Основные экономические субъекты местного хозяйства, их взаимодействие.
МХ означает взаимодействие между его тремя основными субъектами: домохозяйства, предприниматели, местное правительство.
1) В общей экономической теории под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта. В эту экономическую категорию часто включают кроме собственно семей также и некоторые организации, не занимающиеся производственной деятельностью: партии, профсоюзы, церковь.
С точки зрения теории развития МС важна социальная характеристика домохозяйства/семьи – как создание человека для общества.
В условиях информационного общества главной формой завершенных капиталовложений общества являются капиталовложения в человека.
Домашнее хозяйство является основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры. Домашнее хозяйство/семья оказывает решающее воздействие и на развитие сферы материальных услуг (коммунально-бытовых, транспортных, общественного питания и т. д.). Важным условием роста потребления домашних хозяйств является развитие кредита – ипотечного, потребительского и.т.п.
Семья/домохозяйство является потребителем не только производимых в обществе товаров и услуг, но и главным субъектом отношений, определяющим само существование и движение экономики. В развитых странах четко просматриваются импульсы, которые домохозяйства дают росту экономики: 1) семьи накапливают товары длительного пользования, необходимые для ведения домашнего хозяйства, страховые и иные полисы на огромные суммы; 2) в результате гигантски увеличиваются активы и обороты банковской системы — ипотечных, коммерческих банков и страховых пенсионных фондов и т. д.; 3) высокого уровня достигает цена земли в районах и целых странах, где растут вложения в домохозяйства, в "человеческий фактор". И причина этого — в изменении его реальной ценности, а не в спекуляции; 4) резко возрастает прибыльность и курс акций фирм, создающих производственные коллективы из высококвалифицированных работников. И здесь закономерность устойчивого "отрыва" курса акций от балансовой стоимости производственных мощностей можно понять только с учетом накопления "человеческого капитала" фирм, их достижений и перспектив.
В российской экономике домохозяйства не стали еще реальным экономическим субъектом рыночных отношений, стоящим "на равных" с предпринимателями и государством. В лучшем случае их рассматривают как потребителей товаров и услуг, т. е. как население, получающее в ходе распределения в значительной мере через государственные каналы необходимые материальные и нематериальные блага (в виде услуг здравоохранения, образования, культуры и многих других услуг социального характера). Домохозяйства выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической деятельности.
2) Общая экономическая теория относит к предпринимательскому сектору всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. В эту категорию включаются промышленные и торговые фирмы, сельскохозяйственные и ремесленные предприятия, банки и другие кредитные институты и т. д.
Для местного сообщества важно оценить не столько эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности сообщества в целом. С этой точки зрения можно предложить следующие критерии: 1) Критерий прибыльности (или убыточности) предприятия имеет принципиальное значение, поскольку по крайней мере часть налогов на предприятия и отчислений от их деятельности является важным источником пополнения местного бюджета;
2) Критерий занятости – в рыночной экономике обеспечение занятости населения — одна из самых насущных проблем. В связи с этим при оценке значимости предприятия для удовлетворения потребностей членов местного сообщества в работе наиболее важными являются вопросы: сколько рабочих мест создает предприятие? насколько стабильны создаваемые рабочие места? с какими затратами для местного сообщества связано создание одного рабочего места на данном предприятии? 3) Критерий качества рабочих мест - рабочие места, создаваемые на предприятиях, принято делить на "хорошие" и "плохие". Понятие "хорошие" рабочие места связано прежде всего с уровнем заработной платы, "плохие" рабочие места обеспечивают минимальные заработки, связаны с неуверенностью человека в сохранении работы и т. д. 4) Критерий связи предприятия с местной ресурсной базой – предприятия неодинаково используют природные и человеческие ресурсы. 5) Критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики - акцент делается на развитость связей вновь создаваемого предприятия с действующими предприятиями и, следовательно, на его влияние на экономическую активность в местном сообществе. 6) Критерий пространственной интегрированности местного сообщества - связан с пространственным планированием в местном сообществе. Всякое решение о предоставлении земельного участка под предприятие или новую дорогу вызывает необходимость увязки с архитектурным обликом и местным ландшафтом района, города, его внешним благоустройством и сложившимися условиями жизнедеятельности населения.
Существуют также критерии доходности и критерии соц. значимости. Первый подразделяется на: доходный, окупаемый, бездоходный. Второй – на: высокой значимости, средней значимости, низкой значимости.
3) Общая экономическая теория не аппелирует понятием «местное правительство». В макроэкономике используется обобщенный термин государство. И гос-во действует как самостоятельный по отношению к домохозяйствам и предприятиям субъект. Отличительной чертой сектора "государство" является то, что он выполняет функции предоставления определенных услуг, предназначенных для общества в целом, и в основном без какого-либо непосредственного денежного вознаграждения. Гос-во финансируется главным образом за счет принудительно взимаемых с остальных секторов налогов.
Принципиальное значение для анализа роли гос-ва (правительства) имеет значение: 1) гос-ва как такового, которое издает законодательные акты, определяет правила игры, осуществляет административное регулирование, т.е. действует как сила, внешняя по отношению к хозяйству; 2) гос-ва – собственника некоторых отраслей хозяйства и отдельных предприятий, непосредственно осуществляющего экономическую деятельность, т.е. выступает как экономический субъект.
С точки зрения разделения полномочий с национальными правительствами теория местных сообществ выделяет три основных типа местных правительств: 1) администрация - местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления. Право принятия решений, касающихся жизни местного сообщества, в конечном счете принадлежит центральному правительству; 2) агентство - в этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью. Центральное правительство делегирует свои полномочия этим органам власти, передает им некоторые функции. Местные органы получают определенную самостоятельность в своей деятельности, но остаются подконтрольны центру. 3) автономия - о передаче права принятия решений, постановки задач и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти.
Условиями, обеспечивающими автономность местного правительства являются: политическая автономия, правовая автономия, административная автономия, финансовая автономия.
Функции местного правительства: контроль за соблюдением законности и правопорядка, предоставляет услуги населению, представляет интересы МС.
29. Технология планирования экономического развития местного сообщества. Цели и результаты. Ресурсы. Организация.
Экономическое развитие — последовательная, проходящая определенные стадии деятельность в целях достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Оно предполагает: постановку целей; определение состава участников, характера и порядка их взаимодействия; оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений; поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов.
Поскольку участниками экономического развития являются конкретные люди, то и способы достижения целей, и организационные формы развития обусловлены сложившимися «правилами игры». Сами «правила поведения» и конкретные действия участников ограничены ресурсами, которыми располагает МС для реализации принятых проектов развития.
Цели и результаты развития. В наиболее общем виде целью и результатом развития местного сообщества является благосостояние его населения. Это понятие включает следующие основные элементы:
1) продукты (услуги). Благосостояние населения — это главный "продукт" развития местного сообщества, который материализуется в конкретных видах продуктов и услуг, выражающих потребности местного населения и приносящих выгоды в результате их производства. Поэтому цели развития связаны с тем, чтобы выявить нужды местного сообщества в товарах и услугах и разработать стратегические проекты их реализации.
2) Занятость и доходы- создание рабочих мест является одной из важнейших стратегических целей развития местного сообщества. При этом важно соотношение новых, создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются.
3) "Внешние эффекты" - в ходе реализации мер по развитию возникают сопутствующие результаты, так называемые внешние эффекты. По общепринятому определению, "внешние эффекты" представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. "Внешние эффекты" могут быть и положительными, и отрицательными. Примером положительного эффекта служит утилизация различного рода отходов, которая приносит выгоду не только продавцам, но и покупателям этой услуги. 4) Благоустройство местного сообщества - как цель деятельности местного сообщества и результат местного хозяйствования предполагает обеспечение благосостояния, т. е. удовлетворение социальных, материальных и духовных потребностей местного населения, причем в первую категорию входят экологическое оздоровление городов, сел, станиц, здравоохранение, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, социальное обеспечение, а также проблема безопасности), а во вторую — народное образование, культура и отдых, эстетика и общественная нравственность.
Ресурсы развития - экономическое развитие местного сообщества связывается не просто с наличием ресурсов, но и с определенным их сочетанием — комбинацией. При отсутствии одного из них развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеются в избытке.
1) Физический капитал– к нему относят как природные ресурсы, так и созданные человеком оборудование, производственную инфраструктуру: дороги, порты, энергетические системы, здания.
2)"Человеческий капитал"- т.е. оценка воплощенной к индивидууме потенциальной способности приносить доход. "Человеческий капитал" включает врожденные способности и таланты, а также полученное образование и приобретенную квалификацию.
3) Социальный капитал — это социальные сети (сети сотрудничества), социальные нормы и доверие, складывающиеся в рамках сообществ по интересам и способные передаваться из одной ситуации в другую.
4) Рынки - их можно определить как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в отношения друг с другом с целью купли-продажи этого товара (услуги). Смысл использования рынков как одного из ресурсов развития заключается в том, что в силу эластичности спроса на многие товары и услуги рынки могут быть расширены благодаря нестандартным решениям, усердной и кропотливой работе.
5) Финансовые ресурсы - деньги, необходимые для реализации практически любого проекта, обычно вызывают "головную боль" у большинства местных органов управления или организаций по развитию. Чаще всего поиск денег воспринимается ими как выделение денежных средств, а не как финансирование. Финансирование связано с поиском источников капитала (в основном частного), которые используются для обеспечения проекта финансовыми ресурсами. При этом предполагается, что реализация проекта обеспечит получение достаточной прибыли и соответственно самоокупаемость проекта. Реализацию проекта чаще всего связывают с поиском денег, хотя можно найти немало способов, как осуществить проект без дополнительных денежных затрат.
6) Управление - это особый вид "человеческого капитала". Хороший управляющий способен соединить материалы, деньги и персонал, чтобы произвести и успешно сбыть товар.
Организация- в теории и практике развития местных сообществ выделяются три основных подхода к его организации: самопомощь, или опора на собственные силы; техническое содействие; конфликт.
Технология разработки стратегического плана (СП).
СП – это не только технология создания СП, но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития МС, что предполагает след. виды деятельности: 1) критическая оценка ситуации в МС(формирование представления о проблемах и их причинах); 2) планирование развития МС; 3) просвещение населения (работа по формированию обществ. мнения относительно ситуации и планов развития); 4) организаторская работа (с целью включения людей в деятельность, ориентированную на желаемый результат); 5) организационное развитие (формирование местных организаций по развитию); 6) обеспечение поддержки ключевыми фигурами (убеждение в необходимости изменения ситуации); 7) политическое влияние (влияние на отношение к планируемым изменениям со стороны различных сил и групп интересов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|