Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА





Rosin, Die offentl:chen Genossenschalten, 1886, Gierhe, I, § 61, 73—75, Verb d 28 Junstentages, I, S. 102 ff ; Rehbem, I, S 32—35, Nussbaum, Burg A , 21, S. Iff ; Meurer, S.326 II ; Hubnch, Burg A., 33, S 22 ff , Arch, off E , 38, S 219, Otto Mayer, Verw В., 1924, Bd 2, S. 322 ff. См. выше, § 97.

§ 112. Понятие и виды.I. Юридическими лицами публич­ного права являются такие юридические лица, которые либо созданы непосредственно, в силу закона или административного акта, в качестве исполнителей задач публичного характера с тем, что устройство учреждения регламентируется нормой закона, либо такие, которые, осуществляя публичные задачи, хотя бы впослед­ствии признаются наделенными правами путем закона или админи­стративного акта компетентного органа государства. По вопросу об их возникновении и устройстве и тем самым по вопросу об от­граничении их от юридических лиц частного права (обществ, учреждений) решающим является не Г. У., а публичное имперское право или право отдельных государств (земель), в зависимости от источника, вызвавшего к жизни юридическое лицо 1.

II. Однако в Г. У. для таких юридических лиц установлены две важные нормы:

1. Ответственность за вред (ущерб), который органы, выра­жающие, сообразно устройству юридического лица, его волю, причинили при выполнении присвоенных им функций, такая же, как и ответственность юридических лиц частного права, ибо § 89, абз. 1, признает норму § 31 соответственно применимой как в отношении казны, так и корпораций, учреждений и заведений публичного права.



а) Ответственность распространяется лишь на представителей, занимающих руководящие должности, основанные на организаци­онных и административных нормах 2.

* По этому вопросу см выше, § 31, о разграничении между публичным и частным пра­
вом, и прежде всего § 97.

- Место устава юридического лица частного права здесь занимают постановления
административно-организационного характера, которые установлены законом или рав­
нозначащим административным актом; см. B.GE, 53, S. 280, 62, S 36; 74, S. 23; 120,
S. 304, 307; Gruchot, 56, S. 867. Представителем государства в соответствии с конституцией
является тот, кто путем исходящего от государства предписания организационного харак­
тера призван быть представителем и в пределах своеп компетенции, подобно правлению
частноправового юридического лица, управомочен на представительство по совершению
сделок, неся самостоятельную ответственность.





ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ЛИЦА


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА



 


б) Кроме того, ответственность касается лишь таких дейст­
вий, которые эти органы совершают во внутренней связи (не только
при случае) с присущими им в силу их положения функциями 3.

в) Прежде всего, однако, надлежит^ принять во внимание,
что из отсылки §89 к § 31, который касается лишь частно-правовой
деятельности, а равно и из ст. 77 Вводного закона (а в настоящее
время ст. 131 конституции 1919 г.) вытекает, что, говоря о деятель­
ности органов публичноправового лица, закон имеет в виду их
частноправовую деятельность. Последняя имеет место, когда осу­
ществляется; деятельность, которую с таким же у спехом могло бы
предпринять частное лицо и которая, следовательно, не является
по своей природе неизбежно действием публичноправового лица.
Речь идет о деятельности фискального характера, а не об осу­
ществлении публичной власти. Должностное лицо несет ответ­
ственность на основании нормы § 839 (см. т. 2, § 234).

г) Если же вопрос стоит об ответственности за вред, который
причинило должностное лицо при осуществлении предоставлен­
ной ему публичной власти 4 путем нарушения лежащей на нем

3 См. выше, § 103, I, 3. См. также RG-E, 101, S. 355; 104, S. 289; 126, S 33.

4 Сюда относится выполнение всяких служебных обязанностей, в которых нельзя
усмотреть осуществления частноправовых интересов империи, отдельного государства
(земли), общин и т. д. См. RGE, 84, S. 28; 86, S. 122; 91, S. 274; 103, S. 288; 107,
S. 271; 111, S. 369; 120, S. 164; 121, S. 254; 126,3. 32 Публичная власть проявляется
не только в государственном принуждении, но также и в мерах попечения, которые от­
носятся по своей природе к функциям высшей государственной власти; сч. RGE, 82,
S. 86; 91, S 384; 101, S. 354; 102,8. 32; Warn., 1927, Nr. 117. Ясно, что злоупотребление
должностными правомочиями подпадает под понятие осуществления публичной власти.
Должностное лицо не должно выходить за рамки своей компетенции, так как соблюдение
ее входит в лежащие на нем в отношении третьего лица должностные обязанности; см.
EGE, 71, S. 60; 91, S. 381; 99, S. 288; 104, S. 204, 260; 105, S. 174. Примеры: причине­
ние вреда путем воинских упражнений (RG. Warn, 1916, Nr. 123); военными кораблями и
таможенными катерами (но по вопрЬсу об ответственности при столкновении кораблей
решающее значение имеет ст. 7 EG HGB, которая для этого случая предписывает приме,
нение § 734—739 HGB и тем самым исключает применение ст. 77: RGE 79, S. 180); поли­
цейскими мероприятиями; деятельностью консульских чиновников (RGE, 72, S. 350;
OLGE, 14, S. 3;RGE, 32, S.145; 55, S. 366 If.; RG Gruchot, 51, S. 619); ведением корабля
лоцманом — в качестве должностного лица (RGB, 86, S. 117 If.; 110, S. 349); в отно­
шении чиновников, на которых возложено заведование шлюзами в данном канале (105,
стр. 99); применение уголовного наказания, включая уход и врачебное обслуживание
(RGE, 78, S. 326 ft.); грабеж солдат, находящихся на действительной службе (RGB,
107, S. 271); ответственность обоснована и в том случае,когда солдат в предоставленном
ему жилом помещении неосторожно разряжает свое оружие и этим вызывает несчастный
случай (RGE, 101, S. 355; 104, S. 289); причинение вреда должно стоять в тесной связи
с выполнением служебных обязанностей (RGE, 105, S. 230; см.,с другой, стороны, RGB,
12, S. 304, относительно правового положения офицеров запаса (Reichswehr) при военных
упражнениях; можно было бы сюда же отнести ответственность учителей публичных школ
за причиненный ими при выполнении своих профессиональных обязанностей вред (RGE,
84, S. 27 If.; 125, S. 85). Противоположность правам, вытекающим из государственной
власти, представляют собой так называемые фискальные права (RGE, 71, S. 46; 72,
S. 349), т. е. такие, которые могут быть и у частных лиц. Поэтому несут ответственность,
например, как предприниматели железных дорог, землевладельцы, предпринимате-




в отношении третьего лица служебной обязанности, то § 89 и 31 не получают применения. Поскольку должностное лицо (всякое должностное лицо) при осуществлении предоставленной ему пуб­личной власти несло бы ответственность согласно § 839 Г. У. за виновное нарушение должностных обязанностей, лежащих на нем в отношении третьего лица, в силу ст. 131 конституции 1919 г. ответственность несет в данном случае, как правило, вместо долж­ностного лица — государство (империя или союзное государ­ство) 6 или корпорация, на службе которой находится должност­ное лицо, но с возможностью обратного требования несущей ответ­ственность корпорации к должностному лицу. В отношении этой ответственности в подробностях (в известной степени в качестве нормы о проведении в жизнь ст. 131 конституции 1919 г.) имеют решающее значение как постановления имперского закона 22 мая 1910 г. об ответственности империи за имперских должностных лиц, так и изданные на основе ст. 77 Вводного закона к Гер­манскому гражданскому уложению законы земель об ответствен­ности союзного государства (земли), общин и других коммуналь­ных союзов, поскольку они не противоречат правилам ст. 131

конституции 1919 г. 6

д) Поскольку речь идет не о должностных лицах, занимаю­щих руководящие посты на основе организационно-администра­тивного устройства, а о других должностных лицах юридических лиц публичного права при осуществлении ими своих частнопра­вовых функций (а не функций государственной власти), действуют, в пределах обязательств, основные положения § 278, а в отношении внедоговорного, противоправного причинения вреда — основные

положения § 8317.

2. В тех случаях, когда объявление конкурса над публично-правовым юридическим лицом вообще допустимо, члены правления обязаны при чрезмерной задолженности незамедлительно войти с представлением об'открытии конкурса, точно так же, как это

лив области строительства, так и публичные юридические лица в порядке обычных правил по § 89, 31; см., например, RGB, 54, S. 53II.;55, S. 174 If.; RG Gruchot, 48, S. 995. Мно­гочисленные дальнейшие примеры см. в RGB, 78, S. 326, и 71, S. 46 И. См. также т. II, § 234.Относительно имперской почты см. RGE, 126, S. 31 11.

5 Однако имеются исключения, а именно — в отношении должностных лиц, кото­рые содержатся только на поступающие от осуществления пх деятельности сборы [напри­мер, нотариусы.—Прим, ред.] (т. 2, § 234 III). Эти исключения не отменены ст. 131, так как эта статья только в основном регламентирует ответственность и исключение от­ветственности; нотариусов она едва ли имела в виду.

8 Подробностн по этому вопросу, равно как и о значении ст. 131 и об ответственности за нарушение должностных обязанностей служащими по ведению поземельных книг, см. т. 2, § 234; см., впрочем, еще Anschufz, Kommentar. zur RV zu Art. 131, 102, S. 168; 103, S. 430; 104, S. 291; 106, S. 31; 107, S. 61; 108, S. 250. Co сравнительно-правовой точки зрения по вопросу об ответственности должностных лиц см. G. Schwarfz, Rechtsvgl. HWB,

II, S. 373.

7 См. выше, § 103, II.


 




 



ОБЩ4Я ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ЛИЦА


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА



 


 


предписано для частноправовых обществ; в противном случае они отвечают за ущерб (§ 89, абз. 2).

III. Среди юридических лиц публичного права следует особо упомянуть:

1. Казну . Государство выступает не только как носитель верховных прав и обязанностей, следовательно, как государ­ственно-правовой субъект, противопоставляемый отдельным гра­жданам, и как субъект международного права, противопоставляе­мый другим государствам, но является также субъектом имуще­ственных прав и обязанностей. В этом своем качестве государство именуется фиском (казной); конечно, это не дает оснований мы­слить казну как обособленный, отличный от государства субъект прав. По своей природе государство (фиск, казна) является корпо­рацией, так как оно состоит из совокупности граждан. В Германии в силу федеративного государственного устройства необходимо раз­личать имперский фиск (имперскую казну) и фиск (казну) каждого отдельного союзного государства (земли).

В некоторых случаях возможно предъявление в общем порядке иска к фиску (казне).

Общегерманское право знает многочисленные особые нормы, устанавливающие преимущества фиска (казны). В Г. У. их мень­ше, однако частично они распространены также на общины и дру­гие публичноправовые юридические лица.

По обязательственным требованиям фиска (казны) или коммунального союза, которые должны быть оплачены в определенной кассе, возможен зачет лишь такого требования, которое подлежит удовлетворению той же кассой (§ 395). Это правило имеет своей целью исключительно лишь облег­чение ведения кассовых расчетов; неправильно было бы сделать вывод, что отдельные кассы образуют собой обособленные юридические лица. Следовательно, обычные наименования «Налоговая казна», «Казна по лесни­чествам» и т. п., строго говоря, неправильны .

О других привилегиях публичных касс см. в § 411 и ст. 92 8.

По вопросу о праве оккупации брошенных (собственниками) земельных участков см. § 928; по вопросу о праве на выручку от продажи найденных вещей см. § 981.

См., кроме того, оговорки статей 73, 91, 97—101, 114, 118 Г.У.

Вопрос о праве наследования казны подлежит рассмотрению в наслед­ственном праве. По вопросу о праве казны на получение имущества прекра­тившихся обществ и ликвидированных учреждений см. выше, § 107, 111.

Наконец, казна и некоторые другие юридические лица публичного права

7а F. Giese, Begriff und Recht des ReichafisJcus, 1900; Hatscheh, Die recbtliche Stel-lung desKskus im BO., VerW. Arcb., 424; Weyl в Kieler Festgabe fur Haenel, 1907; Stier-Somlo, HdR, II, S. 499. Co сравнительно-правовой точки зрения рассматривает вопрос Buhl, Rvgl, HWB, III, S. 426 Я.

7« Однако несмотря на единство казны, мыслимы публично-правовые (право самооб­ложения; RG-E, 119, S. 304) и частно-правовые правоотношения (спорно) между Stationes fisci; Ruhl, Zur Konstruktion der Rechtsbeziehungen zwischen Staatllchen Beborden, 1926.

8 См.,например, прусский AG-, Art. 11 : «Платежи из публичных касс, если иное не установлено, подлежат получению в кассе».


имеют важные преимущества при конкурсе (КО, § 49, Z. I; 61, Z. 2 и 3) и согласно ZwBG.

По вопросу об обязанности казны возмещать вред, причиненный виною ее должностных лиц, см. ниже, II; за отчуждение имущества — см. выше, § 55, III.

2. Местные общины (городские и сельские) и прочие комму­нальные союзы, округа, провинции и районные союзы.

Имущество общины является частью собственным имуще­ством общины (называемым в городах «Kammereigut», в сельских общинах — «Ortsvermogen»), т. е. оно предназначено для осуще­ствления целей, стоящих перед общиной, частью же оно «А11-mende», «Burgervermogen», т. е. хотя и является собственностью общины, но подлежит пользованию со стороны всех членов общины или -определенных лиц. управомоченных на пользование, так называемой земельной общиной (Realgemeinde); в особенности часто относятся сюда лес и выгон, как пережиток прежних това­риществ, объединявших жителей марки 9.

3. Публичные корпорации и заведения для педагогических,
научных и художественных целей, как университеты и высшие
технические школы, гимназии (если они являются юридическими
лицами), академии, школьные союзы и т. д.

4. Церкви и церковные учреждения. Не только католиче­
ская всемирная церковь и евангелические церкви в отдельных
союзных государствах (землях) являются юридическими лицами,
но также и каждая отдельная местная церковь или церковный
приход (Pfarrei), далее епископатства (Bistiimer), собрания клира
и капитулы (Kapitel), монастыри и учрея;дения (Stifte) 10, еван­
гелические окружные и провинциальные синодальные союзы
и т. д. С точки зрения общегерманского права, следует отдельную
церковь рассматривать как учреждение, с точки же зрения пар­
тикулярного права, в особенности по прусскому ландрехту, цер­
ковная община представляет собой корпорацию, что в действитель­
ности более соответствует евангелическому пониманию церкви
как общины верующих.

5. Многочисленные публично-правовые юридические лица, пре­
следующие хозяйственные или социальные цели общего характера
или служащие интересам известных профессиональных групп.
Такими являются по имперскому праву: имперский банк, гер­
манское имперское общество железных дорог, больничные кассы,
•страховые товарищества на случай увечья и учреждения по стра­
хованию на случай старости, инвалидности и потери кормильца;
дехи, цеховые союзы и ремесленные управы. Согласно праву

9 Впрочем, в некоторых местностях земельная община представляет собой самостоя­тельное юридическое лицо или имущество земельной общины является совокупным иму­ществом членов или также и в идеальных долях (все же с различными ограничениями).

'» См. также Lammeyer, Die juristisches Personen der Katnol — Kirche, 1929.



' ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ЛИЦА


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА


425-


 


отдельных государств (земель), часто сюда же относятся: обще­ства сельскохозяйственного кредита, торговые п сельскохозяй­ственные палаты; товарищества по постройке и использованию плотин, по водоснабжению, по рыбному промыслу, лесные това­рищества п др. Необходимо постоянно проверять, прпнадлежат^лп они по праву земель к публичному праву.

V. ОГОВОРКИ.ПЕРЕХОДНЫЕ НОРМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕЧАСТНОЕ ПРАВО.

§ 113. Значение права земель. Переходные нормы. Междуна­родное частное право. I. Общее значение права союзных государств (земель).

В целях облегчения общего обзора рекомендуется сопоставить те юри­дические лица, по отношению к которым в более широких или в более узких границах продолжается применение права отдельных государств (земель).

1. В отношении юридических лиц публичного права Г. У. содержит
только обе нормы § 89; в дальнейшем принимается во внимание ст. 131 кон­
ституции 1919 г. и закон 22 мая 1910 г. (см. выше, § 112). В остальном в
отношении их действует право земель '.

2. Частно-правовые юридические лица подчиняются в' тех отраслях,
которые оставлены в компетенции права земель, особым нормам права
земель, относящимся к такого рода объединениям; однако, поскольку таких
предписаний не существует, они подчиняются правовым нормам Г. У. Сюда
относятся в особенности юридические лица водного права (ст. 65), по устрой­
ству и содержанию плотин и шлюзов (ст. 66), по объединению земель для
мелиоративных целей (ст. 113) и кооперативные лесные товарищества
(ст. 83),

3. Что касается вопроса об устройстве обществ, возникающих в порядке
концессии, то в первую очередь применяются особые нормы права земель,
а поскольку их нет — правовые нормы Г. У. (ст. 82). Поскольку же вопрос
касается не устройства, а, например, порядка возникновения, прекращения,
судьбы имущества, в первую очередь решает Г. У. (см. ст. 85 и выше, § 106).

4. В отношении учреждений (частного права) в принципе применяется
Г. У. Однако, поскольку Г. У. не содержит императивных норм, сохраняют
силу нормы права земель (преимущественно перед Г. У.) по вопросам, касаю­
щимся устройства (см. выше, § 111).

5. Наконец, длительное действие права земель в отношении известных
уже и существовавших к 1 января 1900 г. юридических лиц вытекает из
постановлений переходного характера, о которых необходимо сейчас же
упомянуть.

переходного характера.

II. Постановления

Habicht, 3 Aufl., § 13 Я.

1. Если, согласно изложенному выше, Г.У. может быть применено в отношении определенных юридических лиц, то это применение также имеет место в определенных отношениях к уже существовавшим к моменту всту­пления Г.У. в силу юридическим лицам (ст. 163), а именно:

а) в отношении устройства и вопроса о представительстве,

б) в отношении утраты правоспособности и судьбы имущества после
прекращения.

1 B.GE, 64, S. Ш; 127, S. 47.


2. Вопрос о возникновении и вопрос о том, где юридическое лицо имеет
свое местонахождение, напротив того, уже разрешен в момент окончатель­
ного возникновения по праву, действовавшему в этот момент .

3. Существовавшие уже к моменту вступления в силу Г.У. земельные
общины п подобные союзы (ст. 164) и существовавшие тогда сельские и
дворянские кредитные установления (ст. 167) остались полностью (т. е.,
и в отношении устройства, представительства, прекращения п судьбы иму­
щества) подчиненными действующим особым нормам земель. Равным обра­
зом сохранили свое действие (ст. 165, 166) в отношении некоторых суще­
ствовавших тогда баварских и саксонских обществ баварский закон 29 апреля
1869 г. и, соответственно, саксонский закон 15 июня 1868 г. 2

4. К существовавшим к моменту вступления в силу Г. У.
неправоспособным обществам следует, согласно общим основным
положениям (см. выше § 56) и вместе с тем по аналогии со ст.
163, применять по вопросу об устройстве, представительстве,
прекращении и судьбе имущества новое право 3, что в отношении
Баварии и Гессена даже прямо установлено 4.

Поэтому представители таких обществ в особенности несут ответственность за заключенные ими с начала 1900 г. сделки лично и как солидарные должники; процессуальная правоспособность

!а. Правила, указанные в пп. 1 и 2, находятся в полном соответствии с изложенными выше (§ 56) основными положениями. Нормы, касающиеся устройства и порядка упра­вления (см. выше, 1а), могут быть охарактеризованы как правила о существе и деятель­ности организаций, которые мы называем юридическими лицами; следовательно, эти нормы относятся также и к уже существующим юридическим лицам (см. выше, § 56, II, 2). Пра­вила о порядке возникновения и о местонахошдешш юридического лица (см. выше, 2> определяют действие фактов, обосновывающих вознпкновецие и местонахождение, следо­вательно, эти факты должны обсуждаться по тогдашнему (старому) праву (см. выше, § 56, I, 1). Напротив того, вопросы о прекращении и о судьбе имущества (см. выше, 16) должны решаться по новому праву, вследствие того, что факты, вызывающие эти послед­ствия, наступают в период действия нового права.

2 Более подробно об этом см. у Habicht, S. 103 ff.

3 Это весьма спорно. Habicht (S. 122 ff.), Gierhe (Vereine ohne Rechtsfanigkeit.S. 49 Я.),
Hachenburg (S. 479 и EGE 51, S. 161) считают подлежащим применению старое право,
так как неправоспособные общества в силу § 54 подпадают под денствие правил о товари­
ществах, а для обязательственных отношении, согласно ст. 170, решающее значение имеет
старое право. Однако они при этом упускают из виду как раз то, чем ойщество отличается
от товарищества. Общества, даже если они не приобретают правоспособности, предста­
вляют собой длительно действующие организации, которые, так же как и другие длитель­
ные правовые состояния, подчинены, когда вопрос относится к периоду после 1 января
1900 г., новому праву (см. по этому вопросу сказанное выше, § 56, I и II, 2). О необходи­
мости применения нового права см. также RGE, 63, S. 63 ff. и, по меньшей мере, о приме­
нимости § 54,предл. 2, также RGE, 77, S. 430. См. также RGE, 97, S. 122. Принятие проти­
воположного взгляда привело бы на неопределенное время к «неразрешимой путанице», что
признают, впрочем, п противники, в особенности сам Гирке. См. Hemtze, Der nicntrechts-
fahige Verein, S. 72 И. Согласно поздненшему решению (RG. Warn, 1915, Nr. 123), новое
право должно, правда, иметь решающее значение лля внешних, но не для внутренних
отношений общества; однако при этой точке зрения также создалась бы на неопределен­
ное время едва ли разрешимая правовая ситуация и, кроме того, разграничение между
внутренними и внешними отношениями вызвало бы большие трудности.

4 Bayer, Uebergangsgesetz, Art. 2; см., однако, также там же ст. I; Hess. А&, Art. 134.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ЛИЦА


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА



 


 


таких обществ с этого времени ограничена пассивной процессуаль­ной правоспособностью (ZPO, § 50, Abs. 2, КО, § 213 5).

III. Международное частное право

Bar, Theorie, I, S. 307II.; Zitelmann, II', S. HO ff.; Planch, zu Art. 10; Mamelok, Die junstischen Person im mternat. PrR, 1900; Neumeyer, Internationale Vervvaltungsrecht, I, 1910, S. 106 ff ; lewald, S. 45 If.; Frankenstein, I, S 456 ff.; Wieland, Z. f. Scnweiz. R., 43, S. 216 ff.; Durmger-Hochenburg (Geiler), I, S. 48 II., сравнительный правовой мате­риал — см. Gieseke, Rechtsvgl. HWB, S. 326 ff.

1. Согласно изложенным выше, в § 61, основным положениям по вопросу о существовании юридического лица вообще, должен являться решающим личный (персональный) статут 6, право того государства, к которому юридическое лицо принадлежит. Этот правовой порядок определяется местонахождением рассматривае­мого субъекта права . При этом во внимание не принимается одно лишь номинальное местонахождение, а только место, в кото­ром фактически осуществляется управление (но не сама деятель­ность) 7.

Согласно таким образом определяемому правопорядку, ре-лтется, возникло ли вообще юридическое лицо, устанавливается •объем его правоспособности, его устройство и организация и его

5 Эти правила вынужден признать также Habicht, несмотря на то, что в остальном он •стоит на другой точке зрения (S. 123, 124). Само собой разумеется, что этим не затраги­ваются уже возбужденные обществом иски.

в По вопросу о том, что это обозначение (персональный статут) в основе своей при­водит к заблуждению, так как ведь отношение между государством и субъектом права, которое мы называем гражданством, уже предполагает существование субъекта права t •однако, в свою очередь, подлежащее проверке, см. Leviald, S. 46 и др. Под персональным статутом в отношении юридического лица подразумевается местонахождение органи­зации.

ва Вопрос о «национальной принадлежности» юридического лица, и в особенности с точки зрения законодательства военного времени (секвестр), обсуждался неоднократно. Вопрос о том, идет ли речь о «вражеском» юридическом лице, решался (за исключением Соединенных Штатов Америки) в зависимости от гражданства большинства членов (акцио­неров) или распорядителей (теория контроля, которая соответствует теории Иеринга-Планиоля, но не органической теории). В действительности же вопросы о гражданстве и

0 «вражеском характере» подлежали раздельной проверке. При определении персональ­
ного статута теория контроля не признается. См. Giesehe в RechtsvglHWB, II, S. 326 If.
(с дальнейшими указаниями).

7 См. RG-. J.W, 1904, S. 231; RGB, 77,3. 19. Впрочем, это косвенно подтверждается статьей 10 EG: «Принадлежащее чужому государству и по его законам правоспособное общество». Исключение (как известно, встречающееся лишь редко) представляют отно­сящиеся к чужому государству, но там, однако, неправоспособные общества, которые, согласно § 23, наделены правоспособностью Союзным (имперским) советом (см. выше,

1 99, прим. 7). Тем самым такие общества как бы сделались принадлежащими к германской
империи, и вопрос, поскольку он касается их правоспособности, должен решаться по
германскому нраву.

Далее, необходимо, согласно ст. 30 (см. выше, § 62, 1, 3), применять так называемые законы об амортизации (см. выше, § 98, II) также к иностранным юридическим лицам и к юридическим лицам, относящимся к другим германским государствам, если даритель или наследодатель принадлежат к тому государству, которым издан амортизационный закон, или если приобретаемый земельный участок находится в этом государстве.


прекращение 8. Если юридическое лицо перенесет свое местона­хождение в другое государство (землю), то это само по себе не означает утери им правосубъектности (если что-либо подобное не было установлено старым или новым правопорядком). Напротив, юрщщческое лицо, сохраняя свою идентичность, теперь подпа­дает под действие "правопорядка своего нового местонахождения, согласно которому и решается вопрос о том, является ли оно субъектом права или нет 9.

2. От вопроса о существовании иностранного юридического лица следует отличать вопрос о признании его германским пра­вом. Иностранные юридические лица, в частности иностранные правоспособные торговые товарищества, кооперативные товари­щества, учреждения и публичные корпорации, также признаются правоспособными вообще в германской империи, причем это при­знание не нуждается в прямом подтверждении со стороны государ­ства.

Однако в отношении иностранных частноправовых обществ, право­способных по законам своего местонахождения, которые нуждались бы в Германии во внесении в реестр обществ или в наделении их правоспособ­ностью (если бы они имели свое местонахождение в Германии), должно быть сделано исключение; ибо иначе многочисленные общества, в действи­тельности рассчитанные на осуществление своей деятельности внутри своего государства, если они опасаются затруднений, связанных с соблюдением нормативно-явочного порядка возникновения или того, что они не получат разрешения от государства, могли бы перенести свое местопребывание за границу и тем самым помешать осуществлению этих ограничений. Поэтому указанные выше общества (следовательно, это не касается иностранных торговых товариществ 10) должны внутри страны считаться правоспособ­ными только тогда, когда их правоспособность признана решением Союзного (имперского) совета (ст. 10, предлож. 1) п.

а) Признание может быть также выражено в общей форме, например
для определенного рода обществ определенных государств; оно может быть
свободно отменено и не должно быть смешиваемо с наделением правоспо­
собностью.

б) Если такое иностранное общество не признано правоспособным, то
к нему применяются нормы, касающиеся неправоспособных обществ (ст. 10,
предлож. 2).

» См. RGE, 36, S. 393; 73, S. 366; 117, S. 215; KG. J. W, 1925, S. 1300; 1928,

S. 1232.

9 На иной точке зрения стоит господствующее учение. См. по этому весьма спорному вопросу RGB, 7, S. 82; 88, S. 53; J. "W, 1918, S. 510; RGE, 107, S. 94; Neumeyer, Internat. PR,S. 17; Hamels Rabels Zeitschrift, Bd 2, S. 1002; Leviald, S. 49 ff.; Quassowsfo, Gruchot,

65, S. 403.

i» Это общее мнение; в последнее время вопрос поднят вновь (RGE, 117, S. 215). Однако Германия заключила ряд международных договоров, в которых торговые това­рищества, в особенности акционерные общества, взаимно признаются законно суще­ствующими (с Голландией, Чехословакией Австрией, Бельгией, Францией,Швейцарией

и др.).

11 Эта норма не действует в отношениях между Германией и Соединенными Шта.

тами Америки, Англией и Южно-Африканским союзом (Leviald, S. 53).


 




 





ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ III. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ЛИЦА


 


в) Однако нормы ст. 10 могут иметь применение лишь в отношении таких правовых вопросов, которые в остальном подлежат разрешению по германскому праву. Если швейцарское правоспособное общество, которое не получило в Германии признания, назначено наследником и по вопросу о порядке наследования действует швейцарское право, то такое общество прп судебном споре по вопросам наследования, подлежащем рассмотрению германским судом, должно быть признано правоспособным.

3. Ст. 10 относится лишь к признанию обществ по иностранному праву правоспособных. Для обществ неправоспособных по иностранному праву (и торговых товариществ) в равной мере решающим является статут их местонахождения. Это же правило действует я в отношении ответственности членов (товарищей) по долгам общества.


УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИИ *

1. Германское 1ражданское уложение большею частью цитируется
как Г. У.; обозначение отдельных параграфов относится к параграфам
Г. У. (например, § 242 = Герм. гр. ул., § 242).

2. Статьи Вводного закона к Герм. гр. ул. цитируются посредством
«Art.» (т. е. Artikel, статья) и числа (например, Art., 5 — статья 5 Вводного
закона к Герм. гр. уложению). Параграфы начиная с § 114 цитируются с
добавлением слов «см. полутом 2», так как они войдут в состав полутома
2 настоящего тома.

3. Имена авторов без указания произведений относятся к наиболее
распространенным курсам пандектного права, германского частного права,
прусского права, а также к курсам и введениям к курсам гражданского
права и к комментариям к Германскому гражданскому уложению.

В тех случаях, когда казались возможными сомнения относительно произведения, курсы пандектного права обозначены буквой «Р», герман­ского частного права — «DPr.», прусского частного права — Pr. R., гра­жданского права — «BR», комментарии к германскому гражданскому уложению —• «Komm.»

4. Отдельные сокращения:

ABGB — Das Allgemeine Burgerliche Gesetzbuch — Австрийское гражданское уложение.

AbzG = Abzahlungsgesetz — закон о продаже в рассрочку.

АС, = Ausfuhrungsgesetz — закон по проведению другого закона или ко­декса (например, Герм, гражд. уложения).

AusfVO = Ausfuhrungsverordmmg — указ (административное распоряже­ние) по проведению...

ALR = Allgemeines Landrecht — Сборник прусского права (прусский

ландрехт). ArchoffR = Arcbiv fur offentliches Recht (Журнал по вопросам публичного

права).

Arch. f. burg. R. = Archiv fur burgerlicb.es Recht (Журнал по вопросам гра­
жданского права). *

ArchfRWphil. = Archiv fur Recbts- und Wirtschafts — Philosophic (Журнал по философии права и хозяйства).

ArchfzivPr = Archiv fur zivilistische Praxis (Журнал цивилистической практики).

высший земский

BauFG = Bauforderungsgesetz — Закон о строительстве.

BayOLG = Bayerisches Oberlandsgericht — Баварский

суд.

BayRPflZ — Bayerische Rechtspflegezeitung (Баварская юридическая га­зета).

BayrV = Bayerische Verfasstmg (Баварская конституция).

* Составлен проф. И. Б. Новицким.

BayZ = Bayerische Zeitung (Баварская газета).




238 239 239 246 250 251 255 257 260 260 263 274 275
283 283 285 285 285 289 291 291 297
302 304 304 306 306 309
От редакции: Новейшие тельства .

тенденции буржуазного гражданского законода-

Книга первая ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.