Сделай Сам Свою Работу на 5

Морфология научного стиля

 

Функционирование морфологических категорий (как и категорий других уровней) в научном стиле подчинено реализации функционального назначения этого стиля.

Морфологию научного стиля характеризуют следующие черты.

• Основную смысловую нагрузку в тексте несут существительные, что обусловлено номинативным (именным) характером научного изложения. Глаголы выступают по преимуществу структурным элементом, соединяющим понятия, обозначающим действие, состояние. Подтверждением доминирующей роли существительных в научном стиле служит тот факт, что основная масса терминов – существительные.

 

Примечание. Глаголы тоже могут выступать в качестве терминов (например: загружать, раскислять, футировать, проектировать...), но они составляют 18,5% всей глагольной лексики научно-технического текста*. По статистическим подсчетам, количество существительных в научных текстах в 2,5 раза больше, чем глаголов.

* См.: Вавречка М. Русская глагольная терминология и ее функционирование в научно-техническом тексте: Автореф. канд. дисс. Воронеж, 1984.

 

• Тенденция к обобщенности в представлении объекта исследования, описания и тенденция к выражению целостности предмета изложения приводят к тому, что существительные, обозначающие единичные считаемые предметы (названия растений, животных и т.п.), почти всегда употребляются в единственном числе: Чаще всего лось встречается в лесосеках; Гренландский кит под угрозой вымирания; Береза относится к породам светолюбивым.

В то же время для научного стиля характерно употребление вещественных и абстрактных существительных во множественном числе (чего практически нет в общелитературном употреблении). Эта форма появляется при необходимости дифференцировать определенные понятия вещественного характера, конкретизировать абстрактные понятия (масла, смолы, спирты, стали, сахара, глины, чаи, нефти; состояния, величины, стоимости, максимумы, минимумы, деятельности, концентрации.

• По сравнению с общелитературным употреблением и другими функциональными разновидностями литературного языка в научном стиле гораздо шире представлены существительные среднего рода на -ние, -ство, -тие (деление, явление, отношение, свойство, доказательство, развитие, разлитие света), субстантивированные прилагательные на -ое/-ее (среднее, отсталое, сказуемое, наличное, последнее, будущее).



• Глаголы, как уже отмечено, выступают во вспомогательной функции (так же и в официально-деловом стиле) – в качестве структурного компонента для соединения понятий: нечто состоит из..., составляет..., называется...

Личные формы глагола ограничены 3-м лицом; на первый план выдвинуто настоящее неактуальное (Построенный параллелепипед называют параллелепипедом координат данной точки А); весьма активны причастия, особенно страдательные, употребительны возвратные глаголы.

Очень активен несовершенный вид, поскольку его формы имеют более абстрактные значения, чем формы совершенного вида. По данным Кожиной, первые составляют в научном стиле 80%, тогда как в языке художественной литературы лишь 55%*.

* См.: Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983.

 

Лексика научного стиля

 

Переходя к лексике научного стиля, следует прежде всего сказать о терминологии. Терминология – одна из наиболее ярких, наглядных особенностей научного стиля. Насыщенность текста терминологической лексикой, выступающей в своей основной, дефинитивной, функции, позволяет отнести его к научному стилю. По подсчетам специалистов, в лингвистических, физико-математических, медико-биологических текстах среди знаменательных слов термины достигают 70–79%*.

* См.: Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. М., 1973.

 

Речевую базу научного стиля, как и каждой функциональной разновидности литературного языка, составляет лексика общеупотребительная или общелитературная. Она служит источником образования новых терминологических единиц.

В нетерминологической лексике представлены слова из книжной речи: общекнижная, общенаучная, официальная (частично). Лексика эмоционально окрашенная, с ярко выраженной экспрессивной окраской, а также лексика разговорная научному стилю не свойственна.

Применение общеупотребительных слов в рамках научного стиля имеет некоторые особенности.

• Активны слова, которые в других функциональных разновидностях встречаются сравнительно редко. Например, глаголы быть в форме настоящего времени (Из определения следует, что диэлектрическая проницаемость есть безмерная величина (отвлеченное число)), являться в функции связки (Земной шар в целом является проводником) практически не встречаются в художественных текстах, в разговорной речи.

• Многозначные слова употребляются не в тех значениях, которые частотны в других стилях. Например, исследовать: первое значение – «внимательно, тщательно осматривать, выясняя что-либо»; второе значение – «подвергать (подвергнуть) научному изучению». В научном стиле этот глагол активно используется во втором значении.

• Некоторые слова в научном стиле приобретают дополнительное значение. Например: глагол ориентироваться, имея значения «определять собственное местонахождение в отношении стран света и окружающей местности» и переносное «направлять свою деятельность, принимая в расчет, учитывая что-либо», может выступать в значении «располагаться» (При отсутствии внешнего поля дипольные моменты полярных молекул ориентированы совершенно беспорядочно).

• Модифицируются синонимические отношения общеупотребительного слова под влиянием контекстов. Например, глагол предполагать, согласно данным Словаря синонимов русского языка З.Е. Александровой (М., 1968), включается в такой синонимический ряд: считать, думать, полагать, допускать, подозревать, а согласно Словарю синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой (Л., 1975): намереваться, собираться, полагать, рассчитывать, думать, мыслить, помышлять, хотеть, ладить (прост.), ладиться (прост.). В научных текстах этот глагол соотносится со словами полагать, считать, допускать, думать*.

* См.: Рейман Е.А. О значении слов в текстах разных функциональных стилей // Стиль научной речи. М., 1978.

 

В текстах научного стиля распространено такое своеобразное явление, как многократное употребление одних и тех же слов, прежде всего терминов. Так, в текстах по химии объемом 150 000 словоформ встретились слова: вода – 1431 раз, раствор – 1355, кислота – 1182, атом – 1011, различный – 470, обычно – 434, последний – 374, подобный – 374 раза*.

* См.: Митрофанова О.Д. Указ. соч.

 

В последние десятилетия возрастает значимость научного стиля в стилистической функционально-стилевой системе современного русского литературного языка, в повседневной речевой коммуникации, особенно по сравнению с положением этого стиля в русском литературном языке конца XIX – начала XX в. Это выражается, с одной стороны, в существенном увеличении научных текстов в общей массе литературных текстов, в повышении их общественного авторитета, с другой – в широком распространении в иных функциональных разновидностях, вплоть до разговорной речи, научной и технической терминологии, специфических речевых оборотов, некоторых грамматических явлений, присущих научной речи; в возникновении и распространении расширительных употреблений и переносных значений специальных терминов в публицистике, в средствах массовой информации, отчасти в художественной литературе. Например: орбита экономического развития, ускорительсоциального развития, эпицентрдрамы Шекспира «Гамлет», вирус стяжательства, микроб, планктонмещанства, цепная реакцияшуток и острот, радиацияпропаганды насилия; вразговорной речи – «стыковочка не получилась» (словесная реакция молодого человека на отказ девушки познакомиться с ним); в расширении в связи с описанными явлениями синонимических возможностей современного литературного языка, в обогащении образной системы языка художественной литературы. Новое в распространении терминов за рамками научного стиля по сравнению с XIX в. состоит в том, что многие из них становятся вполне доступными, широко распространенными в их основном значении (атом, атомная энергия, телевидение, облучение, экология, акселерация...).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.