети выкладывают схемы.
Логопед. Вы выполнили мое задание, составили схему слова зима правильно. Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове зима!
1-й ребенок. В этом слове четыре звука.
Логопед. Произнесите их по порядку.
2-й ребенок. [3'], [и], [м], [а].
Логопед. Сколько гласных звуков в слове зима"! Какие это звуки?
3-й ребенок. В слове зима два гласных звука: [и], [а].
Логопед. Сколько согласных звуков в слове зима"! Какие это звуки?
4-й ребенок. В слове зима два согласных звука: [з'], [м].
Логопед. Расскажите о каждом из этих звуков.
1-й ребенок. Звук [з'] — согласный мягкий звонкий.
2-й ребенок. Звук [м] — согласный твердый звонкий.
Логопед. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.
10. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось заниматься, каким было их настроение.
III ПЕРИОД РАБОТЫ
Март
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|