Налоговая система Российской Федерации. Разграничение федеральных, региональных и местных налогов и сборов в налоговом и бюджетном законодательстве.
Система налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны. Бюджетная система России включает уровни – федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Поэтому взимаемые в установленном порядке в РФ налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов; подсистему региональных налогов; подсистему местных налогов и сборов.
Система налогов и сборов РФ - совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Элементы налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов (субъектов, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов - это РФ,87 её субъектов МО), действующих от их имени налоговые (финансовые таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции, налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности, нормы налогового права.
Таким образом, налоговая система РФ представляется совокупностью: системы налогов и сборов РФ, системы налоговых правоотношений, системы участников налоговых правоотношений, нормативно- правовые базы сферы налогообложения.
Система налогов и сборов РФ состоит из 3 видов налогов и сборов:
1. федеральные;
2. региональные;
3. местные.
Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается в территории, на которых эти налоговые платежи вводятся и взимаются. Федеральные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на территории всей страны. Региональные устанавливаются кодексом субъектов РФ, они обязательны к уплате на территории соответственных субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются кодексом и нормативными и правовыми актами представительных органов МСУ, обязательны к уплате на территории соответственных МО.
Способы обложения:
-кадастры (земельный, единый налог),
-декларации (физические и юридические лица),
-источники выплат (доходы физических лиц, выручка с продаж, себестоимость, прибыль).
Сроки:
-периодические,
-календарные,
-декадные,
-ежеквартальные,
-годовые.
Налоги делятся на прямые и косвенные и по уровню власти.
Налоговый кодекс установлен на 3 принципах построения системы: единство налогов и разграничения полномочий по уровню власти, принцип законности, ясности, экономические принципы обоснованности и налоговой бренности.
Стороны налоговых отношений: налогоплательщики или плательщики сборов; налоговые агенты; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы исполнительной власти; государственные органы исполнительные органы МСУ; органы государственных внебюджетных фондов.
Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органы, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Субъект налогообложения - налогоплательщик. Объект налога - доход, имущество.
Фискальная функция - сбор денежных средств для создания государственных, центральных денежных фондов необходимых для финансирования государства (государственные расходы).
Стимулирующая роль налогов - стимулирование или сдерживание с помощью налоговых рычагов определенных видов деятельности и отраслей.
Налоги классифицируются по принадлежности к уровням власти и управления на федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся (устанавливаются НК РФ, обязательны к уплате на всей территории страны): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональные налоги: (устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие НК РФ, законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов) налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги: (устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов МСУ, вводятся в действие НК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов МСУ, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Налоговый кодекс устанавливает порядок налогообложения, Бюджетный кодекс - порядок формирования доходов местных бюджетов, регулирует порядок распределения и закрепления доходов по уровням бюджетной системы и обеспечивает выравнивание уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Изменение порядка налогообложения и введение новых налогов производится только федеральными законодательными актами.
11. Доходы местных бюджетов. Их виды в зависимости от источника образования.
Согласно ст.6 Бюджетному кодексу (БК) РФ «доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов МСУ».
Доходы бюджета МО отражают взаимоотношения органов МСУ с налогоплательщиками и образуют финансовую основу бюджет ресурсов, необходимых для решения вопросов местного значения (ВМЗ), формируют материальную основу для обеспечения жизнедеятельности МО.
Доходная часть бюджетов МО состоит из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений (п.1 ст.41 БК РФ)
К собственным доходам относят: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доход от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; доходы от имущества находятся в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов в размерах, установленных нормативно-правовыми актами; часть доходов от оказания органами МСУ и муниципальными учреждениями платных услуг; штрафы, пени; добровольные пожертвования и иные поступления.
Налоговым законодательством установлены местные налоги:
• на имущество с физических лиц;
• земельный налог.
Собственные неналоговые доходы (п.4 ст.41 БК РФ): доходы (не менее 10%) от приватизации гос. имущества, находящихся на территории МО; платежи за пользование недрами и природными ресурсами; доходы от реализации облигаций муниципального займа, от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; госпошлина; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальной организации в виде чистой прибыли муниципальных предприятий; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступления от приватизации организаций; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; прочие неналичные доходы; безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.
Согласно п.5 ст.41 БК РФ к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относят перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из регионального фонда компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, в т.ч. и добровольные пожертвования; безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных (территориальных государственных) внебюджетных фондов.
С позиции муниципального управления доходы могут быть: постоянные (налоги, сборы, регулярно взимаемые в пользу МО, арендная плата за пользование муниципального имущества, ресурсов) и непостоянные (заемные средства), получаемые МО для финансирования инвестиционных расходов.
Основные принципы использования средств:
1) для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей;
2) для финансирования капитальных расходов используют займы, субсидии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|