Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства
Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.
Проверка предприятия и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г.;
- ПБУ 1/08 «Учетная политика предприятия»;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»;
- Приказом Минфина РФ №66н от 22.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Приказом Минфина РФ от 30.12.1996 г. №112 (в ред. от 12.05.1999 г.). «Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».
Источниками информации являются формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями: Бухгалтерский баланс; Отчет о прибылях и убытках; Приложение к бухгалтерскому балансу; специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.
Приступая к проверке отчетности и ее соответствия действующим нормативным актам, аудиторам следует учитывать, что предприятия вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. Однако необходимо, чтобы они содержали все требуемые сведения для достоверного и полного предоставления информации о финансовом положении предприятия, изменениях этого положения и финансовых результатах деятельности. В формах должны быть сохранены коды итоговых строк, строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса. Перед началом проверки аудитору следует установить:
- обеспечивается ли персонал предприятия необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
- разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвентаризаций и т.д.;
- применяются ли меры воздействия на персонал предприятия за нарушение требований нормативных актов.
Проверку целесообразно начинать с контроля соблюдения предприятием основных требований вышеуказанных нормативных актов, предъявляемых к бухгалтерской отчетности:
Рекомендованные типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав РФ.
Предприятия составляют бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств и иных структурных подразделений.
В случае наличия у предприятия дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ.
Отчетным годом для всех предприятий считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным предприятиям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Бухгалтерская отчетность подписывается только руководителем предприятия.
В ходе проверки аудитор должен убедиться, что при составлении бухгалтерской отчетности предприятия было обеспечено соблюдение следующих условий:
- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежащим образом оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
- правильная оценка статей баланса.
В ходе аудиторской проверки исключительное значение имеет вопрос правильной оценки балансовых статей. Правила оценки статей баланса определены Законом «О бухгалтерском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с изм. от 24.12 2010 г.); ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н. Аудитору следует убедиться в обязательном соблюдении правил оценки показателей отчетности по каждой статье.
Не менее важным вопросом проверки является контроль соблюдения требований нормативных актов к процедуре (порядку) составления и представления отчетности. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой отчетности обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации. Аналогичным образом осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, с которыми предприятие имеет расчеты. Проводится уточнение оценки имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные в учетной политике предприятия или действующим законодательством. Уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами. Выявляется окончательный финансовый результат работы предприятия путем суммирования всех частных результатов; закрываются счета 90 и 91. Составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями, и дающая материл (остатки по счетам) для составления годового баланса.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятий и учреждений о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др.), которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.
Особое внимание, аудиторам следует уделить проверке составления на предприятиях отчетности по сегментам. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» регламентировало правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий.
Данный раздел проверки достаточно сложен, т.к. типовых или рекомендованных Министерством финансов РФ форм отчетности по сегментам нет. Каждое предприятие должно самостоятельно выделять сегменты своей деятельности и раскрывать информацию о них в отчетности.
Аудитору следует проконтролировать правомерность обособления географических, операционных и отчетных сегментов, учитывая требования ПБУ 12/10.
Под отчетным сегментом понимается отдельный операционный или географический сегмент, информация о деятельности которого подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или сводной финансовой отчетности.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры. При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений предприятия, дочерних и зависимых обществ.
Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представлен в бухгалтерской отчетности) операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10% от общих аналогичных показателей по всем сегментам,
При этом ПБУ 12/10 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности приходилось не менее 75% выручки предприятия.
Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера,
При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых и хозяйственных операций предприятия действующим в РФ нормативным актам, для получения достаточной уверенности в том, что данная отчетность не содержит существенных искажений.
Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные. Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение. При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их з своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.
Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены при составлении аудиторского заключения следующим образом:
- если аудитор пришел к выводу, выявленные факты существенно повлияли на достоверность отчетности, то аудитор должен представить условно-положительное или отрицательное заключение;
- если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения и внес необходимые коррективы в отчетность, то аудитор вправе дать положительное заключение;
- если аудитор не смог установить факты нарушения нормативных актов из-за ограничений со стороны руководства и персонала проверяемого предприятия, то он может дать отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения о достоверности отчетности экономического субъекта.
Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:
- несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
- использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
- применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
- отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
- не раскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|