Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Искусство эпохи Древнего Царства (28 – 23 вв. до н.э.)





Период Древнего царства это - время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, свободных общинников-земледельцев, ремесленников, рабов. Одновременно эта эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период IV-V династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства. Неограниченная власть фараонов была основана на земельных богатствах и эксплуатации огромной массы обращенных в рабство военнопленных. Деспотическая власть царя над свободными лишь формально общинниками поддерживались обожествлением личности фараона. Обычным его титулом стал " бог благой".

Заупокойный культ в Древнем царстве получил дальнейшее развитие, особенно в связи с культом обожествленного царя. Но к концу Древнего царства сила фараонов, их экономические возможности были уже значительно подорваны усиленной раздачей земель знатному чиновничеству, окружающему их. Роскошь, присущая царскому двору, сделалась достояниями вельмож. В то же время остальное население страны подвергалось жесточайшей эксплуатации, в первую очередь, в связи храмовым и гробничным строительством. Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов - сынами Солнца.



Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась и от этой эпохи. О том, какой внешний вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить только по косвенным указаниям: по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек - по изображениям их фасадов на стрелах и саркофагах. Надземная часть мастаба-погребений знати - сохранила облик и планировку, сложившиеся к концу Раннего царства.

Желание фараонов всемерно утверждать свою деспотичную власть нашло ярчайшее выражение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам, по образу над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастаба фараона скоро перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя.



Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась мысль об увеличении их по вертикали. Так называемая ступенчатая пирамида- усыпальница фараона Ш династии Джосера в Саккара (около 28 в. до н.э.), созданная зодчим Имхотепом, была первым значительным каменным сооружением, в вертикальной композиции которого воплотилась эта идея (Рис 64). Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. Блестяще выполнена ее кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и поэтому очень устойчивы. Гениальность Имхотепа заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади 1500 кв. м вокруг этой главной постройки он разместил дворы, в том числе хеб-седный - для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы коридорообразный проход, украшенный колоннами. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена орнаментальной стеной из отесанных блоков белого известняка. В целом ряде деталей пирамиды Джосера и окружающих ее построек в камне использовались приемы кирпичного и деревянного строительства. В ансамбле пирамиды, в молельнях и дворах впервые встречаются полуколонны вполне развитой формы: папирусообразные, лотосообразные, а так же протодорические, которые представляют собой переданную в камне связку стеблей тростника (Рис 65).



Дальнейшим развитием формы монументального надгробия от ступенчатой пирамиды к классическому ее варианту явились пирамиды фараона Снофру, возведенные в Дашуре (Рис 66), и достроенная им пирамида одного из фараонов III династии в Медуме . Знаменитые пирамиды 27 в, до н.э в Гизе последователь правивших фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен, Микерин, являются логическим звеном в этой цепи построек (Рис 67).

В пирамидах в Гизе идея величия и мощи нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых необычайно обработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны. Самая значительная из них, пирамида Хеопса (Рис 68, 69), вероятно, построена архитектором Хемиуном, племянником этого царя. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса (как и пирамид Хефрена и Микерина) основаны на пропорциях "золотого сечения". Она имела 146,6 м в высоту, длина каждой стороны ее квадратного основания 233 м. Эту пирамиду строили 20 лет, а 10 лет до этого прокладывали дорогу для подвозки глыб от каменоломен.

Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которые дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера, вторившей кирпичной кладке, здесь были применены крупные блоки камня, безупречно пригнанные друг к другу. Пирамида была сложена без какого-либо связующего материала, из блоков известняка, около 2,5 т весом каждый, а некоторые блоки весили до 30 т. Всего на сооружение пирамиды ушло 2 300 000 таких блоков. Вся поверхность пирамиды была первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами.

Гранитный саркофаг фараона был помещен в небольшой камере, особенно незначительной по сравнению с массой всей пирамиды. В погребальную камеру, выложенную гранитом, ведут узкие коридоры от входа в северной стороне пирамиды. Непосредственно к камере ведет так называемая Большая галерея, 50 м длиной. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов кладки и равномерно распределить его, был придуман особый технический прием: над потолком усыпальницы была устроена своеобразная разгрузочная камера в виде треугольника. В древности пирамиды не были оторваны от берега реки, как теперь. Каждая имела у своего подножия заупокойный храм, а у самого Нила - второй храм. От этого храма, преддверия к пирамиде, вел длинный крытый коридор, поднимавшийся по склону Ливийского плоскогорья, освещающийся через проемы в потолке.

Один из таких заупокойных храмов был раскопан у пирамиды Хефрена. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массивные гранитные прямоугольные столбы. В колонном зале получены красочные эффекты от сочетания отлично полированного камня разных пород. Рядом с этим храмом находиться уникальная фигура гигантского сфинкса, так называемый Большой сфинкс (около 60 м длины), изображающий, может быть, Хефрена в образе льва с человеческой головой в царском платке (Рис 70). Высеченная в основной своей части из выдававшегося здесь скального выступа, фигура дополнена известняковыми плитами спереди и сбоку (лапы).

Строительство грандиозных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х годов до н.э. могли строить себе пирамиды только из небольших блоков камня, а частично из бута, не более 70 м высотой. Но зато в этот период гораздо большее значение приобрели заупокойные храмы. Увеличился их размер, на стенах помещали рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя, его победы над врагами.

Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов. Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном. Для статуй характерна симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой частей тела, обобщённо-монументальная лепка форм.

Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали физическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывая второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица. Промежутки между ногами, между руками и телом почти всегда не высечены, условно закрашены в так называемые цвета пустоты - черный или белый. Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских - светло-желтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые делали из льна, покрывали белой краской, волосы - черной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем. Лучшие произведения скульптуры данной эпохи наделены всеми перечисленными признаками, были выполнены в северной части страны, в придворных мастерских Мемфиса. Строга и торжественна известняковая статуя фараона Джосера (Рис 71), сидящего на кубообразном троне. Он в парадном парике, на который наброшен особый платок - символ царского сана. Все объемы статуи очень обобщены, и поэтому она кажется особо монументальной. От изваяния веет незыблемым величием. Торжественно изображение фараона Микерина (из его заупокойного храма в Гизе, IV династия), (Рис 72). У него мощное тело и спокойное округлое лицо под высокой царской короной. Он стоит между двумя женскими фигурами: справа - богиня Хатор, слева - богиня его родового нома. То, что фигура Микерина находится в центре группы, подчеркивает главенствующую роль царя.

Замечательными примерами таких изваяний являются известняковые раскрашенные статуи сына фараона Снофру Рахотепа и его жены Нофрет (из гробницы Рахотепа в Медуме) (Рис 73, 74). Крепкие, полные здоровой силы фигуры супругов переданы сидящими на тронах строгой, кубообразной формы. Высокие прямые спинки тронов, окрашенные в белый цвет, образуют фон, который оттеняет спокойствие и равновесие поз сидящих. Лица Рахотепа и Нофрет спокойны и серьезны. Их инкрустированные глаза широко раскрыты. Тень легкого напряжения лежит на их лицах.

Несомненно, эти две статуи относятся к той группе скульптурных изображений, которые называли в эпоху Древнего «царства статуи согласно жизни». Известняковая окрашенная статуя зодчего Хемиуна, внука фараона Снофру (из его гробницы в Саккара, 4 династия, 27 в до н.э.), торжественна и исполнена величавого достоинства (Рис 75). Она вся вылеплена очень конкретно: двойной подбородок, крупное оплывшее тело с жирными складками на торсе.

Близка к этому портрету по образному строю и по мастерству исполнения статуя жреца Каапера (из его гробницы в Саккара) (Рис 76). Не случайно второе ее наименование "Сельский староста" было дано этой скульптуре в 19 веке, когда ее нашли, в связи в ее сходством с человеком, жившим в то время. Весь облик Каапера, не только его полное лицо (Рис 77), но фигура тучного, важного мужчины, передан с большой выразительностью.

В эпоху Древнего Царства была создана и пирамидальная скульптурная композиция. Таковы фигуры людей из рабовладельческой знати, которые занимали должности писцов высшего ранга. Этих людей изображал сидящими со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Наиболее значительным произведением в этой группе пластики является известняковая статуя правителя нома, представителя придворной знати, писца при особе фараона - Каи, так называемый Луврский писец (середина 3 тыс. до н.э.) (Рис 78). Чрезвычайно остро переданы черты лица (Рис 79), форма головы и всей фигуры человека с вялыми с мышцами, ведущий сидячий образ жизни. Главное же, что блестяще воплощает как бы застывшая в ожидании фигура этого человека- готовность выполнять приказы фараона.

В эпоху Древнего царства для оформления царских заупо­койных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей.

В техническом отношении рельефы бы­ли двух видов: очень низкие барельефы и слегка врезанные рельефы или контр­рельефы. Последние появились несколько позднее, чем низкие барельефы, и не име­ли в эпоху Древнего царства широкого применения. Существовали также два ви­да настенных росписей: темперой по сухой поверхности или этой же техникой, но в сочетании с вкладками из цветных паст.

Для расцвечивания рельефов и для рос­писей применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую — из тертого малахита, синюю (ультрама­рин) — из тертого лазурита, белую — из известняка, черную — из сажи. Кисти изготовляли из травы.

Рельефы и росписи имели одинаковые сюжеты. Это — владельцы гробниц за пир­шественными столами (Рис. 80), последовательно развертывающиеся сцены различных сель­скохозяйственных работ в их поместьях и в ремесленных мастерских при их домах, сцены охоты, рыбной ловли, а также про­цессии слуг с продуктами питания — наи­более желанными дарами для «вечной жизни».

Композиция изображений на стенах была построчной, симметричной и урав­новешенной.

Принципы исполнения изображений на рельефах и в росписях — их небольшая высота или глубина, спокойная ритмика и последовательная метрика размещения оп­ределялись, как и в круглой скульптуре, подчиненностью их архитектуре, ее обоб­щенно ясным формам и силуэтам, призе­мистым пропорциям, относительно неболь­шим внутренним пространствам (помеще­ниям). Смысловое же единство рельефов и росписей с иероглифическими надписями определяло двоякое их назначение: отве­чать сути требований заупокойного куль­та и одновременно служить выразитель­ным декоративным элементом архитекту­ры. В связи с последним обстоятельством был найден и отработан целый ряд изобразительных средств. Это условное смысло­вое увеличение размера фигур царя или владельца гробницы. Совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет: например, воспроизведение сто­ла в профиль, а всего, что находится на нем, — сверху. Разнообразие движений, поз, поворотов наблюдается только в фигурах слуг, крестьян и ремесленников, так как в этих случаях ясность, понятность того, что делает каждый персонаж, имела важное магическое культовое значение ( Рис. 81, 82).

При исполнении и размещении изобра­жений в оформившихся канонизирован­ных формах передачи талантливые и опыт­ные художники добивались не только силуэтной, пластической, но и большой красочной, цветовой декоративности всех композиций, органически включающих, кроме повествовательных элементов, так­же раскрашенные иероглифические над­писи.

Таким образом, раскрывается нераз­рывная связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов. Все четко, все графично в этих рельефах. Тон­кая моделировка вызывает лишь легкую игру теней на их поверхности. Но рельеф и в этих случаях так мало возвышается над фоном, что никогда не теряет связи с ясным, четким силуэтным рисунком.

Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху. Техника настен­ных росписей не была развита в такой же мере. По существу, росписи представляли собой подкраску, расцветку рельефов и подчинялись их стилистической структу­ре.

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. И труд художников, поэтому считался священнодействием. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.