Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИГУН





ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЧУДЕСНЫЙ МИР ЦИГУН

 

Источник жизни, рождения и пере­мен есть ци. Все на небе и на земле подчиняется этому закону. На перифе­рии ци охватывает вселенную, внутри ци дает начало всему.

“Нэй Цаин”

 

НЕСКОЛЬКО НЕВЕРОЯТНЫХ ИСТОРИЙ

“Пойдемте за мячом, дети”,— сказал Рамнам, об­ращаясь к своим внукам. Никто, глядя на энергично­го Рамнама, не догадался бы, что всего лишь год назад этот добрый дедушка имел серьезные проб­лемы с сердцем. Настолько серьезные, что его ле­чащие врачи сомневались: будет ли старик снова ходить.

Очаровательная молодая учительница Шарифа опустилась на колени и сделала медленный глубо­кий вдох. Вдруг, с быстротой молнии, она нанес­ла удар рукой по кирпичу. Сломался кирпич, а не ее хрупкая рука. Когда стихли громкие аплодисмен­ты, один из зрителей удивился: “Как ей это уда­лось? У нее такие нежные руки!”

Разговаривая с Цином, высокопоставленным пра­вительственным чиновником, одни испытывали не­доумение, другие — восхищение. Он часто отвечал на вопрос до того, как его задавали. “Как вы это делаете?” — спрашивали его. “Я читаю вопрос в вашей голове”,— отвечал он с улыбкой.



Описанные события произошли в разное время, но у них есть общее — и Рамнам, и Шарифа, и Цин учились у меня цигун. Их энергия или способно­сти возникли благодаря занятиям этим чудесным ис­кусством.

 

РАСКРЫВАЯ СЕКРЕТЫ

Не удивительно, что многие читатели никогда не слышали о цигун — древнее искусство еще двадцать лет назад держалось в строгой тайне.

Мы часто относимся с подозрением и недоверием к неизвестному предмету, несмотря на то что дру­гие люди смогли оценить его по достоинству. Дан­ное замечание чрезвычайно уместно при рассмотре­нии практики и философии цигун. Некоторые, воз­можно, не осознают всей глубины мудрости Востока и испытывают потрясение от соприкосновения с ней. Им следует воздержаться от автоматического приз­нания невозможными или абсурдными образ мысли и модели поведения другой, чуждой им культуры и попытаться вникнуть в обычаи другого народа.

 

ИСКУССТВО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГИИ

Цигун — это искусство развития энергии, в осо­бенности для здоровья, внутренней силы и трениров­ки сознания. По-китайски энергия называется “ци”.



 

Ци — та самая энергия, которая позволяет вам и мне ходить и говорить, работать и играть, философствовать и наблюдать, то есть заниматься всем тем, что необходимо для полноценной жизни. Энергия, которая превращает только что съеденный вами обед в плоть и кости,— тоже ци. Она приводит в движение необходимые мышцы, когда вы улыбае­тесь; побеждает враждебные микроорганизмы, ата­кующие ваше тело; передает импульсы от мозга к различным органам и тканям и выполняет бесчис­ленные другие процессы внутри тела человека. Мы этого не осознаем, но именно она поддержи­вает жизнь на этой планете.

Конечно ци получают не только с помощью ци­гун. Обычно люди приобретают ци, или жизнен­ную энергию, из воздуха и пищи. Но занятия цигун значительно увеличивают нашу энергию, позволяя достичь большего в жизни.

Кроме поддержания жизни — наиболее важной функции, о которой часто забывают,— ци выполня­ет много других полезных вещей. Есть три основ­ных направления, где цигун особенно ценен,— здо­ровье, внутренняя сила и тренировка сознания. Име­ется и еще одно направление (для тех, кто готов его воспринять)—духовное совершенствование.

Цигун великолепно излечивает болезни и ук­репляет здоровье. В одной из китайских поговорок говорится, что цигун излечивает сотни болезней. Ясно: многие читатели сочтут это преувеличением, однако в последующих главах не только показано, почему искусство цигун чудодейственно, но приво­дится много примеров, подтверждающих это, бес­почвенное на первый взгляд утверждение.



Очевидно, внутренняя сила направлена изнутри нашего тела. Ее следует отличать от внешней, обыч­но мышечной или механической и подчас грубой силы. Выше было сказано о молодой женщине, которая сломала кирпич своей хрупкой рукой. Вот вам пример приложения внутренней силы. Если вы можете работать бодро и энергично весь день и получаете радость, проведя вечер в кругу семьи,— вы тоже демонстрируете внутреннюю силу. Цигун развивает ее, и из дальнейшего вы увидите как.

 

ТРЕНИРОВКА РАЗУМА И ДУШИ

Концепция единства тела и сознания превалирова­ла в мышлении мудрецов Востока на протяжении веков. Кроме поддержания тела здоровым и краси­вым, цигун превосходно тренирует сознание. Пси­хический аспект в практике цигун очень важен на всех уровнях, хотя много начинающих могут этого и не понимать. Обычно ему уделяется много внима­ния на продвинутых стадиях изучения искусства, ког­да становятся возможными фантастические вещи. Высокоразвитое интуитивное сознание мастера ци­гун, возможно больше других факторов, отвечает за выполнение мастером вещей, кажущихся невоз­можными. В книге вы прочтете, как и почему ма­стер может сделать то, что непрофессионалы на­зывают чудом.

Высшее достижение цигун — духовное совершен­ство. Очевидно, что некоторые люди готовы к это­му; в то время как другие могут подумать, будто пытаться достичь подобного — безумство! Вы може­те не согласиться с подобной возможностью, но не я придумал данную теорию или изобрел способ до­стижения совершенства. Таков итог размышлений и экспериментов величайших умов истории. Высшее достижение позволяет вам активизировать врожден­ное бессмертие, присущее каждому человеку. Вы достигнете вершин духа независимо от того, какую религию исповедуете (или вовсе не верите в Бога). Если вы христианин, вы обретете Царство Божие. Мусульманин вернется к Аллаху. Индус соединится с Брахманом. Буддист достигнет нирваны. Адепт даосизма воссоединится с космосом. Даже если вы утверждаете, что не верите в Бога, вы почувству­ете благодать от духовного погружения а Высшую Реальность. Если вы готовы, то интуитивно почувствуете вдохновляющее воздействие этого возвышен­ного ощущения. Если вы не готовы, то слова о духовном совершенстве останутся пустым звуком.

 

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Цигун действительно старше самой истории. Им занимались в античности не только китайцы, но и народы других великих культур в разных странах и в разные эпохи. Это искусство было известно под различными названиями. В Индии, например, его называли йогой; древние греки и египтяне на­зывали его искусством таинств; в Тибете — искус­ством мудрости.

Мастера этих таинственных искусств, вероятно, даже не слышали о термине “цигун”. Однако во всех этих искусствах цели, подходы, методология и философия были схожи. Подобно китайцам, мастера других древних народов оберегали свои тайны от посторонних, обучая искусству только очень немно­гих, избранных учеников. Поэтому эзотерические искусства в разных странах развивались независи­мо друг от друга.

Данные китайских археологических раскопок сви­детельствуют о том, что пещерные люди неолита занимались цигун! Вероятно, путем проб и ошибок они открыли различные техники цигун. Например, они обнаружили, что, если в момент физического напряжения, поднимая тяжелый предмет, человек произнесет “хёт”, он сможет направить больше энергии на выполнение задачи. А если легко по­дуть на рану, произнося звук “шссс”, можно облег­чить боль.

ПОДРАЖАНИЕ ЖИВОТНЫМ И ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ

Во время правления династии Шан (XVI—XI вв. до н. э.) развитие цигун достигло высокого уровня. На бронзовых сосудах этого периода изображены человеческие фигуры, выполняющие движения цигун. Возможно, они и стали прототипами современных упражнений.

Много современных техник повторяют характер­ные особенности движений разных животных: че­репахи, журавля, обезьяны. Мастера прошлого вери­ли, что особенности животных, такие, как: долгожительство черепахи, степенство журавля, провор­ство обезьяны — переносились на их образ жизни и действий. Эти и другие физические движения, предназначенные для направления и проведения пото­ка внутренней энергии, известны как даоинь. Значит, занимающиеся цигун имитируют движения животных не потому, что хотят походить на зве­рей, а потому, что хотят приобрести те свойства животных, которые превосходят человеческие.

Во время династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.) в искусстве цигун был достигнут значительный прогресс. Концепции инь-ян и багуа, представленные в знаменитой “Ицзин” (“Книге перемен”)*(* Автор приводит китайскую транскрипцию “Книги пере­мен”; в большинстве русских источников она транслитеруетс^ как “И-Чин”.— Здесь и далее прим. ред.), впоследствии ста­ли- неотъемлемыми элементами философии цигун.

Те, кто не знаком с “Ицзин”, могут счесть ее прорицания наивными и даже смешными. Однако предсказания “Ицзин” часто использовали очень мо­гущественные люди, полководцы и императоры, со­ветниками у которых были мудрейшие люди свое­го времени.

Современные ученые и мыслители осознают глубину мудрости “Ицзин”. Предсказания по “Книге перемен” с помощью медной монеты, подобно га­даниям римлян, гаданиям по зеркалам или посред­ством “магического кристалла” у цыган,— это про­никновение нашего подсознания в безграничную мудрость Разума вселенной.

Основу гаданий по “Ицзин” составляют багуа, или восемь триграмм. Три линии гуа, или триграмма,— это, разумеется, не просто линии. Каждая гуа — это физический символ, соответствующий метафизическо­му или подсознательному проявлению. Каждая гуа име­ет название. Одна из них, гэнь, соответствует раз­личным частям человеческого тела и их функциям.

Именно медитация китайских мудрецов над гэнь развила в них сверхспособности нэй гуань (внут­реннего видения) и нэй цзюэ (внутреннего отраже­ния). Эти сверхспособности привели к росту цунь сян — удержанию мысли в цигун. Все три концеп­ции вместе обычно переводятся как “визуализация”, но в китайском языке есть тонкий оттенок разни­цы между ними. Цунь сян и дао инь дали начало двум принципиальным направлениям развития цигун.

 

ПОИСК ПУТИ В ОБИТЕЛЬ БОГОВ

 

Китайский язык, красивый и образный, для тех, кто его понимает, может создать проблемы при переводе терминов цигун. Посмотрим, что происхо­дит при переводе на русский язык, не менее кра­сивый и поэтичный. Дословный перевод утвержде­ния “Нэй Цзин” (внутренней классической медици­ны) выглядит примерно так:

Святые тщательно поедают небесный воздух и прокладывают дорогу в обитель богов.

Основываясь на таком переводе, некоторые чита­тели сочтут “Нэй Цзин” шуткой. Однако даже сейчас в китайских медицинских кругах эта книга считается наиболее авторитетной работой по китай­ской медицине. Такая оценка становится более понят­ной, когда мы раскрываем тайный смысл приве­денного выше утверждения:

Мудрец, знакомый с тайным искусством погружения в медитацию, вдыхает косми­ческую энергию. В процессе постоянной практики он обретает сверхспособности.

Смысл этой истины вначале может показаться неясным. Осознание придет в процессе изучения данной работы.

В “Нэй Цзин” собраны выдающиеся достижения древних китайцев в области медицины в период, предшествовавший правлению династии Чжоу. Кни­га заложила прочный фундамент для философии и дальнейшего развития цигун и всей китайской медицины. Многие принципы, упомянутые в “Нэй Цзин”, могут быть очень полезны для современных врачей, если они потрудятся обратить на них более прис­тальное внимание. Рассмотрим один из примеров, составляющих смысл цигун и китайской медицины:

Человек рождается с помощью ци неба и земли и переживает четыре времени года.

Хотя перевод ясен, все же лучше дать подробное толкование. Дело в том, что классические китай­ские тексты очень кратки. Слова имеют более глу­бокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Вот что подразумевается в этом высказывании:

Сама субстанция, из которой человек рож­дается, есть все та же материя, образую­щая вселенную, и это—энергия. Энергия проявляется в разных видах, которые мож­но подразделить на две основные группы. Первую группу образуют тонкие виды энергии неба. Ко второй группе относятся грубые виды энергии земли.

Энергия, содержащаяся в человеке, так же, как и во всей вселенной, динамична. Она вечно изменя­ется. Перемены создают различные временные эпо­хи и разные среды обитания. Следовательно, рост и развитие человека находятся под влиянием времен года. Времена года включают не только климати­ческие, но и тонкие психологические, физиологи­ческие и другие изменения.

Не стоит думать, что приведенное выше толко­вание является личной интерпретацией. Все изучав­шие китайскую медицину и цигун ученики, знако­мые с “Нэй Цзин”, поймут данное высказывание именно так. Конечно, для толкования вовсе не обяза­тельно использовать именно такие слова.

Преимущество рассматриваемой концепции, сос­тавляющей фундамент как китайской медицины, так и цигун, очевидно в сравнении с современными методами врачебной практики. Например, все па­циенты, страдающие конкретным заболеванием, про­ходят в современных клиниках один и тот же курс лечения. Не принимаются во внимание ни физичес­кие, ни эмоциональные условия, окружающие больно­го. Не учитываются ни психологические, ни физио­логические изменения состояния здоровья пациента. Такова философия западной медицины. Диагностиру­ется лишь заболевание и прописывается соответству­ющее лечение. Западная медицина резко контрасти­рует с китайской. В Китае рассматривают пациен­та в целом и не акцентируют внимание на внеш­них симптомах болезни.

Однако вселяет надежду то, что современные ученые начинают осознавать влияние космических энергий на организм человека. После изучения высказываний многих западных исследователей Лайал Ватсон приходит к выводу:

Мы просыпаемся и засыпаем, потеем и дрожим, мочимся и дышим в соответствии с сигналами, поступающими из космоса. Космические сигналы настолько слабо раз­личимы, что медицинской науке потребо­валось много времени, Прежде чем она стала воспринимать их всерьез. Но в по­следние десять лет на нас буквально об­рушился поток клинических случаев, свя­занных с бессонницей, нарушениями жен­ского месячного цикла, стрессами, вызванными Дизменением ритма жизни, например перелетом через несколько часовых поя­сов на реактивном самолете. Отношение к сигналам из космоса меняется. В настоя­щее время ученые все более склоняются к мнению, что функциональное единство ор­ганизма, укрепление и эффективная рабо­та ' Центральной нервной системы в зна­чительной мере зависят от влияния элект­ромагнитных полей.

Основополагающая китайская концепция косми­ческой энергии выходит за рамки представлений ортодоксальной медицины. Именно поэтому китай­цы и многие другие народы Востока стремятся сле­довать законам природы, а не подчинять их собст­венной воле. В полном соответствии с этим прин­ципом великие мастера цигун в особых ситуациях могут управлять стихией. Именно следуя основному принципу, великие мастера делают вещи, не объяс­нимые с точки зрения западной науки. Более под­робно эти и другие замечательные темы мы обсу­дим в следующих главах.

 

“ПОДЪЁМ НЕБА” — УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗОРОВЬЯ

 

Цигун — искусство прикладное, а не чисто ака­демическое. Практика необходима.

Следующее уп­ражнение является одним из лучших в цигун — оно полезно как для начинающего, так и для мастера. Причем допустимы некоторые отклонения в технике выполнения, даже небольшие ошибки.

Форма в ци­гун не является самоцелью, ее задача — создать поток энергии внутри тела.

Однако чрезвычайно важно плавно дышать. Обычно начинающие стара­ются дышать как можно глубже. Они думают, что чем глубже вдох, тем больше прибудет силы. Это неверно. На занятиях цигун вдыхается не просто воз­дух, а космическая энергия. Усилия при вдохе часто препятствуют потоку космической энергии.

Еще од­ним необходимым условием является способность к расслаблению. Делая упражнение, освободите ваше сознание от неприятных мыслей. Указанные три момента являются фундаментальными для всей прак­тики цигун. Однако для начинающего, совершенно незнакомого с цигун, даже они могут оказаться трудны. Не расстраивайтесь. В течение некоторого времени просто попытайтесь выполнять упражнение без всякого напряжения.

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги по­ставьте вместе. Руки опустите вниз.

Поверните кисти рук пальцами навстречу так, чтобы между кистями и предплечьями был прямой угол.

Ладони направьте к земле и держите их перед собой (рис. 1.1).

Поднимите руки вперед и вверх. Ладо­ни направьте вверх, к небу.

Держите их перпен­дикулярно предплечьям (рис. 1.2).

Выполняя движение руками плавно вдохните через нос.

Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите ды­хание.

Подайте ладони вверх, к небу, держа их перпендикулярно предплечьям.

Затем через стороны опустите руки вниз," плавно выдыхая ртом.

Одно­временно опустите голову и посмотрите вперед (рис. 1.3).

Повторите упражнение от 10 до 20 раз.

Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина. Опуская руки, почувствуйте поток энергии, направленный вниз вдоль тела.

Это упражнение называется “подъем неба”. Как и во многих других случаях, его форма обманчиво проста. Важна не форма сама по себе, а поток энергии, порождаемый выполнением упражнения. Выполняйте хотя бы только это упражнение по де­сять раз каждое утро, не пропуская ни одного дня в течение трех месяцев. Результаты будут весьма ощутимы и вы поймете, почему “подъем неба” — одно из лучших упражнений цигун.

 

ПОДЪЕМ НЕБА

 


 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ДОЛГОЛЕТИЕ, ПОЭЗИЯ И БЕССМЕРТИЕ

 

Секрет бессмертия состоит в очище­нии сердца, медитации, осознании тождественности внутреннего Эго и внешнего Брахмана. Бессмертие — это единение с Богом.

Упанишады

 

МНЕНИЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ О ЦИ

Цигун — одновременно и древнее искусство, и современная наука. С незапамятных времен народы разных культур, живущие в разных странах, ис­пользовали космическую энергию. Она открывала путь к укреплению здоровья, увеличению жизнен­ных сил, развитию сознания. Искусство владения энергией с наибольшей полнотой проявилось в куль­турах великих древних цивилизаций Греции, Егип­та, Индии и Китая.

К VI в. до н. э. китайцы успешно практикова­ли цигун в поисках здоровья, долголетия и бессмер­тия.

Один из величайших философов, патриарх дао­сизма Лао-Цзы указал путь к бессмертию. Приве­дем один из его советов: “Освободи сердце, на­полни живот”. Некоторые западные специалисты интерпретируют совет Лао-Цзы так: если накор­мить людей, наполнив их желудки, то они не бу­дут бунтовать. Справедливое мнение. Но в дей­ствительности это фрагмент рекомендации по при­менению техники цигун:

Расслабьтесь и освободите свое созна­ние и сердце от всех мыслей. Вдохните плавно и глубоко, чтобы поступающая кос­мическая энергия заполнила энергетичес­кий центр вашего живота.

Позже мы научимся освобождать сердце и на­полнять наши животы энергией.

Если язык Лао-Цзы эзотеричен, то Конфуций, патриарх мелкопоместного китайского дворянства, выражается более определенно.

Он советует:

Культурный человек должен соблюдать три вида воздержания. У ребенка ци (энергия) еще не достаточно развита, ему следует воздерживаться от секса. Взрос­лый человек полон ци, ему следует воз­держиваться от агрессии. Ци старого че­ловека слаба, ему надлежит воздержи­ваться от жадности.

Видный философ конфуцианства Мэн-цзы (его признавали Вторым Мудрецом, а Конфуция — Пер­вым Мудрецом) также высказал бесценные мысли о теории и практике цигун:

Движением ци управляет воля. Ци — это общность тела.

Кажется, здесь все просто и ясно. Все же тре­буется некоторое пояснение для непосвященных, чтобы они смогли оценить глубину мысли Мэн-цзы. Более подробно высказывание может выглядеть так:

Сила воли может управлять потоком энергии. Когда мы думаем об определен­ном органе или части нашего тела, туда направляется поток энергии. Энергия состав­ляет основу телесной оболочки. Все наши органы, ткани и клетки, так же, как все физиологические процессы, психическая и нервная деятельность — продукты энергии.

Нельзя не восхищаться тем, насколько продвину­лись древние китайцы в изучении и понимании энергии. Их открытия произошли две тысячи лет назад во время правления династии Чжоу.

 

ХОТИТЕ ПРЫГАТЬ КАК ОЛЕНЬ?

Во время правления династии Хань (между III в. до н. э. и III в. н. э.) процветали многочисленные школы мыслителей, изучавших цигун. В зависимо­сти от подхода к проблеме их можно подразде­лить на две большие группы: динамическую и ста­тическую.

В китайской медицине цигун стал выдающимся искусством, так как практиковался не столько для лечения, сколько в целях профилактики заболева­ний. Тем не менее цигун-терапия с большим успе­хом используется и для лечения. Много величайших врачевателей Китая были выдающимися мастерами цигун. Хуа То, почитаемый как святой, изобрел целый комплекс упражнений цигун, известный как “игра пяти зверей” (см. пятую главу). Непро­извольные движения “игры пяти зверей” воспро­изводят повадки тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы.

Хуа То был врачом, мастером цигун, физиоте­рапевтом и хирургом. Он успешно проводил поло­стные операции за 1000 лет до того, как запад­ные врачи только начали мечтать о таких впечат­ляющих достижениях хирургии. Он обучал “игре пяти зверей” своих учеников, которые, хотя и не были больны, прилежно занимались искусством. В летописях династии Хань записано, что ученики Хуа То были не только бодры и здоровы в возра­сте 90 лет. Их зрение, слух были остры, даже сохранившиеся зубы были здоровы! Если вы хотите иметь здоровые зубы в 90-летнем возрасте, не пропускайте мои объяснения относительно управления потоком ци в четвертой главе.

Предположим, вы заболели. Болезнь такова, что традиционная западная медицина перед ней беспо­мощна. . Как к последнему прибежищу вы обраща­етесь к цигун-терапевту. Он просит вас рассла­биться — существенная часть лечебной процедуры, затем легким касанием некоторых точек вашей кожи он раскрывает соответствующие энергетичес­кие центры вашего тела. Вскоре вы начнете дви­гаться непроизвольно. Немного позже и совершенно без каких-либо усилий вы сможете рычать как тигр, танцевать как обезьяна или прыгать как олень! Не исключено, что эти шалости доставят вам удовольствие, а после нескольких сеансов от хронического заболевания не останется и следа. Звучит невероятно, но так и будет.

 

ДАОСИЗМ — ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ

Направление цигун, которому положили начало Хуа То и другие великие врачеватели, может быть отнесено к медицинской школе. Оно эффективно для лечения болезней, улучшения здоровья и уве­личения продолжительности жизни. Даосский цигун выходит за рамки телесного и стремится к разви­тию сознания и духа. Оно учит единству души че­ловека и космического сознания, а значит, указыва­ет путь к бессмертию. Даосская школа приобрела огромное значение в период правления династии Хань и после него.

Если вы не разделяете теории космического со­знания и бессмертия, можете пропустить посвящен­ные этим концепциям разделы книги. Вы можете получать физическую, эмоциональную, психическую пользу, не меняя вашей собственной точки зрения. Тем не менее знание, о котором упомянуто здесь, получено не с помощью логических и философ­ских рассуждений, а является результатом эмпириче­ских исследований великих деятелей Китая. А, как известно, китайцам свойственна рассудительность и прагматизм. Следует заметить, что современная западная наука уже открыла для себя много истин мудрости Востока. Также важно отметить, что тер­мины “даосизм” и “буддизм” в контексте этой книги приводятся в философском, а не религиозном смысле. Соответственно, цигун не связан с конк­ретной религиозной доктриной.

Даосская медитация, являющая собой высший путь к достижению бессмертия, представлена двумя методологическими подходами, а именно: “сознани­ем одной точки” и “визуализацией”. “Образец эликсира”, и “Классика покоя”—величайшие тексты даосского цигун своего времени — содержат тща­тельное изложение указанных методик. Следующая выдержка из “Классики покоя” иллюстрирует основ­ной принцип как цигун, так и всей философии даосизма:

Тело человека представляет собой един­ство физического и духовного. Форма са­ма по себе мертва, только дух дает жизнь телу. Когда существует гармония между физическим и духовным, условия жизни благоприятны. Нарушение гармонии приносит вред. При отсутствии физичес­кой субстанции дух теряет силы, при на­личии же субстанции .дух процветает. Гармония объединяет тело и дух в единое целое. Болезнь вызывает разделение тела и духа.

 

ИСТИННАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО “Я”

Буддизм распространился от Индии до Китая во время правления династии Хань. Буддийская практика и философия оказали значительное влияние на ци­гун, существенно обогатив его.

Отличительной чертой буддийского цигун является тренировка сознания. Некоторые мастера-буддисты зашли настолько далеко, что стали утверждать будто наше физическое тело всего лишь “зловон­ное, покрытое кожей вместилище духа”. Их целью стало освобождение сознания, истинного человечес­кого “я” из “зловонной” телесной тюрьмы.

Другие буддийские мастера цигун не были на­строены столь категорично. Признавая сознание первичным, они не умоляли значения физического тела до тех пор, пока истинное “я” в нем суще­ствовало. Поэтому они вначале укрепляли и очища­ли тело, а затем приступали к очищению сознания. Одним из величайших мастеров такого направления был преподобный Бодхидхарма.

Подобно Гаутаме Будде, Бодхидхарма тоже был царевичем. Он также добровольно отказался от роскоши ради помощи другим людям. Бодхидхарма пришел из Индии и медитировал девять лет в зна­менитом монастыре Шаолинь в Китае. Он основал чань-буддизм, который позже распространился в Японии и во всем мире под названием дзэн-буд­дизма. Чань- или дзэн-медитация приобрела очень важное значение для цигун.

Бодхидхарма также был первым патриархом шаолиньского кунг-фу, знаменитого боевого искусства Китая. Мастера Шаолиня, так же, как и мастера других школ боевых искусств, использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как боевая школа, иногда называют жест­ким цигун. В книге вы найдете несколько боевых упражнений. Некогда им обучали во всемирно из­вестном монастыре Шаолинь.

 

ЦИГУН В ПОЭЗИИ И МЕДИЦИНЕ

Период правления династии Тан (VII—Х вв. н. э.) хорошо известен благодаря расцвету поэзии. Мно­гие поэты были убежденными практиками цигун. Великий поэт По Чу И так описал свои ощущения в состоянии цигун-медитации:

Едва для медитации глаза закрою, Чувствую пульсирующий во мне поток ци, Подобно летящему насекомых рою, Приятные чувства разливаются у меня внутри. Ощущение проникает в каждую клетку, Пустота меня изнутри наполняет. Забываю себя, становлюсь подобным облаку, Ум и космос Ничто поглощает.

Другой великий поэт эпохи Тан Ту Фу описал таинство цигун:

Он питается только эфиром. Он думает только о зыбком тумане. Выдающийся, знаменитый, он выбирает жизнь Среди диких папоротников и горных ручьев.

В то время как литераторы находили в ци ис­точник вдохновения и истины, врачеватели относи­лись к ней как к основному средству диагностики и терапии. В 610 г. н. э. Чао Юань Фан, импер­ский профессор медицины, издал первую китайс­кую книгу по патологии — “Причины заболеваний” в пятидесяти томах. Этот колоссальный труд также является первой китайской книгой для специалистов по цигун-терапии. В нем описаны 1270 различ­ных болезней с объяснением симптомов, причин возникновения и способов лечения каждой. Отличи­тельной чертой этой замечательной работы было от­сутствие сведений о травах, лекарствах и других традиционных медицинских средствах лечения бо­лезней. Вместо них в качестве средства лечения было предложено около четырехсот различных уп­ражнений цигун.

Другой авторитет медицины того времени, Сунь Сы Мяо, целитель, ученый и мастер цигун, благо­даря занятиям цигун прожил более ста лет. Он на­писал многочисленные работы по цигун и медицине. Он получил известность, применяя Шесть Зву­ков цигун-терапии, то есть использовал воздей­ствие различных звуков на разные органы для ле­чения многих болезней.

Если идея звуковой терапии вам представляется фантастической, то идея о каналах ци в теле чело­века покажется еще более дерзкой. Вы видели ког­да-нибудь сеанс лечения цигун-терапевта? Сосредо­точившись, специалист неподвижно держит ладонь рядом с пациентом или движет рукой, как бы лас­кая, но все же не касаясь тела больного.

В этом случае используются каналы ци — тера­певт направляет свою жизненную энергию в паци­ента для успешного излечения болезни. Такой тера­певтический метод очень удобен и эффективен. Он демонстрирует самопожертвование со стороны целителя: часть его жизненной энергии уходит к пациенту. Святые раннего христианства, вероятно, делали то же самое, совершая чудодейственные ис­целения. Великий Франц Антон Месмер, которого не понимали современники, тоже пользовался кана­лами ци, называя явление животным магнетизмом.

Использование каналов ци в терапевтической практике было очень популярно во времена правле­ния династии Тан. Самый ранний трактат на эту тему, известный под названием “Тайна каналов ци”, был написан в VIII в. н. э., автор не извес­тен. Техника каналов ци использовалась и раньше. Но тогда люди не понимали происходящих процес­сов, относились к такому лечению с подозрением и даже считали его сверхъестественным. В тракта­те объяснены принципы работы каналов ци на ра­зумной основе. Таким образом было восстановлено уважительное отношение к этому полезному виду терапии.

 

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЧУДЕСНЫЕ ДВЕРИ

Цигун стали применять для тренировки воинов во времена династии Тан. Шаолиньское кунг-фу, наибо­лее знаменитое из китайских боевых искусств, со­держало семьдесят два специализированных направ­ления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Вы задавали когда-нибудь себе вопрос: почему ма­стер шаолиньского кунг-фу выдерживает удары, не получая травм, как он ломает кирпичи голыми, ру­ками или бежит очень долго и быстро, не уставая? Ответ следует искать в искусстве управления пото­ком ци. Некоторые из подобных фантастических способностей будут обсуждены в главе тринадцатой.

К этому времени китайский буддизм достиг полного расцвета. Буддийская деривация, предназна­ченная для достижения Просветления, может вызвать экстрасенсорные или паранормальные силы, такие, как: телепатия, ясновидение, дар пророчества и чте­ние мыслей. В то время как ортодоксальные будди­сты относятся к этим способностям как к отвлекаю­щим от пути к Просветлению, многие мастера ци­гун считают их благом.

Шесть чудесных дверей к медитации имели вы­сокую репутацию, правда, о них больше слышали, чем понимали. Эта концепция была сформулирована Чжи И. Если вас интересует медитация, но вы не можете усмирить свой разум, то первые две две­ри очень пригодятся. Однако при желании двигать­ся вперед рекомендуется найти квалифицированного инструктора.

Вот шесть чудесных дверей: счет, слежение, покой, наблюдение, повторение, неподвижность.

Сядьте, скрестив ноги или в иную удобную позу, и расслабьтесь. Закройте или слегка прикройте глаза. Дышите на счет от одного до десяти. Отсле­живайте вдохи и выдохи. Будьте спокойны. Если почувствуете сонливость, наблюдайте за дыханием внутренним зрением. Если в ваш мозг вторгаются посторонние мысли, повторите все сначала. И на­конец, набирайтесь мудрости, сидя неподвижно.

Как и многие другие техники цигун, описанный метод кажется простым. Но если вы будете пра­вильно медитировать в течение нескольких лет, то достигнете результатов, о которых не смели и меч­тать. Будда достиг Просветления, медитируя именно таким способом.

 

СЕКРЕТЫ В ОБЛАКАХ

Если вы хотите познакомиться с наиболее важ­ными работами по даосскому цигун до начала правления династии Сун (X—XIII вв. н. э.), то “Секреты в облаках” — самый удачный выбор (для владеющих классическим китайским языком). Это редкое собрание из 120 томов является сокращенной версией “Драгоценной коллекции великого небесно­го дворца Сун”, состоящей из 4500 томов. Сама коллекция стала результатом заведенной в империи традиции, собирать и коллекционировать все цен­ные тексты по даосизму. Даже в сокращенном ва­рианте вы найдете здесь почти все техники цигун, включая такие уникальные, как техника черепахи, поглощение сущности луны, метод дыхания Фотия.

В период правления династии Мин (XIV—XVII вв. н. э.) появилась “Коллекция даосизма”. Она превзошла “Драгоценную коллекцию” и состояла из 5486 томов.

“Великое собрание старинных и современных книг и картин” и “Великая энциклопедия вечного счастья” содержали потрясающее количество материалов по цигун. Указанные собрания были еще более объем­ными, чем предыдущие: они содержали соответ­ственно по 10000 и 22817 томов. Подобные циф­ры дают исчерпывающее представление о возрос­шем интересе к цигун и обилии посвященной ему литературы. Однако простые люди имели весьма ограниченный доступ к этой сокровищнице знаний.

Великие литераторы периода правления династии Сун, такие, как Су Тун По, Лу Ю и ао Ян Шу, не только прилежно занимались цигун, но и отра­жали свои достижения и размышления в поэмах и очерках. Если вы еще молоды, но чувствуете себя стариком, если вам уже за семьдесят, но вы хоти­те быть молодым, прочтите следующие строки из поэмы Лу Ю. Может быть они дадут вам надеж­ду и вдохновение.

Счастье — быть здоровым и жить без суеты. В шестьдесят я взбираюсь на гору без трости. В девяносто ци наполняет меня бодростью и силой. Я просматриваю тысячи книг.

 

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЛУНУ И БУДЕТЕ МОЛОДЫ

Очевидно, одно только чтение этих стихов, хотя они вдохновляют и вселяют надежду, не сделает вас молодым. Но если вы будете регулярно выпол­нять следующее упражнение, то добьетесь желае­мого результата (а это было проверено многими учениками). Упражнение называется “поддерживание луны”.

Делайте его по возможности на свежем возду­хе.

Наденьте удобную, просторную одежду, чтобы не затруднять обращение крови и ци. Всегда оде­вайтесь так для занятий цигун, а также вспомните рекомендации из прошлой главы — расслабьтесь, плавно дышите и освободитесь от посторонних мыслей.

Встаньте прямо, мышцы расслабьте.

Затем нак­лоните корпус вперед и опустите расслабленные руки вниз так, чтобы пальцы оказались немного ниже колен (рис. 2.1). Держите руки и ноги пря­мыми.

Коснитесь подбородком груди и придайте ва­шей спине округлую форму.

Плавно задержите ды­хание.

Представьте, как поток ци поднимается от ануса вдоль позвоночника вверх до макушки.

Медленно выпрямите корпус, поднимая руки (в локтях не сгибайте) по большой дуге перед собой (рис. 2.2).

Продолжая движение руками, проведите их в положение над головой; одновременно плавно вдохните носом.

Когда руки окажутся над головой, представьте себе, что вы держите шар размером с полную луну.

Держите его большими и указатель­ными пальцами обеих рук.

Продолжайте проги­баться, переводя руки назад за голову.

Представьте, как будто вы держите воображаемый шар-луну.

Затем встаньте прямо, опустите руки через сто­роны (рис. 2.4), одновременно сделав плавный вы­дох ртом.

Представьте себе нисходящий поток ци от головы вдоль тела, струящийся как водопад к кончикам пальцев рук и ног.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.