Сделай Сам Свою Работу на 5

Категория образа мира, ее психологические характеристики





Оглавление.

Введение

2. Глава 1:исследование образа мира в Российской психологической науке

§ 1.1Категория образа мира, ее психологические характеристики

§ 1.2Образ мира и образ жизни человека как его системные характеристики

3. Глава 2:становление образа мира человека в разных социально-профессиональных средах

§ 2.1Социальная среда как фактор становления образа мира

§ 2.2Профессиональная среда как фактор становления образа мира.

4. Глава 3:Исследование образа мира человека находящегося в особых условиях выполнения профессиональной деятельности

§ 3.1Описание методик исследования

§ 3.2Анализ результатов исследования

5.Заключение

6.Список используемой литературы

Введение

Задача описания субъективного мира является одной из важнейших задач психологической науки. В рамках решения этой задачи А.Н. Леонтьев в 1979 году начал разрабатывать категорию «образ мира» для интегрального описания совокупной системы значений человека, или, другими словами, для решения задачи моделирования субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.

С тех пор отечественными исследователями (Артемьева Е.Ю., Доценко Е.Л., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Петренко В.Ф., Петухов В.В., Смирнов С.Д., Стеценко А.П., Стрелков Ю.К., Шмелев А.Г. и др.) выполнены сотни работ по описанию различных аспектов образа мира.



При широчайшем использовании понятия (иногда термин «образ мира» используется как синоним терминов «системы репрезентации», «когнитивные карты», «установка» и т.д.) психологическая феноменология, задаваемая понятием «образ мира», прямо исследуется мало. После восьмидесятых годов была предложена только одна новая модель его структуры (Е.А. Климов «Образ мира в разнотипных профессиях», 1995), до сих пор нет ни одной удовлетворительной модели психологических механизмов формирования образа мира. Большинство авторов обходит эти вопросы молчанием, а те, кто пишет, весьма обобщенно ссылаются на принцип единства сознания и деятельности (это, конечно, верно, но принцип не есть механизм), на механизмы интериоризации, социального научения и даже на гипотезу уподобления, которую сам А.Н. Леонтьев никогда не считал механизмом формирования интегральной системы значений.



Нет прямых экспериментальных исследований характеристик образа мира или верификации его моделей. Об исследованиях образа мира как порождающего конкретные образы и значения даже и не говорится, хотя современная методология требует экспериментально исследовать не только структуру и генез психических явлений, но и их проявления и в контексте функционирования, и в контексте порождения (в данном случае, новых образов, значений, отношений, смыслов).

Образ мира, как идеальное явление, сам из себя не формируется и не раскрывается. Соответственно, как указывают многие психологи (Артемьева Е.Ю., Климов Е.А., Ломов Б.Ф. и др.), при попытках описания структуры, функций, генеза или детерминант развития образа мира разрабатываются модельные описания типа «свойство – свойство», «свойство – структура», «структура – свойство», но из-за отсутствия интегрирующего понятийного аппарата не разрабатываются модели типа «структура – структура».

Образ мира – важнейшее образование психики. Изучение его создает основу для понимания многих качественных преобразований психики.

Цель нашего исследования – осуществить анализ психологических особенностей образа мира у людей, находящихся в особых условиях.

Объект исследования – образ мира личности.

Предметом исследования выступают характеристики образа мира у людей, находящихся в особых условиях.

Гипотеза исследования: как известно, образ мира – это психологическая сущность, субъективный жизненный опыт, который на протяжении всей жизни наполняется различными представлениями, ориентировками, образами и т. п. Предполагаем, что характеристики образа мира людей, находящихся в особых условиях выполнения профессиональной деятельности, имеют некоторую специфику.



Поставленная цель и гипотеза исследования обусловливает задачи:

1. Раскрыть понятие и особенности образа мира и их психологические характеристики;

2. Рассмотреть образ мира и образ жизни человека как его системные характеристики;

3. Проанализировать социальную среду как фактор становления образа мира;

4. Изучить профессиональную среду как фактор становления образа мира;

5. Описать методики исследования образа мира человека, находящегося в особых условиях выполнения профессиональной деятельности (УФСИН по Забайкальскому краю);

6. Анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость данной работы заключается в исследовании методологических и теоретических материалов, раскрывающих разные аспекты понятия образа мира.

Практическая значимость. Проведение анализа образа мира человека, находящегося в особых условиях проведения профессиональной деятельности, в изучение особенностей его представлений о мире, других людях.

База исследования. При написании данной дипломной работы применялся комплекс научно-исследовательских методов (контент-анализ, наблюдение, эксперимент). Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалась научно-исследовательская, монографическая и периодическая литература по исследуемой проблеме.

 


Глава 1. Исследование образа мира в российской психологической науке

Категория образа мира, ее психологические характеристики


Категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. Сознание - это, прежде всего знание субъекта об окружающем мире и самом себе. Знание сообщает нечто о предмете, внешнем по отношению к тому, кто владеет этим знанием. Иначе говоря, за знанием скрыта никогда не разлучаемая связь субъекта с объектом. В этом воплощено отношение, на размышлении о котором сосредоточен один из разделов философии - гносеология (от греч. «гнозис» - познание, знание). Иногда она называется также эпистемологией (от греч. «эпистеме» - знание и «логос» - учение) или теорией познания. Это философское направление имеет дело с кругом проблем, касающихся условий достоверности и истинности знания, его структур и способов преобразований и т.д.

Психологическое исследование во все века, сообразуясь с этим гносеологическим (познавательным) отношением между субъектом и объектом, испытывало влияние различных философских подходов и решений. Но психология обращается к данной проблеме с собственными конкретно-научными запросами, вырабатывая категорию образа в качестве особой реалии бытия, стало быть, имеющей не только гносеологический, но и онтологический аспект. (Под онтологией философия понимает учение о сущем, о бытии). [3]

Категория образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы (как и другие категории). Но в ней представлена реальность, которая существует независимо от мысли о реальности и степени ее освоения человеческим умом. Это реальность психической жизни самой по себе, безотносительно к тому, открылась она уму или нет. Поэтому психический образ, будучи категорией науки, «работает» независимо от нее не в меньшей степени, чем любые другие процессы бытия, будь то нервные, биологические, физические. Его (психического образа) бытийность, его причинное воздействие на телесное поведение живых существ существуют объективно с тех пор, как психический образ возник в той оболочке планеты, которая называется биосферой.

В свое время Н.Н. Ланге ввел оставшийся незамеченным термин «психосфера», который охватывает всю совокупность психических форм жизни, не совпадающих с биологическим (живым) веществом, хотя и неотделимых от него. Отношение психосферы к биосфере вполне представимо по типу отношения самой биосферы к неорганическому, косному веществу. Это вещество составляло оболочку Земли до возникновения на ней жизни.

Появление жизни изменило прежнюю косную геохимическую оболочку нашей планеты, создав биосферу. Но с тех пор как в недрах живого вещества начали пробиваться «вспышки» психической активности, они стали менять облик биосферы. По мнению некоторых палеонтологов, с появлением человека начинается новая геологическая эра, которую В.И. Вернадский согласился называть психозойской, считая мысль планетным явлением и началом становления ноосферы (см. выше).

Роль психики в преобразовании планеты, в создании ее новых оболочек - это, конечно, объективный процесс. Но для научного постижения его хода, закономерного воздействия психики на процессы планетного масштаба необходим аппарат понятий и категорий.[13]

Этот аппарат осваивал на протяжении веков - этап за этапом - психическую реальность, отличая ее от физической и биологической. И поскольку самоочевидным аспектом этой реальности является знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятии, представлений, мыслей, то отчленение этого знания от самих вещей и от телесных органов, посредством которых оно дается человеку, было первым решающим шагом на пути его проникновения в психическую реальность.

Эффектом отчленения явилась категория образа, ставшая одной изинвариант исследовательского аппарата психологии. Чтобы зародилась такая инварианта, потребовалась работа многих умов во многих поколениях. Как и во всех других случаях, инвариантное не дано в форме «чистой» мысли. Оно сохраняется как некий «корень», или «радикал», во множестве теоретических представлений под разными именами, имеющими различные обертоны.

Уже отмечено, что образ как одна из психических реалий несводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам. Но открытие этого обстоятельства стало возможным только благодаря соотнесению с ними.

Так обстояло дело в древности, таковым же оно остается и на всех последующих витках эволюции научной мысли, если только она не впадает в грех редукционизма, либо отождествляя психические образы с представленными в них объектами (махизм, неореализм), либо же сводя собственное уникальное бытие образов к нервным процессам, частотно-импульсному коду и т.д.

Итак, категория образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы (как и другие категории). Но в ней представлена реальность, которая существует независимо от мысли о реальности и степени ее освоения человеческим умом. Психический образ, будучи категорией науки, «работает» независимо от нее не в меньшей степени, чем любые другие процессы бытия, будь то нервные, биологические, физические.Образ как одна из психических реалий несводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам.[13]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.