Сделай Сам Свою Работу на 5

II.Додинастический период (кон. 5 – 4 тыс. до н.э.)





Лекция № 3. «Искусство Древнего Востока»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Общая характеристика искусства Древнего Востока.

II. Развитие искусства Древнего Египта в додинасти-

Ческий период.

Искусство эпохи Раннего Царства.

III. Искусство эпохи Древнего Царства.

IV. Искусство эпохи Среднего Царства.

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Общая характеристика искусства Древнего Востока

Термин «Восток» условен, связан с периодом римского владычества, когда в состав Империи входили территории Передней Азии и Египта, входившие в состав ее Восточных провинций.

Ныне Древним Востоком принято называть древнейшие классовые общества на территории Азии и Африки, родственные в социально-экономическом отношении.

Ближний и Дальний Восток - сердце этого собирательного термина. В состав Ближнего Востока входили земли между Каспийским, Черным, средиземным морями и Индийским океаном, а так же земли Северной Африки. Яркая страница искусства этого региона - искусство Древнего Египта. На его примере выделим основные особенности искусства стран Древнего Востока.



Египет - одно из самых древних государств. Искусство Египта длилось около 5 тысяч лет. Изучение древнеегипетского искусства представляет большой интерес. Древнейшую культуру Египта принято делить на следующие периоды:

1. Додинастический период (кон. 5-4 тыс. до н. э.) и Раннее царство

(с 30 по 28 вв. до н. э.).

2. Древнее царство - 28 - 23 вв. до н. э.

3. Среднее царство - 21 - 18 вв. до н. э.

4. Новое царство - 16 - 11 вв. до н. э.

5. Поздний период - 11 - 4 вв. до н. э.

Выделим главные черты древнеегипетского искусства:

1. Религиозный, культовый характер. Египет - страна многобожия – боги Ра (бог солнца), Пта - творец мира и людей, Осирис - бог плодородия, его жена Исида и сын Гор и др.). Велика роль заупокойного культа, он очень влияет на жизнь и искусство страны.

2. Медленный, застойный характер развития искусства как отражение строя деспотической монархии и религии. За многие века искусство Египта развивалось без сломов и революций (исключая время Эхнатона - реформатора, пер. пол. 14 в. до н. э.).



3. Каноничность. Канон — свод художественных правил, способствующих
выявлению локальных черт в искусстве, и закрепленных в памятниках
искусства. Канон включал в себя широкий круг понятий: социальная
пирамида, иконография, композиция памятников, особая система пропорций, способ размещения фигуры на плоскости (голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, бедра в три четверти, ступни ног в профиль).

4. Синтетичность (комплексность). Объединение в едином ансамбле всех видов искусства - архитектуры, пластики, цвета, прикладного искусства. Как пример, знаменитые храмовые ансамбли в честь бога Ра - Карнакский и Луксорский (Новое царство). Величественный стиль, продуманность декора.

5. Монументальность. Она свойственна не только храмам и усыпальницам, но и скульптуре и даже прикладному искусству – чувство целого, чувство объема, пропорций, ритма, обобщение, цельность массы и декора. Египет дал миру монументальную каменную архитектуру.

6. Декоративность. Она присуща не только ДПИ, но и рельефу, росписям, мелкой пластике. Декоративное чутье мастеров приводит к созданию шедевров эпохи середины Нового царства (Армарнское искусство), сокровищ гробницы Тутанхамона (Золотая маска, скарабеи, богиня на пантерах, ларцы, светильники, одежда).

Египетское искусство ценно конкретным изображением действительности, вниманием к человеку, тем, что оно впервые отразило сложный мир классовых отношений. Огромной заслугой египетского искусства было освоение внутреннего мира человека, его чувств и переживаний (горе, радость, любовь членов семьи).

Египетское искусство - яркая страница мирового искусства.



Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергалась внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «перо» - «большой дом») - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца».

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растений, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей супругой и сестрой Исидой - богиней плодородия.

 

II.Додинастический период (кон. 5 – 4 тыс. до н.э.)

 

Раскопки захоронений дают сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства Египта самого раннего времени. Уже в это время жители долины Нила верили в загробное существование. Могила мыслилась вечным жилищем умершего, а воображаемый загробный мир - подобным земному. Поэтому умершего снабжали теми предметами, которые служили ему при жизни.

В период додинастической культуры появились могилы прямоугольнойформы, что соответствовало изменению в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, т.к. считалось, что вечное существование его обеспечивало благоденствие всей общины.

Ярким примером этого является Плита фараона Нармера (Рис. 56, 57) из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см. В этой группе произведений является памятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование объединения этим царем долины Нила (южного - Верхнего и северного - Нижнего Египта) в единое государство. С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема на плите Нармера повторяется в разных вариантах 4 раза. В центре на одной из сторон плиты фараона Нармера булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше - царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листков лотоса - символического обозначения Нижнего Египта. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегорически в виде «тельца сильного» (обычное наименование фараона в более поздние времена), разбивающего рогами зубчатую глинобитную ограду поселения и топчущего копытами поверженного врага; остальные в ужасе убегают.

Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но так же наиболее ярким образцом искусства первых фараонов в Египте,первым египетским каноническим произведением. Рельефные композиции на обеих сторонах свидетельствуют об оформлении характерных особенностей изобразительного канона в рельефе. Повествовательность, упорядоченность, построчность композиции, подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени в Египте иероглифическому письму - новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нармера. Наиболее же важная черта в плите Нармера - окончательно выработанная манера изображения объемного тела на плоскости. Художник, являющийся одновременно и писцом, принужден отказаться от воспроизведения лица в фас: в последовательно развертывающейся рельефной полосе, служившей изобразительным повествованием, все должно было быть идеально ясным и понятным.

В конце 4 тыс. до н.э., над могилами начали устраивать и наземные сооружения в виде песчаных насыпей.

В изобразительном искусстве этой поры уже появился образ человека. В древнейших захоронениях найдены небольшие, иногда всего 3 см длины, статуэтки. Они исполнены из глины, слоновой кости, различных пород камня, и имели, вероятно, культовое значение. Среди них есть изображения женщин, мужчин, а так же разнообразных животных-бегемотов, лежащего льва, теленка, собаки. Все фигуры отличаются характерностью обобщенных объемов и силуэтов.

Своеобразие изобразительных приемов египетского искусства проявилось и в полихромной росписи глиняных сосудов и погребений. На наиболее ранних из них композиции нанесены белой краской по красному фону глины. На более поздних - красно-коричневой краской по желтому фону сосудов. В декоративной манере изображены на кувшинах, блюдах и мисках фигуры людей, животных, птиц, большие многовесельные лодки (Рис. 58).

Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые плитки второй половины 4 тыс. до н. э. Это небольшие (10 - 15 см длины) пластины, тонкие и плоские, из серо-зеленого камня – граувакки (Рис. 59). Они служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых, магических обрядов. Наиболее ранние из плиток имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников. Со временем плитки стали делать овальными, большими по размерам, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициями, отразившими длительный и постепенный процесс сложения в Древнем Египте определенных способов передачи окружающей действительности (Рис. 60, 61).

Особенности египетского канона существовали затем все это время долгого исторического развития египетского искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3 тыс. до н.э. в памятниках первым фараонам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.