Сделай Сам Свою Работу на 5

Судебно-экспертная фотография





Как уже отмечалось, содержание судебно-экспертной фотографии составляют в основном исследовательские методы. Они применяются преимущественно в лабораторных условиях, в том числе и при произ­водстве криминалистических экспертиз. В судебно-экспертную фотогра­фию наряду с общими методами входят специально разработанные для целей экспертного исследования. С их помощью не только выявляются, но и фиксируются признаки, обнаруженные при использовании других технических средств (например, фотосъемка изображения, полученно­го с применением микроскопа).

В зависимости от особенностей объекта и задач, стоящих перед ис­следователем, различают следующие виды судебно-экспертной фото­графии:

1) выявление и исследование деталей и признаков, которые по своей величине недоступны обычному зрению (например, микроскопи­чески малого рельефа в следах, возникших на пуле при выстреле; в следах, оставленных орудием преступления);

2) выявление и исследование в объектах различий, невидимых не­вооруженным глазом (например, анализ подделки в документе, прочте­ние залитых или угасших текстов, выявление копоти выстрела).



Для выполнения указанных задач используют следующие методы: а) фотосъемку с непосредственным увеличением, б) фотографическое из­менение контрастов, в) фотосъемку в невидимых лучах.

Фотосъемка с непосредственным увеличением позволяет получить увеличенное изображение объекта при его фотографировании.

Различают два способа такой съемки: макро- и микрофотосъемку. Предпринималось немало попыток разграничить эти понятия и дать оп­ределение каждому из них. Наиболее удачным представляется следую­щее.

При макрофотосъемкеизображение объекта в натуральную вели­чину или с некоторым увеличением проецируется на негатив с помо-

7*


Шшшт



Глава 12. Криминалистическая фотография


Рис. 12.16. Универсальная установка для микрофотографирования

щью объектива фотоаппарата или специального короткофокусного мик­рофотообъектива1. Она осуществляется обычными фотоаппаратами, име­ющими двойное или тройное растяжение меха, т. е. позволяющими удалять объектив от негативного фотослоя на 2—3 фокусных рассто­яния.



При микрофотосъемке изображение объекта образуется оптической системой микроскопа. Существует ряд моделей микрофотоустановок, в которых микроскоп и фотографическая часть составляют одно целое. К их числу относится универсальная установка ФМН-2 (рис. 12.16).

Наряду с установками есть и различные микрофотонасадки: МФН-2, МФН-5 и др., которые с помощью переходных колец можно укрепить на тубусе любого микроскопа. Такие насадки очень удобны, так как по­зволяют наблюдать через особый окуляр изображение, видимое в мик­роскоп, и в любой момент фотографировать его. Имеются фотонасадки, предназначенные для бинокулярных стереоскопических микроскопов (МФН-5). С их помощью получают стереоскопическое изображение объекта.

1 Термином "макрофотосъемка" в специальной литературе обозначают съемки в масштабе от 1:5 до 20 : 1, 30 : 1, т. е. от пятикратного уменьшения до двадцати— тридцатикратного непосредственного увеличения объекта.


§ 5. Судебно-экспертная фотография



Рис. 12.17. Одна из моделей сравнительного микроскопа

Фотосъемка при микрофотографировании производится либо на кино-, фотопленку, либо на пластинки, что зависит от конструкции установки или насадки. Фотоматериалы подбирают высокочувствитель­ные с большой разрешающей способностью.

Важное значение при микрофотосъемке имеет освещение объектов. Прозрачные объекты фотографируются на просвет, а непрозрачные — как правило, в отраженных лучах. В зависимости от характера объекта и целей съемки освещение может быть вертикальным (съемка пересекаю­щихся штрихов) или косопадающим (съемка трасс в следах). Окрашен­ные объекты для повышения контраста снимаются со светофильтрами (рис. 12.17).



Выбор увеличения, как и при визуальном микрокопировании, за­висит от характера объекта и целей исследования. Следы пальцев рук, оттиски печати и штампа, тексты, отпечатанные на пишущей машинке, фотографируют с увеличением в 4—5 раз. Следы на пулях и гильзах, следы разреза (разруба) и тому подобные — при увеличении в 10—20— 30 раз, а волокна бумаги, картона, ткани, микроскопически малые вклю­чения (в пыли, в краске) — в 200—400 раз.

Микрофотосъемка может проводиться в невидимых лучах спектра (ультрафиолетовых, инфракрасных). Для этих целей существуют спе-



Глава 12. Криминалистическая фотография


Рис. 12.18. Фотосъемка трасс в следе разруба в косопадающем свете

циальные микроскопы: МУФ-3 (микроскоп ультрафиолетовый, 3-я мо­дель); МИК-1 (микроскоп для инфракрасной фотографии).

Фотографические методы изменения контрастов. Различают два вида контрастов: яркостный и цветовой. Под яркостным понимают различие объектов, одинаковых по цвету, но различающихся по его густоте (один светлее, другой темнее).

Разновидностью яркостного является теневой контраст, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их осве­щения. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы прочесть вдавленный текст, установить подчистку в документе, изучить микроскопический рельеф поверхности следа. Усиление теневого контраста позволяет правильнее передать форму предмета или отдельных его деталей, дать представ­ление о материале поверхности (фактуре). Чтобы выявить неровности поверхности объекта, его освещают направленными лучами, падающими под острым углом к фотографируемой поверхности (косопадающий свет);

Осветив след косыми лучами, направленными перпендикулярно к линиям трасс, удается получить фотоснимок, наглядно отображающий рельеф следа (рис. 12.18).


§ 5. Судебно-экспертная фотография



В иных случаях выявление теневого контраста не зависит от на­правленности косопадающего света, например при беспорядочной взъе-рошенности волокон бумаги, возникшей при подчистке текста.

К усилению яркостного контраста прибегают также при исследо­вании слабовидимых текстов (поблекших, удаленных). Это усиление может быть достигнуто: а) при самом фотографировании; б) при обра­ботке фотоматериалов; в) в процессе печати фотоизображений. Целью всех перечисленных способов является усиление яркости одних деталей и ослабление яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга.

Для усиления яркостных контрастов в процессе фотосъемки прибе­гают к достаточно сильному освещению и используют фотографические материалы с большей степенью контрастности.

Не довольствуясь усилением яркостного контраста только за счет выбора фотоматериалов, иногда прибегают к обработке самих материа­лов (главным образом при проявлении). Для этой цели могут быть ис­пользованы специальные контрастно работающие проявители. В других случаях проявленные в обычных условиях негативы подвергаются до­полнительной химической обработке.

При изготовлении фотоотпечатков яркостный контраст может быть увеличен несколькими путями. Наиболее простой — применение особо-или сверхконтрастного позитивного фотоматериала. Другим способом является печать с нескольких совмещенных негативных изображений объекта. Названный метод разработан до революции русским криминали­стом Е. Ф. Буринским. Сущность его заключается в суммировании фо­тоэмульсионных слоев — негативных или позитивных. При фотосъем­ке получают несколько негативов одного объекта, а затем, совместив их с большой точностью, — усиление слабых контрастов. Для указан­ных целей Е. Ф. Буринский совмещал эмульсионные слои, снимая их с негативов, что чрезвычайно сложно. В последующем были предложе­ны менее трудоемкие способы сложения. В настоящее время для это­го производят снимки на фотопленках. Накладывая их друг на друга, добиваются совмещения фотоизображений, а затем печатают проекци­онным способом.

Яркостный контраст может быть увеличен и методом контратипи-рования. Для этого с полученного негатива печатают позитив на плен­ке или диапозитивных пластинках. Затем с позитива печатают негатив­ное изображение, с негативного — вновь позитивное, и так до 4— 5 раз, пока на негативе не достигнуто желаемого усиления контрас­тов. С окончательного негатива производят печать на контрастную фо­тобумагу.

К усилению цветового контраста прибегают в случаях, когда: а) необходимо различить объекты исследования, имеющие один цвет, но разные оттенки; б) объекты различаются по цвету, но при обычном фотографировании этого не усматривается; в) цвет одного объекта мас­кирует изображение другого.

Усиление контраста достигается цветоделением или цветоразличе-нием.



Глава 12. Криминалистическая фотография


 



 


|ffli|iniiii"|ffliiniinifiii|iiiBinqiiijinpi|iiii|in|ropq|

/WW-
'el**-
L^,,k,/ i- ^

•f •


|Щ|ШЯ1111|Ш|И1|111И1|1111»1ИЦРЧ«Ч1",Ч«»НЧ"|1

Рис. 12.19. Цветоделительная фотосъемка документа с использованием инфракрасных лучей: вверху — документ, залитый тушью, снимок в видимом свете; внизу — тот же документ, сфотографированный

в инфракрасных лучах

В судебно-экспертной фотографии цветоделение применяется в от­ношении различных объектов. При исследовании документов оно позво­ляет устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отличным от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачерк­нутые тексты (рис. 12.19).

Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на одежде и других объектах. С его помощью могут быть установлены следы близкого выстрела (опаление, копоть, порошинки), неразличи­мые в обычных условиях.

При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделя­ется за счет удаления (гашения) всех остальных. При цветоразличитель-ной стремятся получить на фотоснимке передачу всех цветовых гра­даций объекта в виде различных участков почернения. Например, на ткани красного цвета имеются красные следы крови. При осмотре и фиксации в белом свете различие в оттенке следов почти не наблюда­ется. Однако если исследовать объект в красных лучах, то удается


§ 5. Судебно-экспертная фотография



установить различие между следами и фоном. Другой пример: на пожел­тевшей бумаге имеется выцветший текст, выполненный синими черни­лами. Фотографируя объект в желтых или синих лучах, наблюдают уси­ление цветового контраста. В зоне желтых лучей штрихи будут пред­ставляться более темными на светлом фоне, а в зоне синих лучей фон будет казаться более темным, чем штрихи. В обоих случаях достигается главная цель — увеличение цветового контраста.

Чтобы получить изображение объекта в определенной зоне спект­ра, используют светофильтры. Светофильтром называется окрашенная среда, избирательно поглощающая свет, т. е. пропускающая лучи опре­деленной длины волны. Они могут быть твердыми, жидкими и газооб­разными. В судебно-экспертной фотографии чаще всего применяются твердые фильтры — стеклянные, выпускаемые промышленностью в виде наборов (называемых каталогом цветного стекла), включающих более ста различных фильтров.

При цветоделительной съемке светофильтр обычно ставят перед объективом фотоаппарата, а объект освещают достаточно сильным бе­лым светом. В соответствии с заданной при изготовлении характеристи­кой светофильтр пропускает лучи определенной зоны, задерживая все остальные. Таким образом на фотоматериале возникает изображение объекта в лучах определенной зоны спектра.

Немалую роль при этом играет выбор светочувствительных фото­материалов (пластинок пленок). Их подбирают с таким расчетом, чтобы они были чувствительны (сенсибилизированы) к свету, пропускаемому светофильтром.

Отметим, что в экспертной практике нередко приходится решать задачу одновременного усиления нескольких контрастов. Для успешной передачи всей гаммы объекта (цветоразличение) применяется цветная фотография. Для этого могут быть использованы цветографические материалы (для негативно-позитивного процесса) или обращаемые фо­топленки. При использовании обращаемой пленки позитивное изобра­жение получают прямо на ней (слайды). Иногда процесс обращения осуще­ствляется в самом аппарате (фотоаппараты класса "Полароид").

Цветные снимки наклеивают на таблицы. Слайды изучают по изоб­ражению на экране.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра(инфракрасных, ультра­фиолетовых, рентгеновских, |3- и уУчах) широко распространена в судебной фотографии. Она позволяет выявлять и фиксировать особен­ности объектов, которые не удается различать при исследовании в видимой зоне спектра (рис. 12.20).

Фотосъемка в инфракрасных лучах (ИК-лучах) осуществляется с помощью обычных фотоаппаратов и объективов. Объект освещают све­том ламп накаливания (200, 300, 500 Вт), в спектре которых много ИК-лучей. Перед объективом помещают плотный красный или инфра­красный светофильтр. Специальные инфрахроматические фотоматери­алы, которые при этом используют, чувствительны к ИК-лучам. На них указывается длина волны ИК-лучей, к которым они чувствительны в наибольшей степени (например, "Инфра-760").


 

 


 

 

Глава 12. Криминалистическая фотография


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  »•" ш   Граница
у-лучи »•' • / /// / 1 У i - 1 \\ », \ \ \ \ i Ц/и I» « 200 имк \ прозрачности кварца
  10'' Область
Рентгеновские лучи W1 применения фотопластинок
  ш' и флуоресцирующих / экранов Область
УФ-лучи 10 s
Видимый свет у,   чувствительности
ШЩ [ глаза
  W3  
ИК-лучи 9*  
  Г1  
  800 ими Область
  / чувствительности пластинок
Радиоволны ю "инфрахром"
  юг Область применения
  ю3
  * фотоэлементов и фотосопротивлений
  ю*  

Рис. 12.20. Электромагнитный спектр

Изображение, наблюдаемое в ИК-лучах с помощью электронно-оп­тического преобразователя1, также может быть сфотографировано. Вви­ду того что на экране электронно-оптического преобразователя созда­ется видимое изображение, оно может быть сфотографировано на обыч­ных фотоматериалах.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах (УФ-лучах). К данному виду относится съемка люминесценции, вызванной УФ-лучами, и съемка в отраженных УФ-лучах.

В первом случае УФ-лучи возбуждают видимую люминесценцию. Источниками ультрафиолетового света являются ртутно-кварцевые лам­пы. Фотосъемка люминесценции может проводиться с помощью любого фотоаппарата, снабженного обычной (стеклянной) оптикой. Для того чтобы полностью задержать УФ-лучи, отражаемые люминесцирующим объек­том, перед объективом помещают желтый светофильтр. Фотосъемку про­изводят на обычных фотоматериалах, которые подбирают, ориентируясь на цвет люминесценции (рис. 12.21).

При съемке в отраженных УФ-лучах используют кварцевую опти­ку, которая пропускает УФ-лучи. Перед объективом фотоаппарата ста­вят светофильтры, пропускающие УФ-лучи и поглощающие все ос­тальные (УФС-2, УФС-3).

Съемку проводят на любых фотоматериалах, так как все они высо­кочувствительны к ультрафиолету.

' Об электронно-оптическом преобразователе см. гл. 10.


§ 5. Судебно-экспертная фотография



 



:ичча* яодмиь .тю

 


Рис. 12.21. Фотосъемка люминесценции: вверху — документ, сфото­графированный в обычных лучах, внизу — этот же документ при освещении

УФ-лучами


 


 

штат ■ \
^рЩф. W W—-^^-'*** -;
Ьл - - _. ■ в!  
  р* v  
ИМ н~-- ■ " |  
^^^Е*^: . ..t; -.v'-'sr  

Рис. 12.22. Рентгенограмма пистолета


186 Глава 12. Криминалистическая фотография

Фотосъемка в УФ-лучах применяется для восстановления вытрав­ленных, выцветших и смытых текстов, для прочтения тайнописи и дру­гих целей.

При съемке в рентгеновских лучах объект помещается под источни­ком рентгеновского излучения — на кассете, в которой находится спе­циальная рентгеновская пленка. Вместо кассеты можно использовать конверт из черной плотной бумаги.

Пропуская через объект рентгеновские лучи, в пленке создают скры­тое изображение просвеченного объекта (рис. 12.22). Обрабатывают ее обычным способом (проявление, фиксирование, промывка). Подобным об­разом производят съемку и в 3- и у-лучах. Кроме изложенного контакт­ного способа рентгенографирования используют также и фотосъемку изображения, полученного с помощью рентгеновских лучей и наблюда­емого на экране криптоскопа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.