|
Портрет плодотворного мыслителя
Итак, какую нужно заплатить цену, чтобы стать плодотворным мыслителем? Во-первых, как он выглядит? Вы часто слышите, как кто-нибудь говорит, что его коллега по работе или друг является «плодотворным мыслителем», но эта похвала имеет разное значение для каждого отдельного человека, для одного это означает наличие высокого коэффициента интеллектуального развития, а для другого — умение запомнить массу тривиальных сведений или способность сразу угадать, кто убийца в детективном романе. Я считаю, что плодотворное мышление не сводится к одному определенному навыку. Стать плодотворным мыслителем — значит развить несколько мыслительных навыков до предела.
В книге «Созданный на века» Джим Коллинз и Джерри Поррас пишут о том, что значит быть передовой компанией, то есть компанией такого типа, которая воплощает в себе высшие достижения американского бизнеса:
Передовая компания подобна великому произведению искусства. Вспомните фрагменты принадлежащей кисти Микеланджело фрески «Сотворение мира» на потолке Сикстинской капеллы или его статую Давида. Вспомните прекрасный роман «Гекльберри Финн» или «Преступление и наказание». Вспомните 9-ю симфонию Бетховена или драму Шекспира «Генрих V». Или какое-нибудь великолепно спроектированное здание, подобное шедевру Фрэнка Ллойда Райта или Луи Мис ван дер Роэ. Вы не сможете указать на какую-нибудь конкретную деталь, которая делает значительным все произведение; оно воспринимается в целом, все отдельные части действуют в совокупности, производя единый эффект — эффект величия, способного выдержать испытание временем.
То же можно сказать и о плодотворном мышлении. Вам нужны все «детали» мыслительного процесса, чтобы стать человеком такого типа, который может достичь чего-то великого. К этим «деталям» относятся следующие одиннадцать навыков:
· умение видеть мудрость масштабного мышления;
· умение давать волю потенциалу сосредоточенного мышления;
· умение открывать для себя радость творческого мышления;
· умение распознать важность реалистического мышления;
· умение высвободить силу стратегического мышления;
· умение почувствовать энергию мышления о невозможном;
· умение воспользоваться уроками рефлективного мышления;
· усомниться в полезности общепринятого мышления;
· поощрять участие в разделенном мышлении;
· испытать удовлетворение от бескорыстного мышления;
· насладиться результатами мышления, ориентированного на основную цель.
Прочитав главы, посвященные каждому типу мышления, вы откроете для себя, что книга «Мыслить, чтобы измениться» — это не попытка подсказать вам то, о чем мыслить, а научить вас тому, как мыслить; поймете, что с одним мыслительным навыком вы справляетесь хорошо, с другим — нет. А овладев каждым из указанных типов — включая процесс разделенного мышления, который поможет вам компенсировать свои слабые стороны, — вы станете более глубоким мыслителем, и ваша жизнь изменится.
СОВЕТ ПЛОДОТВОРНОГО МЫСЛИТЕЛЯ
Как-то я прочел, что «битва за контроль и лидерство в мире всегда наиболее эффективно ведутся на уровне идей. Идея — независимо от того, правильная она или нет, — овладев умами молодого поколения нации, вскоре проложит себе путь в каждую сферу общества, особенно в наш век средств массовой информации. А идеи определяют результаты».
Мне каждый день приходится видеть, насколько велико влияние идеи на жизнь молодых людей, потому что моя компания «The INJOY Group» нанимает много сообразительных двадцати- и тридцатилетних лидеров. Габе Лайонз, вице-президент этой компании, недавно присутствовал на одном собрании в «Fox Theater» и вернулся оттуда, полный энтузиазма. Там выступал Джек Уэлч, в прошлом один из руководителей «General Electric». Габе поехал туда, потому что хотел овладеть искусством лидерства и развития личности, а также поучиться у одного из самых выдающихся в мире лидеров в сфере бизнеса.
Битва за контроль и лидерство в мире
всегда наиболее эффективно
ведутся на уровне идей.
THE AMERICAN COVENANT
|
На этом собрании было шестьсот бизнесменов. Джек Уэлч представлял там свою новую книгу «Джек собственной персоной», но ничего из нее не зачитывал и не предлагал слушать аудиозались. Он сделал для аудитории нечто гораздо более ценное: стал отвечать на вопросы слушателей.
Габе сказал, что почти два часа с уст Джека лилось чистое золото. Самое ценное, что он усвоил, это ответ на вопрос одного бизнесмена, которому было лет двадцать пять. Вот рассказ Габе.
Молодой человек спросил: «Когда вы были в моем возрасте, что вы делали, чтобы выделиться из круга других сослуживцев? Как вы в свое время выдвинулись из толпы других молодых, честолюбивых и способных коллег?» И Джек ответил: «Прекрасный вопрос, молодой человек. И это важно послушать каждому. Первое, что вы должны понять, — это важность умения подняться над толпой. Единственным способом выдвинуться в глазах вашего босса является понимание следующего простого принципа: когда ваш босс задает вам какой-нибудь вопрос, поручает важный проект или посылает собрать какие-нибудь данные, вы должны понимать, что он уже знает ответ, которого ждет от вас. В большинстве случаев босс просто хочет, чтобы вы пошли и подтвердили то, что он уже считает правильным. Большинство людей так и поступают: идут и делают то, что от них требуют, — продолжал Джек, — подтверждая то, что босс считает правильным. Но в этом и состоит разница. Вы должны понять, что вопрос — это всего лишь первый толчок. Когда босс задает вам вопрос, он должен стать отправной точкой еще для нескольких идей и мыслей. Если вы хотите подняться над толпой, то должны посвятить свои мысли и время не только ответам на данный вопрос, но пойти гораздо дальше, чтобы придать дополнительную ценность цепочке мыслей вашего босса.
Попросту говоря, это означает возвращение в его кабинет не просто с ожидаемым ответом, но еще с тремя или более другими идеями, мнениями и перспективными проектами, которые вашему боссу, возможно, раньше не приходили в голову. Цель придать дополнительную ценность идее и высказать мысли сверх ожидаемых. Это касается не только вопросов, но также поручений, инициатив и всего прочего, что только ни предлагает вам для решения руководство».
И Джек подытожил: «Поэтому, если вы понимаете, что вопрос — это только начало, то быстро выделитесь из толпы, в то время как 99,9 процента всех служащих останутся там навсегда, потому что не умеют мыслить. Если вы осознаете этот принцип, то вам всегда будут предлагать вопросы, имеющие решающее значение. И через какое-то время вы сами станете тем, кто задает вопросы другим!»
99,9 процента всех служащих останутся там навсегда,
потому что не умеют мыслить.
ДЖЕК УЭЛЧ
|
Если вы страстно желаете вырваться из толпы, подняться над обстоятельствами, перейти на другой уровень в карьере и личной жизни, вам нужно последовать совету Джека Уэлча: научиться мыслить как можно более масштабно. И это перевернет всю вашу жизнь.
ВОПРОС НА РАЗМЫШЛЕНИЕ
Считаю ли я, что плодотворное
мышление может изменить мою жизнь?
|
ПОНИМАНИЕ ПЛОДОТВОРНОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Кто является самым лучшим мыслителем из всех известных вам людей? Назовите их.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Что выделяет их из толпы? Опишите, чем они отличаются от других.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Выберите одного из таких мыслителей и проводите с ним какое-то время.
3. Как бы вы определили свое плодотворное мышление в прошлом и как описали бы его сегодня?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Какие проблемы личного или профессионального характера создавали препятствия вашему движению вперед? Не пытайтесь устранить их сейчас. Просто опишите их.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ИЗМЕНЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Вы не можете заставить людей мыслить — но побудить
их к этому можете.
Франк А. Даш
КАК ОНИ МЫСЛИЛИ?
Мы развернем эту команду на 360 градусов.
Джасон Кидд,
при составлении проекта перестройки NBA
Нетрудно понять, что людям, не способным добиться успеха, нужно изменить направление мышления. А как обстоит дело с теми, кто уже достиг определенного успеха? Могут ли эти люди подняться на следующую ступень, не изменив своих мыслей?
На этот вопрос может ответить Карен Форд. Я познакомился с ней еще в 1998 году, перед одной из своих лекций о лидерстве, которую должен был прочесть большой группе консультантов из «Mary Kay». Тогда-то Карен и рассказала мне свою историю.
ПОВОРОТ НА ДОРОГЕ
Карен Форд не сразу стала бизнесменом; она начинала свою профессиональную деятельность учительницей. «В то время у окончивших среднюю школу девушек был очень ограниченный выбор профессий, — говорит Карен. — Они могли либо стать учительницей, либо медсестрой. Я пошла в педагогический колледж и таким образом стала учительницей начальных классов». В течение 10 лет она преподавала во вторых классах и хорошо справлялась со своей работой. Но в 1987 году семейные обстоятельства Карен неожиданно и радикально изменились. Ее второй ребенок родился с нарушениями сердечной деятельности, и ему нужно было давать лекарства каждые четыре часа в течение года. Тогда Карен пришлось оставить работу в школе, чтобы ухаживать за сынишкой. Семья стала испытывать финансовые трудности, и Карен начала искать выход из создавшегося положения. В конце концов она решила попробовать заниматься распространением продукции «Mary Kay». Это заинтересовало ее, так как можно было возмещать доход, которого она лишилась, оставив работу в школе. Она планировала продавать косметику в течение года.
УСПЕХ БЫЛ ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ
Карен получила то, на что рассчитывала, — дополнительный доход, — но неожиданно обнаружила, что получает истинное удовольствие от работы с «Mary Kay», и что у нее это хорошо получается. «Со временем я стала получать от этого такой доход, которого раньше не могла даже представить, — говорит Карен. — Я могла позволить себе покупать бриллианты, автомобили, много путешестовать». У нее началась совершенно новая жизнь, и она открыла в себе дарования и таланты, о которых даже не подозревала. Она так никогда и не вернулась в школу.
Следующие пару лет Карен усердно работала, продавая продукцию «Mary Kay», приглашая к сотрудничеству других женщин с таким же направлением разума, и постепенно создавала свою собственную организацию. В «Mary Kay» каждая женщина является независимым бизнесменом. Эта компания, на которую работает более 75 тысяч консультантов, придерживается такой философии: «Бизнес для себя, а не через себя». Вскоре успех Карен сделал ее частью эксклюзивной группы: она стала одной из 200 независимых директоров по продажам. Но ей хотелось чего-то большего. Она считала, что могла бы подняться на следующий уровень, самый высокий в компании «Mary Kay» стать директором продаж в масштабах страны.
В течение следующих пяти лет Карен неустанно работала в направлении своей цели. Увлекала других, расширяла сферу своей деятельности и так, шаг за шагом, продвигалась вперед. Она подняла доход своих продаж (и без того весьма впечатляющий — полмиллиона долларов в год) до 650 тысяч долларов. Она думала, уже сделала все необходимое, чтобы подняться на самый высокий уровень. Но когда в 1995 году раздался, наконец, звонок от самой Мэри Кей, Карен сказали, что ее не назначили директором. Услышать эту новость было тяжело, но еще тяжелее было выслушать последовавшую затем критику. И Карен узнала основную причину, по которой она не добилась своей цели: она собрала группу последователей, которые просто старались осуществить ее мечты и цели, а не лидеров, которые могли достичь чего-то сами, а затем, в свою очередь, привлекать других и вести их к успеху. «Я наконец-то поняла, что возглавлять лидеров намного труднее, чем я думала» — вспоминает Карен. Это была ее первая настоящая неудача, и она почувствовала себя опустошенной.
ОНА ИЗМЕНИЛА НАПРАВЛЕНИЕ
РАЗУМА
Карен едва не бросила работу с «Mary Kay». Она уже всерьез обдумывала предложение от другой компании, готовившей лидеров; работу, которой нужно было уделять всего около 12 часов в месяц, а ежегодный доход при этом выражался шестизначным числом. Карен неоднократно принималась писать письмо, где отказывалась от должности в «Mary Kay», но так и не смогла его отправить. Она все время думала о людях, которые работали в ее организации, о том, что без нее они не смогут реализовать свои надежды и мечты. И она не захотела изменить своей цели. И вместо того, чтобы сменить место работы, она решила измениться сама.
«Продолжать работать на «Маrу Кау» было совершенно осознанным решением, но, как только я его приняла, стало ясно: чтобы двигаться вперед, я должна буду изменить свое мышление, — говорит Карен. — И я должна измениться сама».
Каждый думает о том, как изменить мир,
но никто не думает о том, как изменить себя.
ЛЕВ Толстой
|
Так как Карен понимала, что не сможет преуспевать, следуя прежнему образу мышления, она продолжала заниматься своим личностным ростом, с жадностью читая книги по лидерству и просматривая каждую кассету по этой теме. На протяжении нескольких месяцев она фактически пренебрегала своими функциями в организации и занималась только тем, что работала над собой, над изменением своего привычного мышления. Она поставила цель — научиться руководить лидерами.
А когда Карен возобновила прежнюю деятельность и опять начала работать со своими коллегами по «Mary Kay» она не просто изменила свое видение, а пустила в ход новые навыки мышления; стала на все смотреть по-другому; начала создавать стратегии и системы, которые помогли бы ее служащим развиваться в том же направлении, что и она. Карен приняла решение стать самым лучшим бизнесменом на ее нынешнем уровне. Как ни удивительно, именно это и помогло ей подняться на следующую ступень.
Лев Толстой писал: «Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, как изменить себя». Изменив свою внутреннюю сущность, Карен начала привлекать к себе людей совсем другого типа, которые могли мыслить и руководить другими, как и она. Карен помогла им подняться на новый уровень достижений. 1 октября 1998 года ей опять позвонили из главного управления организации «Mary Kay» и на сей раз сообщили, что она добилась того, чего смогли достичь лишь 170 консультантов, работающих в разных уголках мира. Теперь она получила звание национального директора по продажам. И это произошло благодаря тому, что Карен изменила свое мышление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|