|
IV. Среднее царство (21 -18 вв. до н.э.)
Ему предшествовал период экономической нестабильности страны, ее распад. Правители города Фив возглавили борьбу за новое объединение страны и победили, основав XI династию фараонов. Захватнические войны, напряженная социально-политическая обстановка в стране, рост силы, могущества номархов, привели к изменениям в умонастроениях египетского общества. Появилось неверие в бессмертие души, скептицизм и пессимизм.Выросла потребность в конкретных знаниях. В искусстве выдвигаются местные центры, где искусство развивается очень активно.
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы государство в 21 в. до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не осмеливался на сооружение таких фантастически-гигантских усыпальниц, как Хеопс и Хефрен. Как отразились эти перемены на стиле искусства?
Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив (Рис.83).
Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть его помещений была врублена в скалу. В композиции этого полускального храма были, как бы сплавлены два типа гробниц, слились две архитектурные традиции Древнего царства — мемфисская и тоже, очевидно, древняя, но местная, фиванская.
Гипостильный зал храма Ментухотепа был огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы.
Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I, иероглифы на первом ряде колонн были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой и частично за пределами последнего были устроены 6 гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. В различных частях храма найдено еще несколько погребений.
За основной, рассмотренной выше частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Эти части храмового комплекса, так же как и портики первого зала, - характернейшие элементы типичной скальной гробницы фиванских номархов.
В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижний храмик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на равном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом заупокойного храма, по одной оси со всеми названными помещениями, был расположен огромный парадный двор. По сторонам пандуса, ведущего на крышу нижней террасы к первому гипостильному залу, были устроены среди посаженных здесь деревьев и кустов два больших водоема.
На фоне желтовато-белого известняка, из которого храм был построен, издалека выделялись зелень растений, а также благодаря сине-желтой раскраске иероглифические надписи на столбах портиков и многоцветные росписи на стенах за колоннадами. Впечатление строгого гармоничного целого производил этот храм, немного приземистый и тяжеловесный, но в образном отношении очень выразительный благодаря лаконичным, сдержанным архитектурным объемам.
Заупокойный храм Ментухотепа I с его стройным планом, портиками и многоколонными залами был создан в результате творческого претворения многих архитектурных форм и традиций. Он явился как бы переходным сооружением, от которого начала своё развитие храмовая архитектура Нового царства. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью (портретная голова Сенусерта III (Рис. 84)) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Рис. 85).
В официальных скульптурных изображениях царей, чтобы придать им необходимое величие, использовали средства, проверенные художественной практикой предшествующей эпохи Древнего Царства.
Фигуры этих статуй делали в общем массивными, монументализированными, статичными. Кроме хеб-седных и заупокойных царских статуй, которые замуровали в тайниках, с самого начала XII династии скульптурные изображения фараонов начали устанавливать также в храмах и рядом с ними под открытым небом. Такие статуи были посвящены богам и служили для прославления живых владык Египта, В них в образном отношении по-новому, с физиономической конкретностью, стали воспроизводить черты лиц фараонов. В мелкой пластике эпохи среднего царства из дерева, камня и фаянса - фигурах слуг (Рис. 86), а также богов, много конкретных, реалистических штрихов.
Например, статуэтка богини Исиды с сыном богом Гором (медь, время XII династии, 20 век до н.э., Берлин, Гос. Музей) представляет собой изображение женщины, кормящей грудью младенца. Очень естественна поза сидящей: одна нога ее подогнута под себя, а другая согнута коленом вверх, так что на нем лежит удобно голова ребенка.
Малую пластику из местных центров (лучшие ее образцы) отличают несколько более стройные, чем в эпоху древнего царства, пропорции, немного более мягкие линии силуэтов. Значительно оживляет эти статуэтки и делает их живописными также раскраска.
Большой шаг вперед был сделан в искусстве рельефов и росписей. Росписи, которые в предыдущую эпоху Древнего царства еще почти не развились, занимали подчиненное рельефам место, являясьв большинстве случаев их расцветкой, в Среднем царстве начали играть самостоятельную роль.
Выразительность наиболее официальных рельефов и росписей, выполненных художниками фиванских мастерских, основана на лаконизме силуэтов и обобщенно переданных крупных, декоративно трактованных объемах. Очень типичны в этом отношении части настенной росписи гробницы визиря Антефокера в Фивах — «Танцовщицы» и «Пахота», а также спокойно величавая по своему изобразительному ритму стела Хунена (XI династия, 21 в. до н. э). Таковы же рельефы на известняковых саркофагах из Деир-эль-Бахари царицы Кавит (XI династия, 21 в. до н. э.) и царицы Ашаит (XI династия, 21 в. до н. э.).
Своеобразные реалистические отклонения — в частностях — от норм главной, наиболее официальной струи древнеегипетского искусства проявились в рельефах и росписях Среднего царства, созданных в основном в ряде центров Среднего Египта.
Яркие образцы рельефов и росписей сохранились в гробницах номархов этих земель. Стены гробниц декорированы преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами, что было типично для гробниц знатных людей Древнего царства. Широкое применение росписи, очевидно, было связано с тем, что известняковые скалы во многих пунктах Среднего Египта были мягкими по структуре, не пригодными к рельефу. Кроме того, исполнение росписей было менее трудоемким процессом и, таким образом, обходилось дешевле и могло быть быстрее закончено. Неровности стен предварительно сглаживали слоем грунтовки, давали ей просохнуть и только после этого расписывали.
Традиционно большинство их сюжетов: жертвоприношения умершему, сцены жизни в его поместье — охоты, земледельческие работы, пастухи со стадами. Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв между номами и изображения осад крепостей. В стилистической трактовке всех композиций неизменны такие традиции Древнего царства, как построчная четкость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение разных точек зрения на фигуру или предмет, то есть сложная перспектива.
Новая же эпоха сказывается в большом количестве вариантов композиций, повествующих об одинаковых ситуациях. Таковы многообразно переданные «охоты», «рыбные ловли» и «сельские сцены» в гробницах номархов, вельмож Тхутихотепа, Сенби, Уххотепа — «Сбор папируса», «Тощий пастух» — около современного селения Меир.
Дух времени, своеобразные черты жизни номархов отразились и в появлении новых сюжетов. Среди них приход в долину Египта кочевников-азиатов в росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Гасане (XII династия, 20 в. до н. э.) (Рис. 87).
Главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть превращение композиций в собственно живописные. Способствовало этому применение, вместо подчеркнуто интенсивных контурных линий, более тонких и легких, а иногда и отсутствие этой обводки у фигур, предметов, листвы растений.
Большая освобожденность творческой фантазии художников местных мастерских, в результате их территориальной отдаленности от официальной придворной «школы» Мемфиса, сказалась также в употреблении чисто живописных приемов: многообразных вариантов цветовых сочетаний, тоновых переходов — оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зеленого, в нанесении краски мягкими, разнообразными по насыщенности мазками (Рис.88).
Эпохе Среднего царства предшествует период экономической нестабильности страны, ее распад. Правители города Фив возглавили борьбу за объединение страны и победили, основав XI династию фараонов.
Захватнические войны, напряженная социально-политическая обстановка в стране, рост силы, могущества монархов – всё это изменило умонастроение египетского общества. Появилось неверие в бессмертие души, скептицизм и пессимизм. Растет потребность в конкретных знаниях. В искусстве выдвигаются местные центры, где искусство развивается очень активно, в нём появляется больше жизненных, реалистических черт, особенно в скульптуре и живописи
В архитектуре вырабатывается новый тип заупокойного храма - сочетание спальной гробницы с традиционной формой пирамиды. В отличие от Древнего царства правители не решаются на строительство огромных пирамид.
В скульптуре впервые большое количество произведений появляется под открытым небом.
Возрастает потребность в передаче облика фараона, он уж не живой бог. Изменился и стиль работ: лепка стала более энергичной, основанной на игре светотени .
В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа, да и не всякий камень годился для высекания рельефа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета. Достигнутые в эпоху Среднего царства живописность, жизненность, эмоциональность были сохранены и позднее, в эпоху Нового царства.
V. Список литературы
1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М.,1981.
2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего, Ближнего Востока. М., 1978.
3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М.,1986.
4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.
5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.
6. .Матье М. Искусство Древнего Египта. М, 1970.
7. .Матье М. Древнеегипетские мифы. М-Л., 1965.
8. .Кинк X. Как строились египетские пирамиды. М., 1967.
9. Михаловски. Пирамиды. Варшава, 1973.
10. МихаловскиК. Карнак. Варшава., 1972.
11. Михаловски К. Луксор. Варшава., 1972.
12. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1997.
13. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.14.Керам В. Боги, гробницы,
ученые. Роман археологии. М.,1980.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|