Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности
Вопросы к занятию:
1. Криминологическая характеристика женской преступности.
2. Предупреждение женской преступности.
Контрольные вопросы
1. Каковы состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних?
2. Какие преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними?
3. Назовите личностные особенности лиц несовершеннолетнего возраста, совершающих преступления.
4. Укажите объекты предупреждения преступности несовершеннолетних?
Почему с возрастом удельный вес женщин-преступниц становится больше?
Практические задания
Задание № 1
Распределите по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:
– учащиеся (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий);
– работающие на производстве;
– неработающие и неучащиеся.
Задание № 2
Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):
– хулиганство;
– изнасилование;
– карманная кража;
– убийство;
– квартирная кража;
– неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);
– применение насилия в отношении представителя власти;
– мошенничество;
– дача взятки.
Задание № 3
Используя приведенные в таблице данные о количестве зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, определите основные показатели динамики преступности несовершеннолетних (абсолютный рост (снижение), темп прироста (снижения), а также ее удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений в России).
Год
| Всего
зарегист.
преступлений
| Зарегист. преступления,
совер-е
н/л – абсол. показатель
| Абс.
колич.
рост
либо сниже-
ние к предшест.
году
| Темп
при-
роста
(сниже
ния) к предшест.
году,
%
| Удел.
вес зарегистр.
преступ-
лений, совершен. н/л, в общ.
числе
зарегистр.
преступлений, %
|
| 2 799 614
| 219 623
| -
| -
|
|
| 2 632 708
| 221 649
|
|
|
|
| 2 755 669
| 209 777
|
|
|
|
| 2 625 081
| 202 935
|
|
|
|
| 2 397 311
| 182 798
|
|
|
|
| 2 581 940
| 189 293
|
|
|
|
| 3 001 748
| 208 313
|
|
|
|
| 2 952 367
| 195 467
|
|
|
|
| 2 968 255
| 185 379
|
|
|
|
| 2 994 820
| 94 720
|
|
|
|
| 2 628 799
| 78 548
|
|
|
|
| 2 404 807
| 71 910
|
|
|
|
| 2 302 168
| 64 270
|
|
|
|
Задание № 4
Данные о личности несовершеннолетних преступников района Х. области Н. за 2003, 2008, 2012 годы, в абсолютных показателях.
Год
| Пол
| Возраст, лет
| Образование
|
| М
| Ж
| 14–15
| 16-17
| начальное
| среднее
| проф.-технич.
| средне- спец.
| м
| ж
| м
| ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социальное
положение
| Преступления совершенные
| учащиеся
| студенты
| Рабочие
| неработающие и неучащиеся
| в преступной
группе
| в т. ч., в прест. группе с участием взрослых
| в состоянии алкогол. опьянения
| в состоянии нарк. опьянения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
На основе представленной выше таблицы требуется изучить личность преступника в соответствии с признаками, заложенными в ней, сделать наиболее важные криминологические выводы, а также ответить на следующие вопросы:
1. Какой удельный вес несовершеннолетних женского пола среди лиц, совершивших преступления (общий; в зависимости от возрастных групп; в динамике)? Что может влиять на изменение доли лиц женского пола среди несовершеннолетних преступников?
2. Охарактеризуйте образовательный уровень несовершеннолетних преступников? Что повлияло на изменение образовательного уровня несовершеннолетних преступников за последние десять лет?
3. Изменилось ли социальное положение несовершеннолетних, совершивших преступления? Какие криминогенные факторы имеют место в данном случае?
4. О чем свидетельствует высокий удельный вес совершенных несовершеннолетними преступлений в группе, а также в группе с участием взрослых преступников?
5. В чем сущность социальной опасности алкоголизма и наркотизма несовершеннолетних? Какие изменения произошли при совершении преступлений несовершеннолетними в состоянии опьянения за последние десять лет по условиям задачи?
Задание № 5
Проанализируйте механизм насильственного преступного поведения несовершеннолетних и сделайте криминологические выводы. Раскройте характеристику элементов механизма насильственного преступного поведения несовершеннолетних.
Материал из уголовного дела:
1. Несовершеннолетний Ю. и несовершеннолетний Д. в группе лиц по предварительному сговору умышленно причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть человека. Преступление совершено ими при следующих обстоятельствах.
В период времени с 21 час. 23.03.2012 г. Ю. и Д. распивали спиртные напитки совместно с ранее знакомым К., другими лицами в квартире № 65 дома № 34 по ул. «Б» в «Х» районе г. Новосибирска. В ходе распития спиртных напитков между Д. и Ю., с одной стороны, и К., с другой стороны, произошла ссора.
На почве внезапно возникших личных неприязненных отношений из-за нахождения в указанной квартире К. у Д. и Ю. возник преступный умысел на причинение К. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Для реализации указанного преступного умысла Д. и Ю. договорились избить К. путем совместного нанесения множественных ударов руками и ногами по голове и туловищу потерпевшего, тем самым вступили между собой в предварительный преступный сговор группой лиц на причинение тяжкого вреда здоровью К., опасного для жизни человека.
Реализуя совместный преступный умысел, действуя на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к К. совместно и согласовано, группой лиц по предварительному сговору, согласно ранее достигнутой договоренности, с целью причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего, опасного для жизни человека, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью К., и желая их наступления, при должной внимательности и предусмотрительности должны были и могли предвидеть наступление общественно опасных последствий в виде смерти К., Д. и Ю. совместно и согласовано, нанесли множественные, не менее 8 ударов руками и ногами в область жизненно-важных органов - голову и туловище потерпевшего. При этом, Д. нанес не менее 5 ударов кулаками рук и ногами, обутыми в кроссовки, в область жизненно-важных органов - голову и туловище К., а Ю. - не менее 3 ударов кулаками рук и ногами, обутыми в кроссовки, в область жизненно-важных органов - голову и туловище К.
В результате Д. и Ю. своими совместными и согласованными действиями причинили К. следующие телесные повреждения:
- множественные ссадины в лобных, височных областях, в области наружных углов обоих глаз с переходом на скуловые области, ссадину в области угла нижней челюсти слева, кровоподтек на веках левого глаза; множественные кровоизлияния в мягкие ткани в лобно-височных областях справа и слева; субдуральные гематомы справа и слева; субарахноидальные кровоизлияния в височных, лобных долях справа и слева, составляющие в совокупности единую черепно-мозговую травму, оценивающуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека, которая через свое осложнение привела к смерти потерпевшего;
- а также закрытый поперечный разгибательный перелом грудины, закрытые полные поперечные переломы 3,4,5 ребер слева и справа по передней подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры, не являющиеся опасными для жизни, влекущие у живых лиц длительное расстройство здоровья сроком свыше 3 недель (21 суток), оценивающиеся как вред здоровью средней степени тяжести;
- ссадину на передней поверхности груди справа и кровоподтек на передней поверхности груди слева
Задание № 6
Указать, какие виды преступной деятельности характерны для женщин. Составить схему детерминирующих женское преступное поведение факторов на 4-х уровнях (общесоциальном, региональном, групповом, индивидуальном).
Задания для самоконтроля:
1. Почему преступность несовершеннолетних преимущественно носит групповой характер?
2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? Что влияет на определение минимального возраста уголовной ответственности?
3. Почему неблагополучная семья выступает основным криминогенным фактором формирования криминальной мотивации?
4. Каковы причины и условия преступности несовершеннолетних?
5. Какие преступления женщины совершают чаще?
Практическое занятие № 9 (2 часа)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|